ТОП 10:

Пол и соц строй древневост об-в. Древневост деспотия Ег и Ки.



Для историков Восток – это не геогр., а культурно-ист. понятие. Противопост-ся Зап. цив-и (у кот. ценности - индивидуализм, демократ. и правов. г-во, права ч-ка).Цивилизация – это этап чел развития, создание цивилизации означает завершение периода первобытности и вступление общ на путь стремительного прогресса. Признаки: производ хоз-во, институт соб-ти, организ-я управления, город, монумент строит-во, письменность. Так называемые первичные цив-и (они первые заимствовать не у кого, вторичные в основном перенимают) на востоке возникают в долинах крупных рек. Это специфика климата востока, сухой, у рек орошаемая земля плодородна. Нужно было устроить систему ирригац для орошения. Возникают Гидро-технические общества – с/х цивилизации. Эти общ-ва в большей степени деспотичны т.к. требовали жесткого контроля и организации. Письменность для учета. Египет( 4тыс до н.э.)и Китай(2тыс до н.э.) такие общества. Тж Древняя Месопотамия (конец 5-4 тыс-тие); Древнеиндийская (3 тыс-тие); .Вторичные – возникли на основе существовавших достижений. Развивались более быстрыми темпами. Носят, как правило, военно-торговый хар-р: Ассирия, Древнеперсидская, Палестина, Хеттская, Урарту (Закавказье) и др.

Признаки древневост цив-й:

1. Деспотические. Деспотия – от греч. Неограниченная власть. Это власть, кот. стремиться контр-ть все сферы жизни общества: эк-ую, пол-ую и духовную.В Египте деспотия была наиболее полной, у хеттов слабее.

Сакрализация власти правителя. Царь носитель всей полноты власти: законод., судебной, исполнит. Он верховный военоначальник. Он сверх ч-к, ставленник богов или сам бог. В его руках соб-ть, жизнь и смерть подданных. Одна из форм деспотии - строит-во монументальных общ- соор-й, с экон. точки.зр. абсурдных (егип пирамиды, великая кит. стена, усыпальницы правителей). Эти соор-я б. призваны пок-ть ч-ку его ничтожность. Строили их общинники с «радостным сердцем», считая это своим долгом, а не рабы. Сакрализация царя в искусстве (изображения царя идеальны), религия как идеология. Египет: фараон – сын бога. Он имеет пышную титулатуру, множ-во имен, в том числе сакральных, кот. почти никто не знал. Основная масса населения не знало как он выглядит, потому как увидеть фараона – соприкоснуться с божественным. Простой люд не д.б. осквернять фараона своим взглядом. В Китае император и его власть тоже были сокральны, несмотря на рационализм Китая. Император – выразитель высших этических норм. Но при этом существует Легизм – закон, унификация, стандарт управления, и конфуцианская этика.

Но это не общество политики самодурства, вся система базировалась на строгом и обязательном для всех «общем законе», который представлял собой сов-ть соц-эк-х, религиозно - мировоззренческих и институционных норм. Каждый знает свое место. Царь выше этих законов.

2. Бюрократизм (бюро – стол, кратос – власть). Деспотическая власть опиралась на разветвленный бюрократ. аппарат (чтобы следит за всеми сферами жизни). Административный аппарат иерархичен. Четкая система. Власть можно разделить на три уровня. 1. Столичный уровень – фараон (при нем визирь), император и царский аппарат.2. Областной Ур-нь. Номархи во гл номов в Египте. Наместники во гл нескольких провинций, губернаторы во гл провинций. 3. Местный Ур-нь – городские и сельские коллегии, общины. Китай – 13 округов – области – уезды – волости – общины – двор(тин). 10 и 5 дворки – общины.

Адм-я строго все контролирует: орошение, разработка земли, посев, сбор урожая. Календари для этого разработаны, письменность и счет – все фиксируется. Существует командно–адм система (как при тоталитаризме).

Власть осуществляет организационно-управленческие функции: для организации общин на ирригационные работы (для Египта это прежде всего) и другие общественные работы (строительство дорог).

Власть проводит редистрибуцию – перераспределение. Сбор и перераспределение сколько кому, что оставить прозапас. Сбор продукции, денег в виде налога, затем перераспределение их на содержание двора, армии, адм.аппарата и прочее.

Власть осуществляла контроль за обменом и торговлей. Рыночные отношения не формируются: ремесленники на заказ работают, община сама себя кормит и обеспечивает. Самодостаточность. Если есть необходимость в товаре – обмен.

3. Стратификация и корпоративность.Сословное деление (не классовое т.к. нет частной собственности = антагонизма классового нет): 1. Правитель и его клан.2 Чиновники и жрецы (в Китае на первом месте чиновники).3.Военная знать (в Ассирии и Персии).4.Община – это основа цивилизации.5.Рабы – они нах-ся вне общества.

