Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 12. Источник (формы) права. Правотворчество.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Понятие источника (формы) права. Внутренняя и внешняя формы права. 2. Виды источников права. 3. Правообразование и правотворчество. 4. Понятие и виды нормативно-правовых актов. 5. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
1. Категории «форма» и «содержание» в философии являются парными. Форма есть способ существования, выражения и преобразования содержания. Тогда как содержание представляет единство всех составных элементов объектов, его свойств, связей, состояний, тенденций развития. К праву категория «форма» применяется в двух значениях: а) правовой формы; б) формы самого права. Правовая форма – вся правовая реальность, т.е. это правовые явления, опосредующие всю совокупность фактических отношений и конкретные виды деятельности. Понятие правовой (юридической) формы применяется для раскрытия связи права с иными социальными образованиями, процессами и отношениями. Форма права – это форма именно права как отдельного явления и соотносится она только с содержанием права. Ее назначение – упорядочение содержания права, придание ему свойств государственно-властного характера. Различают внутреннюю и внешнюю формы права. Внутренняя форма - это структура права и его связи. К ней относится система права. В правоведении нет общепринятого мнения относительно того, что следует понимать под внешней формой права. Нам ближе точка зрения профессора В.М. Баранова, считающего, что внешняя форма - это то, в чем выражено (материализовано) право, т.е. какие формы выражения приобретают правовые нормы. Термин «источники права» также многозначен и употребляется в различных смыслах: в материальном - это те социально-экономические и духовно-культурные условия жизнедеятельности общества, которые явились первопричиной, вызывающей право к жизни и обуславливающей его действие; в идеальном смысле – это правовое сознание, т.е. это концепции, идеи, теории, чувства, представления людей о действующем и желаемом праве. Господствующая правовая идеология, ведущие национальные идеи – главный источник формирования права (подробнее см. тему 22); в юридическом смысле - это различные формы (способы) выражения, объективизации правовых норм. Именно в этом смысле понятие формы совпадает с понятием источника права. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина. В нее могут быть включены памятники права, действующее законодательство, судебная практика, и т.д. – словом все то, где содержатся нормы права. Таким образом, под источником права понимают официально-документальные и иные формы или способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного юридического значения. Для отнесения тех или иных внешних форм выражения права к источникам права необходимо признание их таковыми со стороны государства.
2. Известны следующие основные виды источников права: 1) Самый древний - правовой обычай, то есть обычай, применение которого обеспечивается санкцией государства. Его следует отличать от обычая, представляющую собой моральную норму, нравы (см. тему 9) Его особенности: носит локальный (лат. местный, не выходящий за определенные пределы) характер, отличается определенностью правила, непрерывным и единообразным характером его соблюдения, часто связан с религией, по природе носит консервативный характер. Государство к различным обычаям относится по-разному: одни запрещает, другие одобряет и развивает. Роль обычая в различных отраслях права неодинакова: в конституционном праве сфера его действия ограничена, а в международном, гражданском, семейном, торговом, земельном – значительна. 2) Правовой прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому впоследствии придается обязательное юридическое значение. Современное прецедентное право присуще странам англосаксонского права (Англия, США, Канада и пр.). При такой форме права судебные (а иногда и административные) органы фактически обладают властью создавать новые правовые нормы. В отечественной судебной практике применяется разновидность правового прецедента правоположение, как результат правоприменительной деятельности, концентрированное выражение юридической практики. Между тем ни акты Конституционного Суда, ни разъяснения Верховного Суда РФ официально в качестве источников права пока не признаются. 3) Правовая доктрина (лат. учение) или юридическая наука на определенных этапах развития права также служит его источником. Она создает понятия и конструкции, которыми пользуется правотворческий орган. Разновидностью данной формы права является разъяснение, трактаты выдающихся юристов. Правовая доктрина едва ли не важнейший источник права в мусульманской правовой системе. Значимость ее велика в Великобритании. В нашей стране правовая доктрина не признается в качестве источника права. Скорее всего, это связано с многолетним существованием тоталитарной системы, когда все источники кроме государственных считались несущественными. 4) Договор нормативного содержания представляет собой соглашение между субъектами права, призванное урегулировать их отношения путем создания (учреждения) взаимных прав и обязанностей. Этот вид источников имеет широкое распространение во многих отраслях права и у него перспективное будущее, поскольку в условиях рыночного развития нашего общества государство не может оставаться единственной организацией, ответственной за обеспечение порядка в нем. Значительно возрастает роль различных фирм, корпораций, концернов, которые упорядочивают деловые отношения в основном договорным путем. Таким образом, система договоров – ядро рыночного механизма. 5) Нормативный правовой акт - это акт правотворческого органа государства, содержащий нормы права. Он является основной формой права, поскольку при его помощи достигается наиболее точное и полное выражение юридических норм, верное отражение реальной деятельности и перспектив ее развития. Нормативный акт более всего приспособлен к постепенному обновлению действующего права. 