Теоретический обзор по проблеме влияний синдрома эмоционального выгорания педагогов на психические состояния старших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретический обзор по проблеме влияний синдрома эмоционального выгорания педагогов на психические состояния старших школьников



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЙ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ НА ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ.................6

1.1. Общая характеристика психических состояний старших школьников..............................................................................................................6

1.2. Особенности синдрома эмоционального выгорания педагогов......11

1.3. Синдром эмоционального выгорания педагогов как фактор изменения психических состояний старших школьников................................16

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЙ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ НА ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ............................................................................22

2.1. Описание выборки и процедуры исследования................................22

2.2. Организация и методы исследования.................................................22

3. ОПИСАНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ..............................................................................................25

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ........................................................................38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................44

ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................................................................46


 

Введение

 

Актуальность данной темы состоит в том, что для достижения эффективности процесса обучения старших школьников необходимо, чтобы и педагог и учащиеся находились в оптимальных для совместной деятельности психических состояниях. В процессе общения происходит направленное и ненаправленное личностное взаимовлияние, которое может быть как позитивным, так и негативным.

В психологической литературе закрепился термин, очень точно характеризующий труд педагога – «эмоциональное выгорание». Он свидетельствует об эмоциональной перегруженности учителей, что сопровождается высоким риском заболеваний, кроме того, выгорание сказывается на эффективности профессиональной деятельности учителя и в полной мере проявляется во взаимоотношениях между учениками и учителями в процессе передачи и развития интеллектуального и социального опыта, который происходит в современной школе.

Сегодня немало примеров тому, что при значительной интеллектуализации школы ребенку любого возраста хочется, чтобы у него был хороший добрый учитель. Не тот, который «за так» ставит высокие оценки, а тот, который всегда находится в уравновешенном, благоприятном состоянии, готов выслушать ученика, не отмахиваясь раздраженно от его неудержимой фантазии, способный обсудить нередко серьезные, но не совпадающие со старшими взгляды на жизнь.

Ребенок в школе проводит большую часть своего дня. День проходит при непосредственном общении с педагогом. Наверное, нельзя не согласится с тем, что состояние учителя не может не сказываться на состоянии учащихся. Учебная успешность ученика во многом зависит как от профессионализма педагога, так от его личностных качеств (С.П. Безносов, А.К. Маркова) и психического состояния (А.О. Прохоров).

Многие авторы, исследующие деятельность педагога акцентируют внимание на эмоциональном выгорании (В.Е. Орел, Т.И. Ронгинская, Т.В. Форманюк). Эмоциональное выгорание сказывается на состоянии педагога и, тем самым, препятствует созданию оптимального эмоционального фона занятий, оно способствует развитию деструктивных личностных качеств, препятствует развитию эмпатии.

Целью исследования является изучение влияния синдрома эмоционального выгорания педагогов на психические состояния старших школьников.

Объект исследования: дети старшего школьного возраста.

Предмет исследования: влияние синдрома эмоционального выгорания педагогов на психические состояния старших школьников.

Нами были сформулирована следующая гипотеза: на психические состояния старших школьников влияет синдром эмоционального выгорания педагогов.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

- рассмотреть характеристику психических состояний старших школьников;

- раскрыть особенности синдрома эмоционального выгорания педагогов;

- изучить синдром эмоционального выгорания педагогов как фактор изменения психических состояний старших школьников;

- провести исследование влияний синдрома эмоционального выгорания педагогов на психические состояния старших школьников;

- проанализировать результаты исследования и дать рекомендации.

Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных исследователей, таких как В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Т.Н. Клюева, Л.М. Митина, С.О. Филина и др.

Методы исследования – изучение и анализ литературы по проблеме исследования, беседа с учителями и школьниками, психологическая диагностика, количественная и качественная обработка данных, методы математической и статистической обработки информации.