Эта структура «иерархична» - «священный порядок».

Община – сельская и городская. Внутри общины дифференциация на зажиточных, бедных. Община это основа, единица всей системы. Она самоуправляющаяся. Внутри общины человек (авилум- свободный, полноправный чел-к, положение кот. опред-ся принадлежностью к общине, в Египте) имеет право соб-ти на землю, участие в управлении общиной, передел земли, супружество, военная служба, рассмотрение спора на общинном суд – реализация через общину своих прав. Он полноправный гражданин. Это позволяет Дьяконову и Дандамаеву говорить о существовании гражданского общества на древнем востоке, что ранее отрицалось категорически.

Корпоративность. Ч-к не мыслил себя вне коллектива, выход – потеря правоспособности. Родовые связи – это защита. Объед-сь в группы, кланы, жреческие корпорации, ремесленные об-ва. Корпор-ть м.б. вертик. (объед-е ремесл-в) и горизонт. (община). Включенность ч-ка в корпорацию смягчала степень деспотии, защищала от др. людей. Если общинник терял землю, то ему ничего не оставалось как наниматься на работу гос-ву или крупным собственникам (храмы, жрецы, воен, чиновники..), волочить бедное существование. Изгои. (Мушкенум в Египте).

Для Китая и Египта хар-на соц-ная мобильность, т.е. возможность подняться по соц-ной лестнице, но и опуститься. Можно было повысить свое положение – залог этого образование, хорошая служба на благо государства, исполнительность и т.д. Китай:3 ступени экзамена. сдаешь экзамены –получаешь службу и возможность продвигаться (Шан Ян, Цинь ши Хунди). Отличается положение сословий не кол-м владения землей, а степенью власти. Главное занять пост, чтоб распоряж-ся общ. соб-ю. Кажд. подданный не зависимо от поста яв-ся рабом фараона. В любой момент у него могли отнять пост.

Община – это основа сущ-я, гос-во без нее не может сущ-ть. Общинник - это плательщик податей, воин-ополченец и пеодданный, привлекаемый к гос. повинностям или работам. Гос-во стремится разрушить общину, её самост-ть. Чем сильнее гос-во, тем слабее самоуправление.

Правитель формально является собственником всей земли (гос-во в лице правителя). «Власть – собственность» (теория Васильева). Господство гос-й и общественной соб-ти на землю. Гос. фонд или Храмовый, как в Египте, царское хоз-во часто сливалось с гос-ным, из гос.фонда пожалования чиновникам, военным. В Китае категории знати, получавшие землю с рук императора и быстро превращающиеся в круп владельцев: Чжоу, цины, дафу (сред и мелкий). Но гос. соб-ть в современном смысле – это право распоряжения, контроля и право сбора налога. Основная - общинная земля, соб-к община, но делилась между общинниками, однако он не мог ее ни продать, ни передать без согласия общины. В общине проводится постоянный передел земли. Ч/с сущ-ла, но она вторична, индивидуального хоз-ва нет – контроль, в любое время мог быть изъят. Сила ч/с – слабость гос-ва. Время от времени передел «ослабляли» собственников.

И в Египте и в Китае власть была настолько сильна, что разрушила родовую общину. Введена террит. сис-ма упр-я (Цинн шихуанди), в Ег. во время строит-ва пирамид. Хемму-нисут (сословие общинников в Ег-те) ежегодно перепис-сь распределялись по работам.

4. Патриархальность. Патр. об-ва выростают из общины. Община – это хранитель традиций, обычаев. Общины бывают родовыми и соседскими. власть в родовой общине принадлежала патриарху (отцу). Он имел неогр. власть над членами семьи. Женщина имела полную зав-ть. право соб-ти на рожденного от тебя (могли отдавать в залог). Низшие члены общины принимают свое зависимое положение: 1.уважение старших по возрасту; 2.почитание старших по должности.

Об-ва др. В. не были рабовлад-ми.Рабами стан-сь – чужаки, захваченные в плен. Рабы «младшие члены семьи», усыновленные. Раб может жениться на свободной, иметь свое имущество, подчас они богатели и занимали значимые должности, но продолжали помогать хозяину. Патриархальные традиции сильны. Земля священна, сами земледельцы трудятся, раб не должен осквернять землю. Рабов используют в работе по дому, ремесло. Подчас их число меньше чем наемных рабочих. Стоят очень дорого. Не совсем справедливо опредять хар-р древневост цив-й как рабовладельч. Точнее будет сказать, что было патриархально-традиционное раб-во.

5. Традиционность.Традиция – устоявшийся образ жизни и действий. Роль традиций и норм очень велика. Пронизывают все сферы жизни. Традиц. станет сокрализация власти, бесприкословное подчинение зависимых верхам. Формируются религиозные верования.

