Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Производящее хозяйство, его роль и значение.Стр 1 из 28Следующая ⇒
Происхождение человека. В сер 19в встал? – откуда взялся ч-к? в это время уже сложились предпосылки для изучения – исследования, археол находки, труд Дарвина «Происх-е видов путем естест отбора». Сравнительно-аналитич проблема – где нах-ся ч-к в классиф-и животного мира, чем отлич-ся от др видов и куда его отнести. Карл Линней еще в 18в включил в систему ч-ка живого мира и объединил его вместе с обезьянами, выделил в составе млекопитающих отряд приматов, куда включил обезьян, полуобезьян и ч-ка. Общепринятой классификации приматов нет до сих пор. Но общий момент классификаций – выделение самост-го семейства гоминид, в нем подсемейство ч-ка, объединяющего современного ч-ка и его ближайших предков. В пределах рода Homo два вида: ч-к разумный и ч-к примитивный homo primigenius(ископаемые находки). Между ними огромные различия, которые появились в рез-те скачка. Есть неск теорий о кол-ве скачков – 1, 2 (начало выделения из животного мира, и когда стал кроманьонцем-ч-ком разумным), 3.-от хомо сапиенс до хомо сапиенс-сапиенс). Современные ученые пытаются объяснить движущие силы чел-й эволюции. Многие ученые указывали на прямохождение как решающий шаг при переходе от обезьян к ч-ку. Другие приписывали решающую роль руке. 3 группа – развитию мозга. Энгельс – трудовая теория антропогенеза (труд создал чел-ка). Эта теория единственная, кот объясняет происхождение мышления и речи. Т.О. Движ силы процесса антропогенеза: 1)труд - процесс изготовления орудий способств развитию мозга, их применение – прямохождению и противопоставленному большому пальцу. 2)мясная пища (приспособились в ледниковый период, когда пропадала растительная пища).→перестройка кишечн тракта, зубов (т.о: прямохожден-развитие руки-развит труда-развит кругозора-сплочение членов общества-развитие речи, мозга-разв орг чувств.) Критерии ч-ка: мозг, рука и большой палец, прямохожд-е, деят-ть (она невозможна без орудий труда). Главн (соц)-отличие ч-ка от жив-го - умение изменят соц-ую среду. Биологическая эволюция ч-ка закончилась, а соц-ая продолжается. Предки ч-ка: Дарвин: ни один ныне живущий представитель семейства не может рассматриваться в качестве предковой формы для человека. Современные взгляды базируются на его точке зрения.
Предположение о переходных формах первобытных обезьянолюдей, подтверждение 1890-1891гг (находки - питекантроп, синантроп, пекинский обезьяночеловек). Сначала архантропы (древнейшие)→полиантропы (древние)→неантропы. Предки - австралопитек изящный, ч-к умелый (Homo habilis), ч-к прямоходящий (Homo erectus) – 1й настоящий представитель рода ч-ка (объем черепа 770-1400см3, зан-ся охотой, использ огонь, более сплоченный коллектив для заботы о потомстве (у детеныша только 25% от мозга взрослой особи, поэтому о нем надо заботиться), разделение труда по половому признаку, жили группами по 30 ч-к, 25% мясная пища, каннибализм). С остальными предками ч-ка загадка. Примерно 40 тыс. лет тому назад на смену неандертальцу приходит гомосапиенс, или человек разумный. По месту первой находки этот тип человека называют также кроманьонцем. Советские и российские антропологи считали и считают, что человек разумный, последняя форма эволюции человека, возник в результате эволюции неандертальца, хотя конкретные пути этой эволюции остаются еще неразгаданными. Современная наука полагает, что такие изменения могли совершиться лишь в результате генетических изменений — мутаций. Раньше считали, что такой скачок от одной формы человека к другой мог быть результатом медленных изменений, появлением новых качеств, связанных с приспособлением к малоизменяющейся среде. Однако современная генетика отрицает возможность такого изменения без мутации. Ранее неандертальский тип рассматривался как тупик в развитии, не оставивший следа в последующей эволюции рода Homo. Российские и многие зарубежные антропологи защищали теорию неандертальской фазы в развитии человека современного вида, впервые сформулированную известным чешским антропологом, работавшим в США, Алешом Хрдличкой. Согласно этой теории, неандертальский человек является предком современного, а морфологический тип последнего сформировался в результате перестройки неандертальского типа. Неандертальская проблема: Проблема неандертальской стадии в том, какую роль играли в стан-ии ч-ка совр-го типа. Традиц т. зр. – неандертальцы (назв-е от 1й находки в долине реки Неандерталь в Г-и. в 1864 г. У.Кинг признал в этих останках вымершего представителя рода Homo и выделил его в особый вид Homo neanderthalensis – ч-к неандертальский. Однако в 1966 г., амер. антрополог Б.Кэмпбелл отнес неандертальского ч-ка к виду Homo sapiens, Т о неандертальца стали именовать Homo sapiens neandertalensis.
