Глава 6. Когнитивная модель гражданского общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Когнитивная модель гражданского общества



Важнейшей предпосылкой и одно­временно фактором формирования политической системы демократического типа является наличие гражданского общества. Гражданское общество характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощаю­щую реальный уровень самоорганизации социума.

В ходе международного студенческого коллоквиума «Современные теории моделирования социально-политических процессов и фактор коллективной памяти»[13] была рассмотрена схема (модель) гражданского общества (рис. 6.1).

В качестве основных факторов гражданского общества были взяты следующие:

f1 – государство;

f2 – государственная безопасность;

f3 – публичные коммуникации;

f4 – бюрократические коммуникации;

f5 – социальная безопасность;

f6 – образование;

f7 – благотворительность бизнеса;

f8 – идентичность;

f9 – права потребителей;

f10 – права трудящихся;

f11 – гражданское общество.

 

+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
(f2)
(f3)
(f1)
(f4)
(f6)
(f7)
(f8)
(f9)
(f10)
(f5)
(f11)

 

 


Рис. 6.1. Когнитивная карта гражданского общества

 

 

Названия факторов Интерпретация факторов
  Государство (f1) Динамика официальной истории (определяется экспертами на основе статистических данных; складывается на основе учета данных по количеству произошедших в обществе событий, официально освещенных и прокомментированных: в правовых документах, печатных изданиях, СМИ, сети Интернет).
  Государственная безопасность (f2) Уровень стабильности системы (определяется экспертами на основе статистических данных; складывается на основе учета данных по количеству единиц техники, количеству солдат, военного потенциала, уровню информационной безопасности, степени активности оппозиции и уровня недовольства существующим режимом, уровня работы контролирующих органов и др).
  Публичные коммуникации (f3) Количество независимых организаций (определяется экспертами на основе статистических данных; складывается на основе анализа СМИ, учета уровня децентрированности общества, свободы слова и печати, количества НКО и общественных организаций, социальных институтов и т.д.).
  Бюрократические коммуникации (f4) Эффективность деятельности чиновничьего аппарата (определяется экспертами на основе статистических данных; складывается на основе учета данных по количеству чиновников, быстроте документооборота, качества решения вопросов, уровня коррупции и т.д.).
  Социальная безопасность (f5) Уровень жизни (определяется экспертами на основе статистических данных; складывается на основе учета данных по количеству преступлений, уровня социального напряжения, криминогенности обстановки, средства, выделяемые государством на национальные проекты в области культуры, образования, оздоровления генофонда и т.д.).  
  Образование (f6) Активность в учебной и внеучебной деятельности (определяется экспертами на основе статистических данных; складывается на основе учета данных по количеству проводимых социокультурных, научных и иных мероприятий разного уровня, количеству учащихся и студентов, принимающих в них участие, количеству творческих, интеллектуальных, спортивных и научных кружков и клубов и др.).
  Благотворительность (f7) Консолидированность общества (определяется экспертами на основе статистических данных; складывается на основе учета данных по количеству благотворительных организаций, количеству спонсоров и меценатов, количеству благотворительных социально-направленных мероприятий, количеству финансовых средств и их характеру, выделяемых на эту деятельность, количеству людей, которым оказана помощь, уровню активности населения по участию в социально-направленных, волонтерских, благотворительных и иных акциях).
  Идентичность (f8) Уровень плюрализма (определяется экспертами на основе статистических данных; складывается на основе учета данных по количеству зарегистрированных религиозных, этнических, культурных и иных организаций, количеству преступлений, связанных с нарушением прав человека, например, свободы вероисповедания, уровень культурного вандализма и т.д.).
  Права потребителей (f9) Уровень удовлетворенности потребителей (определяется экспертами на основе статистических данных; складывается на основе учета данных по количеству горячих линий и уровню организации обратной связи производителя и поставщика товаров и услуг с потребителями, ступени информированности потребителя, качеству производимых и поставляемых потребителю товаров и услуг, количеству и качеству работы контролирующих и проверяющих органов, количеству обращений и жалоб, связанных с нарушениями прав потребителей и др.).
  Права трудящихся (f10) Степень социальной защищенности трудящихся (определяется экспертами на основе статистических данных; складывается на основе учета данных по количеству профсоюзных организаций и количеству входящих в них трудящихся по сравнением с общим числом трудящихся, по уровню коррупции и возможности карьерного роста и перспектив для молодых специалистов, по уровню блата, качеству доходов трудящихся разных уровней, динамике социальной мобильности и уровню социальной защищенности).
  Гражданское общество (f11) Степень корреляции социальной памяти с официальной историей (определяется экспертами на основе статистических данных и данных социологических исследований; складывается на основе учета данных по количеству фальсификаций истории, количеству выходящих мемуаров, количеству мероприятий, проводимых для поддержания и укрепления межпоколенных связей, например, встречи молодого поколения с ветеранами Великой отечественной войны и иных войн 20 века, количеству исторических, патриотических, краеведческих, археологических и иных клубов и кружков разного уровня, количеству и качеству региональных краеведческих музеев и памятников и др.).

