Описание и обсуждение результатов исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание и обсуждение результатов исследования



 

Мы провели исследование степени синдрома эмоционального выгорания у педагогов. В таблице 1 представлены результаты исследований степени эмоционального выгорания у педагогов.

Как видно из этой таблицы, все испытуемые разделяются по количеству набранных баллов, как в отдельных фазах, так и по общему количеству набранных баллов.

Таблица 1

Результаты исследования степени эмоционального выгорания педагогов. (Методика В.В. Бойко)

    №     Ф.И.О.   Возр. стаж I фаза II фаза III фаза Общий балл
        итог         итог         итог
I группа   Пед. М.М.                                    
  Неф. С.Н.                                    
  Пав. И.А.                                    
  Коц. Н.Ф.                                    
II группа   Вол. А.Ф.                                    
  Стр. Е.В.                                    
  Ащ. С.В.                                    
  Кир. И.В.   2,5                                
  Кал. В.А.                                    
III группа   Сит. Е.Г.                                    
  Жур. Н.О.                                    
  Нов. Л.А.                                    
  Баб. В.В.                                    

 

Всю выборку можно разделить на три группы, по такому критерию как, сформированность фаз:

I группа - синдром полностью сформировался хотя бы в одной из фаз (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз больше или равно 61);

II группа - синдром находится в стадии формирования хотя бы в одной из фаз (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз находится в промежутке от 37 до 60 баллов);

III группа - синдром не сформировался (т.е. итоговое количество баллов ни в одной из фаз не превышает 36 баллов).

Отобразим полученные результаты на рисунке 2.

Рис. 2. Диагностика синдрома эмоционального выгорания у педагогов

 

В первую группу вошло 4 педагога, что составляет 30,8%, во вторую группу - 5 человек, что составляет 38,4%, в третью группу 4 человека, что составляет 30,8%.

Таким образом, мы видим, что самой многочисленной оказалась группа педагогов, у которых синдром находится в стадии формирования хотя бы в одной из фаз. Одинаковое количество педагогов имеют группы с сформировавшимся синдромом и с не сформировавшимся синдромом.

В следующей таблице 2 представлена выраженность фаз и симптомов в различных группах.

Анализируя показатели можно сказать, что в фазе «напряжение», в первой и во второй группах доминирует симптом «тревоги и депрессии» (соответственно 15,3% педагогов и 15,3%). В стадии формирования данный симптом у значительного количества испытуемых (46,2%). Это свидетельствует о том, что педагоги испытывают напряжение в форме переживания ситуативной и личностной тревоги, разочарование в профессии. Сложившийся симптом нервной тревожности означает начало сопротивления стрессовым ситуациям и начало формирования эмоциональной защиты. Состояние испытуемых характеризуется отрицательным эмоциональным фоном: подавленностью, тоской, отчаянием. Возникает чувство беспомощности перед лицом жизненных трудностей, неуверенности в своих возможностях, сочетающееся с чувством бесперспективности. В третьей группе симптом складывается у 15,3% педагогов.

Таблица 2

Фазы и выраженность симптомов синдрома эмоционального выгорания у педагогов

Фаза Симптомы 1 группа 2 группа 3 группа всего
чел. % чел. % чел. % чел. %
«Напряжения»   «переживания психотравмирующих обстоятельств»
Сложившийся   23,1 - - - -   23,1
Складывающийся   7,7   15,3   15,3   38,3
  «неудовлетворенности собой»:
Сложившийся - - - - - - - -
Складывающийся   15,3   15,3 - -   30,4
  «загнанности в клетку»:
Сложившийся - - - - - - - -
Складывающийся   7,7 - - - -   7,7
  «тревоги и депрессии»:  
Сложившийся   15,3   15,3 - -   30,6
Складывающийся   7,7   23,1   15,3   46,2
«Резистенции»   «неадекватного эмоционального реагирования»
Сложившийся   23,1   23,1 - -   46,2
Складывающийся   7,7   15,3   7,7   30,4
  «эмоционально-нравственной дезориентации»
Сложившийся   7,7   7,7 - -   15,3
Складывающийся   7,7   7,7   7,7   23,1
  «расширение сферы экономии эмоций»
Сложившийся   23,1 - - - -   23,1
Складывающийся - -   30,4   15,3   46,2
  «редукции профессиональных обязанностей»:
Сложившийся   30,4 - - - -   30,4
Складывающийся - -   38,5   15,3   53,8
Истощения»   «эмоционального дефицита»
Сложившийся   7,7   7,7 - -   15,3
Складывающийся   7,7 - - - -   15,3
  «эмоциональной отстраненности»
Сложившийся - - - - - - - -
Складывающийся - - - - - - - -
  «личностной отстраненности»:
Сложившийся - - - - - - - -
Складывающийся   15,3   15,3 - -   30,6
  «психосоматических и психовегетативных нарушений»:
Сложившийся   15,3   7,7   15,3   38,5
Складывающийся   7,7   7,7 - -   15,3

Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств» сложился у значительного количества педагогов из первой группы (23,1%). У 28,3% испытуемых данный симптом находится в стадии формирования. Это свидетельствует о том, что в настоящее время они испытывают воздействие психотравмирующих факторов в профессиональной деятельности, которые трудно или невозможно устранить, нарастает напряжение, которое выливается в отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию явлений «выгорания».

Ощущение «неудовлетворенности собой» сформированы не были, это говорит о том, что в основном педагоги не испытывают недовольства собой в профессии и конкретными обстоятельствами на рабочем месте. Но у 30,4% педагогов из всех трех групп этот симптом начинает складываться, и это говорит о том, что начинает действовать механизм «эмоционального переноса», то есть вся сила эмоций направляется не во вне, а на себя. Это проявляется в интенсивной интериоризации обязанностей, повышенной совестливости и чувстве ответственности, что, несомненно, нагнетает напряжение, а на последующих этапах «выгорания» может провоцировать психологическую защиту.

Симптом «загнанности в клетку» не сложился ни в одной из групп, находится в стадии формирования у 7,7% испытуемых. Это значит, что педагоги начинают ощущать состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. К этому могут приводить организационные недостатки, повседневная рутина и т.д. В третьей группе этот симптом не наблюдается.

В целом фаза «напряжения» сформировалась у 1 педагога, находится в стадии формирования у 3-х, и не сформировалась у 9-ти.

В фазе «резистенция» доминирующим является симптом «редукции профессиональных обязанностей». Этот симптом сложился у 30,4% педагогов из первой группы и складывается у 53,8% педагогов, из них: 38,5% относится ко второй группе и 15,3% к третьей группе. Это значит, что у данных педагогов проявляются попытки облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Одним из примеров такого упрощения является недостаток элементарного внимания к учащимся и коллегам.

Следующим по степени выраженности является симптом «неадекватного эмоционального реагирования». Этот симптом сложился у 46,2% педагогов. Из них на первую группу приходится 23,1% и 23,1% на вторую. В третьей группе данный симптом не сложился. У значительного количества педагогов данный симптом находится в стадии формирования (30,4%). Это свидетельствует о том, что преподаватель перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием. Неадекватная «экономия» эмоций ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «хочу или не хочу», сочту нужным - уделю внимание данному партнеру, будет настроение - откликнусь на его состояния и потребности. При этом человеку кажется, что он поступает допустимым образом. Субъект общения фиксирует при этом иное - эмоциональную черствость, равнодушие и неуважение к личности.

Далее следует симптом «расширения сферы экономии эмоций». Этот симптом сложился у 23,1% педагогов, из них 23,1% приходится на первую группу. У 46,2% - находится в стадии формирования. Это говорит о том, что данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области - в общении с родными, друзьями. На работе эти люди стараются держаться соответственно нормативам, а дома замыкаются или, хуже того, готовы послать всех подальше.

