Глава 1. Введение в жилищное право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Введение в жилищное право



ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО

Конспект лекций

 


Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 5

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО.. 9

1.1. Жилищное право и потребность человека в жилище. 9

1.1.1. Жилищное право: общие положения. 9

1.1.2. Жилище: его потребительские и правовые аспекты.. 11

1.2. Конституционные и законодательные гарантии жилищных прав граждан. 12

1.2.1. Право граждан на жилище. 12

1.2.2. Другие конституционные права граждан, связанные с осуществлением их права на жилище 17

Глава 2. ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА.. 21

2.1. Понятие, принципы, предмет и метод жилищного права. 21

2.1.1. Понятие жилищного права. 21

2.1.2. Принципы жилищного права. 22

2.1.3. Предмет и метод жилищного права. 24

Глава 3 ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.. 27

3.1. Понятие, структура и виды жилищных правоотношений. 27

3.1.1. Специфика жилищных отношений. 27

3.1.2. Жилищные правоотношения. 29

3.2. Субъекты жилищных правоотношений. 31

3.2.1. Понятие и виды субъектов жилищных правоотношений. 31

3.3. Объекты жилищных правоотношений. 33

3.3.1. Понятие и правовая характеристика объекта жилищных правоотношений. 33

3.3.2. Виды жилых помещений, их назначение и пределы использования. 36

3.3.4. Жилищный фонд: понятие и виды.. 39

3.3.7. Переустройство и перепланировка жилых помещений. 42

Глава 4. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ.. 46

4.1. Права и обязанности собственника жилого помещения и иных граждан, проживающих в этом помещении 46

4.1.1. Общие положения о вещных правах. 46

4.1.2. Права и обязанности собственника жилого помещения. 47

4.1.3. Права и обязанности членов семьи и других граждан, проживающих совместно с собственником 48

4.1.4. Прекращение права собственности на жилое помещение при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. 56

4.1.5. Пользование жилыми помещениями, предоставленным по завещательному отказу. 62

4.1.6. Выселение граждан из жилых помещений. 63

4.1.7. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. 65

4.1.8. Право собственности на общее имущество собственников комнат в коммунальной квартире 69

Глава 5. НОВЫЕ ФОРМЫ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПОТРЕБНОСТИ ГРАЖДАН.. 72

5.1. Договор найма (коммерческого найма) жилого помещения. 72

5.1.1. Общие положения. 72

5.1.2. Сравнительно-правовая характеристика договора' найма и договора социального найма жилого помещения. 74

5.1.3. Порядок и условия заключения договора найма жилого помещения. 77

5.1.4. Права и обязанности сторон договора найма жилого помещения. 79

Глава 6. ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА 84

6.1. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма. 84

6.1.1. Общие положения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. 84

6.1.2. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся и предоставление им жилых помещений 94

6.2. Социальный наем.. 101

6.2.1. Понятие, предмет и форма договора социального найма жилого помещения. 101

6.2.2. Права, обязанности и ответственность сторон по договору социального найма жилого помещения 104

6.2.3. Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма 106

6.2.4. Обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма. 110

6.2.5. Поднаем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма. Временные жильцы 113

6.2.6. Изменение договора социального найма и его расторжение (прекращение). 117

Глава 7. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД.. 129

7.1. Жилые помещения специализированного жилищного фонда. 129

7.1.1. Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда. 129

7.1.2. Назначение специализированных жилых помещений. 131

7.2. Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими. 134

7.2.1. Основания предоставления специализированных жилых помещений. 134

7.2.2. Порядок предоставления отдельных видов специализированных жилых помещений. 137

Глава 8. ЖИЛИЩНЫЕ И ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ КООПЕРАТИВЫ... 140

8.1. Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов. 140

8.1.1. Общие положения о жилищных и жилищно-строительных кооперативах. 140

8.1.2. Органы управления жилищным кооперативом.. 142

8.1.3. Прием в члены жилищного кооператива. Реорганизация и ликвидация кооператива. 143

