Сущность, функции, формы проявления, структура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, функции, формы проявления, структура



Международная торговля за время своего существования прошла сложный путь эволюции от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества.

Под международной (мировой) торговлей понимается совокупность внешней торговли всех стран мира.

Внешняя торговля – это торговля какой-либо страны с другими странами мира. Термин «внешняя торговля» применим только к отдельно взятым странам.

Международная торговля находит свое конкретное проявление в двух своих основных формах: экспорте и импорте.

Экспорт представляет собой вывоз товаров и услуг для реализации на внешнем рынке. Экспортироваться из страны могут как товары, произведенные непосредственно в ней, так и ранее ввезенные из-за границы. Во втором случае имеет место так называемый реэкспорт – перепродажа на внешних рынках товаров без какой-либо дополнительной их обработки.

Импорт - ввоз товаров и услуг для реализации их на внутреннем рынке. Импорт одной страны всегда соответствует экспорту другой. Обратный ввоз ранее экспортированных за границу отечественных товаров, не подвергнувшихся там дополнительной переработке, называется реимпортом. Импорт подвержен государственному регулированию в большей степени, чем экспорт.

Для характеристики уровня и динамики внешней торговли той или иной страны используется ряд количественных показателей. Важнейшими из них являются: размеры внешнеторгового оборота (суммы экспорта и импорта); состояние торгового баланса, представляющего собой разницу между экспортом страны и ее импортом. Если экспорт превышает импорт, то тогда образуется «положительное сальдо торгового баланса», в противном случае имеет место «отрицательное сальдо торгового баланса», экспортная квота (отношение стоимости экспорта к стоимости валового внутреннего продукта); объем экспорта на душу населения.

Учет экспортных поставок осуществляется в ценах фоб (FОВ – Fгее оn Воагd), которые учитывают затраты продавца по доставке и погрузке товаров на борт судна или в вагон железной дороги.

Учет импортных поставок осуществляется в ценах сиф (СIF – Соst, Insurance, Fright), которые учитывают расходы покупателя на транспортировку до порта (до станции) назначения, на страхование товаров и услуг, связанных с их сохранностью и движением, а также фрахт, то есть аренду судов (вагонов).

Различают географическую и товарную структуры международной торговли.

Структура международной торговли по группам стран в течение последних 2-3 десятилетий оставалась практически неизменной:

- развитые страны с рыночной экономикой сохраняли долю в мировом экспорте в пределах 70-76%;

- развивающиеся страны – в интервале 20-24%;

- доля стран с переходной экономикой (бывшие социалистические страны) не превышала 5-10%.

Международная торговля растет более высокими темпами, чем мировой ВВП, и является одним из важнейших факторов развития мирового производства. В течение XX в. мировой ВВП прирастал ежегодно в среднем на 3%, а темпы роста международной торговли были в полтора-два раза выше.

Ведущими торговыми державами мира являются США, Германия, Япония, Франция, Англия.

С точки зрения географической структуры лидерство в мировой торговле принадлежит Западной Европе.

В товарной структуре международной торговли в зависимости от специфики объекта купли-продажи выделяют:

торговлю товарами, которая в свою очередь дифференцируется на:

1 обмен готовой продукцией;

2 обмен сырьем;

3 торговлю услугами;

4 торговлю технологиями.

Международная торговля товарами является основной и до сих пор важнейшей формой международных экономических отношений. В конце XX в. 1/4 мирового товарооборота приходилось на торговлю продовольствием, сырьем и топливом, 3/4 – на торговлю продукцией обрабатывающей промышленности.

Наиболее заметной тенденцией в международной торговле последнего десятилетия был опережающий рост торговли готовыми промышленными изделиями, а внутри этой группы увеличивался обмен машинами и оборудованием, средствами связи, электро- и электронной техникой, компьютерами. Еще быстрее росла торговля комплектующими узлами и полуфабрикатами в рамках производственной кооперации по каналам ТНК. Вместе с тем доля сельскохозяйственных товаров и продукции добывающей промышленности в мировом экспорте снизилась.

В течение последних десятилетий темпы роста международной торговли товарами в полтора – два раза отставали от торговли услугами, которая за 90-е гг. выросла более чем в 2 раза, с 853,0 млрд долларов до 1,8 трлн. долларов.