База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» города Нижнекамск. В эксперименте приняли участие учителя старших классов в количестве 13 человек и старшие школьники в количестве 24 человека.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, заключения, списка использованной литературы и приложений.


 

Выводы и предложения

 

В ходе проведенного исследования мы пришли к выводам, что педагоги с выраженным синдромом эмоционального выгорания отрицательно влияют на психические состояния старших школьников.

Для профилактики и помощи педагогам в преодолении синдрома эмоционального выгорания рекомендовано следующее:

- организация рабочих пауз для эмоциональной разгрузки;

- оптимизация режима работы и отдыха;

- обучения приемам релаксации и саморегуляции психического состояния;

- привитие навыков конструктивных (успешных) моделей преодолевающего поведения.

А также в целях противостояния выгоранию нами предложены советы, рекомендованные врачом Д. Лейком, названные привычками, позволяющими заботиться о своем психосоматическом здоровье.

1. Привычки правильного питания, что подразумевает:

- регулярный прием сбалансированной, богатой витаминами пищи;

- включение в рацион фруктов и овощей, много грубой пищи, особенно цельного зерна и круп;

- ограничение жирной пищи, растительных масел и белков;

- очень много свежей чистой воды (не меньше 8 стаканов в день).

2. Много двигаться и физически тренироваться по 20-30 минут три раза в неделю. Регулярные физические упражнения способствуют выведению из организма химических веществ, образующихся в результате стресса, делают релаксацию более глубокой и улучшают сон. Любые физические упражнения или спорт, если нагрузки не очень велики, полезны для организма.

3. Иметь правильное дыхание. Если оно ровное и глубокое, диафрагмальное, то действует успокаивающим образом.

4. Освоение и ежедневное использование приемов релаксации, направленной на снижение физической, умственной и эмоциональной напряженности. При высокой стрессогенности рабочего дня рекомендуется не копить напряжение до вечера, а использовать техники релаксации несколько раз в день.

5. Жить интересно. Культивировать хобби, развивать разносторонние предпочтения, не замыкаться только на работе, находить различные интересы в жизни.

6. Делать перерывы в работе и активно отдыхать, устраивать разгрузочные дни с переменой деятельности, экскурсиями, прогулками и поездками на природу, организовывать праздники для себя, своей семьи, близких людей или для сотрудников.

7. Сказать «нет» вредным привычкам.

8. Заботиться о положительном настрое на целый день. Развивать привычки позитивного самовнушения и мышления, формировать позитивные установки и пожелания.

9. «Выращивать сад» дома, на рабочем месте, на даче, во дворе. Общение с живой природой.

10. Общаться с домашним любимцем.

11. Находить время для заботы о себе, слушать музыку, смотреть любимые передачи, фильмы, читать книги.

12. Культивировать в себе ощущение покоя. Не позволять мрачным мыслям и плохому настроению разрушать душевное равновесие и благополучие. Использовать всевозможные техники для саморегуляции психического состояния [15].

Ректор Северного медицинского университета, один из ведущих психиатров России, академик РАМН Павел Сидоров дает ряд рекомендаций, соблюдая которые можно не только предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности:

- определите и разделите краткосрочные и долгосрочные цели;

- используйте «тайм-ауты», которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

- овладейте умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

- займитесь профессиональным развитием и самосовершенствованием (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);

- уходите от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);

- вовлекайтесь в эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным)

- старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

- учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;

- проще относитесь к конфликтам на работе;

- не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем [15].

А в заключение хочется отметить: опасность синдрома эмоционального выгорания заключается в том, что ему свойственно изо дня в день прогрессировать! Затормозить этот процесс бывает крайне сложно. На его фоне могут обостряться различные хронические заболевания, развиваться новые болезни и даже меняться состав крови. В этот момент попытки позаботиться о себе, как правило, не дают желаемого результата. И даже профессиональная помощь врача не приносит быстрого облегчения. Поэтому самое разумное - предотвратить появление данного синдрома, «задушить его на корню».