6. Застойные и стабильные. Восток развивался циклично, от высшего к низшему. Застойный хар-р порожден и поддерживается деспотией, которая предполагает отсутствие технического процесса. В основании застойности лежит община, которая явл-сь хранителем языка, традиционного права, институтов управления, образцов жизни.

Периоды ист-и др. В.:

1. ранняя древность (развитие точечных центров, напр, Ур, Лагаш- города г-ва, либо номы – области в Египте).Город-г-во – это город с прилегающей к нему террит-й. Центр коллект. сущ-я и взаимопомощи.2. Появ-е террит. гос-ва (конец ранней древности). Номы объд-ся в террит. гос-ва с сильной властью. 3. расцвет древних обществ (развитая древность). Центр. власть, сильная. увеличение площади гос-в.4. поздняя древность(имперский этап) – Размеры гос-в превышают тер-ю обитания этноса, созд-ся путем завоевания – это империи. Упадок древ. об-в.

 

5. Происх и сущн греч полиса. Полис-уникальный феномен античной средиземноморской цивилизации. Это особая форма соц-пол организации, в кот гр-не полноправные земледельцы-общинники, живут в городе. В 9-6 вв появл полис-гражд-ая община, возникшая в рез-те объединения нескольких террит-х общин путем завоевания или соглашения (Строгецкий). П.-высокоструктурированное об-во, основанное не столько на этническом и геогр-м признаке, сколько на том, что Аристотель назвал «жизнь вместе». Васильев считал возникновение греч.П. аномалией (общ-во повернуло от создания гос-ва к созд.П. в рез-те кокого-то катоклизма. Берент доказал, что П. это «безгосударственное общество» (не было полиции, аппарата принуждения, налогообложения – эк бремя на богатых - литургия, это почесть; бюрократии, отделенной от общ жизни, временность магистратур, нет армии, а было опол-чение).

Сущность греч П. раскрывается в 2 работах «Политика», «Афин. полития». 2 гл признака П.: коинония-общение м/у людьми, партнерство, и номой-законы, напис. людьми, регулирующие общение. Арис-ль пишет о «Зоон политикон», переводят как ч-к - полит-ое животное. Но это не прав-но. Это животное живущее в полисе, т.е. цивилизов-е животное, глав. признаками кот-го явл-ся общение и закон. В 3 книги «Политика» Арист-ль гов-т, что мы можем понять термин «полис», если поймем понятие «политэс» - житель гор (у нас переводят как гр-н). В городе живет много людей, но они не все политы. Т.о политы это те, кто участв в суде и народ. собрании. Если его лишают тимэ за какой-то поступок, то он теряет не только полит-е права, но и возможность посещать праздники, собрания, его лишают и гражданских прав и это получило наз-ние – «атимия». Сами греки смысл гос-во в полис не вкладывали. Но греки делили людей на цивилизов-х-живущих в полисе и не цивил-х варвары, за пределами полиса, нет закона, есть обычаи.

Аристот различ неск-ко типов утройства П., разбивая их на пары (противоположности): 1монарх(тирания), 2аристокр(олигарх), 3полития (демокр) (Афины-демократ, Спарта –олигарх). По мнению Арист полития - лучш форма правления, т.к опирается на средний элемент - зажиточн крест-во, должности избир-ся по заслугам (Лучшая форма была: Солон в Афинах, Ликург в Спарте). Потом полития вырождается в другие формы: в Спарте в олигархию, где присутствуют злоупотребления, взяточничество, а в Афинах в охлократию (власть толпы, дармоедов, что дала демократия).

У Арис-ля есть рассужд-я о тимократии – но они противоречивы. Это строй, где решающую роль играет имущ-ный ценз (тимэна). Тимократия – это и есть полития (лучший строй), след-но тимэ, приобретает иное значение: роль, статус чел-ка, основанный на чести и достоинстве.

Основные черты П:

1)Самоуправлен – не возникло бюрократ., професс-х управленцев, но властные институты были (Ареопаг в Афинах-при Перикле стал только судеб орг., совет старейш, архонты, коллектив суд, гелиэя – суд присяжных). Перекресный контроль выборных органов власти.

2)Выборность на долж-ти, кратоср-ть-не более года, коллегиаль-ть, подотчет-ть народ. собранию. Управл-е строилось на обычаях, трад, указах. П. были небольш, граж-не знали др.друга в лицо и коллек-но следили др. за др.

