Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика диагностики эмпатических способностейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(В.В. Бойко)
Цель: выявление общего уровня эмпатии и определение доминирующего канала эмпатии. Инструкция. Опросник теста содержит 36 пунктов. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак «+» («да»), если не согласны – знак «–» («нет»). Помните, что в тесте нет «плохих» и «хороших» ответов. Предпочтителен тот ответ, который первым пришёл вам в голову. 1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности. 2. Если окружение проявляет признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным. 3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции. 4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев. 5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется. 6. Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке. 7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде, самолёте. 8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то огорчены. 9. Моя интуиция – более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт. 10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности бестактно. 11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая этого. 12. Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состояние. 13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение. 14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей. 15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются. 16. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном. 17. Иногда близкие упрекают меня в чёрствости, невнимании к ним. 18. Мне легко удаётся копировать интонацию, мимику людей, подражая им. 19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров. 20. Чужой смех обычно заражает меня. 21. Часто действуя наугад, я, тем не менее, нахожу правильный подход к человеку. 22. Плакать от счастья глупо. 23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нём. 24. Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов. 25. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей. 26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются. 27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его. 28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи. 29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком. 30. У меня творческая натура – поэтическая, художественная, артистическая. 31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых. 32. Я раскаиваюсь, если вижу плачущего человека. 33. Моё мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией. 34. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему. 35. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов. 36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей. Обработка результатов. Подсчитайте количество совпавших ответов по каждой шкале (количество совпадений по шкале равняется количеству баллов по ней): 1. Рациональный канал эмпатии: «+»: 1, 7, 19, 25 и «-»: 13, 31. 2. Эмоциональный канал эмпатии: «+»: 8, 20, 32 и «-»: 2; 14; 26. 3. Интуитивный канал эмпатии: «+»: 9, 15, 21, 27 и «-»: 3, 33. 4. Установки, способствующие эмпатии: «+»: 4 и «-»: 10, 16, 22, 28, 34. 5. Проникающая способность в эмпатии: «+»: 5 и «-»:11, 17, 23, 29, 35. 6. Идентификация в эмпатии: «+»:6, 12, 18, 30 и «-»: 24, 36. 7. Суммарная оценка уровня эмпатии: суммируйте количество баллов по всем шкалам. Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) – эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого человека, а также сопереживание – переживание человеком тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой, на основе полного отождествления. Развитие эмпатических способностей личности способствует повышению продуктивности деятельности, повышению компетентности в общении и развитию эффективных контактов с другими людьми. Особо важное значение имеют эмпатические способности для людей, чья профессия связана с общением с людьми. Оценки по шкалам № 1-6 могут варьировать от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии. Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя – уровня эмпатии. Суммарный показатель теоретически может изменяться в пределах от 0 до 36 баллов. При этом: 30-36 баллов – очень высокий уровень эмпатии; 22-29 баллов – средний уровень эмпатии; 15-21 баллов – заниженный уровень эмпатии; 0-14 баллов – очень низкий уровень эмпатии. 1. Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления субъекта на сущность любого другого человека – на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность. 2. Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими – сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством «вхождения» в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать на него возможно только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно. 3. Интуитивный канал эмпатии. Балльная оценка свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Интуиция, надо полагать, менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров. 4. Установки, способствующие или препятствующие эмпатии,соответственно, облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии, вероятно, снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умозаключения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатическгого восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности. 5. Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует информационно-энергетическому обмену (или препятствует ему). Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению. 6. Идентификация – ещё одно непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.
Определение направленности личности (ориентационная анкета) (Б. Басс)
Цель:определение направленности личности в профессиональной деятельности. Инструкция. Вам предлагается 27 утверждений. 1. В каждом пункте выберите только один ответ, который лучше всего выражает вашу точку зрения и в наибольшей степени отвечает вашему мнению. Букву, которой обозначен ответ (а, б, в), запишите рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «больше всего». 2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, запишите рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего». 3. Таким образом, в ответе на каждый из пунктов опросника вы получите две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы («больше всего» и «меньше всего»). Остальные ответы нигде не записываются.
