Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направления инженерной психологии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основными направлениями инженерной психологии на автомобильном транспорте являются психофизиологическое, эксплуатационное, инженерно-педагогическое и конструкторское. Психофизиологическое направление занимается выявлением и исследованием психофизиологических характеристик деятельности водителя. В рамках этого направления изучаются психофизиологические особенности деятельности водителя и их влияние на продуктивность его работы, разрабатываются мероприятия по психофизиологическому отбору и подбору водителей, изучаются факторы, отрицательно влияющие на состояние водителей и их здоровье, профессиональные заболевания, создаются методики проведения предрейсовых осмотров. Эксплуатационное направление изучает вопросы работоспособности водителей в различных режимах и условиях деятельности, разрабатывает методы и рекомендации по повышению надежности и эффективности их деятельности. Инженерно-педагогическое направление изучает особенности формирования водительских навыков и умений, разрабатывает научно обоснованные методы обучения и тренировки водителей в различных видах их деятельности. Конструкторское направление изучает возможности человека и учитывает их при создании новых и совершенствовании серийных автомобилей. Основными методами исследования в инженерной психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Такое деление методов условно, так как эти методы взаимосвязаны, они дополняют друг друга и обычно используются одновременно в различных сочетаниях. Планомерное наблюдение за деятельностью водителя позволяет получить довольно полное представление о его подготовленности, работоспособности, самообладании, решительности, эмоциональной устойчивости, осмотрительности, скорости и точности его управляющих действий. Наблюдающий должен хорошо знать специфику деятельности водителя, иметь достаточное представление о психологической сущности этого метода и четко поставленную задачу наблюдения. Цель наблюдения - определить подготовленность водителя к управлению автомобилем в различных условиях (ночью, на больших скоростях, в горах и т. д.); проверить поведение и действия водителя при проезде нерегулируемого перекрестка, обгоне, смене полосы движения или проверить знание ПДД и т. д.
Одной из разновидностей наблюдения является так называемый трудовой метод, когда сам исследователь становится оператором (водителем) и на своем собственном опыте дает заключение о поставленной задаче, В ходе беседыиспытуемому задаются заранее продуманные вопросы, порядок и форма которых меняются в зависимости от индивидуальных особенностей испытуемых и хода самой беседы. Беседа обычно используется при изучении причин ДТП и предпосылок к ним, а также причин нарушения водителями Правил дорожного движения. Близким к методу беседы является метод анкетного опроса, который проводится в целях получения необходимой информации от большого числа водителей. Эксперимент - это такой способ исследования, для которого характерно преднамеренное, планомерное воспроизведение изучаемых процессов при точно учитываемых условиях, в которых они протекают, с регистрацией изучаемых параметров. Различают лабораторный и естественный (или натурный) эксперименты. Лабораторный эксперимент проводится с целью изучения различных психофизиологических процессов (скорости и точности сенсомоторных реакций, восприятия, внимания, мышления, памяти, волевых качеств, эмоциональной устойчивости, работоспособности и т. д.), а также поведения и действий водителя в различных дорожных ситуациях. Для лабораторного эксперимента используются различные приборы, стенды и автомобильные тренажеры, моделирующие элементы деятельности водителя. Недостатком лабораторного эксперимента является его искусственность. В лабораторных условиях невозможно полностью воссоздать условия реальной деятельности, и поэтому отсутствует необходимый эмоциональный фон, характерный для трудовой деятельности водителя. Некоторые водители относятся к таким экспериментам недостаточно серьезно, что иногда снижает объективность и достоверность полученных данных. Естественный эксперимент проводится в условиях реальной деятельности. Испытуемый иногда даже не знает, а порой забывает, что он является объектом исследования. Именно поэтому данные, полученные в результате естественного эксперимента, объективны и имеют большую ценность. В лабораторном и естественном экспериментах используются различные приборы для синхронной регистрации осведомительной информации, поступающей к водителю, его ответных действий и психофизиологических функций.
Разновидностью лабораторного эксперимента является модельный эксперимент - искусственное воспроизведение какого-либо явления, аналогичного другому изучаемому явлению. Модельный эксперимент может выражаться в более или менее точном воспроизведении отдельных элементов деятельности водителя, что имеет место на автомобильных тренажерах. Однако, если модельный эксперимент проводится с целью психофизиологического отбора водителей, то действия испытуемого во время эксперимента необязательно должны быть идентичными по форме действиям водителя при управлении автомобилем. В этом случае главным должно быть не внешнее сходство с изучаемой деятельностью, а предъявление таких высоких требований к исследуемым психическим процессам, которые соответствовали бы требованиям, предъявляемым к ним в условиях реальной деятельности. Большое значение для безопасности дорожного движения имеет инженерно-психологическое обеспечение при обустройстве автомобильных дорог, которое должно помогать водителю своевременно предвидеть развитие дорожной обстановки и прогнозировать свои действия. Это может быть обеспечено подачей нужной, опережающей информации, которая должна подсказывать правильные решения. Такая информация дается водителю установкой предупреждающих знаков. Дорожная разметка, нанесенная с учетом психофизиологических возможностей водителей, оказывает положительное влияние на степень их нервного напряжения и управляющие действия. Некоторые результаты таких исследований опубликованы немецким психологом Д. Клебильсбергом. Так, например, на участке дороги с предварительным уведомлением о повороте ведомые водители сближались с лидером с меньшей скоростью и меньше была дисперсия колебаний дистанций, что повышало безопасность движения. В других исследованиях на участке автомагистрали длиной 400 м было нанесено 90 поперечных полос шириной 60 см, причем расстояние между ними сокращалось с 7 до 2 м. Уменьшение расстояния между поперечными полосами на дороге увеличивало частоту их мелькания, и у водителя возникало ощущение увеличения скорости. Это приводило к снижению скорости на этом участке дороги на 30-85 %. Такой «оптический тормоз» и через год не утратил своей эффективности. Было также установлено, что водители воспринимают только 91-97 % всех дорожных знаков и приоритетность и восприятия зависит от отношения к ним водителя, которое не всегда совпадает с их важностью. Так, на дорожные знаки об ограничении скорости или посте полицейского контроля водители обращают внимание чаще, чем на знаки, призывающие к осторожности или сообщающие о пешеходном переходе. Дорожные знаки, вызывающие положительные; эмоции, например «Конец зоны ограничения минимальной скорости», «Конец зоны ограничения максимальной скорости», «Конец зоны запрещения обгона» и т. д.. воспринимаются быстрее, чем другие. Для повышения эффективности восприятия дорожных знаков иногда дублируют их изображение на проезжей части автомагистрали («Пешеходный переход», «Сужение дороги», знаки ограничения скорости и т. д.). Преимущество такого изображения заключается в том, что водитель видит знак перед собой и ему не нужно для его восприятия отрывать взгляд от проезжей части дороги.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.118.202 (0.011 с.) |