Определение сущности идеологии в трудах известных мыслителей. Дестют де Траси, нанхейм, маркс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение сущности идеологии в трудах известных мыслителей. Дестют де Траси, нанхейм, маркс



Термин «изучение» имеет два основных значения: 1) усвоение чего-либо в процесс се обучения; 2) познание определенных явлений в результате научного исследования. В современной науке под методологией понимается область познания, изучающая принципы и способы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности людей. В учебниках и учебных пособиях по определенной научной дисциплине обычно имеется раздел, посвященный характеристике используемых в данной науке методов исследования, ее важнейших понятий и категорий, а также и особенностей интерпретации (истолкования, объяснения) изучаемых объектов или явлений. Такие разделы обычно называются методологическими основаниями данной науки. В более узком значении термин «методология» означает совокупность средств, методов и приемов, используемых в какой-либо области познания.

^ Происхождение термина «идеология»

Термин «идеология» ввел в научный и политический обиход в 1796 г. французский философ, экономист и политический деятель А. Дестют де Траси (1754—1836). Таким образом, с формальной, этимологической точки зрения, термин «идеология» может означать и «учение, науку об идеях», и «мысль, выраженную в слове», и «логически взаимосвязанную совокупность идей».

^ Дестют де Траси: идеология — наука об идеях.

А. Дестют де Траси термин «идеология» использовал в первом его значении. В его трактовке, идеология должна была стать наукой, предметом которой явятся всеобщие законы образования, взаимодействия и превращения идей, их влияния на жизнедеятельность различных социальных групп. Однако указанный смысл за понятием «идеология» не закрепился.

^ К. Маркс и Ф. Энгельс: идеология - ложное сознание.

Как идеологию они квалифицировали совокупность представлений, составляющих основу содержания современной им немецкой философии.

^ К. Манхейм: идеология — продукт мышления групп людей.

Таким образом, К. Манхейму, идеология — это продукт мышления определенных групп людей, который, как и тип их мышления, предопределяется характером этих групп и их положением в существующей действительности. Предметом мышления определенной группы людей являются те элементы действительности, которые представляют для нее практический интерес.

 

 

Концепция деидеологизации (Д) и теории реидеологизации (Р).

«Деидеологизации» и «реидеологизации» теории - буржуазные социологические концепции, опирающиеся на определенную интерпретацию идеологии и получившие распространение в 6О-70 гг. 20 в. «Д.» т. была обоснована в работах Р. Арона, Белла, С. Липсета и др. Трактуя идеологию как ложное сознание, принципиально противостоящее науке и принимаемое социальной группой с целью оправдания ее действий и обоснования социальных претензий, а также как продукт об-ва с неразвитой технологией и нерешенными экономическими и социально-политическими проблемами, создатели «Д». т. утверждали, будто развитые капиталистические страны вышли за рамки того общественного состояния, которому необходима идеология, и вступили в новую «неидеологическую» эру. Был провозглашен «конец идеологии». На самом деле «Д». т. - это концепция, выражающая сциентистски-технократическую иллюзию, будто все проблемы капиталистического об-ва могут быть решены чисто «техническими» средствами, без участия масс, без борьбы классов и т. д. Буржуазно-идеологический характер этой концепции выражается и в том, что своим острием она направлена против социализма, против марксистско-ленинской идеологии, которая противопоставляется науке и объявляется устарелой. Однако обострение классовых битв, молодежные и др. социальные движения конца 60-х гг. в главных капиталистических странах наглядно показали, что болезни капитализма нельзя излечить никакими «техническими» средствами. «Д». т.-стала подвергаться критике со стороны самих буржуазных теоретиков, полагавших, что она разоружает буржуазное об-во в борьбе с коммунистической идеологией. Возникла внешне противоположная концепция - «Р». т., сделавшая акцент на необходимости обоснования социальных ценностей буржуазного об-ва, их важности и значимости для укрепления позиций буржуазии. Однако различия между «Д.» и «р.» т. не носят принципиального характера, ибо их социальная сущность одна и та же. Они носят буржуазно-апологетический и антикоммунистический характер.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.005 с.)