Объем мозга как у совр ч-ка, но по строению примитивнее, в черепе много признаков обезьяны, среднего роста, большая мышечная масса. Создали зачатки культуры, похоронная церемония. Неандертальские формы разнообразны – три группы (африк, Европ, самые прогрессивные азиатские – отсюда произошли три чел расы по мнению Вайденрайха, его исслед-я в 1930х). Дискуссия по вопросу о месте формирования ч-ка современного вида. 1. Полицентрическая - различные расы современного человека произошли от разных рас неандертальцев, т.о. Старый Свет – прародина Homo sapiens (Франц Вандернрайх). 2. Моноцентрическая (Рогинский) – переход у палестинских (азиатские) неандертальцев благодаря их центральному положению, потом они расселились по миру. Две точки зрения: 1) неанд-цы сменились ч-ком совр типа 40 тыс лет назад (у неанд-ца и кроманьонца одинак-е орудия труда). 2) это тупиковая ветвь, а предч-к еще не найден (сейчас эта т.зр.). Совр взгляд. (основан на исследованиях генетиков): Работы 1990х по сравнению генетич кодов неандертальцев и с генетическим материалом совр ч-ка говорят о том, что неанд-цы не наши предки. Происходит ч-к не от неандертальцев, а от локальной группы до 10 тыс особей, маленькая группа. Ч-к появился ок 180-200тыс лет назад в Вост Африке, расселился через Красное море в Азию– шли по морскому побережью от Аравийского п-ова до Индии (там 70тыс лет назад изверж-е вулкана, часть людей погибла, их останки под пеплом), потом часть в Австралию, часть на север в Берингию, часть по рекам до Сибири и затем в Европу (40 тыс лет назад). Было несколько видов Homo. Неандертальцы сущ-ли параллельно с предками людей, это боковая ветвь. По мнению некот лучше организованные кроманьонцы постепенно оттесняли неандертальцев на худшие территории, где те оказывались обреченными на постепенное вымирание. В 2003 г сотрудники Ун-та (Калифорнии) выполнили трехмерную компьютерную реконструкцию большого и указательного пальцев неандертальца. Эта работа ставит под сомнение теорию, по кот неандертальцы вымерли, т. к. не обладали достаточной "ловкостью рук" и не могли польз-ся необход-ми инстр-ми. Какова причина исчезновения неандертальцев? Вопрос остается открытым: произошло ли ок 40 тыс. лет назад вытеснение неандертальцев или случилась их эволюционная трансформация в неоантропов (полная или частичная). потом неясно – то ли они сами вымерли, то ли их уничтожил совр ч-к. Ок 40 тыс лет назад ч-к разумный стан-ся единств предст-лем семейства гоминидов и заселяет всю землю, как биол вид имеет много сходств с приматами. Специфика его в прямохожд-и, высокое разв-е гол мозга, мышление и членораздельная речь. Все чел-во вышло из одной точки: Восточной Африки. – 180 тыс. лет назад.
Й Собор в Халкидоне 451 г. осудил учение Евтихия, кот. отрицал чел-кую природу ИХ, он говорил о двойной природе. Первое как одно из лиц Святой троицы (по божеству), другое от Девы Марии – человеческое. Когда она зачла его от Святого Духа, посланного Богом-отцом, след-но. У ИХ 2 природы.
Были Соборы в 553, 680 и 787 г., обсуждались вопросы о сущности ИХ и решительно осудили ересь иконоборцев. Главное определение собора было провозглашение догмата иконопочитания.