3)Гражд-во. Об-во делилось на гр-н и не гр-н (в Афинах-метеки, в Спарте-переэки). Грек обладал правом учас-тия в работе общинных институтов; Народ. собр., совета суда или быть выбранным в руководящ органы П. Воен обяз-ть была почетным правом гр-на, как и на землю. Нравственные цен-ности гр-н: труд, честное богатство, земледелие, воинская доблесть, исполнение гр-их обязанностей. Полис обеспечивал независ. существование и опр. уровень жизни, охрану и свободу личности. Изгнание из полиса с лишен-м гр-х прав-было равнос смерти. Все дела решались на общем собрании граждан полиса (сюда не входили рабы, женщины и чужаки).

4) Полисное ополчение. С появлением фаланги уравнялись права всех граж, учавств-х в ополчен(одинак распред воен добычу).

5) Дуальная собст-ть – коллект и частная.

6) город центр политической жизни полиса (живут земледельцы-особенность). Земледелец-главная уваж фигура

7) Ремесло и торговля не уважались т.к ими занимались чужаки.

8)земли мало, насления много=)колонизация шла во все века. Колонии способствовали развитию ремесла и торговли=)появляются торгово-денежные отношения(деньги, обмен).

В годы соц. кризисов была проведена серия реформ Солон-Писистрат-Клисфен-Перикл. Солон-реформа общ-го и гос-го строя Афин: экон.-увелич. маслиноводство, водоснабжен сельской местности, запрет вывоза зерна, введ. новой весовой и монетной системы, поощряется ремесло, борьба с излишествами; соц.-4 разряда по имущественным доходам (пятисотники, всадники, зевгиты, феты)-величина ч/с, а не принадлежность к роду определяла соц. принадлежность и значимость ч-ка, отмена долгового рабства, снял долговые камни; воен.-политич. –служба в армии по социальному делению. Создается Совет 400, гелиэя (судебный орг.). Госаппарат для поддержания закона-совет11. Салон заложил основы полисной демократии. Писистрат(560г.до н.э.)-тиран. Реф. на укрепл. власти и сторонников. Поощрен. землед., ввел 10%налог с урожая. Активное лавирование-укрепление полисного порядка. Клисфен(из рода Алкмеонидов). Сущность реф.:борьба с род. отношениями, завершение формирования полисного строя в демократическом варианте. Реф.(509-500гг.до.н.э.)-нов. администр деление Аттики-роды раздроблены. Дал гражд. права метекам и вольноотпущенникам(части), дал им земли завоеванной Халкиды, укрепил соц.права зевгитов. Реорганизовал гос. органы П.: Совет 400 упразнил, учредил Совет 500; ввел новые должности, упала роль Ареопага, ввел остракизм (изгнание из города путем черепкового голосования). Клисфен завершил формир-е рабовладельческого об-ва и развитие демокр. П. Перикл(495-429гг до н.э.). политич. деят-ть на укрепление демократич строя, усилен.Афинской морской державы, ввел оплату должностных лиц, закон о гражданстве(гр-не те, чьи мать и отец род. в Афинах и были гр-ми).

Всего несколько десятков полисов были действит развиты, они расп-сь на островах и бер моря (Афины, Мигара, Милеет, Родос, Самос). Всего полисов было 400-500.

Т.О. Полис рождается на рубеже темных веков (11-9 вв. до н.э.) и становление его происходит в эпоху архаики (8-6 вв. до н.э.).

Архаический П., представлял собой столицу карликового гос-ва, в состав кот.о кроме него самого входили также деревни (по-гречески комы), располагавшиеся по окраинам территории полиса и полит-ки от него зависевшие. Полисы с населением в несколько тыс ч-к были исключением: в больш-ве городов числ-ть жителей не превышала, и тыс к. (оборонительн стена, правильн планировка ряды храмы). Агора- место народных собраний гр-н и использ-сь как рыночная площадь, узнавались городские новости.

В наших уч-ах сущ устаревшая т.з о полисе, котя восходит к идеям Моргана. В своем труде «Древнее обществ» он раздел общ на гос-во (цивилизация) и общество(варварство).Там где есть цив-я (разв культ, наука, образов-е) там есть гос-во,т.о =)у греков высокий ур-нь цив-ции, отсюда полис-город – гос-во. Но со 2 пол 20 в. на Западе нач движение утвержд что не все общ-ва делятся так, есть промежуточные уровни. Амер. ученые выдвинули идею вождества - это не гос-во, а спец организ об-во. Штаерман развила мысль, что Рим вплоть до Августа не гос-во, налогов нет, армия народ(ополчение), нет признаков гос. в Греции тж. Советским исследователем был Каратаев.

Первую концепцию полиса разработал Фюстель де Кулланж. За основу он взял римскую цивитас (община состоит из семей, фамилий. Выборные органы власти и самоупрал-е).

