Культурно – историческая концепция Л.С. Выготского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурно – историческая концепция Л.С. Выготского.



Анализ концепций этого направления начнем с представлений Л.С.Выготского, согласно которому психическое развитие человека должно рассматриваться в культурно – историческом контексте его жизнедеятельности.

Одна из фундаментальных идей Л.С.Выготского – о том, что в развитии поведения ребенка надо различать две сплетенных линии. Одна-естественное «созревание». Другая – культурное совершенствование, овладение культурными способами поведения и мышления.

Всякая психическая функция в своем генезисе имеет две формы: врожденную, или натуральную, или культурную. Первая биологически детерминированная, а последняя обуславлена исторически и является опосредованной. Она связана с использованием орудий и знаков в качестве средств управления ею. Эти функции он назвал высшими. Основные свойства высших психических функций в связи с этим; осознанность, опосредованность системность. К ним относятся: логическое мышление, речь, произвольная память и т.д.

Культурное развитие заключается в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития и какими являются язык, письмо, система счисления и т. Д., культурное развитие связано с усвоением таких приемов поведения, которые основываются на использовании знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции. Выготский считал, что знаки являются не только заместителями других предметов, но и средствами, орудиями внутренней, психологической жизни человека. По аналогии с орудиями труда знаки являются психологическими орудиями, которые позволяют осознавать себя, свои действия и овладеть ими.

Человеческое поведение осуществляется посредством знаков, система которых составляет речь. Речь освобождает человека от давления наличной ситуации и делает его поведение осознанным.

Человек строит себя, свой мир, свои способности с помощью:

- образов человеческой деятельности;

- произведений искусства;

- правил социального поведения;

- научных понятий;

Культура видоизменяет природу сообразно целям человека: изменяется способ действия, структура приема, весь строй психологических операций наподобие того, как включение орудия перестраивает весь строй трудовой операции.

Внешняя деятельность ребенка может переходить во внутреннюю деятельность, внешний прием как бы вращивается и становится внутренним, т.е. происходит интериоризация.

Л.С.Выготскому принадлежат два важных понятия, определяющих каждый этап возрастного развития-понятие социальной ситуации развития и понятие новообразования.

Под социальной ситуацией развития Л.С.Выготский имел в виду складывающееся к началу каждого нового этапа своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех изменений, возможных в данный период, и определяет путь, следуя которому человек приобретает качественные образования развития.

Новообразование Л.С. Выготский определял как качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития.

Л.С. Выготский установил, что ребенок в овладении собой (своим поведением) идет тем же путем, что и в овладении внешней природой, т.е. извне. Он овладевает собой как одной из сил природы, при помощи особой культурной техники знаков. Ребенок, изменивший строение личности, есть уже другой ребенок, социальное бытие которого не может не отличаться существенным образом от бытия ребенка более раннего возраста.

К скачку в развитии (изменению социальной ситуации развития) и возникновению новообразований приводят фундаментальные противоречия развития, складывающиеся к концу каждого отрезка жизни и «толкающие» развитие вперед (к примеру, между максимальной открытостью к общению и отсутствием средства общения- речи в младенчестве; между нарастанием предметных умений и невозможностью реализовать их во «взрослой» деятельности в дошкольном возрасте и т.п.)

Возраст, Л.С.Выгодский определял как объективную категорию для обозначения трех моментов: 1) хронологических рамок отдельного этапа развития; 2) специфической социальной ситуации развития, складывающейся на конкретном этапе развития; 3) качественных новообразований, возникающих под ее влиянием.

Возрастная периодизация Л.С.Выготского.

В своей периодизации развития он предлагает чередовать стабильные и критические возрасты. В стабильных периодах (младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст и т.д.) происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды (кризис новорожденности, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет, пубертатный кризис, кризис 17 лет и т.д.) эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований.

Те процессы развития, которые более или менее непосредственно связаны с основным новообразованием, Л.С.Выготский называет центральными линиями развития в данном возрасте, а все другие частичные процессы, изменения, совершающиеся в данном возрасте, называет побочными линиями развития. Само собой разумеется, что процессы, являвшиеся центральными линиями развития в данном возрасте, становятся побочными линиями в следующем, и обратно- побочные линии предыдущего возраста выдвигаются на первый план и становятся центральными линиями в новом, так как меняется их значение и удельный вес в общей структуре развития, меняется их отношение к центральному новообразованию. Следовательно, при переходе от одной ступени к другой перестраивается вся структура возраста. Каждый возраст обладает специфической для него, единственной и неповторимой структурой.

Понимая развитие как непрерывный процесс самодвижения, непрестанного возникновения и образования нового, он считал, что новообразования «критических» периодов в последующем не сохраняются в том виде, в каком возникают в критический период, и не входят в качестве необходимого слагаемого слагаемого в интегральную структуру будущей личности. Они отмирают, поглощаясь новообразованиями следующего (стабильного) возраста, включаясь в их состав, растворяясь и трансформируясь в них.

Периодизация Д.Б. Эльконина

Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Выготского о возрастном развитии. Он рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир- мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: «ребенок-вещь» и «ребенок- взрослый». Но вещь, обладая определенными физическими свойствами, заключаетв себе и общественно выработанные способы действий с нею. Это по сути- общественный предмет, действовать с которым ребенок должен научиться.

Деятельность ребенка внутри систем «ребенок – общественный предмет» и «ребенок – общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется его личность.

В то же время эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д.Б. Эльконин выделяет две группы.

В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно – эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно – личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело главным образом с системой отношений «ребенок- общественный взрослый», или, шире, «человек-человек».

Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны, предметно- манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста учебная деятельность младшего школьника и учебно- профессиональная деятельность старшеклассника. Маленький ребенок овладевает предметными действиями с ложкой или стаканом, ребенок старшего возраста – математикой и грамматикой, их деятельность мало похожа внешне, но по существу, и то и другое – освоение элементовчеловеческой культуры. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений «ребенок- общественный предмет» или «человек-вещь».

В деятельности первого типа главным образом развивается мотивационно – потребностная сфера, в деятельности второго типа формируются операционно – технические возможности ребенка, т.е. интеллектуально – познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них.

Д.Б.Эльконин так формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек-предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно – потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии ребенка.

Периодизация Д.Б. Эльконина – наиболее распространенная в отечественной психологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 943; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.222.152 (0.056 с.)