Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика публицистического стиля. Языковые особенности публицистического стиля.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Публицистический стиль – наиболее сложное явление из-за особенностей экстралингвистической основы: у него разные задачи и разные условия общения. Одну из наиболее популярных разновидностей публицистического стиля составляет газетный язык. Основные функции этого стиля – информационная и воздействующая, экспрессивная. В годы советской власти главной функцией была агитационно-пропа-гандистская: «Газета – коллективный организатор». Публицистические издания представляли партийный, общественный, профсоюзный или государственный орган. В настоящее время они попали в частные руки, их цель – формирование общественного мнения, убеждение читателя в правоте авторской позиции, внушение тех или иных идей. Популяризаторская функция проявляется в сообщениях о проблемах экономики и политики, о новых научных открытиях, новинках техники, забытых или переосмысленных фактах истории. «Желтая пресса» имеет преимущественно гедонистическую (развлекательную) функцию, солидные журналы – аналитико-критичес-кую, политическая пресса и передачи – организаторскую, детские издания – просветительскую и воспитательную. Жанры публицистики весьма разнообразны: интервью, репортаж, очерк, фельетон, статья, заметка, зарисовка, корреспонденция, хроника. Газета создается множеством корреспондентов, публикации могут включать материалы других сфер общения (объявлений, приказов, распоряжений, проектов законов и т. д.). В книге В. Г. Костомарова «Русский язык на газетной полосе» обосновывается идея об однородности языка газетных текстов, представляющего собой «конструктивно-заданноесочленение экспрессии · использованием международных терминов: суверенитет, демократия, встреча на высшем уровне, официальный визит, дипломатический корпус, президентские выборы, вотум недоверия, э кспансия, агрессия, дискриминация, военный конфликт и под.; · использованием большого числа топонимических наименований, названий международных и зарубежных организаций, сообществ, учреждений: ООН, НАТО, Пентагон, ЦРУ и под.;
· использованием разностилевой и экспрессивной лексики: Произошли изменения в оплате за содержание ребятишек в детских садах; Прокурор затеял настоящую войну против засилья коррупции; · устойчивыми сочетаними (клише): противники реформы, в дружеской атмосфере, поставить преграду на пути прогрессивных изме-нений, политика добрососедства и мирного сосуществования, нагне-тание напряженности в международных отношениях, устранение опасности возникновения новой ядерной войны, трезвомыслящие поли-тические деятели, безрассудная политика, ставящая мир на грань ядерной катастрофы и под. Специфическим публицистическим приемом является расширение контекстной сочетаемости и увеличение смысловой емкости слов: · силы (войска) – «вооруженные», «быстрого развертывания», «стратегические»; · силы (общественные группы, слои, движения) – «демократичес-кие», «прогрессивные», «миролюбивые», «политические», «агрессивные», «реакции», «милитаризма», «агрессии», «войны» и под. Типичны отрицательно-оценочные наименования: «шумиха», «вак-ханалия», «наскоки», «сговор», «затея», «нажим», «диктат», «окрик», «махинации» и под. Морфология публицистики: · суффиксы иноязычного происхождения -ация, -изация, -изм; · суффиксы -щина, -ничать; · наречия с префиксом по- по-деловому, по-государственному; · словосложения военно-стратегический, либерально-демократичес-кий, административно-командный; · настоящее репортажа «Над полигоном клубится низкий туман: Вибраторы стройными рядами уходят в голубую даль…»; · ближайшее прошедшее – Иванов забивает решающий гол; · ближайшее будущее – Открывается концертный сезон. Для синтаксиса публицистики характерны расчлененные высказывания, увеличение самостоятельности синтаксически зависимых единиц, рост экспрессивности синтаксических построений («Взвинчивать гонку вооружений ради ее сдерживания? Вот поистине логика дыбом», «Слово теперь – за западными державами. Реакция неоднозначна»). Особый прием синтаксической экспрессии – сегментация, вопросительность заголовков текстов («США – Иран: отношения обостряются», «Лидерство – над кем?», «Узаконивают беззаконие?»). Своеобразным способом выражения отрицательной оценки является употребление в роли подлежащего неопределенного местоимения кое-кто: кое-кто за океаном, кое-кто на Западе, кое-кто в регионах, кое-кто из власть имущих…
Экспрессия в публицистике не служит средством создания образной системы, как в языке художественной литературы, в газете это средство внушения и воздействия на читателя: · метафоры (ястребы, голуби, семена вражды, развилка дорог, загнать в капкан), · каламбуры (опасная безопасность, разобщенное сообщество, расчеты и просчеты, ненормальная «нормализация»). Простота и доступность текста проявляются в сравнительной несложности синтаксических конструкций, в использовании общеупотребительной лексики и комментировании привлекаемой терминологии. Стилевой «эффект новизны» проявляется в стремлении к необычности, свежести словосочетаний и желании избегать повторения слов, оборотов, конструкций. Рекламность выражается в особенностях заголовочных предложений, в использовании подзаголовков и обращений к читателю, проблемных вопросов и под. Информационность проявляется в подчеркнутой документально-фактографической точности выражения, сдержанности изложения, обобщенности и понятийности, аргументированности излагаемого. Существуют предположения об отсутствии в русском языке специальных публицистических и газетных средств. Однако выделяются «газетизмы»: политический плюрализм, гражданское согласие, консолидация, постперестроечный, командная система, автократия, показуха, чернуха, боевики, деструктивные силы, шагать в ногу с веком, пустить утку, политическое банкротство, девальвация доверия, пакет предложений и под. В последние годы публицистику захватила стихия разговорной речи: «Жить, в общем-то, и некогда. Одна маета. Так было, так есть. Для современной газетной речи в целом менее свойственна открытая призывность, лозунговость, неаргументированная директивность передовиц, более свойственны аналитичность, доказательность изложения, отсутствие резко негативных окрасок в материалах международных и острая критичность в материалах о внутренней жизни страны, индивидуализация стиля, наличие «своего лица» у многих газет, увеличение диалоговых форм изложения (столкновение различных точек зрения). Выходят на первый план диалогические жанры (интервью, беседа), информационно-аналитические (статья, комментарий), появляются новые жанры («прямая линия», «круглый стол»). Некоторые теоретики прогнозируют перспективность так называемой «пара-прессы», изданий «по интересам», изданий «для своих». Средства массовой информации в значительной степени определяют нормы языка и общения, и тем более велика их ответственность за то, чтобы эти нормы отвечали лучшим культурным традициям.
ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ ТЕМЫ
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.109.60 (0.01 с.) |