Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тест «Коммуникативные умения»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
(Л. Михельсон, перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха)
Цель: определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений. Инструкция. Внимательно прочтите описание каждой из 27 ситуаций и выберите только один вариант поведения в ней (а, б, в, г или д). Это должно быть наиболее характерное для вас поведение, то, что вы действительно делаете в таких случаях, а не то, что, по-вашему, следовало бы сделать. Предпочтителен тот ответ, который первым пришёл вам в голову. 1. Кто-либо говорит вам: «Мне кажется, что вы замечательный человек». Вы обычно в подобных ситуациях: а) говорите: «Нет, что вы! Я таким не являюсь»; б) говорите с улыбкой: «Спасибо, я действительно человек выдающийся»; в) говорите: «Спасибо»; г) ничего не говорите и при этом краснеете; д) говорите: «Да, я думаю, что отличаюсь от других и в лучшую сторону». 2. Кто-либо совершает действие или поступок, которые, по вашему мнению, являются замечательными. В таких случаях вы обычно: а) поступаете так, как если бы это действие не было столь замечательным, и при этом говорите: «Нормально!» б) говорите: «Это было отлично, но я видел результаты получше»; в) ничего не говорите; г) говорите: «Я могу сделать гораздо лучше»; д) говорите: «Это действительно замечательно!» 3. Вы занимаетесь делом, которое вам нравится, и думаете, что оно у вас получается очень хорошо. Кто-либо говорит: «Мне это не нравится!» Обычно в таких случаях Вы: а) говорите: «Вы – болван!» б) говорите: «Я всё же думаю, что это заслуживает хорошей оценки»; в) говорите: «Вы правы», хотя на самом деле не согласны с этим; г) говорите: «Я думаю, что это выдающийся уровень. Что вы в этом понимаете»; д) чувствуете себя обиженным и ничего не говорите в ответ. 4. Вы забыли взять с собой какой-то предмет, а думали, что принесли его, и кто-то говорит вам: «Вы такой растяпа! Вы забыли бы и свою голову, если бы она не была прикреплена к плечам». Обычно вы в ответ: а) говорите: «Во всяком случае, я толковее вас. Кроме того, что вы в этом понимаете!» б) говорите: «Да, вы правы. Иногда я веду себя как растяпа»; в) говорите: «Если кто-либо растяпа, то это вы»; г) говорите: «У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки только за то, что забыл что-то»; д) ничего не говорите или вообще игнорируете это заявление. 5. Кто-либо, с кем вы договорились встретиться, опоздал на 30 минут, и это вас расстроило, причем человек этот не даёт никаких объяснений своему опозданию. В ответ вы обычно: а) говорите: «Я расстроен тем, что вы заставили меня столько ожидать»; б) говорите: «Я всё думал, когда же вы придёте»; в) говорите: «Это был последний раз, когда я заставил себя ожидать вас»; г) ничего не говорите этому человеку; д) говорите: «Вы же обещали! Как вы смели так опаздывать!» 6. Вам нужно, чтобы кто-либо сделал для вас одну вещь. Обычно в таких случаях вы: а) никого ни о чём не просите; б) говорите: «Вы должны сделать это для меня»; в) говорите: «Не могли бы вы сделать для меня одну вещь?», после этого объясняете суть дела; г) слегка намекаете, что вам нужна услуга этого человека; д) говорите: «Я очень хочу, чтобы вы сделали это для меня». 7. Вы знаете, что кто-то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких ситуациях вы: а) говорите: «Вы выглядите расстроенным. Не могу ли я помочь?» б) находясь рядом с этим человеком, не заводите разговора о его состоянии; в) говорите: «У вас какая-то неприятность?» г) ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с собой; д) смеясь говорите: «Вы просто как большой ребенок!» 8. Вы чувствуете себя расстроенным, а кто-либо говорит: «Вы выглядите расстроенным». Обычно в таких ситуациях вы: а) отрицательно качаете головой или никак не реагируете; б) говорите: «Это не ваше дело!» в) говорите: «Да, я немного расстроен. Спасибо за участие»; г) говорите: «Пустяки»; д) говорите: «Я расстроен, оставьте меня одного»; 9. Кто-либо порицает вас за ошибку, совершенную другими. В таких случаях вы обычно: а) говорите: «Вы с ума сошли!» б) говорите: «Это не моя вина. Эту ошибку совершил кто-то другой»; в) говорите: «Я не думаю, что это моя вина»; г) говорите: «Оставьте меня в покое, вы не знаете, что вы говорите»; д) принимаете свою вину или не говорите ничего. 