10. «Золотой век» римской империи. С 196 по 192 год в Риме правила династия Антонинов и время их правления наз-ют «Зол. веком» Рим. империи. Нерва, Траян, Адриан, Антоний Пий, Марк Аврелий, Коммод. ПЕРИОД эк. процветания и стабильности, расцвет к-ры, творч. свобода, примирение императоров с сенатом и со стоической доктриной оппозиции (трад. т.зр.). Первый представитель — Нерва. После удачного заговора против Домициана, уже пожилой сенатор Нерва был провозглашен императором. Он смог найти средства на раздачу земли неимущим гр-нам и создал первые фонды для поддержки детей бедняков. В Риме раздавали хлеб беднякам, строили зерновые амбары. Согласно установ-муся в Риме порядку наслед-ия высшей власти, предшеств-щий импратор усыновлял своего преемника. Когда император-усыновитель умирал, на трон вступал усынов-ый. Так, императором Рима в 98 году стал полководец Марк Ульпий Траян. Траян – заложил основы имперского процветания. Траян как-то сказал: "Я хочу быть таким импер-ом, какого сам себе желал, если бы был подданным". Он прослав-ся своей деят-ю и строго следил за испол-ем законов. Заботясь о бедных, император создал фонд для оказания помощи неимущим. Из него под небольшие проценты выдав-сь деньги крестьянам для ведения хоз-ва. Хар-но примирение императора с сенатом. До этого постоянная борьба с сенатом. Траян пообещал не уничтожать сенаторов. Провинции (это захваченные территории, на кот. Рим строил управление, судопроизводство, воен. призыв, свои гарнизоны, крепости) в годы правления Антонинов станут неотъемлемой частью римской империи. Создается разветвленный аппарат управления в провинции, напоминающий имперский; Т.е: имперский аппарат- глава император +императорский совет (канцелярия) +сенат (представит граждан рима и провинций) +консулы, преторы, квесторы. Всего 45 провинций котор делились на (императорские, сенатские). Управл-е в провинц такое же т.е. сенат +совет по управлен провинц. Сбор налогов на аппарат наместников; забота о земле. Создан алиментарный фонд-для помощи сиротам, вдовам, инвалидам (алименты-вспомоществование). Италия перестала зависеть от поставок хлеба из Египта и сама обеспечивала пропитание своих жителей. При Траяне жизнь в Риме и провинциях стала спокойней и зажиточней. Люди вновь обрели чувство собственного достоинства. Римский философ Плиний Младший написал хвалу Траяну: «он сумел разделить свою власть, как император и сюзерен, отказался от позорной политики Клавдиев, завоевал для Рима новые земли, начал чеканить новую полновесную серебряную монету, от сената прозвище «наилучший», доброе отношение к людям, справедливость, его любили воины и подданные, отказался от политики доносительства».
В 101г. после победы в Дакии, на завоеванные деньги нач-ся строит-во Рима. Траян покровительствовал торговле, строились дороги. Устраивал зрелища, глад. бои, травлю животных. Проблемы в провинции, в Керенаике, Кипре, Египте вспыхивали восстания. Под его началом римляне в двух войнах одержали победу над даками (тер. сов. Румынии). Траян умер в Селинунте (Киликия), возвращаясь в Рим из похода на Парфию. Военная слава Траяна сохранилась в памяти потомков - не только римлян, но и других народов. Автор "Слова о полку Игореве" вспоминает о Траяне и его военной "тропе".(троян-замирил парфян, армян, германцев, завоевал провинцию Дакия) Траян усыновит мужа вучатой пл-цы Марка Элия Адриана (117-138гг.) -правил 21 г. Адриан отказался от завоевательных компаний, завершил Парфянскую войну, но Рим отказался от всех приобретений Траяна. Была создана мощная пограничная полоса в виде естественных барьеров, перешли к оборонительной пол-ке. Был пересмотрен принцип комплектования армии, был расширен контингент новобранцев (из провинции, которые даже не знали лат.яз.).Была создана основа т.н. варваризации римской армии, которая имела в дальнейшем соц-но-полит-кие последствия. Он наделил их широкими юридическими полномочиями. Он упорядочил судебную деятельность, издав «Вечный эдикт», который упорядочил судопроизводство. Увеличена численность судейских коллегий. На основе многочис-ых док-тов создал единый закон «вечный эдикт»-ед. свод законов. Проведена правовая реф-ма. Увел-на числ-ть судей-х коллегий. Реформ-ван аппарат управ-ия. Он станет професс-ным и бюрокр-ким. Должности назначаемы и оплачиваемы. Рост бюрократ. ап-та требовал содержания и сенат оплачивал работы из собственной казны. Расширяется благотворит. сис-ма. При Адриане Сенат состоял из 58% италиков: граждан города и провинций. По примеры центральной власти было создано управление в провинциях. Он отменил долги и недоимки провинций, для занятия должностей в провинции или Риме треб-сь не имущ-й ценз, а воен. стаж. Попытался ввести нов. соц. деление: 1.наивысш.-светлейшие мужи-сенаторы и члены их семей; 2.высшие всаднические должности –виднейшие мужи-префекты; 3.превосходнейшие мужи-средний ранг-префекты, легаты, управляющие; 4.низший-отличнейшие мужи-всадники, только за службу./ онпредложил иметь одно центральное управление. Его интересовала кул-ра провинций. Вилла Адриана в г. Тибуре (предместье Рима)-образец любви к чужой кул-ре. Целый комплекс построек-дворцы, беседки, бассейны, которые украшались статуями в греч. стиле, присутствовал егип. и др. стили (эклептический слиль- смешивание стилей). Выстроил в Риме храм Пантеон- храм всех богов.