Заключение

 

Психические состояния старших школьников более просты по своей структуре и содержанию, в них значительное место занимают так называемые моносостояния, связанные с одной, двумя сторонами психической деятельности. Обнаруживается четкая зависимость поведения старших школьников от психических состояний. Так положительно окрашенные состояния обуславливают положительные действия, а отрицательно окрашенные – отрицательные действия. Психические состояния старших школьников тесно связаны с ситуацией. Если ситуации окрашены положительно (успехи в учебе, спорте, похвалы и т.д.), то они вызывают положительно окрашенные психические состояния (счастье, радость, восторг и т.д.). Если ситуации отрицательно окрашены (смерти, болезни, ссоры, конфликты, различные трудности), то они вызывают отрицательные психические состояния.

Мы выяснили, что исследование проблемы эмоционального выгорания преподавателей, важно в современной жизни. Особенно актуальна данная проблема в сфере педагогики, так как воспитатели и педагоги обеспечивают результативность обучения и развития детей.

Синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения учителя. Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).

Нами были сформированы две группы «взрослая» - учителя в количестве 13 человек и «детская» - ученики в количестве 24 человека. Для исследования были подобраны две методики. Первая методика В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания педагога». Вторая – методика Т.Н. Клюевой «Учитель – Ученик» для определения психических состояний учеников к педагогам

Мы провели исследование степени синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Проведенное исследование показало, что наибольшее количество педагогов находится во второй фазе эмоционального выгорания, в фазе «резистенции» - сопротивления; в фазе «истощения» 10 испытуемых не подвержены синдрому эмоционального выгорания. Данный факт может говорить о том, что, при проведении определенной коррекционной работы большее количество педагогов может справиться с негативными проявлениями синдрома эмоционального выгорания.

Далее мы выявили психические состояния, возникающие у старших школьников при отношении с рассмотренными педагогами. Изучение влияния психологического здоровья учителя на эмоциональное отношение к нему старшего школьника свидетельствует о достаточно благоприятном уровне межличностных отношений школьников с «невыгоревшим» педагогом и уровне ниже среднего в системе контактов «учитель с синдромом эмоционального выгорания - ученик».

Полученные данные о взаимосвязи эмоционального выгорания педагогов и психических состояний старших дошкольников свидетельствуют о тесной, обратной связи сопоставляемых параметров, а именно чем меньше уровень эмоционального выгорания педагогов, тем лучше психические состояния старших дошкольников и по отношению к учителю и на уроке.

Цель исследования, которая заключалась в изучении влияния синдрома эмоционального выгорания педагогов на психические состояния старших школьников, достигнута.

Гипотеза исследования, заключающаяся в том, что на психические состояния старших школьников влияет синдром эмоционального выгорания педагогов, подтверждена.


 

Список использованной литературы

 

1. Агапова, М.В. Возможности социально-психологической реабилитации специалистов помогающих профессий, имеющих синдром эмоционального выгорания / М.В. Агапова // Вестник интегративной психологии. – Ярославль, 2004. – С. 19–21.

2. Ахметгалеева, З.М. Особенности профессионального выгорания учителей и школьных психологов / З.М. Ахметгалеева. - М.: Изд-во МГУ, 2001. – 78 с.

3. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 2009. - 160 с.

4. Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М.В. Борисова // Вопросы психологии. – 2015. – № 2. – С. 96–105.

5. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2005. – 172 с.

6. Воробьева, М.А. Исследование эмоционального выгорания у педагогов / М.А. Воробьева // Образование и наука. Изв. Урал. отд-ния Рос. Акад. образования. – 2006. – № 1. – С. 70–75.

7. Вяткин, Б.А. Метаиндивидуальность и ее проявления у учителей старших классов / Б.А. Вяткин // Вопросы психологии. – 2011. – № 3. – С. 70–78.

8. Капитанец, Е. Г. Проявление синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов / Е.Г. Капитанец // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2011. – № 3. – С. 100–102.