В сер. 19 в. Маркс изменил теорию и ввел, что формир-ние античного производства основано на особенностях формы производства «агер публикус» и на этой форме надстраивается город-гос-во. По Марксу: кр-не – земледельцы, живущие в городе и имеющие частную соб-ть и явл-ся гражданами. А полис – это место поселения ойкоса – большой семьи. После смерти Маркса, Энгельс.Признаки гос-ва по Энгельсу:

1.Публичная власть – власть отделенная от народа. Она включает: тер-ное деление, т.к. нет кровных связей и классовое деление, т.е. деление на основе имущ-ного положения (имущ-ное развитие, след-но, излишки, след-но, дифференциация, след-но, расслоения, след-но, одни захватывают власть и создают аппарат принуждения для подавления слабых. Но по М. Беренту, в полисе, власть не отделена от народа, т.к. все органы выборные и имеют перекрестный контроль.

2. Законы (писанные) – номы.

3.Налоги, нет в полисе. Их начали платить только в 6 вв. до н.э. чужаки.

4. Органы принуждения (армия, полиция, тюрьмы). По М. Беренту, в полисе быть воином это право и обязанность гражданина. Нет армии отделенной от народа. Были тюрьмы для преступников, но их охраняли эфиопы.

По Марксу главной фигурой классического полиса были мелкие землевладельцы, они же граждане. Но по классовой теории в древнейшем общ-ве главной фигурой были рабы. Тогда: « Хотя и были главной фигурой – мелкие землевладельцы, они разоряются, теряют свои наделы, которые приобретают богатые». Появл-ся «теория классического рабства» - расцвет рабство нач-ся после Персидских войн во вт.пол. 2 в. до н.э. Полисов было 500, а рабы были только в 20. Главная производственная сфера – земледельцы, а рабы – сфера услуг.

 

6 Сущность эллинизма. В настоящее вр проблема Эл-ма запутана. Определения различны. Лучше рассмотреть ? с т.з ист-фии. В наших учебниках устаревшая теория синтеза Восточных и Западных элементов. Слово Эллинизм ввел в 1830 Йоган Дройзен «История Эл-ма»3 тома. Описал пол-кую структуру. Эл-м-распространение греч. господства и образованности среди отживших культурных народов (персидская держава), распр-е влияния на Вост. Идея: Персидская держава – цивилизованная, но она старая и дряхлая и она постепенно умирает. Но пришли греки и создали новую цивилизацию. Дройзен расм-л Алес.Макед-го как строителя и создателя империи, но эпоху от Филиппа 2 до Алекс.Макед-го считал упадком. Начало эпохи Эл-ма с 338 г.до н.э (Филипп начал готовить военный поход на Вост) или с 336 с Ал Македонского, заканчивается 222 г дон.э(битва при Селасии:опять восстановлена эгида Македонии над Грец). Др ученый Белох не согласен с 222, а предлог 217-появление Римлян в Грец. Начинаются споры. Приняли дату 146- установление гегемонии Рима в Греции. После 1 МВ Бенгтсон: от смерти Алекс Макед и до падения последнего Эл-ма гос-ва (Египет)-30 г. до н.э. считал Эл-м не упадком, а расцветом греч духа: раскрылся в административной сфере (империи), расцвет торговли (Ал Мак-монополия на серебр монету), достиж в науке и обществознании-эпоха энциклопедий (систематизация достижений греч культуры с др времен). Ростовцев,начинает вкл в Элл царства и ряд территорий в Азии в которых не было не Ал Мак не др греческих войн (Босфор, царство Гейрона 2 в Сицилии), т.к эти царства греч по структуре и цивилизации=)относятся к Эл миру. Эл-м это не этап всемирной истории, а особая зона. Он обращает внимание на соц-эк развитие: на торговлю (пик кот. был при А.М., когда он захватил сокровища Дария и начал чеканить серебряную монету). Он расм-ет Эллинизм через сенкритизм- смешение греческого и восточного (греки основывали греч.полисы).

После 1МВТарн «Элиннистическая цивилизация» 1927г. систематизировал различ т.з:1.распр греч культ на восток; 2.новая культ (Вост+Греч);3.Продолжение Греч культ. Вывод: приним 1 и 3. Распр Греч культ на Восток.

Советская наука.1.30г.Ранович и Ковалев«Эллинизм и его историческая роль».Все по марксистски: Эл-м это нов этап античного рабовладения, греч классич раб-во распр на Восток.

