ТОП 10:

Таможенные пошлины, их сущность и классификация



Таможенная пошлина — обязате-й взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара, услуги или капитала и явл усл-м импорта или экспорта.

Выделяют след классификации тамож-х пошлин.

По способу взимания:

-адвалорные — начисл-ся в %-х к тамож-й стоим-ти облаг-х тов-в (пр-р, 20% от тамож стоим-ти);

- специфические — начисл-ся в установл-м р-ре за ед облаг-го товара (пр-р, 10 доллар за 1 г);

- комбинированные — сочетают оба названных вида тамож-го обложения (пр-р, 20% от тамож ст-ти, но не более 10 долл. за 1 т).

По объекту обложения различных пошлин:

- импортные — наклад-тся на импортные товары при выпуске их для свободного обращ-я на внутр-м р-ке страны. Явл преоблад-й формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты нац производителей от ин-й конкуренции;

- экспортные — наклад-ся на экспортные товары при выпуске их за пределы тамож терр-и гос-ва. Прим-ся крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутр регулир-х цен и свободных цен мирового р-ка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

- транзитные — наклад-ся на товары, перевозимые транзитом ч/з терр-ю данной страны. Встреч-ся крайне редко и испол-ся как средство торговой войны.

По характеру:

- сезонные – прим-ся для оперативного регул-я междунар-й торговли продукцией сезонного хар-ра, прежде всего сельскохозяйственной;

- антидемпинговые – примен-ся в случае ввоза на терр-ю страны тов-в по цене более низкой, чем их норм-я цена в экспортирующей стране;

- компенсационные – наклад-ся на импорт тех тов-в, при произв-ве кот-х прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб нац произв-м таких товаров.

По происхождению:

- автономные - пошлины, вводимые на основании одностор-х реш-й орг-в гос власти страны;

- конвенционные (договорные) – пошлины, устанавл-мые на базе двусторон или многосторон соглаш-я: Ген соглаш-е о тарифах и торговле или соглаш-я о тамож-м союзе;

- преференциальные - пошлины, имеющ более низкие ставки по сравн-ю с действующ тамож-м тарифом, кот-е наклад-ся на основе многостор-х соглаш-й на товары, происход-е из развивающихся стран.

По типам ставок:

- постоянные — тамож-й тариф, ставки кот-го единовр-но установлены органами гос власти и не могут измен-ся в завис-ти от обстоятельств;

- переменные — тамож тариф, ставки кот-го могут измен-ся в установл-х органами гос власти случаях (при измен-и уровня мировых или внутр-х цен, ур-ня госсубсидий).

По способу вычисления:

- номинальные — тарифные ставки, указ-е в тамож-м тарифе. Они могут дать общее представлхе об ур-не тамож-го обложения, кот-му страна подверг свои импорт или экспорт;

- эффективные — реальный ур-нь тамож-х пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом ур-ня пошлин, налож-х на импортные узлы и детали этих товаров.

С учетом эффект-й ставки тамож-го тарифа можно рассч-ть действительный ур-нь тамож-й защиты (Те):

где Тп – номинальная ставка тарифа на конечную продукцию;

Тим – номинальная ставка тарифа на импортируемые части и компоненты;

Ах – доля стоимости импортируемых компонентов в стоимости конечного товара.

Цель тарифного рег-я внешнеэк-й деят-ти явл защита от демпинга отечественного рынка.

 

30.Нетарифное таможенное регулирование.

Нетарифные м-ды рег-я, применение кот-х обусловлено тем, что на нац терр-и гос-во может устанавл-ть спец порядок проникн-я в страну иностр-х производ-й тов-в и услуг, создавать благопр-е предпосылки для эфф-го развития экспортных произв-в и проводить спец мероприятия, направл-е на защиту отечеств-х производ-й и потребителей.

Нетарифные м-ды рег-я явл наиб эфф-м элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:

1.нетарифные м-ды регул-я не связаны международными обяз-ми. В этой связи объем и методика их применения полностью регул-ся нац гос органами и опред-ся рамками хозя и техн-го зак-ва страны;

2.нетарифные методы удобны в достижении требуемого рез-та во внешнеэк-й политике;

3.нетарифные методы позволяют учесть конкретную сит-ю, складывающуюся в мировой эк-ке и прим-ть адекватные меры защиты нац р-ка в рамках конкретно опред-го срока;

4.нетарифные методы не явл дополнительным налоговым бременем для населения.