9. Клюева, Т. Н. Анкета «Учитель – ученик» - http://bookap.info/othosheniy/ilin_psihologiya_obshcheniya_i_mezhlichnostnyh_otnosheniy/gl172.shtm

10. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов. – М.: Просвещение, 1993. – 393 с.

11. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. - СПб.: Речь, 2009. - 256 с.

12. Лутошкин, А.Н. Эмоциональные потенциалы учебного коллектива / А.Н. Лутошкин. - М.: Знание, 2008. – 196 с.

13. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2001. – 186 с.

14. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. – М.: Педагогика, 2006. – 130 с.

15. Методы профилактики и коррекции эмоционального выгорания педагогов - http://www.solidpsyholog.ru/sops-814-1.html

16. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учебное пособие / Л.М. Митина. - М.: Академия, 2010. – 214 с.

17. Осухова, Н.Г. Сгоревшие на работе / Н.Г. Осухова // Здоровье. – 2013. - № 9. – С. 19-23.

18. Плеханова, А.В. О психических состояниях учащихся на уроке / А.В. Плеханова. – М.: Педагогика, 1999. – 96 с.

19. Прохоров, А.О. Психология состояний / А.О. Прохоров. - СПб: Речь, 2004. – 244 с.

20. Форманюк, Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – 2004. - № 6. – С.34-39.

21. Филина, С.О. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности / С.О. Филина // Школьный психолог. – 2014. - № 7. – С.21-26.

22. Чебыкин, А.Я. Об эмоциях, детерминирующих познавательную активность / А.Я. Чебыкин // Психологический журнал. - 2009. - № 4. - С. 135-141.

Приложение 1

Приложение 2

Т.Н. Клюевой)

Инструкция: «Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует Вашим отношениям с учителем, то зачеркните «Да», если оно неверно, то зачеркните «Нет».

1. Учитель умеет заранее определить успехи своих учеников.

2. Мне трудно ладить с учителем.

3. Учитель - справедливый человек.

4. Учитель умело готовит меня к контрольным и экзаменам.

5. Учителю явно не хватает чуткости в отношениях с людьми.

6. Слово учителя для меня закон.

7. Учитель тщательно планирует работу со мной.

8. Я вполне доволен учителем.

9. Учитель недостаточно требователен ко мне.

10. Учитель может всегда дать разумный совет.

11. Я полностью доверяю учителю.

12. Оценка учителя очень важна для меня.

13. Учитель в основном работает по шаблону.

14. Работать с учителем - одно удовольствие.

15. Учитель уделяет мне мало внимания.

16. Учитель, как правило, не учитывает моих индивидуальных способностей.

17. Учитель плохо чувствует мое настроение.

18. Учитель всегда выслушивает мое мнение..

19. У меня нет, сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применяет учитель.

20. Я не стану делиться с учителем своими мыслями.

21. Учитель наказывает меня за малейший проступок.

22. Учитель хорошо знает мои сильные и слабые стороны.

23. Я хотел бы стать похожим на учителя.

24. У нас с учителем чисто деловые отношения.

 

Бланк

вариант вариант
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет

 

Анкета выявляет отношение учеников к учителю по 3 параметрам: гностическому; эмоциональному; поведенческому.

1. Выявляет уровень компетентности учителя как специалиста с точки зрения ученика.

2. Определяет степень симпатии ученика к учителю.

3. Показывает, как складывается реальное взаимодействие учителя и ученика.

Ключ

Каждый вопрос, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл:

Гностический компонент: Да - 1,4,7,10,19,22; Нет - 13,16 всего 8б.

Эмоциональный компонент: Да - 8,11,14,23; Нет - 2,5,17,20 всего 8б.

Поведенческий компонент: Да-3,6,12,18; Нет - 9,15,21,24 всего 8б.


