Тест «Коммуникативные умения» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест «Коммуникативные умения»



(Л. Михельсон, перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха)

 

Цель: определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.

Инструкция. Внимательно прочтите описание каждой из 27 ситуаций и выберите только один вариант поведения в ней (а, б, в, г или д). Это должно быть наиболее характерное для вас поведение, то, что вы действительно делаете в таких случаях, а не то, что, по-вашему, следовало бы сделать. Предпочтителен тот ответ, который первым пришёл вам в голову.

1. Кто-либо говорит вам: «Мне кажется, что вы замечательный человек». Вы обычно в подобных ситуациях:

а) говорите: «Нет, что вы! Я таким не являюсь»;

б) говорите с улыбкой: «Спасибо, я действительно человек выдающийся»;

в) говорите: «Спасибо»;

г) ничего не говорите и при этом краснеете;

д) говорите: «Да, я думаю, что отличаюсь от других и в лучшую сторону».

2. Кто-либо совершает действие или поступок, которые, по вашему мнению, являются замечательными. В таких случаях вы обычно:

а) поступаете так, как если бы это действие не было столь замечательным, и при этом говорите: «Нормально!»

б) говорите: «Это было отлично, но я видел результаты получше»;

в) ничего не говорите;

г) говорите: «Я могу сделать гораздо лучше»;

д) говорите: «Это действительно замечательно!»

3. Вы занимаетесь делом, которое вам нравится, и думаете, что оно у вас получается очень хорошо. Кто-либо говорит: «Мне это не нравится!» Обычно в таких случаях Вы:

а) говорите: «Вы – болван!»

б) говорите: «Я всё же думаю, что это заслуживает хорошей оценки»;

в) говорите: «Вы правы», хотя на самом деле не согласны с этим;

г) говорите: «Я думаю, что это выдающийся уровень. Что вы в этом понимаете»;

д) чувствуете себя обиженным и ничего не говорите в ответ.

4. Вы забыли взять с собой какой-то предмет, а думали, что принесли его, и кто-то говорит вам: «Вы такой растяпа! Вы забыли бы и свою голову, если бы она не была прикреплена к плечам». Обычно вы в ответ:

а) говорите: «Во всяком случае, я толковее вас. Кроме того, что вы в этом понимаете!»

б) говорите: «Да, вы правы. Иногда я веду себя как растяпа»;

в) говорите: «Если кто-либо растяпа, то это вы»;

г) говорите: «У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки только за то, что забыл что-то»;

д) ничего не говорите или вообще игнорируете это заявление.

5. Кто-либо, с кем вы договорились встретиться, опоздал на 30 минут, и это вас расстроило, причем человек этот не даёт никаких объяснений своему опозданию. В ответ вы обычно:

а) говорите: «Я расстроен тем, что вы заставили меня столько ожидать»;

б) говорите: «Я всё думал, когда же вы придёте»;

в) говорите: «Это был последний раз, когда я заставил себя ожидать вас»;

г) ничего не говорите этому человеку;

д) говорите: «Вы же обещали! Как вы смели так опаздывать!»

6. Вам нужно, чтобы кто-либо сделал для вас одну вещь. Обычно в таких случаях вы:

а) никого ни о чём не просите;

б) говорите: «Вы должны сделать это для меня»;

в) говорите: «Не могли бы вы сделать для меня одну вещь?», после этого объясняете суть дела;

г) слегка намекаете, что вам нужна услуга этого человека;

д) говорите: «Я очень хочу, чтобы вы сделали это для меня».

7. Вы знаете, что кто-то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких ситуациях вы:

а) говорите: «Вы выглядите расстроенным. Не могу ли я помочь?»

б) находясь рядом с этим человеком, не заводите разговора о его состоянии;

в) говорите: «У вас какая-то неприятность?»

г) ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с собой;

д) смеясь говорите: «Вы просто как большой ребенок!»

8. Вы чувствуете себя расстроенным, а кто-либо говорит: «Вы выглядите расстроенным». Обычно в таких ситуациях вы:

а) отрицательно качаете головой или никак не реагируете;

б) говорите: «Это не ваше дело!»

в) говорите: «Да, я немного расстроен. Спасибо за участие»;

г) говорите: «Пустяки»;

д) говорите: «Я расстроен, оставьте меня одного»;

9. Кто-либо порицает вас за ошибку, совершенную другими. В таких случаях вы обычно:

а) говорите: «Вы с ума сошли!»

