Особ-ти развития срвв Востока. Арабский халифат. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особ-ти развития срвв Востока. Арабский халифат.



Период средневековья в разв-и Востока выделяют условно (и-я В длительна, надо ее как-то делить). Трансформация традиционных устоев началась поздно, в 19в. Для выделения срвв можно рассмотреть комплекс более мелких критериев (степень центр-и власти, роль мировых религий…), но для каждого региона получатся разные хронол рамки. Значит, надо принять условную дату. Сейчас берут 1е 17 веков н.э.

Географически Среднев Восток охватывает тер-ю Сев Африки, Ближ и Ср Востока, Центр-й и Ср Азии, Индии, Шри-Ланки, Юго-Вост Азии и ДВ. На ист-кой арене в этот период появ-сь и возвысились арабы, тюрки-сельджуки, монголы. Рождались новые религии и на их основе возникали цивилизации.

Особ-ти:

-Переход к Средневековью на Востоке осуществлялся на основе уже сущ-щих полит-их образований (Византия, Иран, Индия) и соц-ми потрясениями (Китае).

-Страны Востока в Средние века б связаны с Европой. Арабское завоевание Испании и походы крестоносцев на Восток способствовали взаимодействию культур.

-Становление средневековых об-в Востока хар-сь ростом производительных сил – распр-сь железные орудия, расширялось искусственное орошение и совершенствовалась ирригационная техника.

-устойчивость общинных форм общежития;

-преобладание гос собст-ти над частным землевладением.

Арабск цивилизац была наиболее значим в развитии Средизем-я. Арабск халифат-теократич гос –во, деспотическ. Слово Халифат— «наследник», «представитель» — означает как титул халифа, так и обширное гос-во, созданное после Мухаммада арабами-завоевателями под предводительством его «халифов».

Можно выдел 3 основн периода в развитии араб халиф: 1)- мединский период 630(620)-661г-центр в г. Домасске. (Омейяды)

2)домасский (661-750)- Домасск, Омейяды (максим расширен. Толерантные проявления-есть матер заинтересов-ть. Окончат оформление халифата. Воспринята иранская система – халиф это духовн и светск лидер).

3) багдадский халифат (багдад) абассиды. нет крупных завоеваний. К сер 9в распад-ся на отдельные гос-ва, в кот-х сохран-ся те же обычаи, более культурно развит по сравнению с европой.. Халифат сущ-ет пока идут завоевания, как только они заканчив-ся, усилив местн власти=к развалу.)

Iв.-Iтыс.н.э Аравия страна пустынь и полупустынь. Жители бедуины («степняки») зан-сь кочевым скотоводством. Роль женщин невелика. Природный климат повлиял на воинственность бедуинов. Положение Аравии пограничное. По зап. Аравии проходил торговый путь из Индии на Запад. Эта часть острова получила название Хиджас. Там стали возникать города похожие на перевалочные пункты. Самый большой из них г. Мекка. С 5 века город взял клан курейшитов. Выделяются люди-торговцы. Там был построен храм Кааба. Кардинальные изенения происходят в сер. I тыс. Нач-ся имуществен-я дифференц-я, соц. борба. Процесс объединения аравийских племен связан с религией. Здесь преобладало язычество, там был иудаизм и христианство→их влияние. В Аравии зародилось движение сторонников 1 бога-ханифизм, и люди ханифы. В храм кааба разрешили поставить идолов разл. племен и кажд. мог поклонятся св. богу. Возникла концепция ислама (эта религ была удобна для кочевн – молиться можно в любом месте). Муххамед –пророк(570-632). Основным центром вероучения была Медина (первонач-но наз-ся Ясриб). В Медине слож-ся налог на милостыню. Сформировалась первая мечеть а Медине, она была пристроена к дому Муххамеда. Нач-сь столкновения с Меккой. В рез-те Мекка принимает ислам, идолы из Каабы убираются и она ст-ся местомполомничества для всех мусульман.

Было создано обширное гос- Арабский халифат, в кот в руках халифа (преемника и заместителя посланника Аллаха-пророка Мухаммеда – из рода курайшитов) была сосредоточ светская и духов власть.

