Понятие об инженерной психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие об инженерной психологии.



Утверждено

На заседании кафедры «Организация перевозок и безопасность дорожного движения»

протокол № 1 от 28. 08. 2012 г.

Заведующий кафедрой

Н.В. Пеньшин

 

Вводится в действие с

«01» сентября 20 12 г.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

учебной дисциплины

Инженерная психология

(наименование дисциплины в соответствии с утвержденным учебным планом подготовки)

 

Для студентов, обучающихся по специальности:

190702-«Организация и безопасность движения»

(шифр и наименование образовательной программы)

Специализация:

(наименование специализации)

Форма обучения:

Очная

Составитель:

доцент Горюшинский Валентин Сергеевич

(должность, фамилия, имя, отчество составителя программы)

 

Тамбов 2012

Тема 1

Инженерная психология на автомобильном транспорте

Цель – дать понятие и определить задачи инженерной психологии в повышении надежности водителей АТС.

  1. Понятие об инженерной психологии.
  2. Задачи инженерной психологии.
  3. Направления инженерной психологии.
  4. Мотивация водителей на безопасное управление автомобилем.
  5. Получение информации водителем.

Мотивация водителей на безопасное управление автомобилем

Проведенные исследования также показали, что дорожный надзор оказывается эффективным, если частота обнаружения нарушений с соответствующим воздействием на нарушителя составляет не менее 50 %. Дорожный надзор влияет только на поведение участников движения, а не на мотивы, которыми они руководствуются. Так, мотив водителя «ехать быстрее, не меняется на мотив «ехать медленнее». Он снижает скорость вблизи поста контроля, а затем ее опять превышает. Однако, если в половине случаев такого нарушения водителей задерживают и наказывают, то количество случаев превышения ими допустимой скорости резко снижается. В противном случае при безнаказанности неправильное поведение водителя закрепляется. Эта закономерность полностью относится и к другим нарушениям ПДД как водителями, так и пешеходами.

Одними наказаниями и их ужесточением предупредить нарушение ПДД невозможно. Пока водителям это будет выгодно, они будут нарушать Правила, особенно если вероятность их задержания и наказания невелика. Необходимо сделать все, чтобы водителям было невыгодно нарушать ПДД и, наоборот, было бы выгодно безопасно управлять автомобилем. В этих целях целесообразно использовать методы морального воздействия.

Во многих странах широко распространено поощрение водителей за безопасное управление автомобилем. Это выражается в значительных надбавках к заработной плате, преподнесении дорогих подарков, установлении на автомобилях специальных красочных эмблем и других мерах поощрения. Такие мероприятия дают значительный положительный эффект в отличие от наказания за нарушение. По мнению психологов, метод отрицательной стимуляции, т. е. применение наказания за нарушение, сам по себе является грубым средством изменения поведения водителей. Этот метод применяется уже тогда, когда нельзя исправить последствия нарушения, к тому же он учит не столько не нарушать Правила, сколько не попадаться на нарушениях. Очевидно, что необходимо сочетать наказания за нарушение Правил дорожного движения с всемерным поощрением водителей за безопасное управление автомобилем.

Материальные основы психики

В настоящее время общепризнано, что психика есть отражение мозгом человека реальной действительности. Это отражение проявляется в виде психических процессов, психических состояний и свойств личности. К психическим процессам относятся ощущения, восприятия, мышление, память, эмоции, внимание и др. Психические состояния - это бодрость и подавленность, высокая работоспособность и усталость, хорошее и плохое настроение, болезнь и здоровье. Свойствами личности являются способности, характер, темперамент, убеждения, направленность и др.

Материальной основой психики, или высшей нервной деятельности, является кора головного мозга. Однако эту истину после И. М. Сеченова нужно было еще доказать. Он только высказал эту мысль, но не подтвердил ее научными, экспериментальными данными, Это сделал другой великий русский физиолог — академик И. П. Павлов, который в точном эксперименте установил, что основой высшей нервной деятельности явля­ются рефлексы, названные им условными. Это сложные рефлексы, кото­рые приобретаются в течение жизни на основе индивидуального опыта при обязательном участии коры головного мозга. Условные рефлексы непостоянны, так как их связи, образованные в коре головного мозга, временные: при отсутствии подкрепления они исчезают.

От условных рефлексов следует отличать безусловные, которые возникают при непосредственном воздействии внешних или внутренних раздражителей на органы чувств. Так, например, у ребенка, не знающего вкуса лимона, его вид не вызывает слюноотделения. Слюна начинает выделяться только в том случае, если положить ему ломтик лимона в рот. Это будет безусловный, врожденный пищевой рефлекс. Однако после того как ребенок узнает вкус лимона, уже один только вид его становится условным раздражителем и вызывает выделение слюны. В этом случае сигналом для выделения слюны становится уже не вкус лимона, находящегося во рту, а его зрительное восприятие.