 

Из представленной схемы (рис. 6.1) видно, что фактор государство влияет на следующие факторы: государственная безопасность, публичные коммуникации, бюрократические коммуникации, социальная безопасность. Причем на факторы государственная безопасность, бюрократические коммуникации и социальная безопасность со знаком минус, т.е. рост динамики официальной истории ведет к уменьшению государственной безопасности, снижению деятельности чиновничьего аппарата и уровня жизни населения. На публичные коммуникации фактор государство влияет со знаком «плюс».

В свою очередь, гражданское общество влияет на следующую группу факторов: образование, благотворительность, идентичность, права потребителей, права трудящихся. Гражданское общество влияет на образование со знаком «плюс», т.е. при росте степени корреляции коллективной памяти увеличивается активность в учебной и внеучебной деятельности и т.д.

На схеме также представлены и другие причинно-следственные связи между факторами (табл. 6.1).

 

 

Таблица 6.1.

Матрица весов

факторы нач.знач. импульс f1 f2 f3 f4 f5 f6 f7 f8 f9 f10 f11
(f1)       -0,5 0,5 -0,5 -0,9 0,1         -0,9
(f2)     -0,9         0,9          
(f3)     0,9 -0,5         -0,9        
(f4)     -0,9                    
(f5)     -0,9         0,9     0,9 0,9 0,9
(f6)           0,1 0,5            
(f7)         0,9     0,9   0,9      
(f8)                 0,1   0,1   -0,9
(f9)             0,9           0,9
(f10)             0,9           0,9
(f11)       0,9     0,9     -0,5      

 

Сценарий 1

На первом временном шаге уменьшим значение фактора F2 («уровень стабильности системы») на 50%. При прогнозировании динамики системы в течение 5 временных шагов снижение уровня стабильности системы приведет:

Рис. 6.2. Результаты моделирования динамики процессов в соответствии со сценарием 1

1) к скачкообразному увеличению фактора F1: динамики официальной истории (к количественному росту событий, связанных с возможным ростом общественного недовольства, с увеличением числа проводимых оппозиционными силами политических акций, с реакцией правительства, например, в виде появления официальных, идеологически откорректированных версий прошлых или современных событий);

2) к резкому росту, начиная с третьего шага, фактора F3: количества независимых организаций в области публичной коммуникации (независимых СМИ, некоммерческих и общественных организаций);

3) к обвальному падению, начиная с третьего шага, фактора F4: эффективности чиновничьего аппарата в области бюрократической коммуникации (к росту уровня коррупции, замедлению скорости документооборота, обесцениванию веса нормативных документов);