В ходе воен компаний арабы столк-сь с двумя могущ держав того времени - Византией и Сасанидским Ираном. Ослабленные длит борьбой, они потерп ряд пораж от арабов и уступили им значит террит в Зап Азии и Сев Африке. В 7в арабами были покорены Сирия и Палестина, Месопот, Егип практич вся Сев Африка, Кипр, больш часть Перинейск п-ова. Подчинен чуж земель стало для араб-й знати важным ср-м обогащ. Арабы получ огромн земли,воен добычу, пленников, собир дань с покор-х народов. Завоев. народы с легкостью принимали религию. Во всех частях халифата быстро росло число приверженцев мусульманской религии. Принцип веротерпимости: экон аспект - немус-не платили налоги, религ аспект – принять ислам можно было добров-во.

М.умирая, не оставил наследника, и после его кончины (632) произошел спор по вопросу о его преемнике, резкий раздор в Медине между мекканцами и мединцами, который грозил полным разъединением Мекки и Медины и, следовательно, концом ислама; но Умару удалось провести выбор мекканца Абу Бакра. Между тем, с известием о смерти Мухаммада почти вся Аравия, кроме Мекки, Медины и Таифа, сразу отпала от ислама. При помощи верующих мединцев и мекканцев, Абу Бакр сумел возвратить обширную, но разъединенную Аравию назад к исламу.

Абу Бекр (632—634 гг.), Омар (634—644 гг.), Осман (644—656 гг.), Али (651—661 гг.) – первые четыре халифа.

Нов. этап борьбы за вл: Абу Бекр передал власть своему преемнику Омару путем завещания, одобренного лишь ближайшими сподвижниками Мухаммеда и членами его семьи, устранив от принятия решения жителей Медины (634 г.). Омар был из рода Омейядов, окружил себя родственниками. Обогащение знати (из-за войн) и кумовство вызвало недовольство. Возникает оппозиция. Во гл. Али. Тезис: халифом м.б люди только кровно связанные с Муххамедом. Движение получило назв-е шиизм. В 656г. Али стал халифом. С этим выбором не согласились Омейяды (Осман). Нач-сь гражданская война. Али не хотел войны. Начал мирные переговоры. Это вызвало оппозицию его сторонников- хариджиты. Али их разгромил. Но позже Али ими же был убит. С 661г. получает начало омейядовская династия. Оформляется движение: омейяды (сунниты -правоверные мусульмане); шииты - в потомках Мух-да-благодать; хариджиты -демократ.движ-е.

661-750 Халифат Омейядов. Домасский халифат (столица г. Домасск). В основе их власти земли Сирии и Египта. Гос-во достигло больш успехов в соц-экон разв. Совершенствован тов-ден-х отнош способствует введение единой ден-й сис-мы во всем халифате, пров-ся меропр по упорядочению налогово-податной сис-мы, централизации гос аппарата. Широк распростр получ арабский язык, на кот ведется делопр-во.

В сер 8в вновь обостр-ся внутрипол борьба. На этот раз с претенз на прест выступ Аббасиды - богат иракские землевл потомки дяди Мухаммеда - Аббаса. Халиф периода правления Аббасидов (750-1258) наз-ют Багдадским.

В IXв. нач-ся распад арабского гос-ва. Социальные противоречия, этнич-е и культурные различия. Сепаратистские тенденции. Власть на местах стали передавать представителям, которые впоследствии захватывают там власть. 1258- с завоеванием монголов халифат исчезает. (после взятия Багдада последний арабский халиф, зашитый в мешок, был затоптан конями монгольских всадников. Эта своеобразная казнь была проявлением особого отношения монгольских кочевников к правителям-чужестранцам, кровь которых нельзя было проливать на землю).

