Именно об этом опросе я подумал во время своего посещения
частной школы на западном побережье США. Я приехал туда, что-
бы поговорить с тренерами о типах детей и о том, как избежать
психологических травм в гимнастическом зале. Понимание систе-
мы типов конституции у детей может изменить их жизнь, так как
это случилось с маленькой Шэрон. Шэрон знала, почему я при-
^Аюрведа для детей
ехал в ее школу, и пришла ко мне сразу после урока физкультуры.
Ей было около 10 лет, и она только что закончила тяжелый для нее
забег на одну милю. Ее красивое круглое личико было ярко-крас-
ным, а по носу стекали капли пота. Она выглядела полностью ис-
тощенной, расстроенной и подавленной.
"Доктор, - сказала она, - Можете ли вы выписать мне освобож-
дение от уроков физкультуры?"
"Тебе не нравится заниматься в гимнастическом зале?"
"Я это просто ненавижу".
"Почему? Разве тебе там не весело?"
"Совсем не весело".
"Есть в занятиях физкультурой что-нибудь, что тебя привлекает?"
"Нет, - ответила Шэрон. - Я ни с чем не справляюсь".
Шэрон была похожа на бейсболиста Бэйба Рута. Она принад-
лежала к весеннему типу детей и обладала крепким телосложени-
ем и сильными костями. Несмотря на то, что скорость - не самая
сильная сторона Шэрон, с ее природной силой, выносливостью и
координацией она могла бы проявить себя во многих других видах
спорта и добиться в них успеха.
Рассказывая о том, что произошло с ней на беговой дорожке,
девочка плакала.
"Каждый бежал, как мог, - сказала она. - А тренеры кричали на
нас и свистели, заставляя бежать быстрее. Мне было так больно,
я так старалась, но не могла пробежать так быстро, как им хоте-
лось. Мой результат- 11 минут 30 секунд".
Я знаю, что для зачета дети должны пробежать милю (1,609 км)
за 10 минут. Но я также знаю, что для типа Шэрон и ее возраста это
очень трудная задача. Шэрон вовсе не одинока - 50% американс-
ких девочек не в состоянии пробежать милю за 10 минут.
"Это несправедливо, - сказала девочка, вытирая слезы со щек. -
Я старалась изо всех сил". Затем она сдавлено добавила: "Все
дети видели, как я прибежала последней".
Мое сердце сжалось. Я знал, что она говорила искренне, и что
это обязательное упражнение, скорее всего, заставит ее вознена-
видеть физкультуру на всю оставшуюся жизнь. Перед лицом всего
четвертого класса она превратилась в одного из 85% взрослых аме-
риканцев, не занимающихся спортом. Я понимал, что не смогу вы-
писать для нее освобождение, поэтому решил поговорить с препо-
давателем физкультуры.
"Глава 2. Секрет 1: Ч.то вы знаете о своем, ребенке?
Было ясно, что если заставить Шэрон продолжать сдавать тес-
ты и зачеты на беговой дорожке, это повлечет за собой печальные
последствия. Во-первых, она не сдаст зачет. Во-вторых, она снова
почувствует себя униженной. В-третьих, она навсегда откажется
от занятий физкультурой и, возможно, абсолютно потеряет физи-
ческую форму ещё в детстве. В-четвертых, ее детское унижение и
провал останутся в памяти навсегда и отразятся на умении справ-
ляться с подобными ситуациями. Детство - это "волшебная пора",
когда мы с особой тщательностью должны следить за физичес-
ким, умственным и эмоциональным состоянием наших детей. В
противном случае, проблемы обязательно дадут о себе знать в
более позднем возрасте. Все что нужно - это не подвергать таких
детей, как Шэрон, подобным испытаниям, а подобрать необходи-
мую систему, которая поможет им найти вид упражнений, подходя-
щий типу конституции ребенка, и радующий его.
К счастью, учитель физкультуры Шэрон оказался человеком с
широкими взглядами и понял, что тесты, установленные Прези-
дентским Советом по Физической Культуре, давно устарели. Он
был готов принять систему детских типов и предложить ученикам
более широкий спектр физкультурных программ.
Благодаря взглядам этого учителя, у нашей истории оказался
счастливый конец. Спустя год, мне позвонила мама Шэрон. С не-
которым удивлением и большой гордостью она сообщила мне, что
ее дочь собирается участвовать в региональных соревнованиях
по спортивной ходьбе. Отыскав понравившийся вид спорта, Ше-
рон снова почувствовала интерес к занятиям.