И. П. Павлов установил, что если сочетать прием пищи с любым индифферентным раздражителем, то этот раздражитель впоследствии вызывает выделение слюны уже без пищи. Например, если перед тем; как подать собаке кормушку с пищей, включить звонок, то через несколько таких сочетаний слюна у собаки начинает выделяться уже без подачи кормушки - только при включении звонка. Таким образом, звонок, который не имел до этого для животного никакого сигнального значения, становится сигналом предстоящего кормления, и у собаки при его включении начинает выделяться слюна. Эти сигналы были названы условными сигналами, а рефлексы, которые они вызывают, - условными рефлексами, так как для их образования необходимы определенные условия, выражающиеся в сочетании условного раздражителя (звонка) с безусловным (вкусом пищи).

Если звонок, который стал условным раздражителем, не подкреплять приемом пищи (безусловным раздражителем), то он теряет свое сигнальное значение как условный раздражитель, и при его включении слюна выделяться не будет. Условный рефлекс можно выработать на любые сигналы: на вспыхивающую лампочку, на стук, прикосновение и даже на определенную геометрическую фигуру (круг, квадрат) и т. д. Иначе говоря, условным раз­дражителем может стать любой сигнал, воспринимаемый органами чувств, если он предшествует безусловному раздражителю. В приведенном примере таким сигналом является пища, вызывающая выделение слюны.

Анатомическая основа условных рефлексов - кора головного мозга, при ее удалении условные рефлексы исчезают. Животные, у которых удалена кора головного мозга, могут погибнуть от голода, находясь рядом с пищей. Зрительное восприятие пищи, ее запах, следы оленя, которого преследует хищник, характер местности, где водятся «съедобные» животные, − все это условные сигналы, на основе которых формируются условные рефлексы, позволяющие хищнику найти пищу. Условные рефлексы имеют решающее значение в жизни животных. Для зайца, например, условными сигналами может быть шум шагов приближающегося хищника, его запах и вид, движения травы и кустов, которые возникают при его перемещении, и т. д. Если бы у зайца не было защитных условных рефлексов на подобные сигналы, то он пытался бы убежать от волка только оказавшись у него в зубах.

Открытый И. П. Павловым механизм условных рефлексов оказывается универсальным и лежащим в основе всех действий не только животных, но и человека. При образовании условных рефлексов всякий раздражитель, непосредственно воздействующий на любые органы чувств и вызывающий ощущения, восприятия и представления, является сигналом для определенных действий и поступков. Эти сигналы являются также и пусковыми и для жизненно важных физиологических процессов, - таких, например, как выделение слюны и желудочного сока перед приемом пищи, способствующее ее лучшему усвоению; выделение гормонов железами внутренней секреции, увеличивающее мышечную силу, повышающее разрешающую способность органов чувств, улучшающее деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, в том числе и разрешающую способность высшей нервной, т. е. психической деятельности. Нетрудно понять, какое большое значение имеют эти процессы, подготавливающие организм к действиям в опасных, рискованных ситуациях, а также для успешного выполнения сложной и ответственной работы.

Сигнальные системы человека

Сигналы, непосредственно воздействующие на органы чувств, И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой, которая имеется как у человека, так и у животных. Ему же принадлежит открытие и второй сигнальной системы, которая имеется только у человека. Сигналами этой системы являются слова, человеческая речь. Слово является «сигналом сигналов», так как оно заменяет сигналы, воздействующие непосредственно на органы чувств. Так, например, только одни разговоры о пище могут вызвать выделение слюны и желудочного сока. Для водителей и пешеходов сигналами светофора могут быть не только его три цвета, но и написанные или произнесенные слова «красный», «желтый», «зеленый», которые являются второсигнальными раздражителями. Вторая сигнальная система и возникающие на ее основе сложные условно-рефлекторные связи являются материальной основой воспитания и обучения человека, основой формирования его трудовых навыков. У человека обе сигнальные системы взаимодействуют и дополняют друг друга, но ведущая роль принадлежит второй сигнальной системе.

Большая часть информации, получаемой водителем от дороги, среды движения и автомобиля, представляет собой условные сигналы. Дорожные знаки, разметка, показания контрольных приборов являются условными сигналами, несущими информацию, необходимую для выполнения целенаправленных управляющих действий или их прекращения. Шум двигателя, вибрация автомобиля, трение колес, звуковые сигналы вне автомобиля являются также условными сигналами, информирующими водителя о скорости движения, состоянии дорожного покрытия, изменении дорожной обстановки и т. д. В результате повторения (тренировки) эти сигналы ведут к выработке определенных ответных действий, соответствующих той или иной дорожной обстановке.