Классификация, разработанная Секретариатом ГАТТ/ВТО, где нетарифные ограничения подразделяются на 5 основных групп:

1.количественные ограничения импорта и экспорта;

2.таможенные и административные импортно-экспортные формальности;

3.стандарты и требования к качеству товаров;

4.ограничения, заложенные в механизме платежей;

5.участие государства во внешнеторговых операциях.

Квотирование экспортно-импортных операций – это колич-е огранич-е ввоза и вывоза, вводимые на опред-й срок по отдельным товарам, странам или группам стран. Распред-е квот и выдача лицензий при установлении колич-х огран-й осущ-ся путем проведения конкурсов, аукционов. Победитель аукциона получ право на получ сертификата на экспорт или импорт квотируемого товара. Используются в основном 2 вида квот: глобальная квота и индивидуальная квота.

Глобальная квота устанавл-т р-р импорта (экспорта) в стоим-х или нат-х ед на опред-й п-д времени, вне зав-ти от того из какой страны импортируется или в какую страну экспортир-ся товар. Основная цель данной квоты заключ в обеспеч-и необход ур-ня потребления и рассчитывается как разность внутр произв-ва и потребления товара.

Индивидуальная квота - квота, устанавливаемую для кажд страны, откуда импортируется или куда экспортируется товар. Выделяются след виды индивид-х квот по способу формир-я:

- индивид-я квота мб создана на базе глобальной, когда товары в рамках глобальной квоты распред-ся м/у странами пропорц-но их доле в импорте в предыдущий период;

- индивид-я квота формир-ся на основе предпочтения тем странам, кот-е берут на себя встречные обязат-ва по импорту тов-в из данной страны. Обязательства обычно закрепл-ся в соответств-х соглашениях. Эти квоты получ название двухсторонних квот на договорной основе;

- индивид-я квота может формир-ся на дискриминац-й основе в рамках конкурентной борьбы на мировом рынке.

Сезонные квоты рассматриваются в качестве индивидуальных квот, вводится на опред-й п-д времени, когда внутр р-к нуждается в гос защите. Данная квота приме-тся в отношении сх продукции.

По направлению действия: экспортные и импортные квоты.

Экспортные квоты вводятся гос-вом в соответствии с междунар-ми стабилизац-ми соглаш-ми, в рамках кот-х опред-ся доля кажд страны в общем экспорте товара, или с целью предотвращения вывоза дефицитных тов-в с внутр р-ка.

Импортная квота применяется для защиты отеч-ых производи-й, регулир-я спроса и предложения, устранения отрицат-го сальдо торг баланса, а также как ответная мера на дискриминац-ю внешн политику др гос-в.

Лицензирование - процесс регулир-я внешнеэк-й деят-ти ч/з разрешения, выдаваемые гос-вом на экспорт или импорт товара в установленных количествах в течении определенного промежутка времени. Лицензия – офиц-й документ, кот-й разрешает осущ-ть экспортно-импортные операции в теч-е установ-го срока.

Основные виды лицензирования: индивидуальная, генеральная, автоматическая.

Индивидуальная лицензия явл разовым разрешением на ввоз или вывоз товара, кот-е выдается органом гос власти, регулирующим или контролирующим внеш торговлю по заявлению нац фирмы экспортера или по заявлению импортера.

Генеральная лицензия - постоянно действующее разрешение, дающее право импортировать (экспортировать) перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течении всего времени действия лицензии.

Автоматическая лицензия – разреш-е, выдав-е немедленно после получ-я от экспортера или импортера заявки, кот-я не мб отклонена в случае если по ней не получен офиц-й отказ органов, контролир-х внешнеторг-е операции в рамках предварит-го контроля.

Добровольные ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка - это разновидность импортной квоты, кот-я вводится не страной-импортером, а страной-экспортером с целью избежать торговых санкций со стороны страны-импортера.