10. Кто-либо просит вас сделать что-либо, но вы не знаете, почему это должно быть сделано. Обычно в таких случаях вы: а) говорите: «Это не имеет никакого смысла, я не хочу это делать»; б) выполняете просьбу и ничего не говорите; в) говорите: «Это глупость; я не собираюсь этого делать»; г) прежде чем выполнить просьбу, говорите: «Объясните, пожалуйста, почему это должно быть сделано»; д) говорите: «Если вы этого хотите...», после чего выполняете просьбу. 11. Кто-то говорит вам, что по его мнению, то, что вы сделали, великолепно. В таких случаях вы обычно: а) говорите: «Да, я обычно это делаю лучше, чем большинство других людей»; б) говорите: «Нет, это не было столь здорово»; в) говорите: «Правильно, я действительно это делаю лучше всех»; г) говорите: «Спасибо»; д) игнорируете услышанное и ничего не отвечаете. 12. Кто-либо был очень любезен с вами. Обычно в таких случаях вы: а) говорите: «Вы действительно были очень любезны по отношению ко мне»; б) действуете так, будто этот человек не был столь любезен к вам, и говорите: «Да, спасибо»; в) говорите: «Вы вели себя в отношении меня вполне нормально, но я заслуживаю большего; г) игнорируете этот факт и ничего не говорите; д) говорите: «Вы вели себя в отношении меня недостаточно хорошо». 13. Вы разговариваете с приятелем очень громко, и кто-либо говорит вам: «Извините, но вы ведёте себя слишком шумно». В таких случаях вы обычно: а) немедленно прекращаете беседу; б) говорите: «Если вам это не нравится, проваливайте отсюда»; в) говорите: «Извините, я буду говорить тише», после чего ведётся беседа приглушенным голосом; г) говорите: «Извините» и прекращаете беседу; д) говорите: «Всё в порядке и продолжаете громко разговаривать». 14. Вы стоите в очереди, и кто-либо становится впереди вас. Обычно в таких случаях вы: а) негромко комментируете это, ни к кому не обращаясь, например: «Некоторые люди ведут себя очень нервно»; б) говорите: «Становитесь в хвост очереди!» в) ничего не говорите этому типу; г) говорите громко: «Выйди из очереди, ты, нахал!» д) говорите: «Я занял очередь раньше вас. Пожалуйста, станьте в конец очереди». 15. Кто-либо делает что-нибудь такое, что вам не нравится и вызывает у вас сильное раздражение. Обычно в таких случаях вы: а) выкрикиваете: «Вы болван, я ненавижу вас!» б) говорите: «Я сердит на вас. Мне не нравится то, что вы делаете»; в) действуете так, чтобы повредить этому делу, но ничего этому типу не говорите; г) говорите: «Я рассержен. Вы мне не нравитесь»; д) игнорируете это событие и ничего не говорите этому типу. 16. Кто-либо имеет что-нибудь такое, чем вы хотели бы пользоваться. Обычно в таких случаях вы: а) говорите этому человеку, чтобы он дал вам эту вещь; б) воздерживаетесь от всяких просьб; в) отбираете эту вещь; г) говорите этому человеку, что вы хотели бы пользоваться данным предметом, и затем просите его у него; д) рассуждаете об этом предмете, но не просите его для пользования. 17. Кто-либо спрашивает, может ли он получить у вас определенный предмет для временного пользования, но так как это новый предмет, вам не хочется его одалживать. В таких случаях вы обычно: а) говорите: «Нет, я только что достал его и не хочу с ним расставаться; может быть когда-нибудь потом»; б) говорите: «Вообще-то я не хотел бы его давать, но вы можете попользоваться им»; в) говорите: «Нет, приобретайте свой!» г) одалживаете этот предмет вопреки своему нежеланию; д) говорите: «Вы с ума сошли!» 18. Какие-то люди ведут беседу о хобби, которое нравится и вам, и вы хотели бы присоединиться к разговору. В таких ситуациях вы обычно: а) не говорите ничего; б) прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этом хобби; в) подходите поближе к группе и при удобном случае вступаете в разговор; г) подходите поближе и ожидаете, когда собеседники обратят на вас внимание; д) прерываете беседу и тотчас начинаете говорить о том, как сильно вам нравится это хобби. 