2.50г.Зельин «Основные черты Эллинизма», 1953 г. Эллинизм – это не этап в истории античности. Это конкретно историческое явление. Оно имело место там, куда пришли греки (сенкритизм: происходит сближение греч-го и восточного народа) выдвинул. Считал Эл-м не всемирным этапом, а локальным явлением (в наш науке неприемлемо). Учебник Кузнецовастремится соединить точку зрения Зельина и Рановича. Для него Эллинизм– это новый прогрессивный этап для Востока и Греции. Это синтез (органическое смешение во всех сферах), но он не равномерен (Пергам – больше греческого; Селевкидская Сирия – примерно поровну; Птолемейский Египет (востоное преобладает. Возникли греческие полисы: Александрия, Новкратис); Македония – вообще нет ничего востоного)

3.Классическая (Андреев,Фролов), считали Эл-м и синтезом и этапом. 70-80г. дискуссии. Кошеленко ставит теорию синтеза под ? т.к вкл Балканскую Грецию, Причерноморье и Сицилию, а там нет вост культуры(либо мало). Взаимодействие есть, но традиц культура сопротивляется. Традиции живучи вплоть до отброса греч влияния. На данный момент классическая т.з устарела, сущ-ет множ-во новых.

Пьер Леен: Эллинистический мир- это творение Ал. Мак., т.е завоевание Греции. Распространение ценностей греч мира (архит, скульпт, религии и т.д). в Александрии храм пантеон всех богов Вост и Греч. Распр учености центр науки смещ на восток (Пергам,Родос, Александрия).

Хар-ка Эллинизма:

1.Торговля (При А.М. начинают чеканиться серебряные монеты). 2. Касмополитизм – греки перемещались из одного полиса в другой, у них не было понятия Родины. Им где хорошо, там и их Родина.3.Систематизация достижений – создание энциклопедий.

4.Невиданный расцвет естествознания, науки, техники, филологии. В эту эпоху творил Архимед. Скульптур – Колосс Родосский.

5. Склонность собирать храмы всех богов (Александрия): греч. и вост. боги.6. Перемещение центров культ. жизни на Восток (Пергам-Пергам, Александрия – Египет, о.Родос, Антиохия – на Оронте, Сиракузы).7.Распространение греч. полисов (> 170 полисов было построено на востоке). Цари покровительствовали торговле, ремеслу.8. Новые явления «Эл-кие монархии». Греки не знали такого строя, монархии сущ-ли на Востоке. Греки заимствовали. У греков не было почты, дорог и т.д. Они заимствовали обожествление правителей: Египет, Селевкидская Сирия.9.Были противоречия между элитой завоевателей и местной знатью.

Экономика: Расширение тер-ных рамок - эк-кой среды обитания.

Устройство караванных путей. От портовых городов Эгеиды и Финикии через Малую Азию, Сирию, Месопотамию и Иран, Среднюю Азию к Индии шли караванные пути, снабженные караван-сараями, колодцами и охраной, по ним переправлялись сырье и товары.

Эл-е цари отказались от традиц-й полисной и древневост-й изоляции и принимали энергичные меры к поощрению торговых операций (налоговые льготы для купцов, охрана торговых путей, забота о состоянии дорог и др.). Одной из действенных форм поощрения торговли стала массовая чеканка монет из тех запасов драгоценного металла, кот. ранее лежал в виде слитков в подвалах персидских царей.

Показателем нового этапа развития Эл-ой эк-ки яв-ся интенсивное градостроительство, основание новых городов. Большая их часть стали крупными ремесленными, торговыми, культ-ми центрами и пережили Эл-кую эпоху.

Основание городов дало толчок к созданию крупных частных мастерских, поместий в сельской местности с рациональной организацией рабского произ-ва.

Политика.Усложнилась стр-ра господ-го класса — в него вошли как представители местной аристократии, так и иноземцы, греки и македоняне, составившие его верхушку.

Новая форма гос-ва – Эл-кая монархия (сочетание элементов демок греч полиса и древневосточной деспотии).

Культура:Бурное развитие точных наук: астрономии, математики, физики, биологии, географии.

Создание сложных философских систем (стоицизма, эпикурейства и кинизма). Основоп-м стоицизма б. Зенон. Главное – это этика, учение о добродетели, кот. заключалась в спокойствии, невозмутимости, в умении стойко переносить удары судьбы. Еще одна школа философов, киников, провозглашала как высшую добродетель ч-ка, его умение наслаждаться малым, быть независимым от гос-ва, общества, даже от культуры и семьи. (Знаменитый киник Диоген, по легенде жил в бочке. Когда его посетил Ал Мак и спросил, что он желает, тот ответил: "Не заслоняй солнца").

Это время отмечено успехами науки, математики, механики (Евклид, Архимед), астрономии (Аристарх Самосский), медицины, географии, филологии.

Создании массовой скульптуры, расцвет градостроительства, архитектуры, литературы, поэзии.

Увеличение общей численности авторов — свидетельство возросшей значимости лит-ры. Возникают новые типы лит-х произведений – эпиграммы, идиллии, жанровые сценки, небольшие элегии, любовная лирика.

