Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Сущность, принципы и функции права
1. Теории правопонимания. 2. Признаки, принципы и функции права. 3. Проблема соотношения и взаимосвязи государства и права.
1. Для теории государства и права как фундаментальной науки является главной и необходимой задачей выяснить сущность такого важного социального явления, как право. Если юридическая теория – это развернутое понятие права, то понятие права – это сжатая юридическая теория. Правопонимание — это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Именно тип правопонимания определяет парадигму (пример, образец) и принцип юридического познания, собственно научно правовое содержание, предмет и метод соответствующий юриспруденции. Право является той точкой, из которой исходит вся система юридического знания. Только опираясь на знание сущности данного социального института можно сформулировать понятия (и раскрыть их содержание) о сопутствующих праву явлениях и процессах. Проблему правовою выбора не обошел стороной ни один серьезный ученый. История правовой мысли насчитывает множество правовых теорий, каждая из которых имеет свои особенности. Причиной многообразия правовых теорий является то, что в процессе познания существует возможность увлечься какой-то одной стороной явления, превознести ее, не заметить или пренебречь другими, что может быть вызвано влиянием как объективных, так и субъективных факторов. И, пока развивается человеческое общество, пока изменяются условия жизни людей их представления и идеалы, будут изменяться и представления о праве, т.к. правовые нормы и системы права в целом являются, так или иначе, результатом «следования» субъектов правосознания и правотворчества за наиболее значительными социальными проблемами. В процессе развития общества в странах европейской цивилизации сложились три концепции права — позитивно-нормативная, естественно-правовая и социологическая. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Позитивно-нормативное понимание права основано на представлении, что право — нормы, изложенные в законах и других нормативных актах. Язык — основное средство общения людей; поэтому только словами и выраженными ими понятиями можно определить: что делать, чего не делать, что правильно, что неправильно. Через общие, абстрактные, а потому равные для всех субъектов права дефиниции применяется равный масштаб к неравным людям, присущий праву. Только словами может быть выражена государственная воля (воля класса, общенародная воля), образующая содержание права.
Позитивная концепция права органически связана с современной представительной демократией. Очевидно, что задача законодательной власти, осуществляемой выборными представительными учреждениями, в том и состоит, чтобы создавать, развивать и совершенствовать право посредством законотворческой деятельности. Да и само правовое государство — это государство, в котором обеспечено верховенство закона. Позитивно-нормативное понимание права критикуется естественно-правовой школой, согласно которой право — не только тексты, но и форма общественного сознания (право = сознание). Основным доводом теории естественного права против позитивно-правового понимания является то, что законы, принятые государственной властью, не свободны от ошибок, нередко выражают лишь эгоистические интересы власть имущих, противоречащие общественному правосознанию. Позитивные законы стареют и не всегда своевременно обновляются. Правосознание реагирует на новые общественные потребности и запросы более динамично, чем законодатель, скованный громоздкой и медлительной процедурой обсуждения и принятия новых законов, в которых опять же нередки противоречия, ошибки и неточности. Закон не может воздействовать на общество иначе, как через сознание (массовое, либо профессиональное правосознание). Поэтому право — не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, запретах, правах, обязанностях, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты. Действующее право — не совсем то (или совсем не то), которое изложено в текстах нормативных актов. Отсюда различение (противопоставление) «духа» и «буквы» закона, требующее особых приемов толкования текстов закона (ограничительное, расширительное, распространительное), а также аналогия закона и аналогия права, когда дело решается на основе профессионального правосознания.
