Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование мирового рынка услуг и его структура

Поиск

В настоящее время, как уже отмечалось интенсивно развивается рынок услуг. Всемирный Банк делит услуги по критерию движения дохода на две большие группы: факторные и нефакторные.

Факторные услуги охватывают платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства (капитала и рабочей силы). Нефакторные – остальные виды услуг. К ним относится: транспортные, путешествия и пр.

Международной практикой определены следующие 12 секторов услуг, которые, в свою очередь, включают в себя 155 подсекторов:

1) коммерческие услуги;

2) услуги почты и связи;

3) строительные услуги;

4) торговые услуги;

5) услуги в сфере образования;

6) услуги по охране окружающей среды;

7) услуги в области финансового посредничества;

8) услуги в области здравоохранения и социальной области;

9) услуги, связанные с туризмом;

10) услуги по организации отдыха, культурных и спортивных мероприятий;

11) услуги транспорта;

12) прочие, никуда не включенные услуги.

В условиях высокой степени насыщения мирового рынка товарами и ужесточения на нем конкуренции важное значение приобретают услуги, оказываемые сектору бизнеса: инжиниринг, консалтинг, франчайзинг и др.

Инжиниринг представляет собой инженерно-консультационные услуги по строительству предприятий и объектов.

Консалтинг – это процесс предоставления клиенту необходимых для осуществления профессиональной деятельности особых знаний, навыков и опыта.

Франчайзинг охватывает систему отношений по передаче или продаже лицензий на технологию и товарный знак.

В настоящее время в сфере услуг развитых стран производится более 60-70% ВВП, занятость в них достигает или превышает половину экономически активного населения.

В силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом и импортом.

 

 

Формирование мирового рынка технологий

И его основные сегменты

Предпосылками становления и развития мирового рынка технологий послужило несколько условий. Первое – это введение патентных систем на рубеже ХУШ-Х1Х вв., которые укрепили права собственности на продукты интеллектуального труда, дав импульс расширению торговли средствами производства. В США такая патентная система была введена в 1787 г., во Франции – в 1791 г., в России – в 1812 г. Второе – это неравномерность экономического развития различных стран и, как следствие, неодинаковый уровень развития в них науки и техники.

Сегментами мирового рынка технологий в настоящее время выступают:

- рынок патентов и лицензий;

- рынок науко- и технологически емкой продукции;

- рынок высокотехнологичного капитала;

- рынок научно-технических специалистов.

На рынке технологий конкретная технология обычно представлена в форме патента, лицензии, ноу-хау.

Патент – это документ, выданный государственным органом изобретателю, удостоверяющий его авторство и исключительное право на использование изобретения. Он дает владельцу титул собственника на изобретение и защищает его не только от местных, но и иностранных конкурентов. Патент действует на территории той страны, где выдан.

Лицензия – это разрешение продавца на использование другим лицом (покупателем) изобретения, технологических знаний, технологии, производственного опыта, секретов производства, торговых марок, которые необходимы для производства коммерческой и иной продукции в течение определенного срока за определенное вознаграждение.

Ноу-хау означает предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные конкурентные преимущества.

В мировой практике все чаще используются лицензионные соглашения, предусматривающие комплексную передачу нескольких патентов и связанных с ними ноу-хау.

Международная торговля лицензиями – это, пожалуй, главная форма научно-технического обмена между странами. Она весьма прибыльна. По оценкам экспертов ООН, покупатели платят за приобретенные лицензии 1-10% стоимости реализованной продукции, выпущенной на основе лицензионных соглашений.

Передача технологий в мировой экономике подразумевает взаимодействие партнеров на длительной основе. Среди каналов передачи технологий выделяют:

- межгосударственный (по программам научно-технического сотрудничества или внешнеторговым соглашениям;

- межфирменный (по контрактам с иностранными партнерами);

- внутрифирменный (между структурными подразделениями международной корпорации, расположенными в разных странах).

Технология может передаваться на коммерческой и некоммерческой основе. В первом случае это передача технологии в овеществленном и неовеществленном виде, научно-производственная кооперация. Во втором – пользование бесплатными источниками информации (специальная литература, базы данных, Интернет, конференции, выставки, симпозиумы, семинары, обучение, стажировка студентов и т.д.).

 

 

МИРОВОЙ РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.20.230 (0.01 с.)