Интеграционные процессы в СНГ и перспектива их развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеграционные процессы в СНГ и перспектива их развития.



Разрыв сложившихся связей в результате распада СССР был очень болезненным (по оценке, от 1/3 до 1/2 падения ВВП в стра­нах—членах СНГ в 1992-1995 гг. приходилось на последствия от разрушения этих связей).

На пер­вом этапе они проявлялись в попытках оградить, хотя бы частично прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов. Эти попытки в первую очередь затрагивали области, где прекращение связей оказывало особенно неблаго­приятное воздействие на состояние народного хозяйства (транс­порт, связь, поставки энергоносителей и т.п.).Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами: разделением труда, которое невозможно было изменить за короткий промежуток времени; желанием широких масс населения в странах-членах СНГ поддерживать достаточно тесные связи; технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.

Решение о создании СНГ было принять президентами России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. Россия — естественное ядро СНГ. Из всех постсоветских рес­публик на нее приходится свыше 3/4 территории, почти 1/2 на­селения и около 2/3 ВВП.

Институциональные основы осуществления интеграционных процессов в рамках СНГ заложены в подписанном в сентябре 1993 г. Договоре о создании экономического союза, а также в конкретизирующих и развивающих его документах — Согла­шении о создании зоны свободной торговли и Соглашении о содействии в создании и развитии производственных, коммер­ческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транс­национальных объединений (апрель 1994 г.), Договоре о прове­дении согласованной антимонопольной политики и Соглашении о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (де­кабрь 1993 г.) и ряде других.

В Уставе определены цели Содружества: способствовать интеграции членов СНГ в эк-кой, полит-кой и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, гос.институтами и предприятиями стран-членов. СНГ – открытая организация для присоединения других стран.

Внутри СНГ существует немало проблем. Главные препятствия интеграции – нежелания стран-членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего реальная интеграция невозможна или имеет крайне узкие рамки, экономические трудности, незавершенность строительства новой социально-экономической системы.

Структура органов СНГ: Совет глав государств, Совет глав правительств, Советы министров иностранных дел, министров обороны и командующих погранвойсками, Межпарламентская ассамблея, Экономический суд, Экономический совет и Исполнительный секретариат.

Перспективы СНГ. По-видимому, позитивные моменты в регионализации СНГ все же преобладают, и они вполне могут сочетаться с общими интеграционными процессами, а нередко и стимулировать их.

Окончательный результат взаимодействия интеграционных и интеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих причин, в том числе от результатов реформ, состояния экономики, политики правящих кругов стран — членов СНГ, осознания народами важности сближения, политики третьих стран, других факторов, как в рамках СНГ, так и за его пределами. Но главным фактором будут результаты развития рос­сийской экономики и системных реформ в России — естествен­ного интеграционного ядра СНГ.

Потенциал увеличения экспорта готовых изделий за пределы СНГ крайне ограничен из-за низкой конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности и жесткой конкуренции на мировых рынках. Но технологическое разделение труда и единые стандарты, известность изготовляемой продукции, характер общей инженерной подготовки персонала и т.д. являются основой расширения взаимного обмена.. Существенное сокращение взаимного товарооборота по сравнению с межреспубликанскими поставками в советский пе­риод, переориентация внешнеэкономических связей на третьи страны не означают исчезновение объективной базы для интеграции в СНГ. Эти изменения были естественной реак­цией на несообразности прежнего разделения труда, усугубленной трудностями трансформационного периода и особенностями по­литического развития стран — членов СНГ. Но сейчас эта пере­ориентация завершается, и начинают все больше проявляться центростремительные тенденции. Объективные предпосылки для более тесной интеграции, безусловно, усилятся после завершения реформ, восстановления экономики в этих странах. Препятствия на этом пути те же самые, что и на уровне всего Содружества: прежде всего нежелание ограничить свой суверенитет и учитывать долж­ным образом интересы партнеров, сомнения в выгодности сбли­жения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.004 с.)