б) говорите: «Это не моя вина. Эту ошибку совершил кто-то другой»;

в) говорите: «Я не думаю, что это моя вина»;

г) говорите: «Оставьте меня в покое, вы не знаете, что вы говорите»;

д) принимаете свою вину или не говорите ничего.

10. Кто-либо просит вас сделать что-либо, но вы не знаете, почему это должно быть сделано. Обычно в таких случаях вы:

а) говорите: «Это не имеет никакого смысла, я не хочу это делать»;

б) выполняете просьбу и ничего не говорите;

в) говорите: «Это глупость; я не собираюсь этого делать»;

г) прежде чем выполнить просьбу, говорите: «Объясните, пожалуйста, почему это должно быть сделано»;

д) говорите: «Если вы этого хотите...», после чего выполняете просьбу.

11. Кто-то говорит вам, что по его мнению, то, что вы сделали, великолепно. В таких случаях вы обычно:

а) говорите: «Да, я обычно это делаю лучше, чем большинство других людей»;

б) говорите: «Нет, это не было столь здорово»;

в) говорите: «Правильно, я действительно это делаю лучше всех»;

г) говорите: «Спасибо»;

д) игнорируете услышанное и ничего не отвечаете.

12. Кто-либо был очень любезен с вами. Обычно в таких случаях вы:

а) говорите: «Вы действительно были очень любезны по отношению ко мне»;

б) действуете так, будто этот человек не был столь любезен к вам, и говорите: «Да, спасибо»;

в) говорите: «Вы вели себя в отношении меня вполне нормально, но я заслуживаю большего;

г) игнорируете этот факт и ничего не говорите;

д) говорите: «Вы вели себя в отношении меня недостаточно хорошо».

13. Вы разговариваете с приятелем очень громко, и кто-либо говорит вам: «Извините, но вы ведёте себя слишком шумно». В таких случаях вы обычно:

а) немедленно прекращаете беседу;

б) говорите: «Если вам это не нравится, проваливайте отсюда»;

в) говорите: «Извините, я буду говорить тише», после чего ведётся беседа приглушенным голосом;

г) говорите: «Извините» и прекращаете беседу;

д) говорите: «Всё в порядке и продолжаете громко разговаривать».

14. Вы стоите в очереди, и кто-либо становится впереди вас. Обычно в таких случаях вы:

а) негромко комментируете это, ни к кому не обращаясь, например: «Некоторые люди ведут себя очень нервно»;

б) говорите: «Становитесь в хвост очереди!»

в) ничего не говорите этому типу;

г) говорите громко: «Выйди из очереди, ты, нахал!»

д) говорите: «Я занял очередь раньше вас. Пожалуйста, станьте в конец очереди».

15. Кто-либо делает что-нибудь такое, что вам не нравится и вызывает у вас сильное раздражение. Обычно в таких случаях вы:

а) выкрикиваете: «Вы болван, я ненавижу вас!»

б) говорите: «Я сердит на вас. Мне не нравится то, что вы делаете»;

в) действуете так, чтобы повредить этому делу, но ничего этому типу не говорите;

г) говорите: «Я рассержен. Вы мне не нравитесь»;

д) игнорируете это событие и ничего не говорите этому типу.

16. Кто-либо имеет что-нибудь такое, чем вы хотели бы пользоваться. Обычно в таких случаях вы:

а) говорите этому человеку, чтобы он дал вам эту вещь;

б) воздерживаетесь от всяких просьб;

в) отбираете эту вещь;

г) говорите этому человеку, что вы хотели бы пользоваться данным предметом, и затем просите его у него;

д) рассуждаете об этом предмете, но не просите его для пользования.

17. Кто-либо спрашивает, может ли он получить у вас определенный предмет для временного пользования, но так как это новый предмет, вам не хочется его одалживать. В таких случаях вы обычно:

а) говорите: «Нет, я только что достал его и не хочу с ним расставаться; может быть когда-нибудь потом»;

б) говорите: «Вообще-то я не хотел бы его давать, но вы можете попользоваться им»;

в) говорите: «Нет, приобретайте свой!»

г) одалживаете этот предмет вопреки своему нежеланию;

д) говорите: «Вы с ума сошли!»

