Синдром эмоционального выгорания педагогов как фактор изменения психических состояний старших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синдром эмоционального выгорания педагогов как фактор изменения психических состояний старших школьников



Интенсивное социальное, экономическое и культурное развитие современного общества существенно повышает требования, предъявляемые к школе, основной целью которой является всестороннее развитие личности ребенка, создание оптимальных условий для раскрытия и реализации его потенциальных возможностей, способностей и потребностей.

Происходящие в результате длительной профессиональной деятельности личностные изменения («выгорание») учителя, безусловно, оставят свой след в других людях. Образ учителя обладает метаиндивидуальным эффектом в глазах воспитанников.

Метаиндивидуальность, по определению В.С. Мерлина, – это психологическая характеристика отношения окружающих людей к данной конкретной индивидуальности. Метаиндивидуальная характеристика учителя – это интегрированное многоуровневое и многокомпонентное образование, представленное в социальном мире и воспринимаемое другими субъектами социальной действительности по причине выраженных внешних критериев профессиональной значимости и наличия таких механизмов влияния, как симпатия, власть, референтность и т.д. Кроме того, метаиндивидуальность определяет и те «вклады», которые производит интегральная индивидуальность в других людей, осуществляя реальные изменения в их поведении [14, C. 34].

Исследование авторами механизма влияния эмоционального истощения «выгоревшего» педагога на психические состояния ученика позволило определить, каким образом эмоциональная отстраненность, холодность «выгоревшего» педагога воздействуют на личностное развитие его учеников. Влияние педагога осуществляется по двум направлениям: первое характеризуется наличием затруднений в формировании опыта эмоционального реагирования, второе - состоит в порождении скудности и недифференцированности эмоциональных реакций. В результате затруднения в развитии эмпатии и рефлексии и низких коммуникативных навыков старших школьников, эти два направления влияния приводят к снижению мотивации учебной деятельности. Влияние педагога охватывает эмоционально-волевую и мотивационную сферу личности ученика (рис. 1).

Результатом влияния «выгоревшего» педагога является трансформация самоотношения старшего школьника. В то время, когда у ученика формируются основы самооценки, он не находит поддержки у того человека, которого он считает непререкаемым авторитетом, возникает конфликт самооценки. При взаимодействии старшего школьника и его учителя оценивание педагогом ученика является определяющим в формировании адекватной самооценки. Поэтому у школьника старших классов возникают трудности при формировании позитивного самоотношения и в последующем, в становлении адекватной самооценки и нормативного поведения.

 

Рис. 1. Механизм влияния эмоционального выгорания учителя на его учеников [16]

 

Л.М. Митина отмечает, что эмоции и чувства в важны в труде педагога: «если учитель пришел в класс в плохом настроении, раздражен и не умеет скрыть это состояние от учащихся, они тоже быстро приходят в возбужденное состояние, начинают нервничать, вертеться, настроение их становится неустойчивым» [16, C. 26]. Очевидно, что педагог, демонстрирующий в своей профессиональной деятельности признаки эмоционального истощения и переутомления, или симптомы эмоционального выгорания, такие, как, например, недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства; и многие другие вряд ли сможет быть эффективным и успешным.

Н.Е. Водопьянова, определяя синдром профессионального «выгорания», включила в него эмоциональное истощение, деперсонализацию и редуцирование личных достижений [5, C. 108].

Рассмотрим проявления каждого из компонентов данного синдрома и их влияние на состояния ученика.

Эмоциональное истощение. Эмоциональность учителя – важнейший фактор воздействия и взаимодействия в учебно-воспитательной работе; она мобилизует учащихся, побуждает их к действиям, активизирует их интеллектуальную активность. Соответственно, ученики «выгоревшего» педагога будут испытывать трудности в формировании опыта эмоционального реагирования. Поскольку эмпатия является аффективным «пониманием» другого человека, такие ученики не смогут откликнуться на проблемы других людей или осознать, как они будут восприниматься партнерами по общению. Для учеников «выгоревшего» педагога характерна затрудненность в развитии эмпатии и рефлексии, что неизбежно приведет к низкому уровню развития коммуникативных навыков.

Эмоции выступают регуляторами познавательной деятельности. Поэтому у старших школьников с низким уровнем развития навыков эмоционального реагирования неизбежно будет страдать процесс приема и трансляции учебного материала. Как следствие, у детей развивается негативное восприятие себя со стороны учителя, что в свою очередь затрудняет формирование адекватной самооценки и вызывает нарушения нормативного поведения. Негативное оценивание педагогом результатов работы ученика в итоге приведет к снижению мотивации учебной деятельности.

По определению Н.Е. Водопьяновой, деперсонализация – негативное отношение к человеку, отрицательное, циничное либо безразличное восприятие его, развивается как защита от подавляющих эмоциональных состояний вследствие обращения с учеником как с объектом профессионального воздействия. Для «выгоревшего» педагога характерно превалирование негативных оценок в восприятии своих учеников [5, C. 109].

В.В. Бойко отмечает еще одну особенность «выгоревшего» педагога – слабую мотивацию эмоциональной отдачи в работе. Специалист сферы «человек – человек» не считает необходимым или почему либо не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. «Выгоревший» педагог стремится облегчить или сократить те свои обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Происходит полная или частичная утрата интереса к ребенку. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций. Учитель, подверженный синдрому «выгорания», стремится подменить субъект субъектное взаимодействие с учеником на субъект объектное [3, C. 75].

Редукция профессиональных достижений проявляется в переживании не компетентности и неуспешности своей деятельности, т. е. для «выгоревшего» педагога характерна низкая профессиональная самооценка.

Таким образом, большинство исследователей указывают на то, что состояние самого учителя оказывает сильное влияние на психическое состояние его учеников. Системообразующими психическими состояниями в целостной структурно-функциональной организации взаимодействующих состояний старших школьников и учителей являются положительные деятельностные состояния и положительные состояния общения учителя. Авторы указывают на значимость положительных психических состояний учителя, благодаря которым актуализируются положительные психические состояния школьников, способствующие обучению и развитию. Для создания оптимального эмоционального климата во время урока, учитель вынужден постоянно поддерживать необходимый уровень своего психического состояния. Снижение интенсивности положительных состояний учителя актуализирует отрицательные деятельностные состояния старших школьников и уменьшает положительные и эмоциональные, что, в свою очередь, увеличивает выраженность комплекса отрицательных состояний и уменьшает интенсивность блока положительных состояний.

Анализ литературы по поднятым в нашей работе проблемам позволяет сделать следующие выводы.

Психические состояния старших школьников более просты по своей структуре и содержанию, в них значительное место занимают так называемые моносостояния, связанные с одной, двумя сторонами психической деятельности. Психические состояния старших школьников тесно связаны с ситуацией. Если ситуации окрашены положительно, то они вызывают положительно окрашенные психические состояния. Если ситуации отрицательно окрашены, то они вызывают отрицательные психические состояния.

Синдром эмоционального выгорания, характеризуется эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения учителя. Состояние самого учителя оказывает сильное влияние на психическое состояние его учеников. Проявление комплекса отрицательно окрашенных психических состояний школьников на уроке обусловливается отрицательными психофизиологическими состояниями учителя (например, утомление, усталость, снижение уровня активности актуализируют комплекс отрицательно окрашенных состояний школьников на уроке).

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.006 с.)