Раздел 1. Биоэкологические основы методики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Биоэкологические основы методики



(на самостоятельное изучение студентов)

1.1. Совокупность факторов среды как условие существования организмов

Краткая характеристикапланетыЗемля; наличие на ней условий, необходимых для сохранения жизни (оптимальная температура, вода, почва, кислородная атмосфера, пищевые запасы и др.).

Основные группы экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные факторы. Особенности их влияния на существование и географическое распространение живых существ; специфичность действия в разных средах обитания (водной, наземно-воздушной, почве и среде, образуемой самими организмами)

Адаптация организмов к экоклимату природных зон (ледяная зона, тундра, лесотундра, зоны лесов и лесостепей, пустыня, зоны субтропиков и тропиков).

 

1.2. Особенности приспособления животных к условиям среды

Краткая характеристика наиболеераспространенных биологических классов животных(насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

Общая характеристика основных экологических групп разных классов животных:

- млекопитающих: обитателей разных сред (животные, жизнь которых частично или полностью связана с водой, почвой, ведущие наземный образ жизни, древесные, лазающие), зверей, различающихся по способу питания (травоядные, хищные) и месту обитания (лесные, обитатели водоемов, степей и пустынь, холодных и жарких стран);

- птиц (обитатели леса и населенных пунктов, болот и побережий водоемов, домашние, декоративные птицы; зерноядные, насекомоядные, хищные, нелетающие птицы);

- пресмыкающихся, живущих в сухих и влажных местах;

- земноводных, в разной степени зависимых от воды;

- рыб, обитающих в водоемах с пресной или соленой водой, разных слоях водной толщи; экологические особенности декоративных аквариумных рыб;

- насекомых, ведущих наземно-воздушный образ жизни, постоянных (временных) обитателей почвы и воды.

 

1.3. Биоценоз — сообщество живых организмов

Типы экологических взаимодействий организмов в природе: пищевые отношения, конкуренция, мутуализм и симбиоз, комменсализм, нейтральные отношения. Краткая характеристика биоценозов местного края (определение основного перечня обитателей и типов установившихся между ними экологических отношений).

Создание искусственных биоценозов (агроценоз, ботанический сад, экологические тропы, искусственные водоемы и др.), их отличие от естественных.

Формирование биогеоценоза (экологической системы) – структурной и функциональной единицы биосферы.

 

Подготовить презентацию на одну из тем или опорные конспекты

Сделать экологические знаки

РАЗДЕЛ 2. РОЛЬ ПРИРОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Развитие в методике проблемы воспитания детей средствами природы

2.1.1. Методика экологического образования (МЭО) как наука

2.1.2. Место МЭО в системе педагогических наук

2.1.3. Положения отечественной педагогики как теоретическая основа

2.1.4. Основные методы исследования процесса использования природы в воспитании детей

Д/З

1) Подготовка к семинару «Педагогическое наследие прогрессивной русской и западной педагогической мысли о значении природы в воспитании детей» (Хрестоматия «История дошкольной педагогики в России» Егорова)

Выступление:

а) автор, годы жизни

б) название статьи, год написания

в) высказывание, его суть

г) собственный взгляд на проблему

На перспективу – собрать природный материал (для дальнейшего изготовления дидактической игры)

Приобрести/найти справочник по комнатным растениям (для последующего изготовления «Паспортов растений»)

 

 

2.1.1. Методика экологического образования (МЭО) как наука

МЭО — наука об использовании природы во всестороннем развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста.

Методика — это совокупность методов, позволяющих решить какую-либо задачу.

Предметом изучения МЭО является изучение закономерностей формирования у детей элементов экологического сознания. Т.о. «МЭО» шире, чем «Ознакомление дошкольников с природой».

Чтобы развивать и воспитывать детей, используя природу, необходимо знать:

 

· Цели и задачи экологического образования (зачем)

 

· Содержание работы (чему учить)

· Методы обучения и образования (как)

· Средства обучения (при помощи чего)

 

· Условия, необходимые для экологического образования (предметно-развивающая среда)

 

Теоретической основой курса является дошкольная педагогика.

Проблемой экологического воспитания занимаются исследователи:

- Фокина Валентина Григорьевна

- Саморукова Полина Григорьевна

- Кондратьева Наталья Николаевна

- Монивцева Лидия Михайловна

- Терентьева Евгения Федоровна

- Каменева Людмила Анатольевна

- Рыжова Наталья Александровна и др.

 

Психологическое обоснование проблемы дали

- Запорожец Александр Владимирович

- Поддьяков Николай Николаевич

- Выготский Лев Семенович

- Рубенштейн Сергей Леонидович

 

2.1.2. Место МЭО в системе педагогических наук

- Психология дошкольника

- Дошкольная педагогика

а) методика развития речи

б) методика ИЗО

в) методика физического воспитания

г) методика ознакомления с социальной действительностью

д) методика МУЗО

е) методика математического развития

- Философия

- Естественные науки

 

МЭО — часть педагогики, один из инструментов развития и воспитания ребенка.

Философия является основой и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания новых педагогических концепций.

Методика как наука не может приобрести статус без филосовского осмысления и обоснования.

Ян Амос Коменский:

«... Необходимо понимать свойство человеческой натуры, ее естественные возможности и потребности, учитывая законы психологического развития и деятельности личности».

 

При ознакомлении с природой используются основные научные понятия современного естествознания: при разработке программного содержания, определения умений, методов и приемов дошкольного образования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.236.44 (0.023 с.)