След. правителем после Адриана был Антоний Пий (138-161) «благочистивый»-почитание богов, норм, традиций, ритуалов. Пий прекратил гонения на христиан, запретил хозяевам убивать рабов, наказывать их телесно. Он сократит стр-во в Риме, щедрые раздачи, введет режим экономии. Будут раздачи из его личных сбережений. В161 умирает своей смертью. След. стал Марк Аврелий (161-180) Марк всячески подчеркивал свое уважение к сенату. Большое внимание Аврелий уделял судопр-ву. наметились черты кризиса в империи. Воевал с Германцами, в Дании, с Парфией. Взял столицу Армении. В 165г. разгромил парофян. В167г. одержал победе в Маркоманских войнах. Лишь в 175г. заключил перемирие с эт. варварами. Разрешалось селиться на рам. границах на правах федератов (союзников). Селились на условиях подавать войска, охр-ть границы. При нем продолжалось укрепление и расширение бюрократического аппарата, росло кол-во чиновников, укреплялось их общ-ное положение. Укреплялся аппарат судебной власти. Отн-ния с сенаторами и всадниками были доброжелательными. Многих своих друзей он ввел в сенат, многим обедневшим сенаторам он пожаловал звания трибунов и эдилов. Умер от Чумы. Коммод (180-192) сын Аврелия. Оказавшись единоличным правителем, он стал проявлять деспотические замашки, ущемлять права сената, преследовать сенаторов. Тратил огромные деньги на прздненства и представления. За 12 лет правления разорена казна, завоев-ны тер-рии в Дакии и Герм. Дал варварам выкуп за прекращение войны. Обожествил самого себя. Появилось мног его статуй. Реал.власть у Перениса-префекта притория. Его место займет вольноотпущенник Клиандр, кот-й будет вершить еще более позорные дела. Против Комода заговор и он был убит. Дин. Антонинов прервется и будут править солдатские императоры и нач-ся кризис. Исследователи пологают этот период процветания был достигнут благод. приемственности власти (не по наслед-ву а по заслугам). Как только Марк Аврелий передает власть родному сыну=династ рухнула (мало заним делами, игры развлечения, пороки..) Расцвет не т. политич., но и экономич+духовный. Римское гражданство. Категории1)- граждане Рима и Италии, 2) граждане провинц-х городов, реализов свои права в гор. 3)остальные жители империи (подданные). Императоры активно раздавали гражданство. Граждане были разбиты по куриям по десятеричному принципу, поэтому их наз-ли «декуриалами». Экономическое разв-е: с римским завоевание во многих западных провинциях начинает совершенствоваться с/х, земледелие, техника. Подъем был связан с распространением рабовладельческих имений среднего и крупного размера (латифундий). Развивается ремесленное дело, увелич.сырьевая база, использование рабского руда облегчало работу, Возникает колонат-(колоны-земледельцы в будущем прикрепр к земле)=работали в крупных поместьях. Что дал «Золотой век»: сенаторы и император достигли перемирие. Траян первый заложил договор с сенатом. Исследователи утверждают, что мир был достигнут в связи со строгой стр-рой передачи власти, власть передавалась не по наследству, а лучшему из сенаторов (его выбирали еще в юности и готовили). А также, что все императоры основывались на этике стоиков: они были целеустремленными, они рассматривали себя как служители народа. И требовали от народа того же. Например, Адриан ездил по провинциям и контролировал, то Антонин Пий отказался от инспекции. Мир способствовал процветанию. Духовный расцвет – это время античных возрождений. Марк Аврелий (был стоиком) «Записки к самому себе». Гл. причина упадка: личностный фактор (Комод), давление варваров (варвариз-я об-ва)→варвариз-я к-ры. Кризис наметился уже в золотом веке.