19. Вы занимаетесь своим хобби, а кто-либо спрашивает: «Что вы делаете?» Обычно вы: а) говорите: «О, это пустяк». Или: «Да ничего особенного»; б) говорите: «Не мешайте, разве вы не видите, что я занят?» в) продолжаете молча работать; г) говорите: «Это совсем вас не касается»; д) прекращаете работу и объясняете, что именно вы делаете. 20. Вы видите споткнувшегося и падающего человека. В таких случаях вы: а) рассмеявшись, говорите: «Почему вы не смотрите под ноги?» б) говорите: «У вас всё в порядке? Может быть я что-либо могу для вас сделать?» в) спрашиваете: «Что случилось?» г) говорите: «Это всё колдобины в тротуаре»; д) никак не реагируете на это событие. 21. Вы стукнулись головой о полку и набили шишку. Кто-либо говорит: «С вами всё в порядке?» Обычно вы: а) говорите: «Я прекрасно себя чувствую. Оставьте меня в покое!» б) ничего не говорите, игнорируя этого человека; в) говорите: «Почему вы не занимаетесь своим делом?» г) говорите: «Нет, я ушиб свою голову, спасибо за внимание ко мне»; д) говорите: «Пустяки, у меня всё будет о’кей». 22. Вы допустили ошибку, но вина за неё возложена на кого-либо другого. Обычно в таких случаях вы: а) не говорите ничего; б) говорите: «Это их ошибка!» в) говорите: «Эту ошибку допустил я»; г) говорите: «Я не думаю, что это сделал этот человек»; д) говорите: «Это их горькая доля». 23. Вы чувствуете себя оскорбленным словами, сказанными кем-либо в ваш адрес. В таких случаях вы обычно: а) уходите прочь от этого человека, не сказав ему, что он расстроил вас; б) заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этого делать; в) ничего не говорите этому человеку, хотя чувствуете себя обиженным; г) в свою очередь оскорбляете этого человека, называя его по имени; д) заявляете этому человеку, что вам не нравится то, что он сказал, и что он не должен этого делать снова. 24. Кто-либо часто перебивает, когда вы говорите. Обычно в таких случаях вы: а) говорите: «Извините, но я хотел бы закончить то, о чем рассказывал»; б) говорите: «Так не делают. Могу я продолжить свой рассказ?» в) прерываете этого человека, возобновляя свой рассказ; г) ничего не говорите, позволяя другому человеку продолжать свою речь; д) говорите: «Замолчите! Вы меня перебили!» 25. Кто-либо просит вас сделать что-либо, что помешало бы вам осуществить свои планы. В этих условиях вы обычно: а) говорите: «Я действительно имел другие планы, но я сделаю то, что вы хотите; б) говорите: «Ни в коем случае! Поищите кого-нибудь ещё»; в) говорите: «Хорошо, я сделаю то, что вы хотите»; г) говорите: «Отойдите, оставьте меня в покое»; д) говорите: «Я уже приступил к осуществлению других планов. Может быть, когда-нибудь потом». 26. Вы видите кого-либо, с кем хотели бы встретиться и познакомиться. В этой ситуации вы обычно: а) радостно окликаете этого человека и идёте ему навстречу; б) подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с ним разговор; в) подходите к этому человеку и ждёте, когда он заговорит с вами; г) подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о крупных делах, совершенных вами; д) ничего не говорите этому человеку. 27. Кто-либо, кого вы раньше не встречали, останавливается и окликает вас возгласом «Привет!» В таких случаях вы обычно: а) говорите: «Что вам угодно?» б) не говорите ничего; в) говорите: «Оставьте меня в покое»; г) произносите в ответ «Привет!», представляетесь и просите этого человека представиться в свою очередь; д) киваете головой, произносите «Привет!» и проходите мимо. Обработка результатов. Чтобы определить вашу позицию в общении (зависимую, компетентную или агрессивную), какие умения у вас сформированы и какой тип поведения преобладает, подсчитайте количество совпавших ответов по каждой шкале (количество совпадений по шкале равняется количеству баллов по ней): 1. Зависимая позиция в общении (неуверенное поведение): 1 (а,г), 2 (а,в), 3 (в,д), 4 (б,д), 5 (г), 6 (а,г), 7 (б,г), 8 (а,г), 9 (д), 10 (б,д), 11 (б,д), 12 (б,г), 13 (а,г), 14 (а,в), 15 (в,д), 16 (б,д), 17 (г), 18 (а,г), 19 (а,в), 20 (г,д), 21 (б), 22 (а), 23 (а,в), 24 (г), 25 (в), 26 (в,д), 27 (б,д). 