Система законодательства - это совокупность законов и подзаконных актов, являющихся формой отражения юридических норм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система законодательства - это совокупность законов и подзаконных актов, являющихся формой отражения юридических норм.



Систему права и систему законодательства следует различать по следующим основаниям:

1) если первичным элементом системы права является норма, то первичным элементом системы законодательства - нормативный акт;

2) если система права выступает в качестве содержания, то система законодательства - в качестве формы;

3) если система права складывается объективно в соответствии существующими общественными отношениями, то система законодательства преимущественно субъективна, либо зависит от законодателя;

4) если система права имеет первичный характер, то система законодательства - производный;

5) если система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система законодательства еще и вертикальное (федеративное, иерархическое);

6) система права и система законодательства различаются и по объему: законодательство с одной стороны не охватывает всего разнообразия нормативности (кроме законодательства право оформляется и в юридических обычаях, и в нормативных договорах, и в юридических прецедентах и в иных источниках); а, с другой стороны, включает а себя кроме формулировок норм и иные элементы - преамбулы, названия разделов глав, статей и т. п.

Система законодательства совершенствуется при помощи систематизации, то есть проводимой органами государства деятельности по упорядочению законодательства, приведению его в определенную систему.

Существуют следующие формы систематизации:

1. Учет нормативных правовых актов – это деятельность государственных органов и юридических лиц по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации. Значительную часть актов можно обнаружить в таких официальных изданиях как: «Российская газета», «Собрание законодательства РФ», «Бюллетень международных договоров». Для быстрого нахождения того или иного документа создаются информационно-поисковые системы: без какой-либо современной техники, с ручным способом, а также автоматизированные с использованием компьютерной техники.

2. Инкорпорация как внешняя форма систематизации, то есть объединение в сборники и собрания действующих нормативных правовых актов в определенном порядке без изменения содержания. Ее результаты могут выражаться в виде сборника тех или иных актов, собрания законодательства, свода законов.

Сборниками называются инкорпорированные издания нормативных правовых актов, принятых одним или несколькими правотворческими органами, а также тематические издания актов.

Собраниями называют инкорпорированные издание нормативных актов высших органов государственной власти и управления страны. В зависимости от субъекта инкорпорации выделяют три вида собраний: официальные (когда правотворческий орган сам подготовил, издал или утвердил собрание, подготовленное иным органом – Свод законов Российской империи от1833 года); официозные (готовятся по поручению правотворческого органа, но издаются без утверждения – Собрание действующего законодательства СССР от 1977 года); неофициальные (проводятся научными учреждениями, издательствами, отдельными лицами по собственной инициативе, без поручения и контроля правотворческого органа).

3. Консолидация представляет собой сведение множественности нормативных актов в один укрупненный акт. Новый акт полностью заменяет вошедшие в него акты, поскольку заново принимается компетентным правотворческим органом и имеет собственные официальные реквизиты: наименование, дату принятия, номер акта и подпись должностного лица.

Некоторые авторы считают консолидацию разновидностью инкорпорации. На сегодняшний день, данный вывод не соответствует действительной правовой природе консолидации. Инкорпорация – это один из приемов организационно-методической деятельности государственных органов, а консолидация входит в число правотворческих методов. Консолидация в отличие от инкорпорации осуществляется только правотворческими органами и лишь в отношении принятых ими нормативных актов. При инкорпорации вошедшие в сборники нормативные акты не утрачивают самостоятельного значения, а при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный акт.

4. Кодификация - это деятельность, направленная на систематизацию и коренную переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового нормативного правового акта. Кодификация осуществляется в форме издания: основ законодательства РФ и субъектов федерации; кодексов, уставов, положений и т.п.

Кодификация - наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер. Посредством ее создается единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный нормативный правовой акт.

В литературе различают следующие виды кодификации:

всеобщую, когда в течение времени создаются сводные кодификационные акты по всем основным отраслям законодательства. В Российской Федерации в настоящее время идет подготовка к изданию Свода законов РФ;

отраслевую, когда охватывается законодательство какой-либо отрасли или подотрасли законодательства;

специальную, когда группируют нормы определенного правового института или нескольких институтов.

Кодификационный акт – это акт сводного характера, объединяющий в единую юридическую конструкцию действующие и не утратившие свое значение нормативные предписания по определенной теме и на основе общих принципов. Именно поэтому он, как правило, значителен по объему, отличается сложной структурой и высокой степенью стабильности материала.

Формы кодификационных актов:

- основы законодательства – это юридически цельные, внутренне согласованные правовые акты, характеризующиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные максимально урегулировать определенный круг отношений;

- кодексыотраслевые – сводные акты, позволяющие полно урегулировать определенную сферу однохарактерных общественных отношений;

- кодексы комплексные (межотраслевые);

- уставы – это комплексные нормативные правовые акты, ту или иную сферу государственной деятельности;

- положения – это сводные акты, детально регламентирующие либо правовой статус, либо организацию деятельности определенных субъектов права;

- правила – это акты, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности.

 

ТЕМА 14. НОРМЫ ПРАВА

1. Понятие нормы права и ее признаки.