18. Какие-то люди ведут беседу о хобби, которое нравится и вам, и вы хотели бы присоединиться к разговору. В таких ситуациях вы обычно:

а) не говорите ничего;

б) прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этом хобби;

в) подходите поближе к группе и при удобном случае вступаете в разговор;

г) подходите поближе и ожидаете, когда собеседники обратят на вас внимание;

д) прерываете беседу и тотчас начинаете говорить о том, как сильно вам нравится это хобби.

19. Вы занимаетесь своим хобби, а кто-либо спрашивает: «Что вы делаете?» Обычно вы:

а) говорите: «О, это пустяк». Или: «Да ничего особенного»;

б) говорите: «Не мешайте, разве вы не видите, что я занят?»

в) продолжаете молча работать;

г) говорите: «Это совсем вас не касается»;

д) прекращаете работу и объясняете, что именно вы делаете.

20. Вы видите споткнувшегося и падающего человека. В таких случаях вы:

а) рассмеявшись, говорите: «Почему вы не смотрите под ноги?»

б) говорите: «У вас всё в порядке? Может быть я что-либо могу для вас сделать?»

в) спрашиваете: «Что случилось?»

г) говорите: «Это всё колдобины в тротуаре»;

д) никак не реагируете на это событие.

21. Вы стукнулись головой о полку и набили шишку. Кто-либо говорит: «С вами всё в порядке?» Обычно вы:

а) говорите: «Я прекрасно себя чувствую. Оставьте меня в покое!»

б) ничего не говорите, игнорируя этого человека;

в) говорите: «Почему вы не занимаетесь своим делом?»

г) говорите: «Нет, я ушиб свою голову, спасибо за внимание ко мне»;

д) говорите: «Пустяки, у меня всё будет о’кей».

22. Вы допустили ошибку, но вина за неё возложена на кого-либо другого. Обычно в таких случаях вы:

а) не говорите ничего;

б) говорите: «Это их ошибка!»

в) говорите: «Эту ошибку допустил я»;

г) говорите: «Я не думаю, что это сделал этот человек»;

д) говорите: «Это их горькая доля».

23. Вы чувствуете себя оскорбленным словами, сказанными кем-либо в ваш адрес. В таких случаях вы обычно:

а) уходите прочь от этого человека, не сказав ему, что он расстроил вас;

б) заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этого делать;

в) ничего не говорите этому человеку, хотя чувствуете себя обиженным;

г) в свою очередь оскорбляете этого человека, называя его по имени;

д) заявляете этому человеку, что вам не нравится то, что он сказал, и что он не должен этого делать снова.

24. Кто-либо часто перебивает, когда вы говорите. Обычно в таких случаях вы:

а) говорите: «Извините, но я хотел бы закончить то, о чем рассказывал»;

б) говорите: «Так не делают. Могу я продолжить свой рассказ?»

в) прерываете этого человека, возобновляя свой рассказ;

г) ничего не говорите, позволяя другому человеку продолжать свою речь;

д) говорите: «Замолчите! Вы меня перебили!»

25. Кто-либо просит вас сделать что-либо, что помешало бы вам осуществить свои планы. В этих условиях вы обычно:

а) говорите: «Я действительно имел другие планы, но я сделаю то, что вы хотите;

б) говорите: «Ни в коем случае! Поищите кого-нибудь ещё»;

в) говорите: «Хорошо, я сделаю то, что вы хотите»;

г) говорите: «Отойдите, оставьте меня в покое»;

д) говорите: «Я уже приступил к осуществлению других планов. Может быть, когда-нибудь потом».

26. Вы видите кого-либо, с кем хотели бы встретиться и познакомиться. В этой ситуации вы обычно:

а) радостно окликаете этого человека и идёте ему навстречу;

б) подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с ним разговор;

в) подходите к этому человеку и ждёте, когда он заговорит с вами;

г) подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о крупных делах, совершенных вами;

д) ничего не говорите этому человеку.

27. Кто-либо, кого вы раньше не встречали, останавливается и окликает вас возгласом «Привет!» В таких случаях вы обычно:

а) говорите: «Что вам угодно?»

б) не говорите ничего;

в) говорите: «Оставьте меня в покое»;

г) произносите в ответ «Привет!», представляетесь и просите этого человека представиться в свою очередь;

д) киваете головой, произносите «Привет!» и проходите мимо.

