Последствия участия страны в М/н торговле 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последствия участия страны в М/н торговле



Анализируя М/н торговлю, следует остановиться на последствиях участия в ней на экономике страны. Формирование мировой цены – р-тат взаимодействия предложения и спроса на мировом рынке, к-рые получают суммированием нац. кривых спроса и предложения. В р-тате внешней торговли одни группы населения выигрывают, другие - терпят убытки. Потребители в р-тате внешней торговли получают возможность приобретать товар по мировой цене, к-рая ниже внутринац., и в большем объеме. Поэтому они получают чистый выигрыш. Производители данного товара несут потери, т. к. вынуждены сокращать объем пр-ва и продавать товар по мировым ценам, к-рые ниже, чем в условиях отсутствия внешней торговли. Интересы страны в целом показывают выигрыш, так как выгоды потребителей превосходят потери пр-водителей данной пр-ции. В данном случае мы оставляем в стороне воздействие внешней торговли на других, не занятых в пр-ве данного товара, фирмах и раб. силе. Участие в М/н торговле несет выгоду не только одной стране. Выигрыш от внешней торговли для страны экспортера состоит из выигрыша от обмена и от специализации. Выигрыш от обмена означает преимущества, получаемые только из-за того, что страна вступила в торговые отношения с другими странами. Выигрыш от специализации – преимущества, получаемые страной из-за того, что в условиях внешней торговли она сосредотачивается на пр-ве товаров, по к-рым имеет относительные преимущества. Рассматривая влияние внешней торговли на развитие нац. экономики, м. использовать понятие мультипликатора внешней торговли. Для этого рассмотрим основное макроэкономическое тождество Y = C + I + G + X – M Как известно, импорт можно описать функцией

M = M0 + mY, где m – предельная склонность к импорту. С учетом функции потребления и функции импорта основное макроэкономическое тождество примет вид: Y = Ca + MPC*Y + I + G + X - M0 + mY.

Чтобы узнать влияние изменения экспорта на объем пр-ва продифференцируем полученное уравнение:

В р-тате получим: , где дробь и явл. мультипликатором внешней торговли, к-рый показывает как изменится объем пр-ва в стране при увеличении экспорта на единицу.

Необходимо учитывать и обратную связь, то есть влияние импорта из другой страны. Она м. б. проанализирована и рассчитана через мультипликатор М/н торговли:

В данном случае рост инвестиций в стране А приведет к росту пр-ва и экспорта в страну В, что, в свою очередь, скажется на объеме пр-ва в данной стране и экспорте в страну А. Инвестиции в экспортное или импортзамещающее пр-во вызывает, согласно теореме Рыбчинского, сокращение пр-ва в других странах.

Распределение выгод м/д странами осуществляется прямо пропорционально изменению цен у обеих сторон. Больше выигрывает та страна, для к-рой эластичность кривых торговли ниже. Предположим, что до возникновения торговли м/д двумя странами цена товара А была в одной стране 10 рублей, а в другой – 4 рубля. В р-тате возникновения торговли сформировалась единая мировая цена данного товара на уровне 5 рублей. Это означает, что для первой страны изменение цены произошло на 100%, а в другой – на 25%. =>, распределение выгод от возникновения торговли м/д странами распределилось как 100/25 = 4/1 в пользу первой страны. Это значит, что 80% выгоды от внешней торговли получила первая страна и 20% выгоды получила вторая страна. Важным понятием явл. условие торговли, к-рое показывает, какое кол-во товара м. получить страна за экспортируемые товары. Для расчета условий торговли соотносятся индексы экспортных и импортных цен. Рост показателя обычно называют улучшением условий торговли, т. е. за каждый рубль продаваемого в других странах товара мы м. приобрести большее кол-во импортных товаров.

T=PX / PM, где РХ=S Хi Pi, т.е. стоимость экспорта PM= S XM PM. Одним из сложных вопросов теории внешней торговли явл. распределение доходов от внешней торговли м/д отдельными слоями населения, представляющими разные факторы пр-ва. Этот вопрос можно разрешить с помощью теории Хекшера-Олина. Основываясь на ней, В.Столпер и П.Самуэльсон показали, что установление торговли и рост цен на экспортную пр-цию ведут к заметному росту дохода на фактор, интенсивно используемый в экспортном секторе, и снижению дохода на фактор, интенсивно используемый в импортозамещающем пр-ве. При этом они опирались на следующие предпосылки: - страна пр-водит 2 товара; - используется 2 фактора пр-ва; - ни один товар не используется в пр-ве другого товара; - существует совершенная конкуренция; - предложение факторов пр-ва задано и неизменно; - один товар капиталоинтенсивный, другой – трудоинтенсивный; - оба фактора могут перемещаться м/д секторами экономики, но не м/д странами; - установление торговых отношений м/д странами ведет к росту относительной цены одного из товаров. Благосостояние субъектов зависит не только от доходов, но и от структуры потребления. М. сделать след. выводы: чем больше домохозяйства тратят ср-в на импортные или конкурирующие с импортом товары, тем выгоднее для них либерализация внешней торговли; для наиболее специализированных факторов пр-ва эффект влияния на доходы оказывается настолько сильным, что перевешивает более слабое воздействие внешней торговли на потребительские расходы; владельцы «нейтральных» факторов в целом от внешней торговли выигрывают, так как совокупный выигрыш страны от внешней торговли влечет рост спроса на услуги этих факторов и повышение покупательной способности. Оценивая взаимодействие импорта и экспорта, м. утверждать, что сокращение стоимости импорта, скорее всего, повлечет сокращение стоимости экспорта так как: - в пр-ве экспортируемых товаров используются импортные компоненты; - сокращение импорта приводит к сокращению доходов в др. странах и возможности покупать товары из данной страны; - остальные страны м. принять адекватные меры в отношении данной страны; - сокращение импорта приведет к равному по стоимости сокращению экспорта в р-тате изменения валютного курса. Внешняя торговля страны находится в тесной связи с эконом. ростом страны. Эта связь проявляется через потребление. В экономике действует закон Энгеля, в соответствии с к-рым рост доходов вызывает сокращение расходов на потребление продуктов первой необходимости и, прежде всего, продуктов питания, что при прочих равных условиях, вызывает снижение относительных цен на эти товары на мировом рынке. Связь проявляется и через гипотезу преобладающего спроса Линдера, согласно к-рой существует причинная связь в цепочке:

Она означает, что по мере роста дохода на душу населения изменения в структуре спроса побуждают страну расширять пр-во некоторых предметов роскоши, что вызывает снижение издержек их пр-ва и страна получает сравнительное преимущество в М/н торговле, что ведет к росту экспорта этими товарами. Т.о., в итоге страна экспортирует товары с высоким удельным весом в их собственном потреблении, что ведет к росту объемов пр-ва. (Примером м. служить пр-во и экспорт легковых авто)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.209 (0.006 с.)