Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гарантии законности — это меры общего и специально-юридического характера, с помощью которых в общественную жизнь внедряется, а в случае нарушения восстанавливается законность.
Различают общие и специальные гарантии. Общие гарантии, или условия законности, заключены в характере экономического строя, существующем политическом режиме, обусловлены уровнем общей и правовой культуры общества. В числе общих гарантий принято выделять: — социально-экономические, т.е. степень экономического развития общества, уровень благосостояния, многообразие форм собственности, бескризисное развитие хозяйственного комплекса, уровень занятости населения в общественно-полезном труде и т.п.; — политические, т.е. степень демократизма конституционного строя, политической системы общества, разделение властей и т.п.; — организационные, т.е. это деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов — прокуратуры, суда, полиции и т.д.; — общественные, т.е. это сложившийся в стране комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушением законодательства; — идеологические — это степень развития правосознания, распространения среди граждан юридических знаний, уважения к требованиям права, уровень нравственного воспитания в обществе. Именно неоднозначность, противоречивость положения в вышеназванных сферах создают питательную среду для роста правонарушений, криминализации общества. Проводимые в стране преобразования по-новому ставят вопрос о месте и роли нравственно-духовных гарантий обеспечения законности. В кризисные периоды люди судят о поступках и результатах деятельности окружающих больше с позиций моральных ценностей. Совесть, честь, доброта, порядочность, сострадание имеют непреходящее значение. Забвение этических основ развития страны, происходящее сейчас, неизбежно ведет к ее экономической, политической и социальной «дистрофии». Поэтому, думается, справедливо замечание, что нравственно-духовные начала в любом процессе имеют функциональное первенство по отношению к экономике и политике. Но это только необходимые, но не единственные условия обеспечения законности. Общие гарантии составляют материальную базу использования специальных мер по охране законности. Являясь непосредственными способами защиты законности, они в то же время производны от первых, которые тем самым приобретают еще и качество предпосылок. Специальные или юридические гарантии должны быть закреплены в нормативных актах.
Таким образом, юридическиегарантии законности — это способы и средства, установленная особенностями экономического и общественного строя система условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований. К наиболее существенным юридическим гарантиям относятся: — полнота и эффективность юридических норм, которые должны адекватно отражать основные закономерности и тенденции развития общества; — высокий уровень контроля и надзора за реализацией законности, направленной на своевременное выявление, предупреждение и пресечение правонарушений; — эффективность мер юридической ответственности и защиты, ведущих к защите нарушенных прав и обязанностей и оказанию воздействия на правонарушителей; — качественная работа компетентных органов власти по обеспечению законности в различных сферах жизнедеятельности общества; — постоянное совершенствование и улучшение юридической деятельности; — развитое правовое сознание и высокая правовая культура населения страны. Совокупность вышеперечисленных условий и средств и составляет систему гарантий. Необходимо обратить внимание на следующий важный момент: признание основными субъектами нарушения законности представителей властных государственных структур, предполагает принципиально новую постановку вопроса об ответственности должностных лиц государства. Так в УК РФ включена специальная глава «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина». За нарушение конституционных прав (неприкосновенности жилища и т.д.) в качестве дополнительной меры к основному наказанию предусматривается «лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью» (как на определенный срок от 2 до 5 лет — ст.ст. 136 — 140, либо до 3 лет — ст.ст. 138, 144, так и без указания такого срока — ст.ст. 114, 149 УК РФ). Кроме того, в главе «Преступления против государственной власти» предусмотрены специальные составы преступлений в отношении должностных лиц, занимающих государственные должности в РФ и в субъекте РФ. К их числу отнесены: злоупотребление должностными полномочиями (ст.285), превышение должностных полномочий (ст.286), присвоение полномочий должностного лица (ст.288), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289), получение взятки (ст.290), служебный подлог (ст. 292) и халатность (ст. 293 УК РФ). Превентивное значение этих норм вполне очевидно, теперь дело за созданием действенного механизма реализации этих норм.