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от: а) одобрения моей работы; б) сознания того, что работа сделана хорошо; в) сознание того, что меня окружают друзья. 2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть: а) тренером, который разрабатывает тактику игры; б) известным игроком; в) выбранным капитаном команды. 3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто: а) проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход; б) вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете; в) создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать своё мнение. 4. Мне нравится, когда люди: а) радуются выполненной работе; б) с удовольствием работают в коллективе; в) стремятся выполнить свою работу лучше других. 5. Я хотел бы, чтобы мои друзья: а) были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности; б) были верны и преданы мне; в) были умными и интересными людьми. 6. Лучшими друзьями я считаю тех: а) с кем складываются хорошие взаимоотношения; б) на кого всегда можно положиться; в) кто может многого достичь в жизни. 7. Больше всего я не люблю: а) когда у меня что-то не получается; б) когда портятся отношения с товарищами; в) когда меня критикуют. 8. По-моему, хуже всего, когда педагог: а) не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними; б) вызывает дух соперничества в коллективе; в) недостаточно хорошо знает предмет, который преподает. 9. В детстве мне больше всего нравилось: а) проводить время с друзьями; б) ощущение выполненных дел; в) когда меня за что-нибудь хвалили. 10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто: а) добился успеха в жизни; б) по-настоящему увлечён своим делом; в) отличается дружелюбием и доброжелательностью. 11. В первую очередь школа должна: а) научить решать задачи, которые ставит жизнь; б) развивать прежде всего индивидуальные способности ученика; в) воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми. 12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его: а) для общения с друзьями; б) для отдыха и развлечений; в) для своих любимых дел и самообразования. 13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда: а) работаю с людьми, которые мне симпатичны; б) у меня интересная работа; в) мои усилия хорошо вознаграждаются. 14. Я люблю, когда: а) другие люди меня ценят; б) испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы; в) приятно провожу время с друзьями. 15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы: а) рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать; б) написали о моей деятельности; в) обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю. 16. Лучше всего я учусь, если преподаватель: а) имеет ко мне индивидуальный подход; б) сумеет вызвать у меня интерес к предмету; в) устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем. 17. Для меня нет ничего хуже, чем: а) оскорбление личного достоинства; б) неудача при выполнении важного дела; в) потеря друзей. 18. Больше всего я ценю: а) успех; б) возможности хорошей совместной работы; в) здравый практичный ум и смекалку. 19. Я не люблю людей, которые: а) считают себя хуже других; б) часто ссорятся и конфликтуют; в) возражают против всего нового. 20. Приятно, когда: а) работаешь над важным для всех делом; б) имеешь много друзей; в) вызываешь восхищение и всем нравишься. 21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть: а) доступным; б) авторитетным; в) требовательным. 22. В свободное время я охотно прочитал бы книги: а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми; б) о жизни знаменитых и интересных людей; в) о последних достижениях науки и техники. 23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть: а) дирижёром; б) композитором; в) солистом. 24. Мне бы хотелось: а) придумать интересный конкурс; б) победить в конкурсе; в) организовать конкурс и руководить им. 25. Для меня важнее всего знать: а) что я хочу сделать; б) как достичь цели; в) как организовать людей для достижения цели. 26. Человек должен стремиться к тому, чтобы: а) другие были им довольны; б) прежде всего выполнить свою задачу; в) его не нужно было упрекать за выполненную работу. 27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время: а) в общении с друзьями; б) просматривая развлекательные фильмы; в) занимаясь своим любимым делом. Обработка результатов. В каждом из вопросов ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» – 0, оставшийся не выбранным – 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно. 1. Направленность на себя: 1а, 2б, 3а, 4в, 5б, 6в, 7в, 8а, 9в, 10а, 11б, 12б, 13в, 14а, 15б, 16а, 17а, 18а, 19а, 20в, 21б, 22б, 23в, 24б, 25а, 26в, 27б. 2. Направленность на общение: 1в, 2в, 3в, 4б, 5а, 6а, 7б, 8б, 9а, 10в, 11в, 12а, 13а, 14в, 15в, 16в, 17в, 18б, 19б, 20б, 21а, 22а, 23а, 24в, 25в, 26а, 27а. 3. Направленность на дело: 1б, 2а, 3б, 4а, 5в, 6б, 7а, 8в, 9б, 10б, 11а, 12в, 13б, 14б, 15а, 16б, 17б, 18в, 19в, 20а, 21в, 22в, 23б, 24а, 25б, 26б, 27в. Направленность на себя – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность. Направленность на общение - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. Направленность на дело – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. Личностный опросник (Г.Ю. Айзенк) Цель:определение типа темперамента. Инструкция. Вам предлагается ответить на 57 вопросов, касающихся вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и тот «естественный» ответ, который первым придет вам в голову. В этом тесте нет ни «хороших», ни «плохих» ответов, так как это не испытание умственных способностей. Если вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+» («да»), если нет – знак «–» («нет»).