2. Компетентная позиция в общении (уверенное поведение): 1 (б,в), 2 (д), 3 (б), 4 (г), 5 (а,б), 6 (в,д), 7 (а,в), 8 (в), 9 (б,в), 10 (г), 11 (г), 12 (а), 13 (в), 14 (д), 15 (б), 16 (г), 17 (а,б), 18 (в), 19 (д), 20 (б,в), 21 (г,д), 22 (в,г), 23 (д), 24 (а,б), 25 (а,д), 26 (а,б), 27 (а,г). 3. Агрессивная позиция в общении (давящее поведение): 1 (д), 2 (б,г), 3 (а,г), 4 (а,в), 5 (в,д), 6 (б), 7 (д), 8 (б,д), 9 (а,г), 10 (а,в), 11 (а,в), 12 (в,д), 13 (б,д), 14 (б,г), 15 (а,г), 16 (а,в), 17 (д,в), 18 (б,д), 19 (б,г), 20 (а), 21 (а,в), 22 (б,д), 23 (б,г), 24 (в,д), 25 (б,г), 26 (г), 27 (в). По количеству компетентных реакций (шкала 2) определяется уровень компетентности в общении по шкале: 21-27 баллов – высокий уровень; 19-20 баллов – выше среднего; 15-18 баллов – средний уровень; 12-14 баллов – ниже среднего; 0-11 баллов – низкий уровень. Кроме того, все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций (их следует проанализировать, вернувшись к вашим ответам по указанным номерам вопросов): · ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнёра (вопросы 1, 2, 11, 12); · ситуации, в которых требуется реакция на отрицательные высказывания партнёра (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24); · ситуации, в которых требуется реакция на обращение с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25); · ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27); · ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22). Таким образом, вы можете определить, какой стиль общения преобладает у вас в определенной ситуации. Методика позволяет также выделить и проанализировать вашу позицию в общении по основным блокам коммуникативных умений: 1) умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника (пункты 1, 2, 11, 12); 2) реагирование на справедливую критику (пункты 4, 13); 3) реагирование на несправедливую критику (пункты 3, 9); 4) реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника (пункты 5, 14, 15, 23, 24); 5) умение обратиться к сверстнику с просьбой (пункты 6, 16); 6) умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет» (пункты 10, 17, 25); 7) умение самому оказать сочувствие, поддержку (пункты 7, 20); 8) умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников (пункты 8, 21); 9) умение вступить в контакт с другим человеком, контактность (пункты 18, 26); 10) реагирование на попытку вступить с тобой в контакт (пункты 19, 27). Коммуникативная компетентность – обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее развитые коммуникативные способности и сформированные умения и навыки межличностного общения, знания об основных его закономерностях и правилах. Коммуникативная компетентность включает: 1) обладание специфическими коммуникативными способностями, включающими в себя личностные психические черты и характеристики поведения, значимые для общения; 2) наличие коммуникативных знаний, практических умений и навыков, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения; 3) умение занимать партнерскую позицию в общении, строить контакты на разных психологических дистанциях и в разных позициях, адекватных ситуации; 4) обладание гибкостью и креативностью в выборе и применении коммуникативных тактик и стратегий; 5) ценностное отношение к участникам процесса общения (и к себе и к другому человеку; 6) желание и стремление психологически грамотно строить свои отношения с окружающими, совершенствоваться в этом. Очевидно, что коммуникативная компетентность несомненно является важнейшей характеристикой современного специалиста, управленца, организатора производства. Коммуникативная компетентность является одним из приоритетных факторов профессиональной пригодности специалистов, чья профессия относится к типу «человек-человек».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 809; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.197.197 (0.007 с.) |