Религия:Взаимодействие греч-й олимпийской религии со сложными религиозными системами Египта, Вавилонии, Малой Азии, Сирии, Палестины, Ирана и Ср Азии => породили множество новых божеств, новых религ-х идей, кот. послужили средой для возникновения мировой христ-й религии.

Греч. религия была основана на предании, зафиксированном в многочисленных памятниках искусства. В поэмах Гомера греки видели не только поэтические мифы, но и историю. В Эл-й период мифология перестает удовлетворять верующего. В кач-ве источника веры выдвигается теперь не предание, а личное откровение. Верующие находят опору в восточных религиях. Новые явления в Эл-й религии не означали исчезновения старой религии классического периода. Старые боги не исчезли, но они изменили свой облик, стали "представителями общественных сил". Религия в Эл-й период становится впервые предметом изучения. Этот период хар-ся религиозными поисками. Новые боги д. б. больше говорить сердцу верующего, дать ему утешение, опору в создании возможности спасения если не на земле, то в ином мире.

Обожествление царствующего монарха. Внедрение правителем своего культа среди подвластного им населения, для укрепления своего господства.

В системе Элин-ких гос-в можно выделить две крупнейшие сверхдержавы, самые большие по тер-ии, самые сильные по своему военно-экон потенциалу и самые влиятельные во всем мире Эл-ма: Египетское царство, где правила династия Птолемеев, и держава Селевкидов (с к. III в. до н.э. Сирийское царство). Крупными и влиятельными гос-ми Эл-го мира были Македонское царство - династия Антигонидов, Пергамское царство - династия Аталлидов. Помимо этих гос-ых образований в Элин-кой ойкумене (большая семья) б. множество средних и мелких полисов и гос-тв иного типа, кот. не играли первых ролей в политике, но принимали участие во многих полит-х коалициях, яв-сь культурными центрами, желанными союзниками, т. е. играли свою роль в жизни Эл-ма.

 

7. Культура Греции. Культура Греции в 5-4 вв.до н.э.самая развитая в Др. мире. Условия формирования культуры:1.отсутств могущ жреческой организации (предопредилило свободный хар-р образования, системы воспит, мирровозр и т.д ее более быстрое и интенсив развитие). 2. широкое распростр грамотности, характерное для демократич гос-в (полит активность граждан, их участие в выборах, голосованиях, поним гос документов), 3.природное окружение (требовалось трудолюбие как необходимость условия жизни). Особенности: 1. полнота, разнообразие, законченность (лит-ра, фил-я, иск-во); 2. гуманистическая направленность; 3. б. вклад в мировую культуру. Глубокий эстетизм греч культ-порожден красотой окр среды.

Театр и литература. Первоначально театр возник как представления на праздник в честь бога виноделия Дионисия, люди надевали маски и шкуры животных и устраивали праздничные гуляния(так появл не т театр, но и комедия). Затем эти выступления стали показывать на спец оборудованных «сценах», т.о. в Греции началось развитие театра. Он занимал ведущее место в религ. и общественных празднествах. Театр-ые представления стали частью жизни общ, созд-сь гос фонды кот раздав деньги бедным гражд-м на посещ Т. Театр: орхестра(сцена),театрон(места для зрит), скена(место для переодевания актеров).В 5 в. Появл спец место для проведения театр представ. Выбиралась площадка у подножия пологого холма склоны которого обрабатывались в виде каменных ступеней,они расп-сь полукругом и делились на ярусы. В представлении участвовали три актера и хор. Сценич действ разыгрыв-сь как диалог м/у актером и хором. Хор по ходу действия объяснял происходящие события. В 5 в ввели еще 2 актера и сценическое действие усложнилось (хор отодвинут на второй план).Актеры (т. мужчины) выступ в масках, и имели специальные сценические костюмы и обувь на высокой подошве. Представление продолжалось почти весь день. Наиболее известные театры: Диониса в Афинах, в Эпидавре, в Мегалополе, в Эфесе.

5в. расцвет греч.драматтургии (трагедия-«песнь козлов»,комедия-вольные, карнавальные песни и пляски, получили распространение при критике законов и учреждений-политические комедии,трагики Еврипид, Софокл, Эсхил; комедии Аристофан. Эсхил («Персы», «Прикованный Прометей»)– прославлял полисный порядок и идеологию, осуждает деспотизм и тиранию. Софокл – ставил проблему места человека в обществе и мире; утверд. идею могущества ч-ка над судьбой, изображал идеальных людей. Еврипид описывал внутр.мир человека, 2 начала в человеке которые борятся, изобр людей такими какие они есть на самом деле, в 4 в.до н.э очень популярен Аристофан (11 комед.)- злободневные проблемы афинского общества. В 4 в. место театра изменялось. Стал не политическим, а культурным местом. Великая воспитательная роль трагедии отошла в прошлое. Комедии Антифана«Ганимед», «Рождение Афродиты», Алексида, Менандра «Брюзга», «Самиянка вводили зрителя в мир повседневности, мелких проблем жизни зажиточных гр-н и т.д.