11 Гуманизм эпохи Возрождения. Термин гуманизм введен в 19в-антидогматическое мировоззрение в центре которого человек. В 14-15в в Италии зародилось движение гуманистов, те кто занимался античностью, позднее они переорентировались на изучение гуманит.наук о человеке. Причины появления: возникла потребность переосмысления человека. Мысли стали посещать людей воспитанных в рамках средневековой культуры.Для итольянцев стала античность как авторитет для переосмысления места человека. пер пол XIV – начала XV вв. стала периодом зарождения и становления гуманистического движения в Германии. На фоне возникающих противоречий между «новыми» (буржуазными) и «старыми» (феодальными) отношениями, столкновениями зарождающегося немецкого национального самосознания с влиянием папского Рима при слабой центральной власти и феодальной раздробленности страны в Германии намечаются изменения в мировоззрении представителей отдельных слоев германского общества. «Теория гуманизма» не распространяется дальше изучения вопросов религиозных, поиска места человека в структуре бытия, осуждения пороков церкви, роли ее в жизни страны. Начало первого этапа гуманизма в Германии связано с Базельским собором. Здесь гуманисты уже играют важную роль. Они – доверенные лица и авторы программных документов собора. Именно здесь выразилась отчетливая потребность в образованных по-новому людям. В середине XV века, в первую очередь в имперских городах юго-западной Германии, возникают первые гуманистические кружки. Первый кружок возник в городе Нюрнберге. Он не имел специальной регламентации и был просто содружеством интеллектуалов, более всего напоминающим «Академии» итальянских гуманистов. Состав его был достаточно пестрым. Характерной тенденцией Нюрнбергского кружка гуманистов было распространение его влияния на весь массив городской культуры. В то же время из объединения привлеченных на службу в город образованных людей кружок постепенно перерастал в содружество образованных горожан. Таким образом, в целом эту тенденцию можно характеризовать как локализацию гуманистического движения. Можно отметить еще одну характерную черту гуманистического кружка в Нюрнберге. Он постепенно включал в орбиту своего влияния и связанные с городом небольшие культурные центры, в том числе резиденции епископов. Вне сферы его культурного влияния оставались только лишь резиденции светских князей.Большую роль в распространении гуманистической культуры, реформе образования играли многие патрицианские семьи. Например, патрицианская семья Пиркгеймеров, которая принадлежала к наиболее образованной части городской верхушки, являлась активным меценатом года Нюрнберга. В Аугсбурге богатый патриций и купец, бургомистр Сигизмунд Госсемброт не только являлся меценатом, но и сам организовал гуманистический кружок. Гуманистическую ориентацию приобретали и другие города Германии. Так город Ульм играл большую роль в формировании немецкой национальной культуры, как один из ранних центров книгопечатания. В то же время Базель стал важнейшим центром гуманизма в борьбе за реформу университетского образования.Вена становится очагом раннего гуманистического движения. В глазах многих историков Вена, как столица Австрии, была наследницей традиций средневековой империи. Кроме того, в средневековой немецкой культуре этот город играл важную роль. Вена была одним из крупнейших центров университетского образования и в то же время резиденцией имперской канцелярии, с деятельностью которой и связаны первые шаги гуманизма. Вокруг имперской канцелярии был создан кружок гуманистов. В последней четверти XV века гуманизм в Германии почти всюду; во всех углах Германии, во всех сколько-нибудь значительных промышленных или административных пунктах имеет он своих представителей. К этим пунктам можно прибавить Констанц, Баден, весь Вюртемберг.Немецкие гуманисты вербовались из самых разнообразных слоев городского населения. В их состав входили молодые университетские магистры, странствующие поэты, проповедники и образованные горожане вообще, особенно в богатых городах, являвшихся средоточием больших богатств. Гуманисты в Германии выражали настроения тех передовых горожан, которые не могли мириться с жалким состоянием раздробленной Германии, раздираемой княжескими распрями и подвергающейся грабежу папской агентуры. Немецкие гуманисты живо реагировали на все вопросы, волновавшие разнородную политическую и религиозную оппозицию в стране. Их внимание привлекали, прежде всего, вопросы религии, философии и морали, вопросы общественной и политической жизни, связанные с нараставшим оппозиционным движением в стране. Гуманистов объединяло:светскость(занимались светскими знаниями); новый идеал человека(всесторонне развитая личность, свободная от сословных рамок; пренебрежения естествознания(науки); индивидуализм; критика схоластики как метода мышления(призывали использовать разум); преклонение перед античностью.Гуманизм создал основу для всей культуры возрождения. Значение гумм-ма: развитие нового мышления, подготовил почву для ревормации.Гуманисты Италии: Петрарка, Бокаччо; Германии - ульрих фон гуттен, томас мор, эразм роттердамский.