Наименее выраженным в данной фазе оказался симптом «эмоционально-нравственной ориентации». Он сложился у 15,3% педагогов, из них 7,7% приходится на первую группу, 7,7% на вторую. Складывается этот симптом у 23,1% педагогов, из них: 7,7% относятся к первой группе, 7,7% - ко второй и 7,7% к третьей группе. Для таких педагогов настроения и субъективные предпочтения влияют на выполнение профессиональных обязанностей. Педагог пытается решать проблемы подопечных по собственному выбору, определяет достойных и недостойных, «хороших» и «плохих».

В целом фаза «резистенции» сформировалась у 4-х педагогов, находится в стадии формирования у 6-ти, и не сформировалась у 3-х.

В фазе «истощение» доминирующим является симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Симптом сложился у 38,5% педагогов. Из них: 15,3% относится к первой группе, 7,7% ко второй и 15,3% к третьей. Складывается он у 15,3% педагогов, которые относятся только к первой и второй группам (7,7% и 7,7%). Симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства. Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита - выгорание - самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами человека.

Следующим по степени выраженности является симптом «эмоционального дефицита», он сложился у 15,3% педагогов. Из них: 7,7% относится к первой группе и 7,7% ко второй. В третьей группе симптом не сложился. Складывается данный симптом у 7,7% педагогов, из них все из первой группы. Он проявляется в ощущении своей неспособности помочь субъектам своей деятельности в эмоциональном плане, не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. Педагог осознаёт, что некоторое время тому назад таких ощущений не было, и переживает их появление. Если положительные эмоции проявляются все реже, а отрицательные чаще, значит симптом усиливается. Грубость, раздражительность, обиды - все это проявления симптома «эмоционального дефицита».

Далее следует симптом «личностной отстраненности». Он не сложился ни у одного педагога. Но складывается этот симптом у 30,6% педагогов. Из них: 15,3% относится к первой группе и 15,3% - ко второй. Данный симптом проявляется в процессе общения в виде полной или частичной утраты интереса к субъекту профессиональной деятельности. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций - с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования. Метастазы выгорания могут проникать в установки, принципы и систему ценностей личности. Возникает защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.

Наименее выраженным оказался симптом «эмоциональной отстраненности». Он не сложился ни в одной из групп. В стадии формирования этот симптом тоже не наблюдается.

В целом фаза «истощения» не сложилась ни у одного педагога, в стадии формирования у 3-х педагогов.

Таким образом, мы видим, что в наибольшее количество педагогов находится во второй фазе эмоционального выгорания, в фазе «резистенции» - сопротивления; в фазе «истощения» 10 испытуемых не подвержены синдрому эмоционального выгорания. Данный факт может говорить о том, что, при проведении определенной коррекционной работы большее количество педагогов может справиться с негативными проявлениями синдрома эмоционального выгорания.

Далее с помощью методики «учитель-Ученик» выявим психические состояния, возникающие у старших школьников при отношении с представленными выше педагогами. Результаты диагностики представлены в Приложении 3, обобщенные данные в таблице 3.

Таблица 3

Результаты диагностики по методике «Учитель-Ученик», отталкиваясь от средних баллов

Ф.И.О. учителя Гностический компонент Эмоциональный компонент Поведенческий компонент Итого баллов
  Пед. М.М.        
  Неф. С.Н.        
  Пав. И.А.        
  Коц. Н.Ф.        
  Вол. А.Ф.        
  Стр. Е.В.        
  Ащ. С.В.        
  Кир. И.В.        
  Кал. В.А.        
  Сит. Е.Г.        
  Жур. Н.О.        
  Нов. Л.А.        
  Баб. В.В.        

 

Наглядно результаты диагностики по методике «Учитель-Ученик» представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Психологическое отношение старших школьников к учителю

Данные опросов старших школьников свидетельствуют о том, что к 7,7% учителей школьники относятся как к специалистам с низким уровнем компетентности. У 30,8% учителей по мнению школьников высокий уровень компетентности, ученики относятся к ним как к педагогам, владеющим необходимыми знаниями, умениями и навыками, определяющими сформированность их педагогической деятельности, педагогического общения.