3. Когда применительно к какой-то сфере общественных отношений употребляется термин «порядок», то под ним понимают сложившуюся устойчивую их упорядоченность. А использование сочетания со сравнительным прилагательным лишь конкретизирует область его действия и основание. В этом смысле говорится о социальном, экономическом, политическом и правовом порядке. Категория порядка толкуется как правильное, налаженное состояние, расположение чего-нибудь; правило, по которому совершается что-нибудь; существующее устройство, режим чего-нибудь. Синонимами порядка являются слова: система, распорядок, очередность, строй. Термин «правовой порядок» прочно вошел в научный и повседневный обиход. В нашем контексте прилагательное правовой указывает на то, что порядок образуется в связи с правом и базируется на нем. Следовательно, одной из предпосылок возникновения правопорядка можно считать юридическую норму и механизмы, обеспечивающие ее издание и претворение в жизнь. В этой связи для определения правопорядка решающее значение имеет понятие «право». В то же время анализируемая категория не сводится только к праву. Не менее важную роль здесь играет объяснение такого понятия, как законность, так как правопорядок — результат действия права и законности. Содержанием правопорядка является такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников, совершаемом в пределах правовых отношений. Таким образом, правовой порядок — комплексное образование, отдельные части которого придают ему юридическую форму и определенность. К основным элементам правопорядка относятся: 1. Право и законность — его нормативно-юридическая основа. 2. Правомерное поведение, совершаемое субъектами в пределах правовых отношений, как фактический результат действия права и осуществления идеи и принципов законности — содержание правопорядка. 3. Участники правовых отношений, наделенные субъективными правами и юридическими обязанностями. Такая конструкция правового порядка отражает структурные взаимосвязи экономического, политико-идеологического, нравственного и национального характера, которые могут быть в полной мере упорядочены и организованы только в условиях законности и на основе права. А его фактическое состояние — проявление уровня и эффективности правового регулирования общественных отношений. Среди факторов, определяющих масштаб и социальное назначение правопорядка, выделяют: его пригодность для общественного прогресса на основе справедливости; способность гарантировать основные права и свободы человека; возможность обеспечения и соблюдения групповых интересов, а также степень их упорядоченности посредством правовых форм.
Основные свойства правопорядка: выступает следствием функционирования права и законности; юридически оформляет фактически сложившуюся упорядоченность общественных отношений как итог действия норм права; организует социальные отношения, выраженные только через правомерное поведение их участников; пределы его функционирования обусловлены содержанием конкретного вида правовых отношений; охраняется государством; носит объективный характер. На основании изложенного, правовой порядок — это основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления идеи и принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников. Для более полного выявления содержания категории «правовой порядок» необходимо выяснить природу термина «общественный порядок», употребляемого в литературе и действующем законодательстве не менее часто, чем правовой. Правопорядок — составная часть общественного порядка, такого порядка отношений в обществе, который складывается под воздействием всех социальных регуляторов, а не только права. Составными частями общественного порядка являются нравственный порядок, порядок в общественных отношениях, складывающийся на основе обычаев, корпоративных норм и иных социальных правил поведения. Правопорядок есть та часть общественного порядка, которая складывается на основе осуществления юридических норм. Общественный порядок — это обусловленная закономерностями социального развития система правил и институтов, обеспечивающая упорядоченность общественных отношений и придающая им определенную организационную форму. Такое понятие имеет двоякий смысл: в широком — оно идентично общественному строю и означает совокупность всех правил, регламентирующих протекающие в обществе процессы и отношения между его отдельными частями; в узком — институты и нормы, определяющие положение индивида и социальных групп в обществе в той мере, в которой это обусловлено их интересами и закономерностями развития самого общества, а также научно обоснованные отношения между членами общества и его структурными элементами. В последнем случае речь идет о реализации принципа справедливости посредством установления общественного порядка. Именно это позволяет свести к минимуму социальные конфликты, объективно обусловленные различными экономико-политическими интересами населения страны.