2. Виды норм права. Основания классификации правовых норм.

3. Подходы к структуре правовых норм.

4. Способы и особенности изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов.

 

1. Регулирующее воздействие на поведение, деятельность людей право оказывает через нормы права, которые являются исходным, главным элементом права как социального образования, основополагающим понятием всей правовой системы.

Норма права (юридическая норма) - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения.

Право состоит из нормативных установок как сгустков человеческих знаний. Юридическая норма – это тоже нормативная установка, но определенным образом оформленная, т.е. выраженная в законодательстве. Следовательно, нормативная правовая установка – это элемент естественного права, а юридическая норма – элемент позитивного права.

Не все нормативные установки естественного права являются юридическими нормами. А многие юридические нормы (организационные, организационно-технические, многие процедурные) вообще не связаны с естественным правом.

Признаки нормы права (юридической нормы):

1. Отражает наиболее важные, имеющие ценность для общества, личности или социальной группы общественные отношения.

2. Обладает общеобязательным характером (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей).

3. Обладает нормативностью (она представляет общее правило, эталон поведения, его меру, не исчерпывается однократным действием, а применяется до тех пор, пока не будет отменена в установленном порядке).

4. Представляет собой модель регулируемых общественных отношений (важнейший вид норм – правила поведения - имеют представительно-обязывающий характер, т.е. такие нормы не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов юридические обязанности).

Раскрывая содержание нормы права (это единство всех составляющих ее элементов, свойств, их взаимодействие между собой и регулируемыми общественными отношениями), в литературе выделяют:

а) логическое содержание нормы, сводящееся к заключенному в ней суждению, т.е. мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо о предметах или явлений объективной действительности;

б) социально-юридическое содержание нормы, понимаемое как регулируемое нормой то или иное общественное отношение в единстве его объективного и субъективного составов;

в) волевое содержание нормы, которое заключается в стремлении государства, властвующего класса или социальной группы определенным образом урегулировать общественные отношения, используя при этом имеющиеся у государства возможности.

2. Важное место принадлежит классификации норм права, что позволяет точнее уточнить их природу и назначение в системе нормативного регулирования общественных отношений.

Выделяют следующие основные виды правовых норм.

1. По функциям в механизме правового регулирования имеются: исходные правовые нормы, нормы – правила поведения, общие и специальные нормы.

1.1. Исходные нормы определяют цели, задачи, принципы, пределы, направления, методы правового регулирования, закрепляют правовые категории и понятия. Они имеют наиболее общий характер и выполняют особую роль в механизме правового регулирования общественных отношений.

В их состав входят: нормы-начала, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни и содержащиеся в Конституции. Нормы-принципы – это законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права. Определительно-установочные нормы определяют цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет формы и средства правового регулирования, закрепляют целевые установки законодателя. Нормы-дефиниции, содержащие определения конкретных юридических категорий и понятий.

1.2. Нормы-правила поведения непосредственно указывают на взаимные права и обязанности субъектов, условия реализации этих прав и обязанностей, вид и меру реакции государства по отношению к правонарушителям. В этих нормах получают логическое развитие и детализацию исходные правовые нормы.

1.3. Общие и специальные нормы различаются между собой степенью общности и сферой действия. Общие присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права. С пециальные нормы относятся к специальным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-то вид родовых общественных отношений, образуют особенную часть отраслей.

2. В зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные и т. д.

Отраслевые нормы подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные (уголовные, гражданские и прочие), которые показывают субъекту, что дает ему право и что оно от него требует. Процессуальные регулируют организационные отношения и носят сугубо организационно-процедурный, управленческий характер. Они всегда регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права. По отношению к последним процессуальные нормы носят вторичный, производный характер. Далеко не всегда они группируются в отдельные отрасли (уголовное процессуальное, гражданско-процессуальное), а образуют своеобразную правовую совокупность, создавая определенный раздел соответствующей отрасли права.

3. В зависимости от методов правового регулирования нормы делятся на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные:

3.1.Императивные, содержащие категорические, строго обязательные властные предписания. Таковыми являются большинство норм права, относящихся к различным его отраслям, а исходные нормы будут таковыми всегда;

3.2.Диспозитивные, содержащие свободу усмотрения варианта поведения субъектов в пределах законных средств урегулирования отношений;

3.3.Поощрительные, стимулирующие социально полезное поведение, заключающееся в добросовестном выполнении субъектом своих юридических и общественных обязанностей, либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования;

3.4.Рекомендательные, предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант урегулирования общественных отношений. По мере развития рыночных отношений данные нормы будут приходить на смену части императивных норм.

4. В зависимости от формы выражения предписания нормы делятся на управомачивающие, обязывающие и запрещающие.

4.1.Управомачивающие (правоустановительные) предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий (содержат в тексте слова «вправе», «имеет право», «может»);

4.2. Обязывающие возлагают на субъекта обязанность совершить те ила иные положительные действия (для них характерны слова «обязан», «должен»);

4.3.Запрещающие формулируют воздержание субъекта от названного в нормах неправомерного поведения, которое признается законом правонарушением (они сопровождаются словами «запрещается», «не вправе», «не может быть» и т.д.).