6) Новое российское правопонимание к источнику права относит акт референдума. Он представляет собой решение важнейших вопросов государственной и общественной жизни путем всенародного голосования. Однако в ряде высокоразвитых стран (США, Великобритания) общегосударственные референдумы не предусмотрены в связи с тем, что правоведы считают, что с их (референдумов) помощью можно решить только локальные вопросы. Референдум – мера исключительная и требует осторожного с ним обращения. Он является средством урегулирования трудных вопросов, которые не могут быть решены парламентским путем. 3. Правотворчество является последним этапом правообразования и начинается с осознания необходимости правового урегулирования социальной ситуации, общего представления о юридическом предписании, которое следует издать и заканчивается разработкой и принятием юридической нормы. Таким образом, правотворчество - это деятельность государственных органов (в случае референдума всего народа) и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов. Содержание правотворчества есть процедура возведения норм и принципов естественного права, социальных потребностей и интересов граждан в закон. Правотворчество подчинено определенным требованиям или принципам, то есть тем руководящим началам, которым должна соответствовать правотворческая деятельность государственных органов: 1) Народный характер, который проявляется в том, что а) законодательные органы состоят из депутатов, представляющих население; б) все субъекты правотворческой деятельности в своих нормативных правовых актах должны выражать интересы граждан. 2) Демократизм, означающий, что исключительное право издавать законы принадлежит высшему представительному органу государственной власти, либо непосредственно народу, а также демократичность процедуры разработки и принятия акта (гласность, участие граждан, их объединений в правотворчестве, использование института всенародного обсуждения законопроектов, освещение законотворческого процесса в средствах массовой информации и прочее). 3) Законность, что предполагает скрупулезное соблюдение регламента законодательных органов, процедуру обсуждения, порядка опубликования актов, соблюдение строгой иерархии принимаемых нормативных актов. 4) Научный характер и его связь с правоприменительной практикой, что означает необходимость отображения правотворчеством объективных потребностей общественного развития при принятии, отмене, изменении нормативны актов с учетом достижений юридической науки и конкретного мнения ученых правоведов. Связь правотворчества с правоприменительной практикой дает возможность судить о качестве и эффективности принятых нормативных актов, информирует о необходимости их изменения или отмены. В зависимости от того, кто «творит» право, принято выделять следующие виды правотворчества: 1. Непосредственное правотворчество народа. Наиболее ярким его проявлением является референдум. Референдумы могут быть общенациональными, региональными и местными. Акт референдума не требует утверждения или принятия со стороны государства и вступает в действие с момента, определенного в законе (Федеральный Конституционный закон «О референдуме РФ» принят 10 октября 1995 года). 2. Правотворческая деятельность государства - наиболее распространенный вид, он осуществляется различными государственными структурами, обладающими правотворческими полномочиями. В Российской Федерации правом издавать нормативные акты, наделены: Государственная Дума, Совет Федерации Федерального Собрания, Президент, Правительство, федеральные министерства и иные ведомства, представительные органы субъектов Федерации. 3. Правотворчество должностных лиц. Хотя в современном российском законодательстве нет определения должностного лица, по мнению профессора В.К. Бабаева, к их числу относятся граждане, занимающие определенную должность в органах государственной власти, управлении либо в иной государственной организации, наделенные правом принимать для осуществления возложенных на него функций правовые акты и обеспечивать их реализацию. В процессе правотворчества реализуются следующие функции: обновление законодательства, т.е. издание новых нормативных актов; устранение устаревших юридических норм; восполнение пробелов в праве.
4. Результатом правотворческой деятельности являются разнообразные нормативные акты. Нормативные правовые акты – это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы. Особенности нормативно-правовых актов: - Имеют государственный характер, то есть государство обеспечивает реализацию актов, включая возможность применения принудительных мер к лицам, уклоняющимся от их исполнения. - Принимаются не всеми, а строго определенными субъектами, связанными рамками своей компетенции. - Имеют временные, субъектные и пространственные пределы действия. - Всегда содержат юридические нормы, что делает их нормативными регуляторами, имеющими общеобязательный характер. Нормативные правовые акты следует отличать от индивидуальных и интерпритационных. Индивидуальные акты - это акты по конкретному юридическому делу, они имеют, как правило, разовое применение, адресуются конкретным лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими (судебный приговор). Интерпритационные акты не содержат новых юридических норм, а разъясняют (толкуют) существующие нормы права. Классифицируют нормативные акты по следующим основаниям: По сфере действий они подразделяются на: акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории (гражданский, уголовный кодексы); акты ограниченного действия - распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории (закон о беженцах и т. п.); акты исключительного (чрезвычайного) действия, которые реализуются лишь при наступлении чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия, военные действия). По основным субъектам государственного правотворчества нормативные правовые акты подразделяются на акты референдума; акты законодательной власти (законы, регламенты и постановления палат парламента); акты Президента (указы); акты исполнительной власти (нормативные акты Правительства, федеральных министерств, глав администрации); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера) и акты должностных лиц государственных и негосударственных учреждений). По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. С нормативными правовыми актами связано понятие законодательства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.168.40 (0.009 с.) |