8.2. Правовое положение членов жилищных кооперативов. 144

8.2.1. Предоставление и использование жилого помещения в домах кооператива. 144

8.2.2. Прекращение членства в кооперативе. 146

Глава 9. ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ.. 149

9.1. Создание и деятельность товарищества собственников жилья. 149

9.1.1. Общие положения о товариществе собственников жилья. 149

9.1.2. Реорганизация и ликвидация товарищества собственников жилья. 152

9.2. Правовое положение членов товариществ собственников жилья. 153

9.2.1. Членство в товариществе собственников жилья и органы его управления. 153

9.2.2. Финансовая и хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья. 157

Глава 10. ПЛАТА ЗА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ.. 159

10.1. Общие положения о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги. 159

10.2. Предоставление субсидий и компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг 165

Глава 11. УПРАВЛЕНИЕ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ.. 169

11.1. Общие положения об управлении многоквартирными домами. 169

11.2. Договор управления многоквартирными домами. 173

Примерная программа курса «ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО». 179

Перечень вопросов к экзамену (зачету) по курсу «ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО». 183

ЛИТЕРАТУРА.. 186


ПРЕДИСЛОВИЕ

Термин «жилищное право» имеет несколько значений: учебная дисциплина, отрасль права и наука. Жилищное право как дисциплина изучается студентами юридических вузов и факультетов в рамках учебного процесса. Жилищ­ное право как отрасль права (в объективном смысле) — это совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений — жилищные отношения. Жилищные отношения отличаются многообразием. Однако ясно, что их стержнем являются отношения по поводу удо­влетворения потребности гражданина (человека) в жилище. Общеизвестно, что эта потребность человека имеет важней­шее значение, в частности, во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН) 10 декабря 1948 г., понятие «достойный жизненный уро­вень» непосредственно увязывается с наличием у челове­ка жилища. По существу, право на жилище является есте­ственным правом человека — «правом по природе».

В этом смысле право на жилище в действующей Конститу­ции (ст. 40) названо в числе основных конституционных прав и свобод человека и гражданина. Причем в ст. 18 Конститу­ции подчеркивается, что они (права и свободы) являются не­посредственно действующими, определяют смысл, содержа­ние и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспе­чиваются правосудием. В этой связи задачей государства яв­ляется практическая реализация права граждан на жилище в современных условиях, в том числе правовыми средствами — путем создания соответствующей правовой базы.

Современная политика государства (в части решения жи­лищной проблемы) нашла отражение в Бюджетном посла­нии Президента РФ Федеральному Собранию от 25.05.2009 «О бюджетной политике в 2010—2012 годах». «Прежде всего требуется обеспечить полноценную реализацию приоритет­ных национальных проектов, сконцентрировав усилия на распространении наилучшего опыта, полученного в предше­ствующие годы. Целесообразно продолжить последователь­ный переход к реализации проектов в рамках долгосрочных государственных программ.

Особого внимания требует сфера жилищного строитель­ства. Возможность улучшения жилищных условий не долж­на быть привилегией лишь немногочисленной группы лиц с очень высокими доходами. Необходимо добиться повышения доступности жилья для граждан до уровня, ранее определен­ного в рамках соответствующего национального проекта, прежде всего на основе реализации программ ипотечного кредитования, в том числе с использованием механизмов суб­сидирования первоначальных взносов и процентных ставок.

Использование государственных средств, выделяемых на решение этой задачи по различным направлениям, вклю­чая развитие рынка ипотечного жилищного кредитования, обеспечение жильем военнослужащих, ветеранов Великой Отечественной войны и ряда других категорий граждан, а также деятельность фондов реформирования жилищно-коммунального хозяйства и содействия развитию жилищно­го строительства должны быть скоординированы.

При этом государственный спрос в этом секторе не дол­жен становиться причиной роста цен на жилье»1.

