Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 6. Когнитивная модель гражданского общества
Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования политической системы демократического типа является наличие гражданского общества. Гражданское общество характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощающую реальный уровень самоорганизации социума. В ходе международного студенческого коллоквиума «Современные теории моделирования социально-политических процессов и фактор коллективной памяти»[13] была рассмотрена схема (модель) гражданского общества (рис. 6.1). В качестве основных факторов гражданского общества были взяты следующие: f1 – государство; f2 – государственная безопасность; f3 – публичные коммуникации; f4 – бюрократические коммуникации; f5 – социальная безопасность; f6 – образование; f7 – благотворительность бизнеса; f8 – идентичность; f9 – права потребителей; f10 – права трудящихся; f11 – гражданское общество.
Рис. 6.1. Когнитивная карта гражданского общества
Из представленной схемы (рис. 6.1) видно, что фактор государство влияет на следующие факторы: государственная безопасность, публичные коммуникации, бюрократические коммуникации, социальная безопасность. Причем на факторы государственная безопасность, бюрократические коммуникации и социальная безопасность со знаком минус, т.е. рост динамики официальной истории ведет к уменьшению государственной безопасности, снижению деятельности чиновничьего аппарата и уровня жизни населения. На публичные коммуникации фактор государство влияет со знаком «плюс». В свою очередь, гражданское общество влияет на следующую группу факторов: образование, благотворительность, идентичность, права потребителей, права трудящихся. Гражданское общество влияет на образование со знаком «плюс», т.е. при росте степени корреляции коллективной памяти увеличивается активность в учебной и внеучебной деятельности и т.д. На схеме также представлены и другие причинно-следственные связи между факторами (табл. 6.1).
Таблица 6.1. Матрица весов
Сценарий 1 На первом временном шаге уменьшим значение фактора F2 («уровень стабильности системы») на 50%. При прогнозировании динамики системы в течение 5 временных шагов снижение уровня стабильности системы приведет: Рис. 6.2. Результаты моделирования динамики процессов в соответствии со сценарием 1 1) к скачкообразному увеличению фактора F1: динамики официальной истории (к количественному росту событий, связанных с возможным ростом общественного недовольства, с увеличением числа проводимых оппозиционными силами политических акций, с реакцией правительства, например, в виде появления официальных, идеологически откорректированных версий прошлых или современных событий); 2) к резкому росту, начиная с третьего шага, фактора F3: количества независимых организаций в области публичной коммуникации (независимых СМИ, некоммерческих и общественных организаций); 3) к обвальному падению, начиная с третьего шага, фактора F4: эффективности чиновничьего аппарата в области бюрократической коммуникации (к росту уровня коррупции, замедлению скорости документооборота, обесцениванию веса нормативных документов); 4) к снижению, в особенности с третьего шага, фактора F5: уровня жизни (а, следовательно, и уровня социальной безопасности, складывающегося на основе учета данных по количеству преступлений, что ведет к росту уровня социального напряжения); 5) к снижению фактора F6: уровня активности в учебной и внеучебной деятельности в области образования (уменьшению количества проводимых социокультурных, научных и спортивных мероприятий в ситуации внутренней государственной нестабильности); 6) к скачкообразному снижению после второго и особенно после четвертого шага фактора F7: уровня консолидированности общества, основанного на роли бизнеса в области благотворительности (к резкому сокращению финансирования на благотворительность и социально-значимые проекты, уменьшению количества действующих благотворительных фондов и волонтерских организаций); 7) к увеличению и резкому скачку после 4 шага фактора F8: уровня плюрализма в дискурсе идентичности (к росту социального напряжения и увеличению числа конфликтов, связанных с политической, культурной, этнической, религиозной и иными видами идентичности);
8) к снижению, особенно с четвертого шага, фактора F9: уровня удовлетворенности потребителя (к увеличению количества ситуаций, в которых нарушаются права потребителя); 9) к снижению, особенно с четвертого шага, фактора F10: степени социальной защищенности, связанной с соблюдением прав трудящихся (к уменьшению эффективности деятельности профсоюзных организаций, росту уровня коррупции и блата, увеличению количества ущемлений и нарушений прав трудящихся); 10) к снижению, особенно с третьего шага, фактора F11: степени корреляции коллективной памяти с официальной историей (к увеличению количества расхождений и противоречий между государственной историей и коллективной памятью, появлению различных эсхатологических и мессианских националистических версий исторической интерпретации, к обострению противостояния государства и гражданского общества и усилению государственного давления на области частной жизни граждан). Сценарий 2 Зададим импульс на фактор социальная безопасность с коэффициентом 0,2, т.е. увеличим уровень жизни населения на 20%. Рис. 6.3. Результаты моделирования динамики процессов в соответствии со сценарием 2 При прогнозировании динамики системы в течение 5 временных шагов увеличение уровня жизни населения приведет: 1) к скачкообразному увеличению фактора F5: уровня жизни (а, следовательно, и уровня социальной безопасности, складывающегося на основе учета данных по количеству преступлений, что ведет к снижению уровня социального напряжения); 2) к резкому росту, начиная с третьего шага, фактора F11: степени корреляции коллективной памяти с официальной историей (к снижению количества расхождений и противоречий между государственной историей и коллективной памятью). 3) к росту фактора F6: уровня активности в учебной и внеучебной деятельности в области образования (увеличению количества проводимых социокультурных, научных и спортивных мероприятий в ситуации внутренней государственной нестабильности); 3) к обвальному падению, начиная с третьего шага, фактора F1: динамики официальной истории (к количественному падению событий, связанных с возможным ростом общественного недовольства, со снижением числа проводимых оппозиционными силами политических акций); 4) к снижению, особенно с четвертого шага, фактора F8: уровня плюрализма в дискурсе идентичности (к падению социального напряжения и снижению числа конфликтов, связанных с политической, культурной, этнической, религиозной и иными видами идентичности). Проанализировав два сценария развития гражданского общества, можно сделать вывод, что наиболее эффективным будет развитие процесса по «Сценарию 2» - увеличение уровня жизни населения.
ЗАДАНИЕ К ГЛАВЕ 6 Исследовать модель гражданского общества:
1. Добавить (удалить) один фактор в существующей модели гражданского общества. Обосновать причины добавления (удаления) фактора. 2. По полученной когнитивной карте построить новую матрицу весов. 3. Выделить целевые, управляемые, наблюдаемые факторы в зависимости от субъекта управления. Обосновать свой выбор. 4. Произвести моделирование некоторых возможных сценариев развития ситуации, выбрать наиболее эффективный, обосновать свой выбор.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.032 с.) |