Именно в общественном сознании содержатся не всегда выраженные в текстах закона представления о правах и свободах человека. Исходя лишь из текстов закона невозможно решать актуальную проблему оснований и содержания прав человека и гражданина. Однако и такой взгляд на право порождает немало сомнений. Общественное правосознание неоднородно. Помимо горизонтальных слоев (научное, официальное, профессиональное, обыденное, массовое – см. тему т.19), между которыми немало несоответствий в представлениях о праве, общественное правосознание имеет вертикальные срезы по классам и другим социальным группам, каждая из которых придерживается порой противоположных представлений о правомерном и неправомерном. Как же в этих условиях применять право, решая спорные конкретные дела? Самые идеальные понятия и представления о праве в обществе отнюдь не гарантируют существования правопорядка: люди думают одно, говорят другое, делают третье (и все по-разному). Поэтому правосознание далеко не всегда способно воздействовать на волевой выбор вариантов поведения в соответствии с их правовой оценкой. Как слова закона не действуют без их осознания, так и правовые представления лишь обозначают возможные линии поведения как «должное», но не содержат достаточных волевых импульсов для их осуществления. Однако коль скоро правопорядок все же существует, является фактом, значит — существует и право, но не в виде слов закона (они не действуют без осознания) и не как правовые знания и представления (они слишком разнообразны и недостаточно действенны), но как порядок общественных отношений в действиях и поведении людей. На таком понимании основаны социологические концепции права (право = порядок). Праву как системе общественных отношений присущи определенность, конкретность, стабильность, способность к охране государством. При подобном подходе наличие норм и в текстах закона, и в правосознании вовсе не отрицается, но нормы и их осознание есть масштаб права, но не само право. Ряд норм закона (вполне осознанных) не применяется и не применялся на практике — так могут ли эти «мертвые нормы» считаться правом? Право создается не только в высших государственных органах; оно возникает повсеместно в процессе развития общественных отношений, разграничения и согласования интересов людей, их объединений и организаций. Поэтому правом надо считать не абстрактные формулировки государственных законов или общие рассуждения о правах и свободах личности, а систему правоотношений, в которых выражены и согласованы (а тем самым упорядочены) многочисленные и разнообразные интересы членов общества. Право — не нормы закона и не их осознание еще и по той причине, что ряд текстов закона практически неосуществим из-за их абстрактности без установления конкретизирующих их норм, правосознание же, неопределенно относясь к этим текстам (не то уже право, не то еще не право), не может конкретизировать их настолько определенно и единообразно, чтобы восполнить отсутствие текстов, конкретизирующих эти абстрактные положения. Социологический подход к понятию права снимает все эти затруднения.
Но и этот взгляд на право не идеален. Если сами общественные отношения, права и обязанности их участников, а также практика их охраны являются правом, то как отличить отношения правовые от неправовых? Общественные отношения конкретны и многообразны, правоотношения индивидуальны и неповторимы, права одного субъекта правоотношения не похожи на права другого, сходные по источнику обязанности требуют разных действий для их исполнения, судебная, административная, дисциплинарная практика по охране права разнообразна, мнения участников отношений о своих правах и обязанностях нередко спорны и противоречивы. Между тем в праве нужна полная определенность. Где же общезначимый критерий, обозначающий грани между правом и неправом, и может ли быть другой общеобязательный критерий кроме текстов закона? Такой критерий лежит в основе позитивно-нормативной концепции права. Как видно из изложенного, каждое из правопониманий имеет свои основания; поэтому они существуют одновременно и имеют сторонников. Приверженность теоретика права к той или иной концепции зависит в основном от субъективных склонностей и, конечно же, никак не может служить упреком уже по той причине, что каждая из концепций выражает реальную сторону права и служит его осуществлению. Так, естественно-правовое видение права важно и для правового воспитания, и для развития действующего права. Без позитивного понимания права практически недостижимы определенность и стабильность правовых отношений, законность в деятельности государственных органов и должностных лиц. Наконец, лишь через социологическое понимание право обретает конкретность и практическое осуществление; без него оно остается декларацией, системой текстов или абстрактных пожеланий. В динамике правовой системы три концепции права имеют разных адресатов. Цель законодателя — обеспечить перевод категорий естественного права в позитивное право, выраженное в текстах нормативных актов. Деятельность правоприменителя (и реализация права вообще) — это переход от позитивно-правовых к социологическим понятиям, от правовых норм к правоотношениям. Задача политика — обеспечить перевод социальных потребностей, выявившихся в процессе функционирования правопорядка, в категории правосознания, способные найти признание в общественном мнении и воплощение в законе.