В этих целях в 2004 г. был принят пакет из 27 федераль­ных законов, в том числе ЖК РФ. ЖК РСФСР (1983) был явно устаревшим, поскольку многие его нормы противо­речили Конституции и федеральным законам, принятым в период формирования в стране рыночных отношений, в частности ГК РФ. Что касается других актов жилищного законодательства2, то их давность (некоторые их них были приняты еще в 1930-х гг.) является подтверждением того, что в нынешних условиях они утратили свое нормативное значение в качестве правовой базы для регулирования жилищных отношений, поэтому большинство из них впослед­ствии были признаны утратившими силу.

Как указывалось выше, жилищное законодательство длительное время не обновлялось, что служило сдержи­вающим фактором в формировании новых жилищных от­ношений. 29 декабря 2004 г. был принят ЖК РФ, который вступил в действие с 1 марта 2005 г., поэтому настоящий конспект построен с учетом изложенных в данном Кодексе основных начал жилищного законодательства, его конкрет­ных правовых норм и положений, а также структурных осо­бенностей.

 


 

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

Нормативные правовые акты

Конституция — Конституция Российской Федерации, при­нята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ

ГПК РФ — Гражданский процессуальный кодекс Россий­ской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ

ЖК РФ — Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ

ЖК РСФСР - Жилищный кодекс РСФСР, утвержден Верховным Советом РСФСР 24.06.1983

КоАП РФ — Кодекс Российской Федерации об админи­стративных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

Вводный закон— Федеральный закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Рос­сийской Федерации»

Закон о государственной регистрации прав — Федераль­ный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной реги­страции прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

Закон об ипотеке — Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»

Закон о некоммерческих организациях — Федеральный за­кон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

Закон о приватизации — Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

Закон о ТСЖ - Федеральный закон от 15.06.1996 № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья». Утратил силу с 1 мар­та 2005 г.

Основы - Закон РФ от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах фе­деральной жилищной политики». Утратил силу с 1 марта 2005 г.

Постановление Пленума № 2 — постановление Пленума Верховного Суда СССР от 03.04.1987 № 2 «О практике при­менения судами жилищного законодательства»

Постановление Пленума № 5 — постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.1984 № 5 «О некоторых вопро­сах, возникающих в судебной практике при применении Жи­лищного кодекса Российской Федерации». Утратило силу в связи с изданием постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 № 15

Постановление Пленума № 8 — постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О прива­тизации жилищного фонда в Российской Федерации"»

Правила пользования помещениями — Правила пользова­ния жилыми помещениями, утв. постановлением Правитель­ства РФ от 21.01.2006 № 25

Постановление Пленума № 14 — постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопро­сах, возникших в судебной практике при применении Жилищ­ного кодекса Российской Федерации»

Прочие сокращения

БТИ — бюро технической инвентаризации

Единый государственный реестр прав — Единый государ­ственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним

ЖК (ЖСК) — жилищный (жилищно-строительный) коо­ператив

ЗАО — акционерное общество закрытого типа

МРОТ — минимальный размер оплаты труда

ОАО — акционерное общество открытого типа

РФ — Российская Федерация

ТСЖ — товарищество собственников жилья

ФЗК — федеральный конституционный закон


Право граждан на жилище

Право граждан на жилище провозглашено в ст. 40 Кон­ституции наряду с другими основными правами человека и гражданина. Оно имеет важное политико-правовое и соци­альное значение. Закрепленные в Конституции принципы и гарантии получили развитие в ЖК РФ, в частности в ст. 1 «Основные начала жилищного законодательства», ст. 2 «Обеспечение условий для осуществления права на жи­лище» и ст. 3 «Неприкосновенность жилища и недопусти­мость его произвольного лишения». Однако следует отме­тить, что данное право и раньше имело конституционное и законодательное закрепление. Право граждан на жилище в нашей стране было установлено в Конституции СССР (1977) и Конституции РСФСР (1978), затем в кодифика­ционных жилищных законах: Основах жилищного законо­дательства Союза ССР и союзных республик (1981) и ЖК РСФСР (1983). В частности, ст. 1 ЖК РСФСР дословно воспроизводила положения ст. 58 Конституции РСФСР, предусматривая следующее: «...это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги». Впоследствии текст Конституции по данному вопросу изменялся, и это было отражено в Основах. Было предусмотрено следующее:

«Граждане Российской Федерации имеют право на жилище. Это право обеспечивается путем предоставления жилых поме­щений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобре­тения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади. Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает по­мощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья».

В действующей Конституции, как уже отмечалось, име­ется несколько статей, которые посвящены праву граждан на жилище и другим конституционным правам, непосред­ственно связанным с реализацией данного права:

- ст. 25 — 0 неприкосновенности жилища;

- ст. 27 — 0 свободе передвижения по территории РФ, избрании места пребывания и жительства;

- ст. 40 — о праве граждан на жилище и недопущении его произвольного лишения.

Безусловно, основополагающие нормы содержатся в ст. 40:

«1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть про­извольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного са­моуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуж­дающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законо­дательством нормами.»

Право граждан на жилище согласно ч. 2 ст. 17 Кон­ституции, как и другие права и свободы, неотчуждаемо и принадлежит каждому от рождения, т.е. его нельзя изъять (отменить), передать другому лицу или отказаться от него. Важно отметить, что права и свободы человека и гражда­нина являются непосредственно действующими. Иначе говоря, право на жилище должно быть реально обеспечено со стороны государства. В противном случае оно будет иметь декларативный характер. По мнению Л. М. Пчелинцевой: «...право граждан РФ не может считаться «мнимым», по­скольку закреплено на высшем законодательном уровне и подкрепляется обязанностью государства по созданию бла­гоприятных условий гражданам для его реализации».

Право на жилище, провозглашенное в Конституции на­шего государства, базируется на важнейших международно-правовых документах по правам человека. В ст. 25 Всеоб­щей декларации прав человека записано: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое соци­альное обслуживание, который необходим для поддержа­ния здоровья и благосостояния его самого и его семьи». В ст. 11 Международного пакта об экономических, соци­альных и культурных правах также подчеркивается:

«Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осу­ществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии».

Из указанных документов следует, что в понятие «до­стойный жизненный уровень человека» входит в качестве обязательной составляющей право на жилище, т.е. оно отно­сится к числу общепризнанных прав и свобод человека. Как известно, общепризнанные принципы и нормы международ­ного права и международные договоры РФ являются состав­ной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции).

Данный вопрос нашел отражение в постановлении Пле­нума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некото­рых вопросах, возникших в судебной практике при приме­нении Жилищного кодекса Российской Федерации»:

«Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международ­ном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом, как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора чело­веком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относится к основ­ным правам человека и заключается в обеспечении государ­ством стабильного, постоянного пользования жилым поме­щением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании со­действия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. 25,40 Конституции Российской Федерации).

Основные принципы, формы и порядок реализации права граж­дан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года».

Вместе с тем в юридической литературе высказываются различные точки зрения относительно понятия и содержа­ния этого конституционного права.

По мнению П. И. Седугина: «...Закрепление в Конституции РФ права на жилище имеет большое значение, так как оно означает право каждого иметь жилище, иметь гарантированную возможность быть обеспечен­ным жилищем и не опасаться того, что гражданин может быть произвольно лишен своего жилища или что кто-то проникнет в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц. Тем самым Конституция РФ создала конституционные основы стабиль­ного пользования имеющимся жилищем и одновременно воз­можность получения в порядке улучшения жилищных условий другого жилища... По своей юридической природе конститу­ционное право на жилище является государственно-правовым институтом; вместе с тем конституционные положения о праве на жилище (ст. 40 и др.) являются юридической базой для раз­вития и совершенствования жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений; пользования жилыми поме­щениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда и т.п.». Он также подчеркивал: «...главная цель законодательного регулирования жилищной сферы — это всемерно содействовать развитию инициативы в этой области как граждан, так и организаций в направлении улучшения жилищных условий граждан».