Среди иных оснований классификации юридических норм нередко предлагаются субъекты правотворчества и сфера их действия. Можно вполне согласиться с профессором В.К. Бабаевым, считающим, что они в большей степени подходят для классификации не норм права, а нормативных актов.

 

3. Выступая «клеточкой» права, норма в то же время есть сложное образование, обладающее признаками структурированности.

Структура юридической нормы есть упорядоченная совокупность необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Однако характер этих элементов, их количество, расположение, способ связи и назначение зависят от вида юридических норм. Поэтому различают структуру исходных норм и норм – правил поведения.

Структура исходных юридических норм. Эти нормы законодательно закрепляют (учреждают) какое-либо правовое положение материального или процедурного характера. Делается это путем его словесного обозначения или указания на существенные признаки. Эти признаки правового понятия, явления, принципа, общественно-политической ситуации и выступают в качестве структурных элементов исходной правовой нормы.

Структура норм-правил поведения. Широкое признание в правоведении получило мнение С.А. Голунского и М.С. Строговича о трехчленном строении таких норм (гипотеза, диспозиция, санкция).С позиции формальной логики ее структура выражается формулой: «если - то - иначе», то есть если будут иметь место указанные в норме обстоятельства (гипотеза), то одно лицо вправе, а другое обязано совершить предусмотренные нормой действия (диспозиция), а иначе для лица, не исполнившего обязанность, наступают, неблагоприятные последствия (санкция).

Гипотеза - элемент нормы права, указывающий на условия (время, место, субъектный состав и т. д.), с наступлением которых действует данная норма.

В зависимости от характера закрепленных в норме обстоятельств, с которыми она связывает наступление (прекращение) юридических последствий, различают простые, сложные и альтернативные гипотезы.

Простая - это гипотеза, в которой указанно одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие нормы (наступление юридических последствий).

Сложная гипотеза предполагает наличие или отсутствие одновременно двух или нескольких обстоятельств, с которыми данная норма связывает определенные юридические последствия.

Альтернативная гипотеза ставит действие юридической нормы в зависимость от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств.

Диспозиция - элемент нормы права, содержащий правило поведения, которому должны следовать участники правовых отношений.

В зависимости от способа формулирования диспозиции в статьях нормативных актов принято выделять простые, описательные, ссылочные и бланкетные диспозиции.

Простая диспозиция только указывает на само правило поведения, не раскрывая, не разъясняя его.

Описательная диспозиция содержит указания существенных признаков поведения.

Ссылочная диспозиция не содержит правила поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другой норме.

Разновидностью ссылочной является бланкетная диспозиция, которая отсылает не к нормам закона, а к инструкциям, правилам, техническим нормам.

Санкция - элемент нормы, содержащий указания на неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении диспозиции.

Санкция правовой нормы – понятие собирательное. В зависимости от характера неблагоприятных последствий санкция может предусматривать:

меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба); это санкции карательные или штрафные и др.);

меры предупредительного воздействия (привод, отмена акта государственного органа, снос самовольно возведенных строений и др.);

меры защиты или правовосстановительные санкции (восстановление на прежней работе служащего, ранее незаконно уволенного и др.); назначение указанных мер – устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав;

неблагоприятные последствия из-за поведения самого субъекта (неявка без уважительной причины на врачебный осмотр).

Санкции норм права классифицируют и по объему и размерам неблагоприятных для правонарушителя последствий:

абсолютно-определенные санкции, которые предельно точно определяют размеры (объем) неблагоприятных последствий (точно обозначенный размер штрафа, увольнение и т.д.);

относительно-определенные санкции определяют рамки неблагоприятных последствий от минимальных до максимальных («от» и «до» - именно так сформулированы многие санкции уголовно-правовых норм);

альтернативные санкции называют или перечисляют несколько видов неблагоприятных последствий через соединительно-разделительные союзы «или», «либо», из которых правоприменитель выбирает одно – наиболее целесообразное для решаемого случая (ст. 214 УК РФ, касающаяся вандализма).

 

4. Норма права, включающая в себя гипотезу, диспозицию и санкцию, и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве его формы.

Имеется три случая изложения нормы права в статье нормативного акта:

1) все три элемента логической структуры нормы права включены в одну статью нормативного акта. Это наиболее типичный случай. В уголовно-правовых нормах диспозицию как третий элемент нормы следует проявлять логическим путем. Например: «получение взятки запрещено» и т.д.

2) В одну статью нормативного акта включено несколько правовых норм. Так, ст. 24 ГПК РФ, предусматривающая последствия заявления об отводах, состоит из трех частей, и каждая из них является самостоятельной нормой.

3) Элементы нормы права излагаются в нескольких статьях. Например, ст.12 и 13 Семейного кодекса РФ содержат условия заключения брака (гипотеза), ст.10, 11 определяют порядок заключения брака (диспозиция), а ст. 27, 28, 30 указывают основания и последствия признания брака недействительным.

По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:

1) прямой способ имеет место тогда, когда норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта;

2) отсылочный (ссылочный) способ имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта;

3) бланкетный способ имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к законодательству вообще.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.036 с.)