4) к снижению, в особенности с третьего шага, фактора F5: уровня жизни (а, следовательно, и уровня социальной безопасности, складывающегося на основе учета данных по количеству преступлений, что ведет к росту уровня социального напряжения);

5) к снижению фактора F6: уровня активности в учебной и внеучебной деятельности в области образования (уменьшению количества проводимых социокультурных, научных и спортивных мероприятий в ситуации внутренней государственной нестабильности);

6) к скачкообразному снижению после второго и особенно после четвертого шага фактора F7: уровня консолидированности общества, основанного на роли бизнеса в области благотворительности (к резкому сокращению финансирования на благотворительность и социально-значимые проекты, уменьшению количества действующих благотворительных фондов и волонтерских организаций);

7) к увеличению и резкому скачку после 4 шага фактора F8: уровня плюрализма в дискурсе идентичности (к росту социального напряжения и увеличению числа конфликтов, связанных с политической, культурной, этнической, религиозной и иными видами идентичности);

8) к снижению, особенно с четвертого шага, фактора F9: уровня удовлетворенности потребителя (к увеличению количества ситуаций, в которых нарушаются права потребителя);

9) к снижению, особенно с четвертого шага, фактора F10: степени социальной защищенности, связанной с соблюдением прав трудящихся (к уменьшению эффективности деятельности профсоюзных организаций, росту уровня коррупции и блата, увеличению количества ущемлений и нарушений прав трудящихся);

10) к снижению, особенно с третьего шага, фактора F11: степени корреляции коллективной памяти с официальной историей (к увеличению количества расхождений и противоречий между государственной историей и коллективной памятью, появлению различных эсхатологических и мессианских националистических версий исторической интерпретации, к обострению противостояния государства и гражданского общества и усилению государственного давления на области частной жизни граждан).

Сценарий 2

Зададим импульс на фактор социальная безопасность с коэффициентом 0,2, т.е. увеличим уровень жизни населения на 20%.

Рис. 6.3. Результаты моделирования динамики процессов в соответствии со сценарием 2

При прогнозировании динамики системы в течение 5 временных шагов увеличение уровня жизни населения приведет:

1) к скачкообразному увеличению фактора F5: уровня жизни (а, следовательно, и уровня социальной безопасности, складывающегося на основе учета данных по количеству преступлений, что ведет к снижению уровня социального напряжения);

2) к резкому росту, начиная с третьего шага, фактора F11: степени корреляции коллективной памяти с официальной историей (к снижению количества расхождений и противоречий между государственной историей и коллективной памятью).

3) к росту фактора F6: уровня активности в учебной и внеучебной деятельности в области образования (увеличению количества проводимых социокультурных, научных и спортивных мероприятий в ситуации внутренней государственной нестабильности);

3) к обвальному падению, начиная с третьего шага, фактора F1: динамики официальной истории (к количественному падению событий, связанных с возможным ростом общественного недовольства, со снижением числа проводимых оппозиционными силами политических акций);

4) к снижению, особенно с четвертого шага, фактора F8: уровня плюрализма в дискурсе идентичности (к падению социального напряжения и снижению числа конфликтов, связанных с политической, культурной, этнической, религиозной и иными видами идентичности).

Проанализировав два сценария развития гражданского общества, можно сделать вывод, что наиболее эффективным будет развитие процесса по «Сценарию 2» - увеличение уровня жизни населения.

 

ЗАДАНИЕ К ГЛАВЕ 6

Исследовать модель гражданского общества:

1. Добавить (удалить) один фактор в существующей модели гражданского общества. Обосновать причины добавления (удаления) фактора.

2. По полученной когнитивной карте построить новую матрицу весов.

3. Выделить целевые, управляемые, наблюдаемые факторы в зависимости от субъекта управления. Обосновать свой выбор.

4. Произвести моделирование некоторых возможных сценариев развития ситуации, выбрать наиболее эффективный, обосновать свой выбор.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.032 с.)