Это мир арабо-мусульманский, имеющий некое единство. Единство обеспечивал процесс арабизации-прямое этническое переселение арабов, офиц-м языком ст-ся арабский; исламизация-распространение ислама. Зиммии – иноверцы, могли сохр-ть свою веру. Веротерпимость. Единство права - распространение норм шариата. В шариате нормы религ-е и правовые соединены в целое. Это право для всех мусульман не взирая на место жительства. Структурные эл-ты политической орган-ции. От теократии к монархии. Монархичские ф-мы г-ва были повсеместно. Рядом с правителем возникла фигура премьер-министра- визирь. Диваны -отраслевые ведомства. Ведомства по составлению гос. актов. Военное ведомство, финансовое, почтовое. Были диваны по управлению соб-ти халифа и его семьи.

Арабское государство было поделено на эмираты. Во главе стояли эмиры-наместник в провинции. Ими были назначенные люди. У эмиров м.б. двоякие полномочия: 2-е могли самостоятельно назначать местные органы власти; 2-е обладали полномочиями лишь управления. Армия состояла из араб. ополченцев. Сложилось три системы войск-гвардия; регулярная армия (ополчения, сформированные на племенной основе и во главе с собственными вождями) – доходы из ден. выплат и воен. добычи; добровольцы (из деклассиров. эл-тов города и деревни) – доход т. воен. добыча.. Эта армия трансформировалась, стала представлять: 1 )гвардия гулямов -формировалась из рабов,, преданных правителю, балансирует м/ж преданностью правителю и самост. силой. 2) иктадары -люди служащие за плату. Они имеют право собирать налоги с опр. кол-ва кр-н.

Важнейшей обл-ю гос. упр-я яв-ся суд. Из ученых людей сформировался суд кадии. Судьи отделены от адм-ции, судьи-проф-лы, знатоки права. Иноверцев судили их религ. лидеры. Большей частью налог собирался в денежной форме. 1)налоги-торговли, ремесла и торговли(1\40 часть дохода- закат); 2)десятина-налог со всех ч\с земель; 3) поземельный налог- с кр-н, взимался с урожая выращиваемого или предполагаемого; 4) подушная подать-с не мусульман; 5) пятина-с воен. добычи.

Качевой патриархальный уклад сохр-ся даже после завоеваний. На всем протяжении сохранилось раб-во. Рабов было много, использовались в дом. хоз-ве, ремесло, сооружения. Утвердилось безусловная ч\с на движимое им-во. Собственность была неприкосновенна. 1.Савафи – земля халифа и его семьи. 2. Мульк- безусловная ч\с, М.б. передавать по наследству, продавать. 3. Вакуф – соб-ть мечети, госпиталей и т.д. Не облагаемая налогом, не отчуждаемая. 4. Общинные – крестьянские земли. Гос-во провозгласило себя верховным собственником земли, превратило общинников в налогоплательщиков. 5. Икта – пожалованное за службы право собирать налоги с землед. населения.

В арабском мире торговля почитаема. Торгуют с Индией, Китаем, Востоком. Арабские года не стали центроми ремесла и торговли для земледельцев. Они там меняли св. продуктыне на ремесленные изделия, а на деньги, чтобы уплатить налоги. Еще араб. мир сплочала культура мусс.мира. Арабский язык стал языком лит-ры. Разв-сь любовная лирика. Процветает искусство. Отсутствие образов в Рим. иск-ве. В арх-ре-мечеть. Второе направление в арх-ре- дворцы. Арабески- декаративные украшения. Очень высоко ценилось коллиграфия-целое иск-во в арабск. мире. Разв-сь медецина, мат-ка, астрономия.

 

20. Танзимат. (приведение в порядок, упорядочение) - название реформ в Османской империи с 1839 до 1876 гг. Эпоха Танзимата, как правило, отождествляется с заимствованием и внедрением на османской почве европейских правовых норм и институтов, а также неуклонным вытеснением традиционных исламских религиозных институтов на второстепенные роли в общественной жизни.