Когда в следующий раз я побывал в школе Шэрон, она принялась
взахлеб рассказывать мне о соревновании по спортивной ходьбе, где
она принимала участие, и о том, что теперь физкультура - ее люби-
мый предмет. К тому же, Шэрон с большим воодушевлением сообщи-
ла, что недавно стала членом баскетбольной команды. От удивления
я лишился дара речи. Она сказала: "Худые девочки ведут и бросают
мяч, а я подбираю его под щитом". Она так гордилась своим строени-
ем тела и новой и уважаемой ролью центрового игрока, что мне было
трудно поверить в тот факт, что эта же самая маленькая девочка все-
го год назад со слезами на глазах умоляла меня выписать ей посто-
янное освобождение от физкультуры. На примере Шэрон легко уви-
деть, как близко она подошла к тому, чтобы потерять физическое и
эмоциональное здоровье из-за неправильного подхода.
Шэрон была не первым ребенком, кто обратился ко мне с
просьбой об освобождении от физкультуры. Все родители должны
использовать информацию о типах конституции детей и результа-
ты тестов, чтобы избежать провалов в области физкультуры и
спорта и направить детей туда, где они смогут проявлять себя и
получать от этого удовольствие. Поддерживая ребенка в занятиях,
подходящих именно его типу, мы сможем удовлетворить страсть
наших детей к игре - необходимую составную часть жизни любого
ребенка на протяжении многих веков.
Совет родителям: Используйте знание типа
конституции вашего ребенка, чтобы поддержать его
в выборе такого вида спорта, который доставит ему
наибольшее удовольствие. Помогая ему выбрать род
занятий, где он сможет проявить себя, вы направи-
те его на путь физических упражнений, движения и
игры, что будет поддерживать его на протяжении
всей жизни.
Игра - единственная необходимая составляющая жизни, и я в
подробностях опишу эту теорию в 11 и 12 главах. Понимание типа
вашего ребенка поможет вам найти правильный путь, чтобы обес-
печить его всем необходимым в любой сфере жизни. Перейдя к
следующей главе, мы увидим, как тип организма влияет на вос-
приимчивость к болезням и определяет возможности сохранения
здоровья. Часто детей разных типов необходимо лечить по-разно-
му, просто из-за их уникальной конституции. Первый шаг на пути к
здоровью ваших детей - это знание того, кем они являются и поче-
му поступают так, а не иначе.
ГлаваЗ.
Секрет Второй:
Для чего нужна слизь?
Вряд ли мы станем обсуждать такую тему, как слизь, в светской
беседе. Однако для родителей она является неотъемлемым атрибу-
том ежедневных забот, так как дети выделяют ее все время. Создает-
ся впечатление, что детям постоянно нужно вытирать нос или смор-
каться. Хотя это может казаться неудобством, особенно, если у ре-
бенка часто бывает насморк и кашель, выделение слизи - необычай-
но важная часть внутренних процессов организма ребенка. На самом
деле, это важнейший процесс в организме любого человека.
Выделение слизи - важная составная часть увлажнения тела и
иммунной системы. Для детей увлажнение играет очень большую
роль, так как оно обеспечивает гибкость детского организма и воз-
можность роста до 30 см в год. Именно благодаря большому коли-
честву смазки, 7-летний ребенок может скатиться с перил лестни-
цы, хохоча на каждом повороте, тогда как 80-летний старик просто
переломает себе все кости, проделав такой же путь.
Иногда организм выделяет слишком большое количество смаз-
ки, реагируя на обезвоживание. Когда наши полости высыхают, это
вызывают раздражение, и организм реагируем выделением боль-
шего количества слизи, пытаясь увлажнить все ткани. Такая слизь
часто выделяется в больших объемах, чем этого требует организм,
и тогда она заполняет собой полости и слизистые оболочки, вызы-
вая закупорки и образуя благоприятную среду для размножения
инфекционных бактерий и других микроорганизмов.
Иммунная система использует слизистые оболочки в качестве
первой ступени защиты в борьбе с инфекцией. Ключевой момент -
сколько именно выделяется слизи в организме ребенка. Как в сказке
про Машу и трех медведей, количество слизи должно быть "как
^Аюрведа для детей
раз впору", не слишком большим, но и не маленьким. Дети разных
типов имеют природную склонность к разному объему выделяе-мой слизи. В связи с тем, что существует такое объективное раз-
личие, разные дети в разной степени подвержены таким болез-
ням, как простуда, грипп, астма и другим респираторным инфекци-
ям. Другой фактор, по-разному влияющий на детей - смена воз-
действия времен года, в зависимости от индивидуальных жизнен-
ных циклов. В особенно больших количествах слизь у детей выде-
ляется в первые 12 лет. Как только ребенок достигает подростко-
вого возраста, объем производимой слизи уменьшается или вооб-
ще прекращается. Обычно в этом возрасте мы наблюдаем улуч-
шение у детей, больных астмой. Выделение слизи в среднем воз-
расте обычно достаточно стабильно. Затем, когда мы переходим в
пожилой возраст, то начинаем выделять значительно меньше сли-
зи и других увлажняющих веществ, что ведет к иссушению.