Касаясь содержания права на жилище, П. И. Седугин называл несколько юридических возможностей, вытекаю­щих из ст. 40 Конституции:

«- возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением в домах государственного, муниципального и других жилищных фондов на условиях договора найма, участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, путем индивидуального жилищного строительства, приобретения жилых помещений (домов) по договорам купли-продажи, да­рения, мены, а также наследования и по другим основаниям, предусмотренным законодательством;

- возможность улучшения своих жилищных условий, получения другого жилого помещения разными способами: малоимущими лицами, иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище, — путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального или иного жилищного фонда в соответствии с установленными законодательством нормами; другими лицами — путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных субсидий государства и кредитов банка;

- возможность использования жилого помещения не только для проживания гражданина — собственника этого помещения и членов его семьи, но и путем передачи жилого помещения для проживания другим гражданам на основании договора (коммерческого найма и др.);

- обеспечение для жителей жилых домов (жилых помещений) здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека;

- обеспечение недопустимости произвольно лишать граждан права на жилище. Это, в частности, призвано сдерживать многочисленные случаи сноса жилых домов, принадлежащих гражданам на праве собственности, под предлогом (нередко недостаточно обоснованным) необходимости использования земельного участка, на котором находится дом, для государственных и общественных нужд».

В принципе аналогичны высказывания и других ученых-правоведов по данной тематике. По мнению В.П. Грибанова:

«Право на жилище означает гарантированную законодатель­ством возможность удовлетворения потребности в жилье нуждающихся граждан различными способами; является сред­ством, обеспечивающим удовлетворение данной потребности».

С.М. Корнеев отмечал:

«Право на жилище имеет две составные части. Во-первых, пра­во на жилище означает, что государство гарантирует каждому гражданину возможность пользоваться тем жилищем, которое у него имеется на данный момент по тем или иным правовым основаниям; в данном случае речь идет об охране государством имеющегося у гражданина субъективного гражданского права на конкретное жилище, об обеспечении его неприкосновен­ности, недопущении произвольного лишения жилища. Вторая составная часть права на жилище заключается в том, что госу­дарство принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем».

В. П. Скрипко считает:

«Конституционное право на жилище означает для гражданина РФ возможность быть обеспеченным постоянным жилищем, а также возможность стабильного пользования имеющимися у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также юри­дическую возможность улучшения жилищных условий путем приобретения другого жилья».

Однако имеются и иные точки зрения, которые либо по сути исключают право на жилище из числа основных прав человека и гражданина, либо принижают его роль и значение.

Так, В. И. Иванов полагает:

«...Право на жилище... нельзя понимать только в качестве обя­занности государства предоставлять каждому находящемуся на территории России жилое помещение. Суть конституционной нормы видится в другом: никто в РФ не может быть вынуждаем к бродяжничеству, к жизни «на улице». Важно отметить, что жили­ще в этом аспекте — место на территории России, где каждому гражданину постоянно или временно обеспечивается некий «домашний очаг», защищающий его от неблагоприятных воз­действий внешней окружающей среды. С этой точки зрения в качестве жилища могут быть ночлежные дома и другие помеще­ния, приспособленные для проживания граждан. Поэтому право на жилище может быть рассмотрено в качестве требования, сформулированного как нравственный принцип социального общества: каждый вправе иметь крышу над головой. Во-вторых, здесь закрепляется правовой принцип, обращенный ко всем ветвям власти и определяющий требования к должностным ли­цам и содержанию нормативных актов. В-третьих, конституци­онная норма включает в себя и субъективное право требования каждого обеспечить его жилищем способами, имеющимися как у государства, так и у юридических лиц (организаций). В России жилищем до сих пор является помещение, которое в некоторых развитых странах не признается таковым. Бараки, времянки, вагончики — повседневное явление нашего быта. Исходя из этого нельзя отождествлять жилище в России только с благоустроенным жилым помещением, а право на него — с правом проживания именно в таком помещении...».