18 в-кризис османской империи. Проявления криз:

1.кризис военных сил. Потеря боеспособности армии. Янычарам разрешили иметь семьи, селиться в Стамбуле, открывать лавки, торговать+кризис военно-ленной системы (тимар-условное наследственное владение, к 18 в. эта система себя исчерпала. Если сначала тимар был условным владением, то теперь стал наследственным. Тимары дробятся, раздаются детям→ст-ся маленькими, нет денег и воен силы для службы г-ву. Сипахи – Влад-цы тимаров – превр-ся в помещиков). Ликвидация тимаров: 1)если на него нет док-тов, его отбирали, 2)если док-ты есть, тимар выкупали.

2. Национальная проблема. В Турции понят-я «национальность» не было, а только мусульманин или немус-н. →притеснения по религ принципу.Появ-ся орг-я «новые османы» (лидеры – Намык Кемаль, Омер-паша) – интерес к зап к-ре и лит-ре, пишут произв-я на турецком. Идея османов – не надо быть мусульманами, надо быть османами и дать всем одинаковые права (и мусс-нам, и немус-нам), Турция ослабла из-за нац-осв войн мж мусс-нами и немус-нами.

3. Вмешат-во держав. Растущая зависимость от европ-их держав. Анг, Фр, Рос. 1 – вопрос о проливах. Рос за своб мореплав-е, Анг и Фр за своб мореплав-е для торго-х судов, но закрыть для воен-х. 2 – вопрос о судьбе Турц. Рос – хотела Тур-ю поделить, Анг и Фр ослабить, но не делить. Капитуляции.

4. Экон спад. Застой в экон жизни (крестьяне сокращают площадь запашки).

Полож-е пыт исправить Селим 3 (1789-1807) – отобрание ленных владений у лиц, уклоняющихся от военной службы, создал нов корпус регул войск по Европ образцу (Рущурские друзья во гл с Мустафой Байрактаром – кружок реформаторов, Селим опирался на них, их разогнал Кутузов).

Махмуд2: цель покончить с военно-ленной системой и корпусом Янычар. Продолжает создание армии по евр образцу – артиллерию, флот, инженерные войска(спец из Европы вызываются). 1826г.роспуск Янычар. Создана регулярная армия. Был поставлен вопрос о включении ее немусульман. В системе администрации введены новые ведомства по Европ образцу, взымание налогов и откупов, в культуре.

Танзимат Абдул-Меджид (1839–1861)

1 этап 1839-1853гг: Осущ-ние реформ началось со священного указа «хатт-и шериф» в ноябре 1839 г., который был обнародован перед султанским летним дворцом в Гюльхане и получил наз-ние Гюльханейский акт– это декларация реформ (подготовил Мустафа Решид-паша).

Этот указ провозглашал 3 основных цели:

1.Обеспечение безопасности жизни, чести человека и его имущ-ва, вне зависимости от религиозной принадлежности. 2.Правильное распределение и взимание налогов. 3.Упорядочение рекрутского набора и сокращение срока военной службы.

Реформы:

1) созданы меджлисы – совещательные органы, куда входили мусульмане и не мусульмане,

2) суд (составл угол и комерч кодексов помимо шариата),

3)образов (созд сист свет-их школ)

4) Были отменены чрезвычайные налоги, барщина, упорядочено взимание подушного налога не мусульман – джизья. Вместе с тем, попытка Порты упразднить откупную систему сбора налогов окончилась неудачей.

Порядок призыва на военную службу не был изменен – только мусульмане. Но срок службы в армии сокращен до 5-7 лет (с 15 лет).

Реформы вызвали яростное сопротивл со стор духов-ва, приверженцев ислама (они видели в них путь к европеизации страны, к ослабл своего влиян и попытка уравнения мус и немус, не мусс – это завоеванные, они «слуги»).

Далее Крымск война. Гл рез-т Крым в-ны(1853-1856) был связ с нажимом держав(попад в финансов зависим-ть) и продолжение танзиматских реформ. Хотя Турция среди победителей, но ее казна истощена, внеш задолженность.