К 30,8% учителей у школьников отрицательные симпатии. Данные педагоги вызывают у старших школьников отрицательные психические состояния. Школьники не могут найти эмоциональный контакт с этими учителями, не будут делиться с этими педагогами своими мыслями, закрыты для них эмоционально, без особой радости посещают уроки. Положительные эмоции вызывают у школьников 30,7% учителей, они считают, что эти учителя проявляют свою чуткость, эмпатию, с ними легко найти контакт на уроке.

Тяжело найти подход (взаимодействие) старшим школьникам с 30,8% учителями, с данными учителями у школьников чисто «деловые отношения», нет эмоционального контакта, учителя слишком требовательны по отношению к школьникам. 30,7% учителей, по мнению старших школьников являются справедливыми внимательными, всегда готовыми выслушать мнение ученика.

Далее мы выявили взаимосвязь между показателями синдрома эмоционального выгорания педагогов и психическими состояниями старших школьников при отношениях с педагогами.

Для выявления взаимосвязи между показателями мы применили метод ранговой корреляции Спирмена.

1) Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена для выявления взаимосвязи между показателями синдрома эмоционального выгорания педагогов и психическими состояниями старших школьников при отношениях с педагогами.

Присвоим ранги признаку Y (психические состояния старших школьников) и фактору X (эмоциональное выгорание педагогов).

Таблица 4

Присвоение рангов

X (эмоциональное выгорание педагогов) Y (психические состояния старших школьников) ранг X, dx ранг Y, dy
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Так как в матрице имеются связанные ранги (одинаковый ранговый номер) 1-го ряда, произведем их переформирование. Переформирование рангов производиться без изменения важности ранга, то есть между ранговыми номерами должны сохраниться соответствующие соотношения (больше, меньше или равно). Также не рекомендуется ставить ранг выше 1 и ниже значения равного количеству параметров (в данном случае n = 13).

Таблица 5

Переформирование рангов

Номера мест в упорядоченном ряду ранг X, dx ранг Y, dy
Расположение факторов по оценке эксперта Новые ранги Расположение факторов по оценке эксперта Новые ранги
         
         
    3.5    
    3.5    
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

Таблица 6

Матрица рангов

ранг X, dx ранг Y, dy (dx - dy)2
     
     
     
     
     
3,5   12,25
     
     
     
     
     
3,5   56,25
     
Сумма 91   637,5

 

Проверка правильности составления матрицы на основе исчисления контрольной суммы:

Сумма по столбцам матрицы равны между собой и контрольной суммы, значит, матрица составлена правильно. Поскольку среди значений признаков х и у встречается несколько одинаковых, т.е. образуются связанные ранги, то в таком случае коэффициент Спирмена вычисляется как:

где и

j - номера связок по порядку для признака х;

Аj - число одинаковых рангов в j-й связке по х;

k - номера связок по порядку для признака у;

Вk - число одинаковых рангов в k-й связке по у.

A = [(23-2)]/12 = 0,5

B = [(53-5) + (33-3)]/12 = 12

D = A + B = 0,5 + 12 = 12,5

Выявленная связь между признаком Y (психические состояния старших школьников) и фактору X (эмоциональное выгорание педагогов) сильная и обратное. Следовательно, чем меньше уровень эмоционального выгорания педагогов, тем лучше психические состояния старших дошкольников и по отношению к учителю и на уроке.

Для того чтобы при уровне значимости α проверить нулевую гипотезу о равенстве нулю генерального коэффициента ранговой корреляции Спирмена при конкурирующей гипотезе Hi. p ≠ 0, надо вычислить критическую точку:

где n - объем выборки;

p - выборочный коэффициент ранговой корреляции Спирмена;

t(α, к) - критическая точка двусторонней критической области (по таблице критических точек распределения Стьюдента).

Если |p| < Тkp - нет оснований отвергнуть нулевую гипотезу. Ранговая корреляционная связь между качественными признаками не значима. Если |p| > Tkp - нулевую гипотезу отвергают. Между качественными признаками существует значимая ранговая корреляционная связь.

По таблице Стьюдента находим t(α/2, k) = (0,05/2;11) = 2,201

Поскольку Tkp < p, то отклоняем гипотезу о равенстве нулю коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Другими словами, коэффициент ранговой корреляции статистически - значим и ранговая корреляционная связь между оценками по двум тестам значимая.