Однако указанное мнение не является преобладающим в научной литературе, и, на наш взгляд, такой подход не осно­ван на Конституции, которая содержит соответствующие нормы прямого действия. Ими следует руководствовать­ся непосредственно, в том числе при разрешении спорных вопросов в судебном порядке. Принципиальное значение по данному вопросу имеет постановление Пленума № 8, в котором указано, что суд непосредственно применяет Конституцию, в частности, когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия феде­рального закона, регулирующего права, свободы, обязанно­сти человека и гражданина и другие положения.

Безусловно, Конституция закрепляет основные поло­жения и не содержит конкретного правового механизма реализации жилищных прав граждан, в том числе права на жилище. Эти положения конкретизируются и развиваются в соответствующих федеральных законах, в частности в нор­мах главного жилищного законодательного акта — ЖК РФ.

Право граждан на жилище, конечно, предполагает обе­спечение человека жилым помещением. Статьей 40 Кон­ституции, жилищным и гражданским законодательством предусмотрены возможные способы (формы) решения жи­лищного вопроса, в том числе:

- приобретение жилых помещений на основании договоров купли-продажи, мены и других сделок;

- приобретение или строительство жилого дома (квартиры) с помощью субсидий или жилищных кредитов;

- предоставление жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма;

- предоставление жилого помещения в домах ЖК или ЖСК.

Таким образом, из Конституции следует, что государство в лице соответствующих органов (должностных лиц) долж­но позаботиться о каждом гражданине в зависимости от его имущественного, социального положения и иного статуса.

Важную роль в реализации конституционного права на жи­лище призваны выполнять органы государственной власти и органы местного самоуправления. В Конституции (ч. 2 ст. 40) содержится указание на их обязанность поощрять жилищ­ное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище. При этом они должны руководствоваться положениями ч. 2 ст. 40 Конституции, предусматривающи­ми льготное обеспечение жилищем двух категорий граж­дан: «малоимущих» и «иных, указанных в законе граждан». Эти граждане, нуждающиеся в жилище, вправе получить его бесплатно или за доступную плату. Иначе говоря, кто-то должен получить бесплатное (социальное) жилье, кто-то с частичной оплатой его стоимости, а кто-то (более состоя­тельный) вправе решить задачу обеспечения жильем с по­мощью различных льгот, например налоговых.

Понятие жилищного права

Право как общественный институт существовало в чело­веческом обществе не всегда. Оно возникло одновременно с образованием государства и является одним из его обяза­тельных признаков (наряду с такими, как территория, на­селение, публичная власть и др.).

«Право как система обязательных правил поведения является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет правотворчество, т.е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои решения общеобязательными для населения всей страны с тем, чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не выполняется в полной мере. В той мере, в какой большинство населения конкретного государства соблюдает нормы, говорит об их эффективности. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интере­сам различных групп и слоев общества».

В теоретическом аспекте право рассматривается в субъек­тивном и объективном смыслах. Первое значение права вы­ражается в конкретных правах и обязанностях участников правоотношения (субъектов). Второе значение права имеет объективный характер: оно существует в виде правовых норм, которые содержатся в различных правовых актах.

«Право — это система общеобязательных, установленных и обе­спеченных государством норм, предназначенных для регулиро­вания отношений в обществе. Одно из основных свойств права— нормативность. Право состоит из норм — правил поведения общего характера, регулирующих общественные отношения. «Норма» в переводе с латинского означает образец».