1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения? 2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить и посочувствовать? 3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком? 4. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений? 5. Обдумываете ли вы свои дела неспеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать? 6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно? 7. Часто ли у вас бывают спады или подъемы настроения? 8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите? 9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было? 10. Верно ли, что на «спор» вы способны решиться на всё? 11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен? 12. Выходите ли вы иногда из себя, злитесь? 13. Часто ли вы действуете под влиянием момента, необдуманно? 14. Часто ли вас беспокоит мысль о том, что вам не следовало что-либо делать или говорить? 15. Предпочитаете ли вы обычно чтение книг встречам с людьми? 16. Легко ли вас обидеть? 17. Любите ли вы часто бывать в компаниях? 18. Бывают ли у вас такие мысли, которые вы хотели бы скрыть от других? 19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что всё горит в руках, а иногда чувствуете усталость? 20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей? 21. Много ли вы мечтаете? 22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же? 23. Часто ли вас беспокоит чувство вины? 24. Все ли ваши привычки хороши? 25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и беззаботно повеселиться в весёлой компании? 26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела? 27. Считают ли вас человеком живым и весёлым? 28. Часто ли, сделав какое-то важное дело, вы испытываете чувство, что могли бы сделать ещё лучше? 29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании? 30. Вы иногда сплетничаете? 31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли? 32. Если вы хотите узнать о чём-нибудь, то вы предпочтете прочитать об этом в книге, нежели спросить у людей? 33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение? 34. Нравится ли вам работа, которая требует сосредоточения? 35. Бывают ли у вас приступы дрожи? 36. Всегда ли вы говорите правду? 37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом? 38. Раздражительны ли вы? 39. Нравится ли вам работа, требующая быстроты действий? 40. Часто ли вы волнуетесь по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти, хотя всё кончилось благополучно? 41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны? 42. Вы когда-нибудь опаздывали на встречу с кем-либо или на работу? 43. Часто ли вам снятся кошмары? 44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого случая побеседовать с новым человеком? 45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли? 46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться с друзьями? 47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком? 48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся? 49. Можете ли вы сказать, что вы весьма уверенный в себе человек? 50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы? 51. Трудно ли получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народу? 52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других? 53. Смогли бы вы внести оживление в скучную компанию? 54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь? 55. Беспокоитесь ли вы о своём здоровье? 56. Любите ли вы подшучивать над другими? 57. Страдаете ли вы бессонницей? Обработка результатов. Подсчитайте количество совпавших ответов по каждой шкале (количество совпадений по шкале равняется количеству баллов по ней): 1. Шкала «экстраверсия-интроверсия»: «+» по пунктам 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 и «–» по пунктам 5, 15, 20, 29, 32, 37, 41, 51. 2. Шкала «нейротизм»: «+» по пунктам 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57. 3. Шкала лжи: «+» по пунктам 6, 24, 36 и «–» по пунктам 12, 18, 30, 42, 48, 54. Если по шкале «экстраверсия-интроверсия» сумма баллов: 0-10 – вы интроверт; 15-24 – вы экстраверт; 11-14 – вы амбиверт. Если по шкале «нейротизм» сумма баллов: 0-10 – вы эмоционально устойчивы; 11-16 – вы эмоциональны и впечатлительны; 17-22 – у вас проявляются отдельные признаки расшатанности нервной системы; 23-24 – у вас возможно проявление нейротизма, граничащего с патологией, возможен нервный срыв, невроз. Если по шкале лжи сумма баллов: 0-3 – это норма человеческой лжи, и вашим ответам можно доверять; 4-5 – ваши ответысомнительны; 6-9 – ваши ответы не достоверны.