Эмбарго - запрет в отношении импорта или экспорта отдельных товаров или в отношении совершения внешнеторг операций с конкретным гос-вом.

Таможенные и административные импортно-экспортные формальности – совокуп-ть мер гос регул-я, кот-я включает в себя антидемпинговые пошлины, м-ды оценки таможенной стоим-ти товаров, требования о содержании местных компонентов, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные док-ты и др.

Основные направления гос поддержки экспортеров:

-гарантирование и страхование экспортных кредитов для обеспеч защиты экспортеров от долгосрочн коммерч и полит рисков;

-сертификация и долевая поддержка эффективных экспортоориентированных проектов;

-предоставление налоговых льгот экспортерам отдельных видов продукции;

-оказание информац-го, консультац-го, маркетинг-го, техн-го содействия экспортерам;

-регулирование цен и тарифов на продукцию естеств-х монополий;

-таможенно-тарифное стимулир-е экспортной деят-ти, обеспечивающее экспортерам беспошлинный доступ к необходимым ресурсам.

 

31. Политика протекционизма: сущность, преимущества и недостатки.

Существует 2 подхода к регулированию внеш торговли. Первый - свободная торговля, когда не существует никаких препятствий для потока т и у. (представители английской классической политэкономии А.Смит и Д.Рикардо.) Второй - протекционизм, кот-й предпол-т защиту нац эк-ки и производителей от внеш конкурентов.

Протекционизм осуществляется в нескольких формах:

1.Селективный – направлен против одной страны или отдельного товара;

2.Отраслевой – защищает опред-е отрасли эк-ки и, прежде всего, сх;

3.Коллективный – провод в объед-х стран в отнош-и стран, не вход-х в эти объединения;

4.Скрытый – осуществляется методами внутр экономической политики: тарифные ограничения, т.е. ограничение импорта товаров с помощью налогов на импорт.

Протекционизм оправдывается следующими соображениями:

1.расшир-е отечественного произв-ва;

2.увеличение занятости в стране;

3.защита молодых отраслей;

4.содействие структурной перестройке национальной экономики;

5.национальный престиж;

6.национальная оборона;

7.перераспределение дохода внутри страны.

Чистый ущерб страны можно рассчитать как половина произведения изменения тарифа на изменение объема импорта и на долю импорта в объеме ВНП страны.

Косвенный ущерб страны заключ-ся:

а) Растут затраты на содержание гос служб по контролю за соблюдением политики протекционизма;

б) Сдерживается НТП, т.к. ослабевает конкур-я и стимулы для совершенств-я произв-ва;

в) Оказывается влияние на валютн курс, кот-й влияет на условия внешн торговли.

г) Введение тарифов вызывает перемещ рес-в м/у отраслями и структурн сдвиги в эк-ке;

д) Введение тарифов вызыв-т ответные меры др гос-в и ухудш экспортн возм-ти страны;

Нетарифные ограничения влияют на развитие эк-ки негативно. Существенный ущерб могут нанести импортные квоты. Они приводят к сокращ-ю потребления, росту цен, неэффективному использ-ю огранич-х рес-в и монопол-и р-ка.

Выводы:

1. Таможенные тарифы почти всегда снижают уровень благосостояния в торгующих странах.

2. Таможенные тарифы чаще всего снижают благосостояние каждой из торгующих стран, в том числе и в той, которая является их инициатором.

3. Как правило, к цели, достигнутой с помощью тарифа можно прийти другим путем, причем с лучшими результатами.

4. Отклонения от политики свободной торговли оправданы в следующих случаях:

а) если страна способна оказывает влияние на мировые цены, то можно найти такой уровень ставки тарифа (оптимальный тариф), который принесет ей чистый выигрыш;

б) если в стране существует внутренние неразрешимые проблемы, то введение тарифа полезнее, чем пассивность правительства;

в) если при решении отдельных чисто внешнеэкономических проблем введение тарифа является более эффективным элементом, чем другие меры;

г) таможенный тариф всегда выгоден производителям товаров конкурирующих с импортом, даже если совокупное благосостояние снижается.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.172.52 (0.011 с.)