Общая характеристика психических состояний старших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика психических состояний старших школьников



Сложность определения сущности понятия «состояние человека» заключается в том, что авторы опираются на разные уровни функционирования человека: одни рассматривают физиологический уровень, другие - психологический, а третьи - тот и другой одновременно.

Существует много определений психических состояний, но наиболее устоявшимся является определение Н.Д. Левитова: «Психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности» [10, С. 51].

Психические состояния различают по критериям: а) по преобладанию психических процессов: гностические, эмоциональные, волевые; б) по видам деятельности учащихся: трудовые, учебные и спортивные; в) по влиянию на деятельность и поведение: оптимальные, стрессовые, депрессивные, внушенные [10, C. 52].

Важность изучения психических состояний в учебной деятельности подчеркивалась многими учеными. Учет психических состояний старших школьников необходим для правильного педагогического подхода к ученикам, проектирования педагогических систем, воспитания. Особенно важен учет психических состояний, возникающих в условиях экзаменов, контрольных работ.

По словам известного ученого Н.Д. Левитова, изучение психических состояний старших школьников должно быть также связано с учетом фазовых состояний возбудимости мозговой коры. Повышенная и пониженная активность коры головного мозга сильно влияет на успешность обучения. Состояние активности характеризует работоспособность, эффективность усвоения знаний. Также указывается на признаки активности учащихся на уроке:

1.·Наличие внимания и интереса к словам учителя и ответам учащихся.

2. Проявление самостоятельности, задавание вопросов учениками, решение задач не одним, а несколькими способами, связывание материала с собственными жизненными наблюдениями [10, C. 54].

Об активности учеников учителя могут судить по работе учеников, по быстрому и точному выполнению требований учителя. Если урок неинтересный для активизации учащиеся прилагают усилия, также усилия прилагаются и для поддержания внимания, что может вызывать утомление. Для устранения апатии и сонливости они активизируются в нежелательном направлении: шутят, разговаривают, думают о другом.

От учащихся на уроке требуется такое активное состояние, которое предполагает затормаживание ненужных и излишних действий и переживаний (торможение подкорковых центров со стороны коры). Должны также наблюдаться подтянутость позы, движений, мимики, контроль внимания.

Активное состояние учащихся на уроке, предполагает и определенную эмоциональность, но она должна быть регулируема, особенно в своих внешних проявлениях. Н.Д. Левитов выделяет несколько видов состояний активности старших школьников на уроках:

1. Состояния стихийной (нерегулируемой) активности.

2. Состояния сознательной (регулируемой) активности [10, C. 55].

По мере взросления, обучения, воспитания, активность становится все более сознательной, глубокой, более захватывающей личность ученика.

Старшие школьники обладают уже более целостным мировозрением. Проявления стихийной активности у них наблюдается реже, чем у подростков. Они имеют довольно большой опыт в регулировании своих состояний.

Дальнейшее изучение особенностей психических состояний старших школьников в учебной деятельности позволило выделить наиболее часто встречающиеся психические состояния. Состояния старших школьников более просты по своей структуре и содержанию, в них значительное место занимают так называемые моносостояния, связанные с одной, двумя сторонами психической деятельности. Психические состояния старших и школьников более сложны по своей организации. Среди состояний старших школьников чаще встречаются полисостояния. Также можно сказать, что состояния старших школьников чаще имеют отрицательную окраску.

А.О. Прохоров обнаруживает четкую зависимость поведения старших школьников от психических состояний. Так положительно окрашенные состояния обуславливают положительные действия, а отрицательно окрашенные – отрицательные действия. Психические состояния старших школьников тесно связаны с ситуацией. Если ситуации окрашены положительно (успехи в учебе, спорте, похвалы и т.д), то они вызывают положительно окрашенные психические состояния (счастье, радость, восторг и т.д.). Если ситуации отрицательно окрашены (смерти, болезни, ссоры, конфликты, различные трудности), то они вызывают отрицательные психические состояния [19, C. 36].

Приведем развернутые примеры часто встречающихся неравновесных психических состояний старших школьников. Это состояния апатии и страха. Именно эти психические состояния часто актуализируются при встрече школьника с трудностями (например – экзамен, контрольная работа).

Страх чаще возникает при угрожающей опасности, перед важным делом, встречей, при конфликтах, неудачах, выступлениях, при неожиданных ситуациях. Страх сильно влияет на течение психических процессов. Происходит резкое обострение или ухудшение чувствительности, непонимание сути объясняемого, плохая осознанность восприятия. Мыслительные процессы также подвергаются влиянию: иногда понижается сообразительность, ухудшается продуктивность мышления, что проявляется в растерянности, отсутствии логики. Часто снижается волевая деятельность. Речь становится путанной, голос дрожит. Внимание рассеянно, человеку довольно сложно сосредоточиться, но бывает наоборот – внимание концентрируется на одном объекте. Страх также сопровождается физиологическими проявлениями: дрожь, учащенное дыхание, учащенное сердцебиение.