Обработка результатов. Чтобы определить вашу позицию в общении (зависимую, компетентную или агрессивную), какие умения у вас сформированы и какой тип поведения преобладает, подсчитайте количество совпавших ответов по каждой шкале (количество совпадений по шкале равняется количеству баллов по ней):

1. Зависимая позиция в общении (неуверенное поведение):

1 (а,г), 2 (а,в), 3 (в,д), 4 (б,д), 5 (г), 6 (а,г), 7 (б,г), 8 (а,г), 9 (д), 10 (б,д), 11 (б,д), 12 (б,г), 13 (а,г), 14 (а,в), 15 (в,д), 16 (б,д), 17 (г), 18 (а,г), 19 (а,в), 20 (г,д), 21 (б), 22 (а), 23 (а,в), 24 (г), 25 (в), 26 (в,д), 27 (б,д).

2. Компетентная позиция в общении (уверенное поведение):

1 (б,в), 2 (д), 3 (б), 4 (г), 5 (а,б), 6 (в,д), 7 (а,в), 8 (в), 9 (б,в), 10 (г), 11 (г), 12 (а), 13 (в), 14 (д), 15 (б), 16 (г), 17 (а,б), 18 (в), 19 (д), 20 (б,в), 21 (г,д), 22 (в,г), 23 (д), 24 (а,б), 25 (а,д), 26 (а,б), 27 (а,г).

3. Агрессивная позиция в общении (давящее поведение):

1 (д), 2 (б,г), 3 (а,г), 4 (а,в), 5 (в,д), 6 (б), 7 (д), 8 (б,д), 9 (а,г), 10 (а,в), 11 (а,в), 12 (в,д), 13 (б,д), 14 (б,г), 15 (а,г), 16 (а,в), 17 (д,в), 18 (б,д), 19 (б,г), 20 (а), 21 (а,в), 22 (б,д), 23 (б,г), 24 (в,д), 25 (б,г), 26 (г), 27 (в).

По количеству компетентных реакций (шкала 2) определяется уровень компетентности в общении по шкале: 21-27 баллов – высокий уровень; 19-20 баллов – выше среднего; 15-18 баллов – средний уровень; 12-14 баллов – ниже среднего; 0-11 баллов – низкий уровень. Кроме того, все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций (их следует проанализировать, вернувшись к вашим ответам по указанным номерам вопросов):

· ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнёра (вопросы 1, 2, 11, 12);

· ситуации, в которых требуется реакция на отрицательные высказывания партнёра (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24);

· ситуации, в которых требуется реакция на обращение с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25);

· ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27);

· ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22).

Таким образом, вы можете определить, какой стиль общения преобладает у вас в определенной ситуации. Методика позволяет также выделить и проанализировать вашу позицию в общении по основным блокам коммуникативных умений:

1) умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника (пункты 1, 2, 11, 12);

2) реагирование на справедливую критику (пункты 4, 13);

3) реагирование на несправедливую критику (пункты 3, 9);

4) реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника (пункты 5, 14, 15, 23, 24);

5) умение обратиться к сверстнику с просьбой (пункты 6, 16);

6) умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет» (пункты 10, 17, 25);

7) умение самому оказать сочувствие, поддержку (пункты 7, 20);

8) умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников (пункты 8, 21);

9) умение вступить в контакт с другим человеком, контактность (пункты 18, 26);

10) реагирование на попытку вступить с тобой в контакт (пункты 19, 27).

Коммуникативная компетентность – обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее развитые коммуникативные способности и сформированные умения и навыки межличностного общения, знания об основных его закономерностях и правилах.

Коммуникативная компетентность включает: 1) обладание специфическими коммуникативными способностями, включающими в себя личностные психические черты и характеристики поведения, значимые для общения; 2) наличие коммуникативных знаний, практических умений и навыков, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения; 3) умение занимать партнерскую позицию в общении, строить контакты на разных психологических дистанциях и в разных позициях, адекватных ситуации; 4) обладание гибкостью и креативностью в выборе и применении коммуникативных тактик и стратегий; 5) ценностное отношение к участникам процесса общения (и к себе и к другому человеку; 6) желание и стремление психологически грамотно строить свои отношения с окружающими, совершенствоваться в этом.

Очевидно, что коммуникативная компетентность несомненно является важнейшей характеристикой современного специалиста, управленца, организатора производства. Коммуникативная компетентность является одним из приоритетных факторов профессиональной пригодности специалистов, чья профессия относится к типу «человек-человек».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 768; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.061 с.)