Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы построения когнитивных картСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Распространены следующие методы построения когнитивных карт[7]. 1-й метод. Когнитивную карту строит сам ЛПР на основе своих знаний и представлений без привлечения экспертов и справочных материалов. Достоинство метода: быстрота построения когнитивной карты. Недостаток: адекватность когнитивной карты сильно зависит от квалификации ЛПР, его знаний и умений ощущать характер отношений между концептами. Построение когнитивной карты помогает ЛПР яснее представить себе проблему, лучше понять роль отдельных компонентов и характер отношений между ними. 2-й метод. Построение когнитивных карт экспертами на основе изучения документов. Достоинство: метод удобен и позволяет использовать данные, применяемые самим ЛПР. Недостаток: изучение документов экспертами – длительный и трудоемкий процесс. 3-й метод. Построение когнитивной карты на основе опроса группы экспертов, имеющих возможность оценивать причинно-следственные связи. Достоинство: возможность агрегировать индивидуальные мнения и базирование на большем диапазоне оценок, чем можно извлечь из изучаемых документов. Недостаток: трудоемкость. 4-й метод. Построение когнитивных карт, основанных на открытых выборочных опросах. Достоинства: метод может быть использован для построения сравнительных когнитивных карт, кроме того, исследователю представляется возможность вести активный диалог с источниками информации. Недостаток: трудоемкость. При построении когнитивных карт можно применять сочетания названных методов. Если при построении когнитивных карт используются группы экспертов, то возникают проблемы принятия групповых решений, проблемы их согласования. Такое согласование сводится к трем действиям: согласования списков концептов; согласования отношений причинности между концептами; согласования значений отношений причинности. Для решения этих вопросов могут быть использованы хорошо известные процедуры голосования или разные формальные процедуры. Таким образом, должна быть получена когнитивная карта «коллективного ЛПР». Анализ когнитивной карты включает в себя определение маршрутов, путей, циклов, что позволяет исследовать причинно-следственные связи и характер протекания исследуемых процессов (устойчивость, неустойчивость процессов). Расширение сферы применения когнитивного анализа объясняется в немалой степени тем, что с помощью данных когнитивных карт относительно легко представить причинные связи (отношения) между концептами и структуру изучаемого объекта, получить целостное представление об объекте исследования. При количественном представлении интенсивностей взаимодействия характеристик, отображаемых вершинами, используются в общем случае функции из некоторого допустимого их множества. В этом случае орграф называется функциональным. Интенсивность воздействия между вершинами может задаваться константами, называемыми весами. Орграф, у которого интенсивности взаимоотношений внутри каждой пары вершин-факторов являются константами-весами, называется взвешенным. Когнитивной моделью социально-экономического или политического процесса (СЭПП) назовем знаковый ориентированный взвешенный граф (орграф), отражающий динамику причинно-следственных отношений между факторами.[8] Динамика отношений в модели задается специальным правилом, т.е. правилом распространения импульсного процесса. Процесс, в котором величина изменения фактора в любой вершине-следствии зависти только от приращений факторов в вершинах-причинах, называется импульсным. Далее все процессы считаются дискретными, т.е. изменения любой характеристики (значение фактора в вершине) происходит только в фиксированные промежутки времени – шаги модели. Величина шага модели (временной интервал) выбирается по усмотрению создателя модели. Однако её выбор может повлиять на значение весов дуг.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.31.90 (0.005 с.) |