Существуя одновременно, различные правопонимания не вполне равноценны на разных этапах развития общества, государства, права. В период становления или глубокого изменения правовой системы на первый план закономерно выходит естественно-правовая теория: она существенно важна и для перевода в правовые понятия и категории социальных интересов, выраженных в общественном сознании и мнении, и для усвоения общественным правосознанием общих принципов и норм правовой системы, находящейся в стадии становления. Начало стабильного развития общества, государства, права повышает значение позитивного правопонимания. «Юридический позитивизм» — закономерный и продолжительный этап в развитии не только профессионального и теоретического правосознания, но и правосознания обыденного в периоды усвоения обществом нового права, нашедшего формальное и цивилизованное выражение в юридическом законе. Причины распространенности взгляда на право как на изложенную в текстах законов стабильную систему норм, правил поведения, поддерживаемых государственной властью, коренятся в стремлении общества найти устойчивые ориентиры после периода смены политик и политиков. Наконец, уже усвоенное право, обретшее действительность в ставшей обычной и привычной практике судов и других государственных органов, а также в отношениях субъектов гражданского общества, неизбежно выходит за пределы буквы законов, при регулировании новых общественных отношений создавая нечто вроде синтеза естественно-правового и позитивного правопониманий на основе высокой правовой культуры. Все понимания права столь же верны, сколь и оспоримы. Позитивное правопонимание ведет к отождествлению права и текстов, а тем самым создает возможность подмены юридических норм, определяющих права, обязанности, запреты, призывами, декларациями, лозунгами, бессодержательными дефинициями. Естественно-правовое понимание способно принять и выдать за право содержащиеся в общественном, групповом, индивидуальном сознании разнообразные и противоречивые представления о добре и зле, справедливом и несправедливом, похвальном и постыдном, правомерном и неправомерном. Наконец, социологическое понимание права, отождествляя право с правопорядком, порождает представление о праве как о любом порядке, заменяя право общераспространенной практикой, «обычностью», «общепринятостью», целесообразностью и эффективностью. Оценивая данные направления, одни исследователи (В.К. Бабаев, В.А. Туманов) считают, что сегодня возможно некое общее, синтезированное правопонимание. Другие авторы не согласны с этим категорически. Так, например, О.Э. Лейст четко выразил эту позицию: «…именно с философско-правовых позиций ни одна из общих концепций права не может быть надежной основой ни порядка, ни свободы. С философской точки зрения, позитивно-правовая концепция основана на уверенности в мудрости законодателя; социологическая — на предположении о незыблемой справедливости судей и других лиц, применяющих право; естественно-правовая — на убежденности в силе идей, направляющих умы и волю законодателей, судей, правоприменителей. Но сторонники позитивно-правовой концепции иногда называли «законами свободы и порядка» лживые и фальшивые конституции, маскирующие режим произвола и угнетения личности. Естественно-правовая теория способна так противопоставить свободу индивида порядку, что от правопорядка фактически ничего не останется; сословное правосознание может объявить основой естественного права свободу только привилегированных сословий, господствующих над рабами или крепостными, а партийно-экстремистское представление о естественном порядке вещей может воплотиться в «революционном правосознании», зовущем к лишению свободы и истреблению оппозиционных партий и классов. Наконец, свободное усмотрение судей может обернуться судебным произволом и коррупцией, непредсказуемостью решений различных дел, созданием правовой нестабильности и беспорядка».