Греч скульпторамудалось преодол неподвижность, скованность (присущую архаике) статуи полны жизни и движения (статуя «Дискобол» (Мирон)), скульптура Зевса (Фидий) Поликлет «Копьеносец-Дорифор»¸ «Раненая Амазонка»,одним из лучших портретистов 4 в до н.э был Лисипп, его работы «Портрет Ал.Мак.», статуя Апоксиомена(юноша, скребком стирает с себя масло, которым натирались атлеты – новый идеал красоты).

На смену величавости, достоинству, серьезности изобраз иск-ва пришли в 5 в. до н.э. иные идеалы. Определяющими стали эстетические, а не политические потребности в 4 в. до н.э. - стройные и грациозные фигуры богинь и богов Кефисодотаи его сына Праксителя «Гермес с младенцем Дионисом», «Афродита Книдская», «Аполлон, убивающий ящерицу».

Известные скульпторы: Бриаксис, Леохар(«Аполлон Бельведерский)

Статуи стояли на гор площадях, ставились на могилах. Назначение скульптур: религиозное (образы чтимых богов), эстетическое(украшение площади, здания, святилища), идеологическое(прославление граждан и война)и т.д. Материал для скульптур: известняк, мрамор, дерево, слоновая кость, обожженная глина, бронза. Изображали людей идеальных таких какими они должны быть. Поликлет из Аргоса напис произвед «Канон», в кот-м заложил пропорции идеального тела и лица(золотое сечение).

Архитектура.5 в. наивысший расцвет арх, т.к. началась разработка залежей мрамора в аттике, Греко-персид война способствовала возвыш Афин и получению огромных ден ср-в. Афины центр худ-ой и творч деятел но др обл Эллады не уступали. Наиб размаха достигло манументальное строит-во при Перикле: Парфенон, Эрехтейон. Нач актив строит городов. Нов.города строятся по принципу Гипподама (сетка). Парадным и религ центром был Акрополь-архитектурн комплекс, здесь располаг храм божества –покровит данного города.

Греческое зодчество развивалось на основе ордирной системы (т.е. стили). 2 основных типа ордеров сущ с 7 в до н.э.: дорический – Пелопоннес, Сицилия, юж. Италия-колонны не имели баз, простые капители, сост-ие из квадр плиты, колонны постепенно утолщались к низу. (Парфенон, святилище Афины, Аллеи в Теге, сооруженные в 395 г. до н.э. Скопасом); ионический – Аттика, м.азия,о-ва Эгейского моря – капитель имела спиралевид формы, колонны стройнее и тоньше, иx верхняя часть имеет украшения в виде двух завитков. > изысканный (храм Бескрылой Ники на Афинском Акрополе, храм Афины в Приене). Диптеры-святилище, окруж-е двумя рядами колон. В 5-4 в до н.э. появ коринфский ордер-пышный и нарядный, более слож капитель, украшена листв. рвстением – 16 листьев, по 8 в два ряда. Арх-ры прибегают к смешению стилей. Основа зодчества- храм (хр.Афины-девы, Парфенон арх-ры иктин и Калликрат, хр. Зевса в Олимпии (Либон). Строили ансамбли - Афинский акрополь, храмовый комплекс в Дельфах). Храмовые здания в зависимости от количества колонн делились на типы: храм в антах (2 колонны перед гл входом), простиль (4 кол перед гл вх), периптер - классич тип греч храма, имевш прямоугол форму, окуж-й колоннадой (колонны окр храмовое помещение с 4-х сторон, образуя круговой портик), двойной периптер, моноптер (круглый) и др. Строили гимназии и палестры (спорт), стадионы, бассейны в округе Олимпия, где проводились Олимп игры. Если в 5 в. до н.э. греческая культура выражала себя в культовых сооружениях, то в 4 в. до н.э. к ним прибавились постройки светского хар-ра: первые греческие каменные театры; театр Дионисия на Акрополе в 330 г. до н.э.театр в Сиракузах, театр в Эпидавре, шедевр Поликтета Младшего.Строились и свевотеки – хранилища корабельной оснастки в Пире.

Исторические сочине-ния: Геродот, Фукидид, Ксенофонт. Ораторы: Демосфен; философы: Платон, Аристотель, Анаксагор (астрономия), Эмпедокл (эволюция живого мира). Софиисты (учителя мудрости)- об красноречии, философии и др. Протогор, Горгий – отрицание религ. догматов.

 

8. СivitasЦивитас- античная гражданская община. Черты:







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.2.109 (0.032 с.)