Полученные данные о взаимосвязи эмоционального выгорания педагогов и психических состояний старших дошкольников свидетельствуют о тесной, обратной связи сопоставляемых параметров, а именно чем меньше уровень эмоционального выгорания педагогов, тем лучше психические состояния старших дошкольников и по отношению к учителю и на уроке.

Таким образом, проведенное исследование показало, что наибольшее количество педагогов находится во второй фазе эмоционального выгорания, в фазе «резистенции» - сопротивления; в фазе «истощения» 10 испытуемых не подвержены синдрому эмоционального выгорания. Данный факт может говорить о том, что, при проведении определенной коррекционной работы большее количество педагогов может справиться с негативными проявлениями синдрома эмоционального выгорания.

Далее мы выявили психические состояния, возникающие у старших школьников при отношении с рассмотренными педагогами. Изучение влияния психологического здоровья учителя на эмоциональное отношение к нему старшего школьника свидетельствует о достаточно благоприятном уровне межличностных отношений школьников с «невыгоревшим» педагогом и уровне ниже среднего в системе контактов «учитель с синдромом эмоционального выгорания - ученик».


 

Выводы и предложения

 

В ходе проведенного исследования мы пришли к выводам, что педагоги с выраженным синдромом эмоционального выгорания отрицательно влияют на психические состояния старших школьников.

Для профилактики и помощи педагогам в преодолении синдрома эмоционального выгорания рекомендовано следующее:

- организация рабочих пауз для эмоциональной разгрузки;

- оптимизация режима работы и отдыха;

- обучения приемам релаксации и саморегуляции психического состояния;

- привитие навыков конструктивных (успешных) моделей преодолевающего поведения.

А также в целях противостояния выгоранию нами предложены советы, рекомендованные врачом Д. Лейком, названные привычками, позволяющими заботиться о своем психосоматическом здоровье.

1. Привычки правильного питания, что подразумевает:

- регулярный прием сбалансированной, богатой витаминами пищи;

- включение в рацион фруктов и овощей, много грубой пищи, особенно цельного зерна и круп;

- ограничение жирной пищи, растительных масел и белков;

- очень много свежей чистой воды (не меньше 8 стаканов в день).

2. Много двигаться и физически тренироваться по 20-30 минут три раза в неделю. Регулярные физические упражнения способствуют выведению из организма химических веществ, образующихся в результате стресса, делают релаксацию более глубокой и улучшают сон. Любые физические упражнения или спорт, если нагрузки не очень велики, полезны для организма.

3. Иметь правильное дыхание. Если оно ровное и глубокое, диафрагмальное, то действует успокаивающим образом.

4. Освоение и ежедневное использование приемов релаксации, направленной на снижение физической, умственной и эмоциональной напряженности. При высокой стрессогенности рабочего дня рекомендуется не копить напряжение до вечера, а использовать техники релаксации несколько раз в день.

5. Жить интересно. Культивировать хобби, развивать разносторонние предпочтения, не замыкаться только на работе, находить различные интересы в жизни.

6. Делать перерывы в работе и активно отдыхать, устраивать разгрузочные дни с переменой деятельности, экскурсиями, прогулками и поездками на природу, организовывать праздники для себя, своей семьи, близких людей или для сотрудников.

7. Сказать «нет» вредным привычкам.

8. Заботиться о положительном настрое на целый день. Развивать привычки позитивного самовнушения и мышления, формировать позитивные установки и пожелания.

9. «Выращивать сад» дома, на рабочем месте, на даче, во дворе. Общение с живой природой.

10. Общаться с домашним любимцем.

11. Находить время для заботы о себе, слушать музыку, смотреть любимые передачи, фильмы, читать книги.

12. Культивировать в себе ощущение покоя. Не позволять мрачным мыслям и плохому настроению разрушать душевное равновесие и благополучие. Использовать всевозможные техники для саморегуляции психического состояния [15].