Нам представляется предпочтительнее точка зрения О.Э. Лейста о невозможности объединения общетеоретических концепций права. Наоборот: каждая из этих концепций — необходимый противовес другим, не дающий впасть в крайность, уйти за пределы права к беззаконию и произволу. Суть дела в том, что между крайними точками зрения трех концепций находится не истина, а сложнейшее общественное явление — право, которое в любой из своих частей может стать и бытием свободы, и орудием порабощения и произвола, и компромиссом общественных интересов, и средством угнетения, и основой порядка, и пустой, бессильной декларацией, и надежной опорой прав личности, и узаконением тирании и беззакония. Может быть, польза и социальное назначение каждой из концепций в том и состоит, чтобы через критику уязвимых сторон других концепций видеть негативные свойства и опасные тенденции самого права. Существование и дискуссия трех концепций права — признак и отражение не только зрелого правоведения, но и развитого правосознания гражданского общества, стройной системы законов и других источников права, обширной и стабильной судебной и иной юридической практики. В нашем обществе три правопонимания на всех уровнях современного правосознания выражены столь же нечетко и неясно, сколь расплывчаты понятия о праве в сложный период трудного перехода от тоталитаризма к гражданскому обществу и правовому государству. Пока нет развитого гражданского общества — нет того, что создает повседневную потребность в юридическом мышлении. В масштабе общества юридическое мышление не может сложиться по приказу свыше; оно возникнет вместе с массовым повседневным интересом к осмыслению общественных отношений через конкретные права и обязанности их участников, основания возникновения этих прав и обязанностей, в связи с процессуальными гарантиями правоотношений и ответственностью за нарушения прав и невыполнение обязанностей. Впереди нелегкий путь формирования юридического мышления, опирающегося на отношения гражданского общества и стабильного права.
2. Понятие права выявляется через уяснение следующих его особенностей или признаков, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений: 1) право обладает нормативностью, т.е. фиксирует знания, накопленные человечеством в определенных правилах (нормативах), вводит социальную жизнь в нормальные рамки; 2) право характеризуется всеобщностью и обязательностью правовых норм, их формальной определенностью, системностью. Благодаря этим свойствам право отличается от иных социальных регуляторов - морали, религии и др.; 3) государственная обеспеченность права, т.е. государство издает или закрепляет в законе нормы поведения либо санкционирует их, удостоверяя их своим авторитетом и силой и обеспечивая тем самым реализуемость права. т.е. средствами принудительного воздействия; 1) право есть мера, масштаб свободы и поведения человека; 2) право регулирует поведение человека, воздействует на его мысли и чувства, т.е. в этом аспекте право выступает системой общесоциального порядка; 3) право не тождественно закону. Законодательство (позитивное право) выступает одной из форм выражения права. Закон (или иной нормативный акт государства), не отвечающий принципам права, его природе, ценностям и приоритетам личности признается недействительным и, следовательно, правом не является. 4) право имеет предметом отражения власть, государство, порядок в обществе. Именно этим право отличается от иных форм сознания и сфер социальной жизни. Принципы права как руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе с одной стороны выражают закономерности права, а с другой – представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Принципы права подразделяются на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Если в отношении к межотраслевым (принцип состязательности в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном праве) и отраслевым (принцип индивидуализации наказания в уголовном праве) ученые единодушны в их признании, то когда дело доходит до установления конкретного перечня общеправовых принципов, то чуть ли не каждый автор имеет здесь собственное мнение. Именно поэтому в большинстве учебников вопрос о принципах права вообще не рассматривается. Нам ближе точка зрения В.К. Бабаева, который видит в праве генеральные принципы справедливости и свободы, которые получают свое развитие в иных принципах: демократизма в формировании и реализации права, законности, национального равноправия, гуманизма, равенства граждан перед законом, взаимной ответственности государства и личности. Кроме того, все без исключения исследователи обязаны учитывать мнение законодателя, сформулированное в Конституции РФ. Ее содержание позволяет выделить следующие принципы права: демократизм, федерализм, уважение прав и свобод человека, непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права, верховенство Конституции и законов, равноправие, равенство всех форм собственности, правосудие. Сущность и социальное значение права проявляется в его функциях, отражающих основные направления его воздействия на общественные отношения и поведение людей. Функции права обусловлены: задачами, стоящими перед обществом, политической сущностью общества, его классовой характеристикой, объективными пределами действия правовой нормы. Регулятивная и охранительная функции - это основные внутренние,присущие праву функции, которые определяют необходимость его существования как социального института общества. Регулятивная функция права - это направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъекта права. Охранительная функция права - это направление правового воздействия, связанное с охраной регулируемых правом отношений путем возможного применения к правонарушителю предусмотренных в праве мер принудительного воздействия. Кроме внутренних имеются внешние функции права - социальные. Специфика действия права заключается в том, что без влияния на волю и сознание своих адресатов оно не может достичь поставленных целей. Основополагающими среди них являются: гуманистическая функция - ее предназначение смягчать социальные противоречия, ограничивать произвол властей, снижать напряженность в обществе; идеологическая функция необходима для ввода в общественное сознание набора представлений о принципах и правилах поведения; воспитательная функция необходима для подготовки молодежи к восприятию правовых и моральных ценностей, идеалов, целей существования общества.