Амбиверт – человек, соединяющий в себе некоторые характеристики экстраверта и интроверта. Это нечто среднее между ними. Наиболее значимые характеристики основных типов в нём выражены не так ярко: амбиверт направлен и во вне, и внутрь своего мира; он может быть достаточно общителен, но в зависимости от обстановки; в большей мере адаптивен, чем интроверт, но в меньшей мере активен в общении, чем экстраверт. Экстраверт – это тип личности, который обращён к объекту, к внешней действительности. Это открытые люди, которые характеризуются интересом к внешнему объекту, готовностью воспринимать всё, что происходит вовне, оказывать непосредственное влияние или оказываться под влиянием внешних событий. Интроверт – это тип личности, который человек, обращенный вовнутрь, он весь в себе, внешнее его интересует мало, он больше заботится о своём внутреннем мире. Обычно интровертов распознать труднее, их как бы нет иногда, настолько сильно они растворяются в толпе и компании. Это внешне спокойные люди, без эмоций, держащиеся в тени, неразговорчивые. Они не любят компании и редко первыми заводят знакомство. Лица с чётко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них, поэтому выполните тест «Формула темперамента» А. Белова. Тест «Формула темперамента» (А. Белов) Цель:выявлениедоминирования и процентного соотношения темпераментов в характеристике личности. Инструкция. Вам предлагается ответить на 80 вопросов, касающихся ваших личностных свойств. Постарайтесь давать ответы, которые первыми придут вам в голову. Помните в этом тесте нет ни «хороших», ни «плохих» ответов, так как это не испытание умственных способностей. Если указанные в вопросах свойства вам присущи, обычны, повседневны, то рядом с соответствующим номером поставьте знак «+» («да»), а если они у вас отсутствуют – знак «–» («нет»).
1. Вы неусидчивы и суетливы? 2. Вы невыдержанны и вспыльчивы? 3. Вы нетерпеливы? 4. Вы резки и прямолинейны в отношениях с людьми? 5. Вы решительны и инициативны? 6. Вы упрямы? 7. Вы находчивы в споре? 8. Вы работаете рывками? 9. Вы склонны к риску? 10. Вы незлопамятны? 11. Вы обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью? 12. Вы неуравновешенны и склонны к горячности? 13. Вы агрессивный забияка? 14. Вы нетерпимы к недостаткам? 15. Вы обладаете выразительной мимикой? 16. Вы способны быстро действовать и решать? 17. Вы неустанно стремитесь к новому? 18. Вы обладаете резкими порывистыми движениями? 19. Вы настойчивы в достижении поставленной цели? 20. Вы склонны к резким сменам настроения? 21. Вы веселы и жизнерадостны? 22. Вы энергичны и деловиты? 23. Вы часто не доводите начатое дело до конца? 24. Вы склонны переоценивать себя? 25. Вы способны быстро схватывать новое? 26. Вы неустойчивы в интересах и склонностях? 27. Вы легко переживаете неудачи и неприятности? 28. Вы легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам? 29. Вы с увлечением беретесь за любое новое дело? 30. Вы быстро остываете, если дело перестает вас интересовать? 31. Вы быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую? 32. Вы тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы? 33. Вы общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми? 34. Вы выносливы и работоспособны? 35. Вы обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся жестами, выразительной мимикой? 36. Вы сохраняете самообладание в неожиданной сложной остановке? 37. Вы обладаете всегда бодрым настроением? 38. Вы быстро засыпаете и пробуждаетесь? 39. Вы часто несобранны, проявляете поспешность в решениях? 40. Вы склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться? 41. Вы спокойны и хладнокровны? 42. Вы последовательны и обстоятельны в делах? 43. Вы осторожны и рассудительны? 44. Вы умеете ждать? 45. Вы молчаливы и не любите попусту болтать? 