12. Хар-ка феодализма. Европ. феод-м сложился в 9-10вв. Термин от слова «феод» (синоним «лен»)- условное наследственное зем. соб-ть привлег. сословия, предполагающая власть над зависимыми людьми, т.к это была самая заметная и непонятная черта. В средние века слов «феодал» и «феод об-во» не было. Их придумали значительно позже, в XVII— XVIII вв., во Франции, где назревала рев-я, направленная п\в всех остатков «феодализма». Термин «феод-м» обозначал «Старый порядок» (абсолютная монархия, господство дворянства). Три направления в понимании феодализма в к. XVIII в. аристократич.элита - политич.история, история правления. Из формы правления определяли слой,→общественный строй- раздробленность, нет сильной гос. власти, нет гос. структур, публичной власти.т.е искали спцифику феодализма в особенностях полит. организации; Буржуазная элита – в политических нормах, в сфере юридических отношений, личный договор, нет общего закона, норм юридических; демократическая интеллигенция – общество в целом сеньориальные отношения- внешнеэкономическое принуждение. Все эти утверждения справедливы, но каждое из определений охватывало лишь 1 направление. В 19 в Гизо придумал синтетическую теорию: Выделил признаки феод-ма: условная зем. соб-ть, иерархическую структуру господствующего класса, частно-правовой хар-р власти (у кого земля у того и власть, т.е. она распылена). Материалистическое понимание истории. По этой теории: базис (натуральная экономика, хоз-во- примитивн-е орудия труда и преобладание простой мускульной силы-это производительные силы; орудия труда соединены с тружеником.→сочетание крупного землевладения феодала и мелкого крестьянского землепользования из-за соединения труженика и орудия труда); надстройка (сочетание землевладения и власти над крестьянами, а м/ж собой вассально-ленные отношения). Уязвимость теории- эконом. фактор нач-ет воздействовать только на определенном уровне развития. В доиндустриальном обществе эк-ка не оказывала первостепенное воздействие. Изменение отношений из изменения произв-ва вывести нельзя. Все наоборот – властные отнош-я опр-ют произв-во. Истрически теория слаба т.к не могла определить социальные отношения. А. Я. Гуревич: Под феод-м понимает обществ строй, основан-й на личных связях (не родствен, не гос-х и не нац-х даже). 3 фактора кот. способ-ют возник. феод-ма: 1) завоевания менее цивилизованными более цивилизованных; 2) аграрная натуральная экономика на природных осадках, т.е. нет необходимости объединяться для каких либо общественных работ.; 3) внешняя военная опасность-необходимость воен. реформы в условиях натуральной экономики. Сейчас феодализм анализируется как соц. сис-ма, кот. сущ-ла т. в Западной и Цент. Европе (еще в Японии) в эпоху средневековья, хотя отдельные черты феодализма можно обнаружить и в др. регионах мира, и в разные эпохи. Сформир-сь 2 т.зр. на феод-м: универсальность и уникальность. 1. под феод-м поним-ся структурв господ. класса, сплоченного вассально-ленными отнош-ми. 2. под феод-м поним-ся поместный строй (он значит. древнее. Барщинное хоз-во в России б. поместным). Сеньория может сущ-ть и без феод-ма. → Уникальность – 1 т.зр. и универсальность – по 2 т.зр. Феодализация – процесс попадания в зав-ть свободного кр-ва от частных лиц или церкви. Причина: 1.необх-ть покровителя. Свободное население могло рассчитывать на защиту короля, но власть эта слаба. Тж разрушены родовые отношения, кот. германцы оч. ценили. При этом происходит усиление власти графов. 2. Превращение домовладыки в крестьянина. Домовладыка теряет св. права – религиозная (церкви), военная (реф-ма Мартелла – кр-н содержит воина), управленческая (при разрушении родственных связей). Т.о эконом основой феод-ма яв-ся аграрн-ая натур экономика на прир-х осадках. Соц-экон основа – составл- крупн светск и церковн землевлад, сочет-ся с наделением крест-н средствами произв-ва (земл оруд труда). В Соц-м плане –феод-м=сословн- корпорат общ. Основанное на личн-х связях (горизонт и вертик). Суд-адм. власть –для феод-ма хар-но сочетание зем собств-ти и власти над завис. людьми. Идеологич. основа: господство монотеистической христ религии, сплочающий этот мир в культурно-религ. целое. Низовой ячейкой общества яв-сь феод. поместье, кот. выполняло функции: 1.эк-я (замкнутое натур. хоз-во); 2.соц-я (сплочающая жителей вокруг сеньора); 3.