Жизненные циклы человека.
Весна.
В природе весна - время начала новой жизни, когда все просы- I
пается после долгой зимней спячки. Так и детство - время роста и ж
зарождения циклов жизни нового человека. В природе дожди, при- I
носящие влагу, выпадают весной, таким же образом и детский орга- низм выделяют увлажняющую слизь для роста. Дожди помогают щ
вырасти новым листьям, траве и цветам, так же, как и слизь помо- ]
гает быстрому росту гибких суставов у детей. Детям, как и расте-
ниям, нужна влажная среда, чтобы они могли расти. Дети, прохо-
дящие естественный весенний период своей жизни и относящие-
ся к весеннему типу, имеют склонность к выделению слишком боль-
шого количества слизи, что делает их более восприимчивыми к
простудам и заболеваниям дыхательных путей.
Лето.
Все дети входят в летний период своей жизни около 12 лет.
В природе лето - жаркое и бурное время года. Растения и живот-
ные в этот период ведут активный образ жизни, извлекая как мож-
но больше пользы из длинных дней, пока не наступили холода. ]
Если бы вы были птицей, вам пришлось бы максимально исполь- ]
зовать возможности, которые дает лето, чтобы научиться летать, |
отыскивать пищу и накопить достаточно сил для перелета за много !
Тлава 3. Секрет 'Второй: Т>ля чего нужна слизь?
51
тысяч километров в поисках спасения от наступающей лютой
зимы. Такова природа лета - постоянное напряжение, и ни мину-
ты покоя.
С юношеского возраста до 50 лет мы переживаем самый актив-
ный период своей жизни. В это время мы готовы завоевывать мир,
растить детей и оставить свой след в истории общества. Люди
летнего типа легко перегреваются и склонны к различного рода
воспалениям. Взрослые, относящиеся к летнему типу, подверже-
ны изжоге, повышенной температуре и кожным высыпаниям, про-
блемам со зрением, артриту и аллергии. Летний период челове-
ческой жизни начинается около 12 лет и продолжается до 50-60-
летнего возраста, когда в свои права вступает зимний период.
Зима.
Зима - последний период человеческой жизни. В природе зи-
мой время словно замедляется. Животные впадают в спячку или
зарываются в подземные норы. Деревья сбрасывают листву, а бо-
лее слабые растения погибают, в то время как их корни или семе-
на ждут весну. Зима - время покоя, когда природа готовится к но-
вому весеннему возрождению.
Листья высыхают и опадают с деревьев. То же самое происхо-
дит с нами. Наша кожа становится сухой, суставы теряют гибкость
из-за недостатка влаги. Тело стареет, но ум обычно по-прежнему
остается острым. В этот период жизни происходят два важных со-
бытия. Во-первых, в нашем теле начинаются разрушительный про-
цесс иссушения. Так как мы уже немолоды и постоянно испытыва-
ем стрессы, наши мышцы становятся тоньше, тело перестает быть
гибким, сокращается упругость. В результате, постепенно снижа-
ется способность потоков крови проникать вглубь тканей. Без дос-
таточного снабжения кровью мышцы, суставы и внутренние орга-
ны теряют влагу. Однако более важно то, что ткани недополучают
кислород, который должен поступать к ним с кровью. Без кислоро-
да клетки и ткани не могут существовать. Именно с этого момента
и начинается процесс старения.
Второе важное событие, происходящее в зимний цикл жизни -
это усиление в человеке духовной стороны. С началом зимнего
цикла ум становится более активным, а тело, наоборот, теряет свою
энергичность. Так как зима, или вата, отражает качества воздуха и
легкости, ум естественным образом тянется к более тонким и ду-
ховным материям.
52
Аюрведа для детей
Согласно Аюрведе, весна - тяжелое время года, связанное
с особенностями строения нашего тела. Лето - жаркое, но сти-
мулирующее время, связанное с системой пищеварения. Зима
холодная и сухая - она так холодна и суха, что даже вода за-
мерзает и превращается в лёд. Зима представляет собой дви-
жения тела, контролирующие нервную систему и мозг.