46. Вы обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики? 47. Вы сдержанны и терпеливы? 48. Вы доводите начатое дело до конца? 49. Вы не растрачиваете попусту сил? 50. Вы придерживаетесь выработанного распорядка дня, жизни, системы в работе? 51. Вы легко сдерживаете порывы? 52. Вы маловосприимчивы к одобрению и порицанию? 53. Вы незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес? 54. Вы постоянны в своих отношениях и интересах? 55. Вы медленно включаетесь в работу и медленно переключаетесь с одного дела на другое? 56. Вы ровны в отношениях со всеми? 57. Вы любите аккуратность и порядок во всём? 58. Вы с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке? 59. Вы обладаете выдержкой? 60. Вы несколько медлительны? 61. Вы стеснительны и застенчивы? 62. Вы теряетесь в новой обстановке? 63. Вы затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми? 64. Вы не верите в свои силы? 65. Вы легко переносите одиночество? 66. Вы чувствуете подавленность и растерянность при неудачах? 67. Вы склонны уходить в себя? 68. Вы быстро утомляетесь? 69. Вы обладаете тихой речью? 70. Вы невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника? 71. Вы впечатлительны до слезливости? 72. Вы чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию? 73. Вы предъявляете высокие требования к себе и окружающим? 74. Вы склонны к подозрительности, мнительности? 75. Вы болезненно чувствительны и легко ранимы? 76. Вы чрезмерно обидчивы? 77. Вы скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями? 78. Вы малоактивны и робки? 79. Вы уступчивы и покорны? 80. Вы стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих? Обработка результатов. Подсчитайте следующие показатели: Ax – число плюсов в пунктах с 1 по 20; Aс – число плюсов в пунктах с 21 по 40; Aф – число плюсов в пунктах с 41 по 60; Aм – число плюсов в пунктах с 61 по 80; А – общее число плюсов по всем пунктам теста. Степень выраженности каждого типа темперамента у человека подсчитывается по следующим формулам: Холерик: ; Сангвиник: ; Флегматик: ; Меланхолик: . Формула темперамента: Фт = Х+С+Ф+М. Например: Ф т = 35%Х + 30%С + 14%Ф + 21%М. Это значит, что темперамент испытуемого на 35% холерический, на 30% сангвинический, на 14% флегматический, на 21% меланхолический. Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет: 40%и выше, значит, данный тип темперамента является у вас доминирующим; 30-39%, то качества данного типа выражены достаточно ярко; 20-29%, то качества данного типа выражены средне; 10-19%, то качества данного темперамента выражены в малой степени. Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека – подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т.д. Темперамент не характеризует убеждений, взглядов, интересов личности. Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство. Известные истории сангвиники: Н. Бонапарт, П. Бомарше, А.И. Герцен. Холерик – отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах. Среди знаменитых холериков следует отметить Петра I, А.В. Суворова, А.С. Пушкина, Д.И. Менделеева. Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. Среди известных флегматиков можно выделить полководца М.И. Кутузова, баснописца И.А. Крылова, ученых Г. Галилея и А. Левенгука, философа И. Канта. Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чём-то сосредоточиться. Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик – человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают. Не трудно догадаться, что среди меланхоликов много писателей, композиторов, например, П.И. Чайковский, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, А.А. Блок.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 5286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.204.160 (0.016 с.) |