полит-я (власть над людьми); 4. соц-эк (сочетание круп. землевладения и наделения кр-н землей создавало условия для эксплуатации, присвоения феод. ренты – барщины, продуктового или денежного оброка). Феод-ая рента –совок-ть разнообразн-х сборов, платежей и повин-ей, котор зависим крест-не несут в пользу феодала. Регион-е особ-ти: 1.Классический феодализм - Франкское государство (Испания, Герм, Фр). Хаар-на феод. раздробленность. 2.Патриорхальный феодализм -Скандинавия. Медленное попадание кр-н в зав-ть. Преобладала судебно–адм зав-ть. Вотчина так и не сформир-сь. 3.Привнесенный феодализм- ( Англия, Юж. Италия ) 1666г Вильгельм Завоеватель приносит норманнские феод порядки в Ан-ю. Феодализм на службе у гос-ва. 4. Пророманский – (средняя и сев. Италия) мощное антич. наследие было препятствием для развития феод-ма. Социальная структура феодального общества состояла из трех родов – сословий:1. Духовенство - узурпировало функции священников, обладали властью над зависимыми людьми. Посредник мж богом и людьми. По источникам формирования-открытое сословие, по статусу-закрытое.2. Рыцарство (воюющие)-выделялись конные воины. Они выделялись как земледельческая аристократия. Обладали управленческой функцей, обладали властью над зависимыми людьми.3. Сословие трудящихся или работающих (все те кто не относится к первым двум сословиям). Основная масса-феодально зависимые крестьяне. а) сервы -лично зависимые несвободные, б) виланы -орендовали земли (чаще у церкви), но лично свободны. в) Аллодиты -сохраняли свое право на надел, но в адм-правов. плане зависимы. Формы эксплуатаии -внеэкономические повинности- барщина продуктовая или денежная рента. земельные собственники и его люди связаны. В полит. плане формир-ся сеньориальные (феод.) монархии – полит. сис-ма, основанная на вассалитете, т.е. сис-ме соподчинения зем. соб-в разл. ранга, обладающих властью над зависимыми людьми; во гл. наслед. выборный монарх (сеньор- сюзерен)- он не суверен(ч-к обладающий вл. над данной террит-й). Реальная власть сосред-сь на уровне сеньории (поместь). город тоже м.б. рассмотрен как сеньория. Проблема перехода к феодализму: 1) переход через социальную революцию. Истоки в марксиской теории. «Революция рабов» но рабы не были носителями феодализма. «Революция варваров» они прежде всего разрушители, а не созидатели, не являются носителями феод.отношений. Отвергнута. 2) теория континуитета – теория непрерывного развития, т.е не революционно, а эволюционно пришел феодализм. Две школы враждующих: романисты - все институты общества выводили из римского наследия (из латифундий, патронат); германисты - германская община превр. в феод либо владения частные. На современном этапе исходят из синтеза римских и варварских институтов. 3) теория цезуры (цезура -выстреженный кружок на голове священника) или разрыва. М/ж феодалом и предшествующими строями нет никакой связи. Феод-м рождается из столкновения и разрушения варварского мира и римского наследия. В Италии феод отношения наиб. слабо выражены – там груз античности.
13. Средневековый город. Ранняя сред Европа – деревенская. Хар-но поместье, деревня, не город. К 13в возникло больш-во соврем-х городов. Города были: Латенция(париж);Рим,Женева. Но жизнь в городе мало чем отличалась от поместья. В городах по 1500-2000ч-к. Возрождение город.жизни ок.1000г. н.э. Раньше всего в Италии, позже всего в Скандинавии. В? о возникновении СВГ сущ-ют различные теории:Романтическая теория (Тьерри, Гизо) – считали, что срвв город продолжением античных городов. · Марковая (германская - община) теория – (немец и англ историки) города развив-сь из крест. общины. · Бродовая (мостовая) – возникали города на месте брода, как центры торговли. В отеч.лит-ре сущ-ла 1 причина возрождения городов: в рамках поместья шло развитие произв. сил и в результате разделение ремесла и с/х. Рынок сбыта ремесленных изделий мал и поэтому бегут в город. Марксистское – материалистическое понимание. Но есть уже города куда идут. →Т.Е.: появление городов стало причиной отделения ремесла и торговли от с/х. Факторы появления городов: 1) политическая раздробленность →графства→графы стремятся образовать города-центры. 2) многочислен.вторжения - тенденция спрятаться от врага за стенами монастыря, замка. Везде бурги-крепости. В Италии, где б. множ-во позднеантичных городов они обносятся стенами. 