- 2 этап. 1856-1871 гг: Али-паша. Нач-ся с издания хатт-и хумаюна – султанского указа от 18 февраля 1856 г. Он предоставлял широкую программу внутренних преобразований, предложенные Али-Пашой и Фуадом-Пашой. Это еще один шаг к равенству подданных: 1) допуск немус-н к гос и военной службе, 2) введение гос бюджета и создание кредитно-банк системы, 3) запрет дискримин-и немус-н. Этот период в истории Осман Имп включал реорганизацию системы управления и преобразование об-ва в соответствии с древними мусульманскими и османскими принципами терпимости. Развивалось образование, расширилась сеть школ, сыновья из известных семей начали обучаться в Европе. Многие османы стали вести западный образ жизни. Увеличивалось число издаваемых газет, книг и журналов, а молодое поколение исповедовало новые европейские идеалы. (6 июня 1858 г. земельный закон, Традиционно в земельном кодексе было 3 основных категории земли:

1. Мири – гос-ная. Основной массив страны. Право верховной соб-ти принадлежит гос-ву. 2. Мюльк – частная. Феодальные пожалования.3. Вакф – земля, доходы с которой поступали религиозным учреждениям или на общ-но-благотворительные нужды.

Теперь 5 категорий: 1.Земли мюльк. 2.Гос-ные. 3.Вакфы. 4.Общ-ные. 5.Пустопорожние.

Земельный кодекс отличался консерватизмом. Нельзя было использовать землю как хотелось. Права крестьян расширились, но право на соб-ть не стало полным. Права землевладельцев ширились, они могли отдать свой надел в аренду, в залог, взять на него ссуду).

Абдул - Азиз (1861–1876), брат Абдул-Меджида, 32-й султан Османской империи и 2ой султан периода танзимата, министрами были Али-паша и Фуад-паша.

Реформы:

1- В области управления старая феодальная система была заменена строго централизованной адм-тер, созданной по французскому образцу. Функции центральной исполнительной власти были переданы советам, кот из простых совещательных органов превратились в министерства современного типа. Созд нов органы: министер-ва, совет мин-ов, советы: финан-ый, управл-я полиц-ей, по надз за почтой, земледелия..пром-ти.

2- В области права реформаторы стремились гарантировать личную безопасность, уважительное отношение и неприк-ть граждан независимо от их расовой и религиозной принадлежности, а также имущественного положения. Вводились новые гр. кодексы, составленные по образцу европейских, но сохранившие элементы старого исламского права. Была введена регулярная система воинского призыва, и подданные-немусульмане, получив юрид права, стали призываться в османскую армию наряду с мусульманами.

3- Во внешней торговле осущ-ся приток европейской пром-ой продукции. Но импорт британских фабричных тканей разрушил кустарное текстильное производство и выкачал из гос-ва золото и серебро. Еще одним ударом по хоз-ву явилось подписание в 1838 Балто-Лиманской торговой конвенции, по кот импортные пошлины на товары, ввозимые в империю, замораживались на 5%. Это означало, что зарубежные коммерсанты могли действовать в империи на равных с местными купцами. В рез-те большая часть торговли в стране оказалась в руках иностранцев, кот б. освобождены от контроля со стороны чиновников.

Абдул-Хамид2 ( Мидхат-паша) – отец констит-и. 1876г Конституция конст монархия, равенство всех подданных перед законом, свобода печати и гласность суда. (Потом - Разгон парламента, режим зулюма (гнет, тирания). =младотур револя = восстановл констит.)

ИТОГ: Т.о., эти реформы покончили с остатками военно-феодальных порядков, упорядочили судебное дело, способствовали формированию турецкой интелл-ции. Реформы отвечали г.о. интересам иностр-ого капитала. Иностранцы получили право владеть землёй, ряд концессий на строит-тво ж/д, эксплуа-ию недр, портовых и муниципальных предприятий, были учреждены иностранные банки, в т.ч. получивший право эмиссии банкнот англо-французский Оттоманский имперский банк.

Но самое существенное в танзимате — провозглашенная его актами гарантия жизни и имущества всех подданных султана — осталось лишь на бумаге. В рез-те реформ вырос бюрократический аппарат в связи с новым административным делением. Реформы идеологически были не совместимы с законами шариата (в 40-е г. наблюдался взрыв мусульманского фанатизма).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.023 с.)