Перед общественным порядком ставятся следующие задачи: обеспечение социального мира и справедливости; защита всех слоев общества от негативных последствий; гуманизация всех сфер жизнедеятельности общества. Между общественным и правовым порядком существует тесная взаимосвязь, которая выражается в их обусловленности закономерностями и целями общественного развития, единой социальной природой; государственной охраной. Эти понятия представляют собой фактически сложившийся результат упорядоченности общественных отношений; имеют юридическую форму выражения и носят нормативный характер. Однако у них имеются и различия. У каждого из них разная социально-нормативная основа: если для общественного порядка требуется вся совокупность существующих в обществе правил и институтов, их обеспечивающих, то для правопорядка — право и законность. Они не совпадают и происхождению: правопорядок возник позже, вместе с государством и правом; по-разному обеспечиваются; правопорядок и общественный порядок соотносятся как часть и целое. Таким образом, можно сформулировать две главные задачи, которые решаются посредством общественного и правового порядка — обеспечение эффективного поступательного развития общества; целенаправленная координация всех видов общественных отношений в интересах реализации идеи социальной справедливости. В то же время, надо иметь в виду, что порядок в обществе в той или иной сферах общественных отношений (своего рода «квазиобщественный порядок», т.е. мнимый, ненастоящий) может быть достигнут и помимо законности. Так, тоталитарное государство, используя неправовые средства борьбы с преступностью, в короткий срок может добиться известных результатов. Однако установленный «железной рукой» порядок, отличается непрочностью, носит временный характер. Как только режим ослабевает, преступность «вырывается наружу», отмечается ее всплеск. Устанавливая и поддерживая порядок нелигитимными средствами, государство отрицает демократию, государство отрицает демократию, пренебрегает правами и свободами человека. С «наведением порядка» резко снижается уровень законности. Государственная власть в этих условиях приобретает откровенно антидемократический характер. Складываясь под непосредственным воздействием законности, право тем самым оказывает непосредственное влияние на демократический характер существующего строя, уровень демократии в стране в целом. Правопорядок в этом смысле есть право, рассматриваемое под углом зрения его фактического действия, практического осуществления всех его требований. В научной литературе довольно подробно обсуждается и вопрос о соотношении правопорядка и правоотношений. Существует несколько точек зрения на эту проблему. Не вдаваясь в суть имеющихся разногласий можно сделать такой вывод: правопорядок выражается в системе правоотношений. Это — порядок правоотношений, основанный на законности. Правоотношения, следовательно, лишь тогда приобретают качество правового порядка, когда они гарантированы, защищены государством от нарушений.
Подводя итог, следует сказать, что законность, правопорядок и демократия как режим общественной жизни, к чему мы в настоящее время стремимся, имеют следующее соотношение: с одной стороны, подлинная демократия невозможна без законности и правопорядка, без которых она превращается в хаос; с другой стороны, законность и правопорядок не будут социально ценными (не будут приносить людям пользу) без демократических механизмов, с помощью которых можно легитимно изменить нормативную базу, без чего невозможно их эффективное утверждение в общественной жизни. ГЛОССАРИЙ - А – АБСОЛЮТНОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ – это правоотношение, в котором управомоченному субъекту корреспондирует неопределенное число обязанных лиц. АВТОРИТАРИЗМ – это разновидность политического режима, при котором при формальном наличии признаков демократии, политического, экономического и идеологического плюрализма фактически соответствующие общественные отношения отсутствуют и имеет место диктатура правящей личности или группы лиц. АДЕКВАТНОЕ (БУКВАЛЬНОЕ) ТОЛКОВАНИЕ – это такой вид толкования правовой нормы, при котором действительное содержание и текстуальное выражение правовой нормы совпадают. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ (административно-территориальное устройство) — способ территориального деления унитарного государства или федеративного государства на части (административно-территориальные единицы), не обладающими политической самостоятельностью, в соответствии с которым строится система местных органов власти. АКТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА – официальный правовой акт, содержащий государственно-властное персонифицированное решение компетентного государственного органа или должностного лица по конкретному делу. АКТ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА – официальный правовой акт специально управомоченного органа, содержащий разъяснения правовых предписаний. АНАЛОГИЯ ЗАКОНА – способ преодоления пробела в праве, выражающийся в применении к рассматриваемой общественной ситуации норм