Ректор Северного медицинского университета, один из ведущих психиатров России, академик РАМН Павел Сидоров дает ряд рекомендаций, соблюдая которые можно не только предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности:

- определите и разделите краткосрочные и долгосрочные цели;

- используйте «тайм-ауты», которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

- овладейте умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

- займитесь профессиональным развитием и самосовершенствованием (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);

- уходите от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);

- вовлекайтесь в эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным)

- старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

- учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;

- проще относитесь к конфликтам на работе;

- не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем [15].

А в заключение хочется отметить: опасность синдрома эмоционального выгорания заключается в том, что ему свойственно изо дня в день прогрессировать! Затормозить этот процесс бывает крайне сложно. На его фоне могут обостряться различные хронические заболевания, развиваться новые болезни и даже меняться состав крови. В этот момент попытки позаботиться о себе, как правило, не дают желаемого результата. И даже профессиональная помощь врача не приносит быстрого облегчения. Поэтому самое разумное - предотвратить появление данного синдрома, «задушить его на корню».

Заключение

 

Психические состояния старших школьников более просты по своей структуре и содержанию, в них значительное место занимают так называемые моносостояния, связанные с одной, двумя сторонами психической деятельности. Обнаруживается четкая зависимость поведения старших школьников от психических состояний. Так положительно окрашенные состояния обуславливают положительные действия, а отрицательно окрашенные – отрицательные действия. Психические состояния старших школьников тесно связаны с ситуацией. Если ситуации окрашены положительно (успехи в учебе, спорте, похвалы и т.д.), то они вызывают положительно окрашенные психические состояния (счастье, радость, восторг и т.д.). Если ситуации отрицательно окрашены (смерти, болезни, ссоры, конфликты, различные трудности), то они вызывают отрицательные психические состояния.

Мы выяснили, что исследование проблемы эмоционального выгорания преподавателей, важно в современной жизни. Особенно актуальна данная проблема в сфере педагогики, так как воспитатели и педагоги обеспечивают результативность обучения и развития детей.

Синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения учителя. Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).

Нами были сформированы две группы «взрослая» - учителя в количестве 13 человек и «детская» - ученики в количестве 24 человека. Для исследования были подобраны две методики. Первая методика В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания педагога». Вторая – методика Т.Н. Клюевой «Учитель – Ученик» для определения психических состояний учеников к педагогам

Мы провели исследование степени синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Проведенное исследование показало, что наибольшее количество педагогов находится во второй фазе эмоционального выгорания, в фазе «резистенции» - сопротивления; в фазе «истощения» 10 испытуемых не подвержены синдрому эмоционального выгорания. Данный факт может говорить о том, что, при проведении определенной коррекционной работы большее количество педагогов может справиться с негативными проявлениями синдрома эмоционального выгорания.

Далее мы выявили психические состояния, возникающие у старших школьников при отношении с рассмотренными педагогами. Изучение влияния психологического здоровья учителя на эмоциональное отношение к нему старшего школьника свидетельствует о достаточно благоприятном уровне межличностных отношений школьников с «невыгоревшим» педагогом и уровне ниже среднего в системе контактов «учитель с синдромом эмоционального выгорания - ученик».

Полученные данные о взаимосвязи эмоционального выгорания педагогов и психических состояний старших дошкольников свидетельствуют о тесной, обратной связи сопоставляемых параметров, а именно чем меньше уровень эмоционального выгорания педагогов, тем лучше психические состояния старших дошкольников и по отношению к учителю и на уроке.

Цель исследования, которая заключалась в изучении влияния синдрома эмоционального выгорания педагогов на психические состояния старших школьников, достигнута.

Гипотеза исследования, заключающаяся в том, что на психические состояния старших школьников влияет синдром эмоционального выгорания педагогов, подтверждена.


 

Список использованной литературы

 

1. Агапова, М.В. Возможности социально-психологической реабилитации специалистов помогающих профессий, имеющих синдром эмоционального выгорания / М.В. Агапова // Вестник интегративной психологии. – Ярославль, 2004. – С. 19–21.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.13 с.)