А.О. Прохоров отмечает, что состояние апатии возникает при длительных, напряженных умственных или физических нагрузках, в случаях неудовлетворенности, при разочарованиях, при стрессовых ситуациях. Апатия также может оказывать негативное влияние на протекание психических процессов. Но в отличие от страха это влияние менее выражено. Наиболее сильное влияние оказывается на волевые процессы и мышление. Человек в состоянии апатии не может и не хочет заставить себя что-либо предпринять, что-либо изменить. Его воля ослабевает, он как бы «плывет по течению». Человек, переживающий апатию, не хочет задумываться. Все психические процессы замедляются. Человек много молчит. В этом состоянии эмоции как бы «смазаны», все притуплено, приостановлено. Со стороны физиологических процессов апатия проявляется в замедленном, глубоком дыхании, несильном сердцебиении. Часто бывают головные боли, боли за грудиной, ноющие боли в области сердца. Наблюдается снижение двигательной активности. Аппетит снижается [19, C. 40].

Особенности психических состояний старших школьников, влияющих на познавательную активность в процессе учебной деятельности, были рассмотрены в работе А.Я. Чебыкина [22]. А. В. Плехановой был описан ряд методических приемов, с помощью которых могут быть вызваны и актуализированы положительные психические состояния [18]. В исследовании А.Н. Лутошкина [12] были выделены коллективные эмоциональные состояния и изучены их функции. В то же время надо отметить, что в перечисленных работах внимание уделялось преимущественно только наиболее общим проявлениям и особенностям психических состояний в учебном процессе.

Условно можно выделить следующие группы психических состояний, свойственных этому возрасту [12, C. 91]:

1. Внутренней дискомфортности, неуютности, раздражительности, рассосредоточенности, бесцельности. Трудно собраться с мыслями, управлять своими действиями. Воля снижена, эмоции расторможены, мысли несобраны.

2. Состояние выраженного недовольства, вражды, негативного отношения к окружающим. Оно не бывает специально направлено на определенный предмет, действие или человека, распространяется почти на всех, кто включается в этот момент в «поле» жизни юношей и девушек.

3. Состояния, близкие к агрессивности, драчливости, гневливости, грубости. Они вызывают конфликты со сверстниками и не располагают к положительному взаимодействию с ними.

4. Аффективные вспышки - драка, грубость, оскорбления, нарушения дисциплины.

Состояния эти чаще возникают во второй половине дня, в конце учебной недели, при развитии утомления, усталости, снижающих волю и самообладание. У учащихся с твердыми установками на хорошую учебу и корректное поведение эти состояния протекают в сглаженном виде. Конец учебного семестра или года нивелирует их у всех учащихся, т.к. тонизирует, повышает ответственность.

Однако, выделение такой группы отрицательных эмоциональных состояний, связанных с учебной деятельностью, вовсе не означает их доминирование. Для старшего школьника не менее характерны положительные эмоциональные и другие виды психических состояний. Укажем некоторые из них:

1. Состояния повышенного хорошего радостного настроения, приподнятости, расположения, эмоциональной активности, общительности, располагающие к общению с ними.

2. Бурной радости, восторга при достижении желаемого, при успехе в учебе, при восприятии сообщений об успехах друзей, при просмотре любимых кинофильмов, слушании музыки и т.п.

3. Старшим школьникам свойственны состояния стремления к активной физической работоспособности, активной физической деятельности.

4. Состояния интеллектуальной работоспособности, связанные с дальнейшим самоопределением в жизни [12, C. 93].

Таким образом, психические состояния старших школьников более просты по своей структуре и содержанию, в них значительное место занимают так называемые моносостояния, связанные с одной, двумя сторонами психической деятельности. Обнаруживается четкая зависимость поведения старших школьников от психических состояний. Так положительно окрашенные состояния обуславливают положительные действия, а отрицательно окрашенные – отрицательные действия. Психические состояния старших школьников тесно связаны с ситуацией. Если ситуации окрашены положительно (успехи в учебе, спорте, похвалы и т.д), то они вызывают положительно окрашенные психические состояния (счастье, радость, восторг и т.д.). Если ситуации отрицательно окрашены (смерти, болезни, ссоры, конфликты, различные трудности), то они вызывают отрицательные психические состояния.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.011 с.)