3) роль сословия рыцарей -стимулировало возрождение связей с востоком, торговали→города на побережъе (нужно было экипировать во что то особое). 4) Деревня а) наряду с развитием с/х д.б ремеслен-ки; форм-ся слой ремесл-ков. Затем они бегут в уже образованные города. б) вIX-XIв. большинство кр-н попадают в зависимость. Обработанных свободных земель уже не осталось.→майорат имел место и в деревне-надел только старш. сыну.→проблема преренаселения. Лишнее население свободно перемещалось по стране, оно стало массовой основой городов. 5) католическая церковь сущ-ло понятие «Божий мир»- в воскресенье как память о воскрешении Христа, война запрещалась→пропаганда христова воина, истин. христианина- рыцаря. «Истинные рыцари»объединялись в некие организации «божьим договором». Линия охраны-возле церкви нельзя вообще вести войну→близ храмов защищенные места, народ продвиг-ся к церквям.6) Короли, заинтересованные в притоке денег от городских видов деятельности. В возрождении городск. жизни принимают участие все слои общ-ва. Города начинают возникать как центры рыночные. По мере концентрации населения города нач-ют ориентир-ся на ремесло и торговлю. Они ориентир-ны на деревню, там черпали сырье и продукты питания. Но с др. стороны закрыты по отношению к деревне: презрительное отношение к деревенщине. Население города делят на три слоя:1) патриции (имевшие на тер-рии города земли, самые богатые, коренные уважаемые жители) из них формировалось город. самоуправление по традиции. 2) бюргерство - ср.слой, сост. из ремесленников(в цехах) и городск. мелк. торговцев. 3) плебс -паденщики, наемные рабочие, кто не имел собственности. Город-особая корпорация, общество людей сплоченное общими интересами; это центр самоуправление. Города возникали на чьей то земле, в Италии в основном епископы. Сеньоры на первом этапе содействовали притоку населения. Город.население зависело от сеньора. По мере обогощения городов происходили конфликты м/ж сеньором и городом. Потом полоса коммунальных революций(б-ба города и сеньора за независимость). Коммуна-тайный союз знатных горожан в Италии. Города изгоняли епископов. Итог революций разнообразный: где корол.власть была слаба, города добивались полн. свободы и стан-сь гордами-государствами(Ит. Юж.Фр); города буржуазии: частичное самоуправление, но некий контроль адм-ции; города с полным самоуправлением по типу иммунитетных грамот; сохр. контроль, но личная свобода и некое самоуправление. О собенности городов: Предшественники антич. города объединяли гр-н, владельцев земли. Не торгово-ремесл. центр. Позднее-антич город – торгово-ремесл центр. Нас-е прикреплялось к делам по наследству. Не имел укреплений (в этом отличие от срвв города, стены – символ свободы). Современник араб город – это адм центр. Нет свобод у араб города, тж как и у виз-го. Город восточный не стал центром ремесла и торговли для сельского населения, т.к. производили предметы роскоши →ехали продавать, т.е. получали деньги, чтобы заплатить налоги. 2 полярные точки зрения о месте города:1) ср.век. город феодален по своей природе, исходит из феодализма. 2) антифеодаленпо своей природе самоуправление возникает в рез-те б-бы с феодалами. Все таки феодален: город- самоупрв-щаяся еденица по типу многочислен. самоупр-щихся единиц при феодализме; в соц-эк. плане (кр-н- труженик –собственник в одном лице, тж как и ремесленниу в городе). Примитивн. орудия труда, преоблад-ние мускульной силы. Цех как и община, это союз равных. Город ускорял развитие и придавал импульс разрушению феодализма, являясь феодальным. Город и сеньория. Сеньория – манор, вотчина – Феод соб-ть, хоз. комплекс с хоз-вом феодала (домен, барщина) и власть землевладельца над людьми, имеет натур. хар-р. Город начинает влиять на сеньорию. Городу необх. сырье, питание, рынок сбыта.→деревня втягивается в товарно- денежные отношения. Увеличить товар. продукцию можно на крест. хоз-ве и барщинном хоз-ве. 1. увеличение товарности барщ хоз-ва. М.б. 2 способами: 1- увеличить кол-во дней в которые будут раб-ть кр-не. этот способ редок, т. в больших и сильных сеньориях. Т.к. сильны обычаи, а гос. вл. слаба;. 2-использовать на барщине наемных рабочих или отдавать земли в капиталист. аренду. Препятствие – менталитет срвв дворянства. Для них зан-ся землед-ем презренно. Они воины.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.86.172 (0.06 с.) |