3. Довольно сложная проблема соотношения права и государства приобрела в последнее время дискуссионный характер. Можно согласиться с профессором В.М. Корельским, в самом общем виде сформулировавшим две противоположные позиции по этой проблеме. Этатически-тоталитарная концепция исходит из того, что государство выше и важнее права, что оно творит право и использует его как инструмент своей политики. Данная концепция опирается на марксистское понимание государства и права и была широко распространена в советской науке. Либеральная концепция базируется на естественно-правовой теории, согласно которой право выше и важнее государства. Она стала активно утверждаться в последние годы. Думается, истина, как обычно, лежит посредине двух противоположностей. Обе концепции, противопоставляя государство и право, на практике ослабляют их. Взаимосвязь государства и права сложна, а потому соотношение между ними следует проводить под углом зрения анализа их единства, различия и многостороннего воздействия друг на друга. Государство и право нерасторжимы. Они имеют единую социально-экономическую основу, у них во многом одинаковая судьба, они не могут существовать и развиваться друг без друга. Вместе с тем государство и право различаются по своей структуре, способом функционирования и т.д. Пожалуй, самый важный аспект рассматриваемого соотношения, нуждающийся в обстоятельной научной проработке – воздействие государства на право и влияние права на государство. Необходимо подчеркнуть, что только при активном взаимодействии государство и право могут полноценно и эффективно функционировать, приобрести социальную ценность. Современная юридическая наука считает, что основными сферами воздействия государства на право являются правотворчество и правореализация. Исторический опыт показывает, что государство активно участвует в правотворчестве, однако абсолютизация его роли в правотворческом процесс является коренным недостатком юридического позитивизма. Государство в буквальном смысле не творит, не создает право, оно юридически закрепляет, оформляет лишь то, что уже созрело в обществе в виде объективной потребности – общественно–правовых и нравственных идеалов, общезначимых факторов. Так или иначе, государство придает праву важнейшие свойства – формальную определенность и общеобязательность. За правом всегда стоит авторитет и реальная сила государства. Таким образом, право без поддержки и воздействия государства обойтись не может, но и само государство объективно нуждается в праве. Право юридически оформляет государство, регулирует его основные стороны его функционирования и тем самым придает государству легитимный характер. Оно регламентирует порядок формирования органов государства, закрепляет их компетенцию и упорядочивает их отношения между собой, устанавливает пределы вмешательства государства в работу институтов гражданского общества, частную жизнь граждан. С помощью права определяется вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно должно стать правовым и контролируемым. Право – важнейшее и необходимое средство юридического общения со всеми субъектами права. В последние годы в общественное сознание внедряется идея о первичности права в отношении государства. К сожалению, таким путем престиж права в современной России не поднят. Нельзя забывать, что право и закон как продукт государства есть аспекты культуры общества, и невозможно предположить формирование эффективных решений на основе права без массовой способности воспроизводить обществом соответствующие институты. В России же право развито слабо, поскольку на всем протяжении истории доверия между государством и обществом было явно недостаточно, отсюда такое количество разнообразных катаклизмов: бунтов, восстаний, войн и революций. А право вообще возможно лишь на основе высокого доверия между субъектами (в том числе и такими глобальными как государство и общество), иначе оно будет разрушаться в каждой точке общения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.044 с.) |