По имеющимся прогнозам, уже к 2010 г. торговля услугами в международной экономике превысит торговлю товарами.

Наибольший удельный вес в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Пальму первенства в сфере иностранного туризма удерживают США, за ними следуют Великобритания, Франция, Италия, Швейцария. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, Великобритании, ФРГ и Норвегии.

Научно-техническая революция чрезвычайно разнообразит набор товаров и услуг, предлагаемых на мировом рынке. В частности, товаром становится технология.

Обычно технология выступает на мировом рынке в виде комплекса научно-технических знаний о приемах и методах производства, а также формах его организации и управления.

Мировой рынок технологий представляет собой систему экономических отношений в сфере обмена научно-техническими знаниями, которые могут быть представлены как в овеществленном, так и в неовеществленном виде.

Частью международной торговли стала электронная торговля, сформировавшаяся в середине 90-х гг. после появления Интернета.

В настоящее время с помощью Интернета осуществляются коммерческие сделки и циркулирует информация, интересующая как продавцов, так и покупателей. Интернет активно применяется при предоставлении юридических, бухгалтерских, рекламных, информационно-консультационных и некоторых других услуг. Для потребителей и поставщиков транспортных услуг открыты специальные порталы, позволяющие заключать сделки, получать и отправлять документы, оплачивать транспортные операции.

Широкое использование средств электронной торговли обусловлено снижением издержек обращения, а также сроков осуществления внешнеторговых операций. В долгосрочной перспективе электронная торговля ведет к снижению транспортных расходов, более рациональному использованию ресурсов и повышению конкурентоспособности компаний.

 

 

5.3 Подходы к ценообразованию на мировом рынке

Международной торговле присуща множественность цен.

Мировые цены охватывают совокупность цен, действующих на мировых рынках.

В качестве цены мирового рынка принимаются цены крупных систематических и устойчивых экспортных и импортных сделок, заключаемых в основных центрах международной торговли экспортерами и импортерами соответствующих товаров на условиях платежа в свободно конвертируемой валюте.

Мировые цены выполняют в международной экономике важные функции. Перечислим основные:

1 индикативная, которая дает возможность оценить экономическую ситуацию в конкретный момент времени (иначе говоря – конъюнктуру рынка);

2 коммуникативная, связывающая субъекты мирового рынка;

3 стимулирующая, способствующая изменению торговой политики государств и международных корпораций;

4 санирующая, «очищающая» мировой рынок экономически неэффективных производств.

Виды мировых цен разнообразны: это цены продавца (экспортера) и покупателя (импортера), справочные цены, биржевые цены, цены аукционов, цены фактических сделок и контрактов, цены статистики внешней торговли и др.

Мировые цены для сырьевых расчетов обычно формируются на крупнейших биржах, которые являются центрами мировой торговли. Это, к примеру, Лондонская биржа металлов, Лондонская нефтяная биржа, зерновая биржа в Канзас-сити и т.д.

Мировые рынки сложнотехнической продукции характеризуются неоднородностью и быстрой обновляемостью реализуемых товаров. В этом случае мировые цены устанавливают ведущие фирмы-экспортеры, такие, как «Форд», «Тойота», «Ниссан», «БМВ» и др.

На практике мировые цены обычно устанавливаются на уровне ниже цен внутреннего рынка, что объясняется рядом причин:

- поставки на мировой рынок осуществляют обычно наиболее конкурентоспособные компании, обладающие передовыми технологиями, имеющие высокий технический уровень и организацию производства, а значит и относительно низкие затраты;

- в мировой торговле имеет место более жесткая, чем на внутренних рынках, конкуренция, оказывающая понижательное воздействие на цены;

- большие объемы международной торговли обуславливают более широкое использование скидок с цен;

- страны используют различные формы стимулирования экспорта.

Отметим, что производители с более низкими в масштабах национального хозяйства затратами, переориентируются с внутреннего рынка на мировой. А на внутреннем рынке остаются производители с более высокими затратами. Такая тенденция характерна для стран вне зависимости от уровня их развития.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.86 (0.012 с.)