Указанные выше определения права даны в объектив­ном смысле: как совокупность (система) правовых норм, регулирующих общественные отношения. При этом каждая отрасль российского права регулирует конкретную сферу (область) общественных отношений. Носителями (матери­альными) права для большинства отраслей, в том числе жи­лищного права, являются нормативные правовые акты (за­коны и подзаконные акты). Не нужно забывать, что нормы права содержатся в Конституции и международных актах.

Из теории права известно, что нормы права (в отличие от других норм — социальных и несоциальных) характери­зуются рядом специальных признаков, в их числе:

- официальная установленностъ (законом или иным правовым актом);

- формальная определенность (четкость, однозначность и недвусмысленность);

- общеобязательность (ими должны руководствоваться и их должны соблюдать все лица, в том числе граждане);

- обеспеченность в исполнении принудительной силой государства (в случае их несоблюдения со стороны государства применяются различные санкции).

В чем заключается сущность права, и в частности жи­лищного права?

«Сущность, т.е. самая главная, определяющая черта, свойство всего, что придумано человеком, состоит в ценности, потреб­ности, в предназначении данного предмета или явления для человеческого общества. Поэтому сущность права, как и сущ­ность государства, состоит в его социальном назначении — в регулировании общественных отношений, в организации управления обществом».

Жилищное право регулирует те общественные отноше­ния, которые напрямую связаны с удовлетворением важней шей потребности человека — жилищной потребности, т.е. оно имеет большое социальное значение. В общем виде мож­но сказать, что эти отношения складываются (существуют) между государством (в лице соответствующих органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправления) и человеком (гражданином), который нуждается в жилище, а также между гражданами, юридическими лицами и другими лицами — участниками жилищных правоотношений. Жи­лищное право, основу которого составляет жилищное зако­нодательство, представляет собой систему взаимосвязанных правовых норм, регулирующих жилищные отношения. Иначе говоря, с нормативной точки зрения жилищное право — это совокупность жилищных норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах (источниках данного права).

Здесь важно отметить, что жилищное законодательство — это совокупность отраслевых актов (именно актов жилищ­ного законодательства), к которым относятся ЖК РФ, дру­гие акты, принятые в соответствии с Кодексом на разных уровнях для регулирования жилищных отношений (ст. 5 ЖК РФ). Однако жилищное законодательство не содер­жит всех правовых норм (жилищных норм), относящихся к жилищному праву. Оно как отрасль права включает, в частности, нормы правовых актов двух групп: жилищного законодательства и иных актов, не относящихся к жилищ­ному законодательству, но содержащих нормы данной от­расли права. Они имеются, например, в ГК РФ, Законе о приватизации, других законах и подзаконных актах.

Принципы жилищного права

Принципы права — это основные положения (осново­полагающие идеи), реализующиеся в форме и содержа­нии права. В переводе с латинского «принцип» означает основоположение, руководящую идею, основное правило поведения и т.п. Прежде всего принципы права содержат Конституция, а также законодательные акты. В ряде от­раслей, например в трудовом праве, они нашли конкретное законодательное закрепление: содержатся в ст. 2 Трудово­го кодекса РФ, которая называется «Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных не­посредственно связанных с ними отношений». В ЖК РФ нет специальных статей, непосредственно посвященных принципам жилищного права. Однако соответствующие положения имеются (хотя и не называются принципами) в ст. 1 «Основные начала жилищного законодательства», ст. 2 «Обеспечение условий для осуществления права на жили­ще», ст. 3 «Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения» и других статьях ЖК РФ.

В юридической литературе выделяют следующие прин­ципы права, которые имеют отношение и к жилищному праву:

1) справедливость (соответствие права существующим в обществе моральным нормам);

2) демократизм (народовластие) (право должно выражать интересы большинства);

3) равенство права;

4) гуманизм (человеколюбие);

5) свобода субъектов права;

6) законность;

7) ответственность за вину;

8) взаимной ответственность государства и личности;

9) единство норм права;

10) реальность норм права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.081 с.)