права, регулирующих сходную общественную ситуацию; то есть разрешение конкретной общественной ситуации на основе норм права, регулирующих сходные общественные отношения. АНАЛОГИЯ ПРАВА – способ преодоления пробела в праве, выражающийся в применении к рассматриваемой общественной ситуации общих начал и смысла законодательства в соответствующей области общественных отношений; то есть разрешение конкретной общественной ситуации на основе общих начал и смысла законодательства в соответствующей области общественных отношений. АППАРАТ ГОСУДАРСТВА – система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его интересов, реализуются задачи и функции государства. АУТЕНТИЧНОЕ ТОЛКОВАНИЕ – вид официального толкования права, выражающийся в толковании правового акта издавшим его органом или должностным лицом. – Б – БЛАНКЕТНАЯ НОРМА ПРАВА – это разновидность нормы права, выраженной в самой общей форме, и содержащей отсылку к другим нормативным правовым актам без указания на конкретную норму, при помощи которой можно восполнить ее содержание, к определённым отраслям права или к «действующему законодательству». – В – ВЕТО – запрет, налагаемый управомоченным органом или должностным лицом на реализацию решения, принятого другим органом или должностным лицом. ВИНА – психическое отношение лица к совершенному им противоправному деянию и / или его последствия, являющееся необходимым условием наступления юридической ответственности. ВЛАСТЬ – это отношения между субъектами, в рамках которых один из них способен навязывать свою волю другому. ВЛАСТЬ ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ – осуществляемая в интересах всего общества и обеспеченная государственными институтами и силой государственного принуждения способность субъектов политической системы навязывать свою волю отдельным лицам, социальным группам, обществу. ВМЕНЯЕМОСТЬ – психическое состояние лица, при котором оно способно осознавать значение совершаемых им деяний и руководить ими. ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРАВОВОЕ – это форма воздействия, осуществляемого при помощи юридических средств на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития и воспроизводства. – Г – ГАРАНТИИ ЮРИДИЧЕСКИЕ – система формальных, институциональных и процедурных средств и методов юридического воздействия, при помощи которых обеспечивается реализация, охрана и защита прав субъектов и законности во всех сферах общественной жизни. ГИПОТЕЗА ПРАВОВОЙ НОРМЫ – элемент структуры нормы права, указывающий на условия, при наличии которых надлежит руководствоваться данной нормой. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ – См. АППАРАТ ГОСУДАРСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН – юридически оформленная организационно и экономически обособленная часть государственного аппарата, состоящая из государственных служащих, наделенная публично-властными полномочиями для осуществления в пределах своей компетенции задач и функций государства. ГОСУДАРСТВО – особая форма организации общества, представляющая собой суверенную организацию политической власти на определенной территории, осуществляющая на основе согласования общесоциальных, групповых и личных интересов управление обществом. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и межличностных отношений, которые создают условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов и через которые выражаются и реализуются частные интересы и потребности - индивидуальные и коллективные ГРАЖДАНСТВО – устойчивая политико-правовая связь лица с государством, в силу которой на данное лицо распространяется суверенитет соответствующего государства и предоставляется защита соответствующего государства как внутри страны, так и за ее пределами. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ – способ толкования правового предписания, заключающийся в выявлении его смысла путем морфологического, синтаксического, лексического и семантического анализа его текста. – Д – ДАВНОСТЬ – установленный в нормативном правовом акте срок, истечение которого влечет определенные юридические последствия. ДЕЕСПОСОБНОСТЬ – это способность лица самостоятельно своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. ДЕЛИКТОСПОСОБНОСТЬ – способность лица самостоятельно нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. ДЕМОКРАТИЯ – политический режим, основанный на признании народа источником власти, политическом, экономическом и идеологическом плюрализме. ДЕМОКРАТИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ – это осуществление политических функций населением путем принятия им решений путем прямого волеизъявления. ДЕМОКРАТИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ – это осуществление политических функций населением через выборные органы, действующие от имени избирателей. ДИСПОЗИТИВНАЯ НОРМА ПРАВА – разновидность правовой нормы, предоставляющая субъектам-адресатам возможность выбора варианта поведения в пределах, установленных данной нормой. ДИСПОЗИЦИЯ ПРАВОВОЙ НОРМЫ – это элемент структур правовой нормы, указывающий на вариант возможного и/или должного поведения субъектов, их взаимные права и обязанности. ДОКТРИНАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ – это вид толкования правового предписания, осуществляемый представителями юридической науки и политическими деятелями. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО – это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, а также в вооруженных силах и других войсках и воинских формированиях. ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ – разновидность ограниченной монархии, при которой монарх формально и фактически остается главой государства, обладает как исполнительными, так и законодательными полномочиями, которые он делит, соответственно, с подконтрольным ему правительством и парламентом. ДЕЙСТВИЕ – это юридический факт, появление которого связано с волей хотя бы одного из участников правоотношения. – З – ЗАКОН – это принятый в особом порядке нормативный правовой акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование общественных отношений. ЗАКОННОСТЬ – это правовой режим государственного управления обществом, выражающийся в строгом, неуклонном и единообразном соблюдении правовых предписаний всеми участниками общественных отношений. ЗАКОННЫЙ ИНТЕРЕС – закрепленная объективным правом или следующая из его общего смысла и гарантированная государством правовая возможность, выражающаяся в стремлении субъекта пользоваться определенным социальным благом и в определенных законом случаях обращаться за защитой к компетентным государственным органам и должностным лицам. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА – стадия законодательного процесса, выражающаяся в праве субъекта, определенного законом, внести в законодательные органы на рассмотрение законопроект, влекущем обязанность этих органов рассмотреть, обсудить этот законопроект и принять решение по нему. ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ (ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ) ПРОЦЕСС – урегулированный нормами права порядок деятельности законодательного органа по созданию закона. ЗАПРЕЩАЮЩАЯ НОРМА ПРАВА – разновидность нормы права, предписывающей субъекту-адресату воздержаться от совершения определенного действия. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРАВОМ – использование субъективного права с целью нанести вред охраняемым законом правам и интересам других лиц. – И – ИМПЕРАТИВНАЯ НОРМА ПРАВА – разновидность нормы права, содержащая указание на единственно возможный вариант поведения для субъекта-адресата. ИМПИЧМЕНТ – это процедура привлечения к политико-правовой ответственности главы государства, выражающаяся в досрочном прекращении его полномочий по уголовным и / или политическим мотивам. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ СТАТУС – совокупность субъективных прав и юридических обязанностей конкретного лица. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРАВОВОЕ ПРЕДПИСАНИЕ – это правовое предписание, имеющее персонифицированный характер и предполагающее однократность применения. ИНКОРПОРАЦИЯ – это форма систематизации права, предполагающая объединение правового материала по определенным основаниям в сборники без переработки правового содержания по существу и без создания самостоятельного правового акта. ИНСТИТУТ ПРАВА – элемент системы права, представляющий собой обособленную совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений. ИСПОЛНЕНИЕ ПРАВА – форма реализации права, выражающаяся в осуществлении субъектами обязывающих юридических предписаний. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАВА – форма реализации права, выражающаяся в осуществлении субъектами управомочивающих правовых предписаний. ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП ГОСУДАРСТВА – это государство определённой общественно-экономической формации, характеризующееся рядом общих признаков, в частности, единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. ИСТОРИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ – способ толкования правовых предписаний, заключающийся в выяснении их смысла на основе анализа конкретно-исторических условий, в которых предписание принималось. ИСТОЧНИК ПРАВА В ФОРМАЛЬНОМ СМЫСЛЕ – это форма выражения правовых предписаний, связанная с их закрепление в актах, официально признаваемых в соответствующем государстве в качестве общеобязательных. ИСТОЧНИК ПРАВА В МАТЕРИАЛЬНОМ СМЫСЛЕ – это совокупность производственных отношений и иных культурно-исторических предпосылок, обусловившая необходимость и специфику правового регулирующего воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. – К – КАЗУАЛЬНОЕ (КАЗУИСТИЧНОЕ) ТОЛКОВАНИЕ – способ толкования правовых предписаний, при котором толкование осуществляется применительно к конкретной общественной ситуации. КВАЛИФИКАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ – это процесс соотнесения фактических обстоятельств общественной ситуации с содержанием правовой нормы. КЛАССОВАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА – это качественная характеристика государства, проявляющаяся в том, что оно выражает волю и интересы