 

Приложение 3

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЙ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ НА ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ.................6

1.1. Общая характеристика психических состояний старших школьников..............................................................................................................6

1.2. Особенности синдрома эмоционального выгорания педагогов......11

1.3. Синдром эмоционального выгорания педагогов как фактор изменения психических состояний старших школьников................................16

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЙ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ НА ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ............................................................................22

2.1. Описание выборки и процедуры исследования................................22

2.2. Организация и методы исследования.................................................22

3. ОПИСАНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ..............................................................................................25

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ........................................................................38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................44

ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................................................................46


 

Введение

 

Актуальность данной темы состоит в том, что для достижения эффективности процесса обучения старших школьников необходимо, чтобы и педагог и учащиеся находились в оптимальных для совместной деятельности психических состояниях. В процессе общения происходит направленное и ненаправленное личностное взаимовлияние, которое может быть как позитивным, так и негативным.

В психологической литературе закрепился термин, очень точно характеризующий труд педагога – «эмоциональное выгорание». Он свидетельствует об эмоциональной перегруженности учителей, что сопровождается высоким риском заболеваний, кроме того, выгорание сказывается на эффективности профессиональной деятельности учителя и в полной мере проявляется во взаимоотношениях между учениками и учителями в процессе передачи и развития интеллектуального и социального опыта, который происходит в современной школе.

Сегодня немало примеров тому, что при значительной интеллектуализации школы ребенку любого возраста хочется, чтобы у него был хороший добрый учитель. Не тот, который «за так» ставит высокие оценки, а тот, который всегда находится в уравновешенном, благоприятном состоянии, готов выслушать ученика, не отмахиваясь раздраженно от его неудержимой фантазии, способный обсудить нередко серьезные, но не совпадающие со старшими взгляды на жизнь.

Ребенок в школе проводит большую часть своего дня. День проходит при непосредственном общении с педагогом. Наверное, нельзя не согласится с тем, что состояние учителя не может не сказываться на состоянии учащихся. Учебная успешность ученика во многом зависит как от профессионализма педагога, так от его личностных качеств (С.П. Безносов, А.К. Маркова) и психического состояния (А.О. Прохоров).

Многие авторы, исследующие деятельность педагога акцентируют внимание на эмоциональном выгорании (В.Е. Орел, Т.И. Ронгинская, Т.В. Форманюк). Эмоциональное выгорание сказывается на состоянии педагога и, тем самым, препятствует созданию оптимального эмоционального фона занятий, оно способствует развитию деструктивных личностных качеств, препятствует развитию эмпатии.

Целью исследования является изучение влияния синдрома эмоционального выгорания педагогов на психические состояния старших школьников.

Объект исследования: дети старшего школьного возраста.

Предмет исследования: влияние синдрома эмоционального выгорания педагогов на психические состояния старших школьников.

Нами были сформулирована следующая гипотеза: на психические состояния старших школьников влияет синдром эмоционального выгорания педагогов.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

- рассмотреть характеристику психических состояний старших школьников;

- раскрыть особенности синдрома эмоционального выгорания педагогов;

- изучить синдром эмоционального выгорания педагогов как фактор изменения психических состояний старших школьников;

- провести исследование влияний синдрома эмоционального выгорания педагогов на психические состояния старших школьников;

- проанализировать результаты исследования и дать рекомендации.

Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных исследователей, таких как В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Т.Н. Клюева, Л.М. Митина, С.О. Филина и др.

Методы исследования – изучение и анализ литературы по проблеме исследования, беседа с учителями и школьниками, психологическая диагностика, количественная и качественная обработка данных, методы математической и статистической обработки информации.

База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» города Нижнекамск. В эксперименте приняли участие учителя старших классов в количестве 13 человек и старшие школьники в количестве 24 человека.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, заключения, списка использованной литературы и приложений.


 

Теоретический обзор по проблеме влияний синдрома эмоционального выгорания педагогов на психические состояния старших школьников



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.082 с.)