господствующей социальной группы. КОДЕКС – это систематизированный единый внутренне согласованный нормативный правовой акт, регулирующий определенную сферу однородных общественных отношений. КОДИФИКАЦИЯ – это форма систематизации правовых предписаний, предполагающая создание правотворческим органом путем переработки содержания систематизируемых правовых предписаний единого внутренне согласованного нормативного правового акта, регулирующего определенную сферу однородных общественных отношений. КОЛЛИЗИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ – это противоречие двух и более правовых норм, по-разному регулирующих одно и то же общественное отношение. КОМПЕТЕНЦИЯ – совокупность установленных правовыми актами предметов ведения и полномочий государственного органа или должностного лица. КОНСОЛИДАЦИЯ – это форма систематизации правовых предписаний, осуществляемая правотворческим органом и предполагающая укрупнение, сведение в единый новый нормативный правовой акт нескольких близких по содержанию правовых актов, в ходе которой допускается устранение повторов и утративших силу правовых предписаний, но не предполагается изменение содержания правового регулирования. КОНСТИТУЦИЯ – основный закон государства, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основные принципы политико-правового и социально-экономического устройства государства. КОНФЕДЕРАЦИЯ – это союз государств, создаваемых на временной основе для достижения военных, политических и экономических целей. – Л – ЛЕГАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ – это вид официального толкования правовых предписаний, предполагающий, что толкование правового предписания, изданного одним субъектом, осуществляется другим субъектом, обладающим на то специальным полномочием. ЛЕТИГИМНОСТЬ ВЛАСТИ – качественная характеристика власти, означающая положительное отношение жителей страны, больших групп, общественного мнения к действующим в конкретном государстве институтам власти, признание их правомерности. ЛИБЕРТАРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА – это концепция правопонимания, полагающая, что право должно обеспечивать свободу, справедливость и формальное равенство субъектов-участников общественных отношений. ЛОББИРОВАНИЕ – давление на правотворческие и правоприменительные органы и должностных лиц путём личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций, подкупом) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения соответствующего правового решения. ЛОГИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ – это способ толкования правового предписания, при котором его смысл выявляется путем исследования связей между его структурными элементами. ЛЬГОТА В ПРАВЕ – установленное правовым актом преимущество для отдельных категорий субъектов, выражающееся либо в предоставлении особых прав и привилегий таким субъектам, либо в освобождении их от определенных обязанностей. – М – МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРАВО – совокупность норм системы права, непосредственно регулирующих общественные отношения и совокупность отраслей права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов. МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА – принципы права, применяемые в нескольких отраслях права. МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ – это совокупность приемов и способов воздействия правовых норм на регулируемые общественные отношения. МЕТОД КООРДИНАЦИИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ – это метод правового регулирования, предполагающий согласование воли субъектов-участников общественного отношения для его возникновения, изменения или прекращения. МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ – совокупность определенных принципов, логических приемов и способов исследования правовых явлений, закономерностей их возникновении и развития. МЕТОД СУБОРДИНАЦИИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ – это метод правового регулирования, предполагающий, что общественное отношение строится на основе власти и подчинения и возникает, изменяется или прекращается по воле одной из сторон-участников. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ – система правовых средств, при помощи которых осуществляется регулятивное воздействие права на общественные отношения. МОНАРХИЯ (с греческого - единовластие) – это форма правления, при которой верховная власть пожизненно полностью или частично принадлежит единоличному главе государства. МОНОНОРМА – это синкретный, нерасчлененный социальный регулятор первобытного общества, закрепляющий объективно необходимую и возможную модель поведения субъектов и обладающий качеством самоисполнимости. МОРАЛЬ – это вид социальных норм, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости, не обладающих качеством общеобязательности и плюралистичных по содержанию. МОТИВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ – признаваемое элементом субъективной стороны правонарушения внутренне побуждение лица к совершению правонарушения. – Н – НЕГАТИВНАЯ (РЕТРОСПЕКТИВНАЯ) ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – разновидность юридической ответственности, выражающаяся в наступлении определенных неблагоприятных последствий для лица, совершившего правонарушения, и его обязанности претерпевать эти последствия. НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ИНКОРПОРАЦИЯ – это вид инкорпорации, осуществляемой организациями и частными лицами по их инициативе без специального поручения и контроля со стороны государства. НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ – это вид толкования правовых предписаний, осуществляемого субъектами по их инициативе, результат которого не имеет юридически обязательного значения. НОРМА ПРАВА – это правило поведения общего характера, регулирующее общественные отношения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное силой государственного принуждения. НОРМАТИВНОЕ ТОЛКОВАНИЕ – это вид толкования, осуществляемого вне связи с конкретной общественной ситуацией. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ – это изданный компетентным правотворческим органом в особом порядке официальный документ, содержащий нормы права. НОРМАТИВНЫЙ ДОГОВОР – это соглашение двух и более лиц, содержащее нормы права. – О – ОБРАТНАЯ СИЛА (РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ) НОРМАТИВНОГО АКТА – это распространение действия нормативного правового акта на общественные отношения, имевшие место до момента вступления его в силу. ОБЩЕСОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА – это качественная характеристика государства, проявляющаяся в том, что оно выражает интересы всего общества, равновыгодные всем социальным группам. ОБЩЕСОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ПРАВА – это качественная характеристика права, проявляющаяся в том, что оно выражает интересы всего общества, равновыгодные всем социальным группам. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ – это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства материальных благ. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК – система правоотношений, складывающаяся в результате реализации различных социальных норм, обеспечивающих развитие и воспроизводство общества. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – это отношения, складывающиеся между людьми и их группами. ОБЩЕСТВО – это совокупность индивидов, сложившаяся и существующая на основе общих интересов, реализация которых возможна только в результате совместного осуществления деятельности на относительно постоянной основы. ОБЩЕПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА – принципы права, применяемые в масштабах всей системы права, во всех его отраслях. ОБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЯ – это материальное и нематериальное благо, по поводу которого взаимодействуют субъекты правоотношения, вступают в правоотношение и осуществляют свои субъективные права и юридические обязанности. ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРАВОНАРУШЕНИЯ – это действие или бездействие лица, выражающееся в нарушении правовых предписаний, общественно-вредные последствия такого действия или бездействия и причинно-следственная связь между совершенным действие или бездействие и наступившими последствиями. ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО – это совокупность всех признаваемых в данном государстве источников права и содержащихся в них норм права. ОБЪЕКТ ПРАВОНАРУШЕНИЯ – охраняемый правом сложившийся порядок общественных отношений, общественные интересы, на которые совершается посягательство в результате правонарушения. ОБЫДЕННОЕ ТОЛКОВАНИЕ – это вид неофициального толкования, осуществляемого на основе социальной практики, житейского опыта и собственных представлений о праве. ОБЫЧАЙ – это правило поведения, сложившееся в результате многократного повторения и применения и в силу этого вошедшее в привычку. ОБЯЗЫВАЮЩАЯ НОРМА ПРАВА – это разновидность нормы права, предписывающая субъекту-адресату совершить определенное активное действие. ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ – это способ толкования правового предписания, при котором смысл, действительное содержание правовой нормы оказывается уже ее текстуального выражения. ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ – это вид правоотношения, в котором индивидуализированы все субъекты-участники. ОТРАСЛЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА – это принципы права, применяемые только в конкретной отрасли права. ОТРАСЛЬ ПРАВА – это совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения и характеризующихся в этой связи единым предметом, методом и принципами правового регулирования. ОТСЫЛОЧНЫЕ НОРМЫ ПРАВА – это разновидность нормы права, выраженной в общей форме, и содержащей отсылку с указанием на конкретную норму, при помощи которой можно восполнить ее содержание. ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНКОРПОРАЦИЯ – инкорпорация, осуществляемая государственными органами или должностными лицами по поручению и под контролем государства.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.115 с.) |