Установлено, что в результате многократного повторения последовательно и закономерно сменяющих друг друга действий нервные процессы приобретают стереотипный характер, т. е. складываются в определенную систему. Эта система может изменяться под влиянием различных условий, что ведет к изменению взаимоотношений выработанных и формирующихся условных рефлексов. Такую системность И. П. Павлов назвал динамическим стереотипом. Динамические стереотипы в коре головного мозга являются тем физиологическим механизмом, на основе которого вырабатываются трудовые навыки, совершаются действия и поступки человека, возникает определенный образ мышления. В основе формирования водительских навыков лежит динамический стереотип, который является сложным сочетанием различных условных рефлексов. Надежность хорошо подготовленного водителя обеспечивается не только скоростью его действий, но и их адекватностью, т. е. соответствием быстро меняющейся дорожно-транспортной обстановке. В этом и выражается динамичность выработанных навыков, имеющая большое значение для безопасности дорожного движения.

Анализаторы

Различают внешние и внутренние анализаторы. Внешние анализаторы воспринимают информацию из окружающей среды. К ним относятся: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, осязательный, или тактильный, реагирующий на прикосновение или давление. Внутренние анализаторы воспринимают раздражение со стороны внутренней среды организма. К ним относятся: мыгиечно-двигательный, оценивающий положение тела в пространстве, взаимное расположение частей тела, воспринимающий напряжение и сокращение мышц; баростезический, реагирующий на изменение кровяного давления, и др. Температурный, болевой и вестибулярный анализаторы могут возбуждаться при действии раздражителей внешней и внутренней среды.

Наибольшее значение в деятельности водителя имеют зрительным, слуховой, вестибулярный, мышечно-двигательный и кожный анализаторы.

Установлено, что от 80 до 90 % информации от окружающего мира поступает в мозг через зрительный анализатор. Стенка глаза состоит из трех оболочек. Наружная оболочка называется белковой, или склерой. В передней части глазного яблока она переходит в прозрачную роговицу, через которую в глаз проникают лучи света. Позади роговицы находится радужная оболочка, играющая роль диафрагмы. В центре радужной обо­лочки имеется отверстие — зрачок. Позади зрачка расположен хрусталик, имеющий форму двояковыпуклой линзы. За хрусталиком находится же­леобразное стекловидное тело, заполняющее всю полость глаза.

Лучи света, проникая через прозрачные, преломляющие среды глаза (роговицу, хрусталик, стекловидное тело), попадают на внутреннюю обо­лочку глаза - сетчатку, которая является аппаратом, воспринимающим световые лучи. К сетчатке подходят окончания зрительного нерва, передающего зрительные импульсы в головной мозг. В сетчатке имеется два типа клеток, воспринимающих световые раздражения: палочки и колбочки. Дневное зрение осуществляется в основном клетками малой чувствительности - колбочками, палочки при этом не возбуждаются. В темное время суток начинают функционировать палочки, которые обеспечивают зрительное восприятие в условиях низкой освещенности.

У животных, ведущих дневной образ жизни, в сетчатке преобладают колбочки, а у ночных животных (совы, летучие мыши) - палочки. В состав палочек входит особое химическое вещество - зрительный пурпур, или родопсин. Слабый свет вызывает распад родопсина. Продукты этого распада возбуждают палочки, а затем возбуждение по зрительному нерву передается в кору больших полушарий. Так возникает ощущение света. В состав родопсина входит витамин А. При его недостатке зрительный пурпур не синтезируется, и человек с наступлением сумерек перестает видеть. Такое состояние называется куриной слепотой, которая особенно опасна для водителя при управлении автомобилем в темное время суток. Смешивая в разных сочетаниях три основных цвета: красный, зеленый и синий, можно получить разнообразие цветов. Это явление и легло в основу теории цветового зрения, согласно которой в сетчатке имеются колбочки трех видов. Одни возбуждаются красным цветом, другие зеленым, третьи синим. Комбинация же различной степени возбуждения в трех видах колбочек дает все остальные цвета. При равномерном раздражении всех колбочек возникает ощущение белого цвета

Слуховой анализатор воспринимает звуки различной высоты, силы и продолжительности. Орган слуха состоит из трех частей: наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное ухо представлено ушной раковиной и наружным слуховым проходом длиной 2,5 см. Между слуховым проходом и полостью среднего уха расположена барабанная перепонка толщиной 0,1 мм. Благодаря своей упругости барабанная перепонка способна без искажений повторить колебания воздуха. В полости среднего уха находятся три слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко. Косточки передают колебания барабанной перепонки улитке (так называемся узкий изогнутый костный канал). Полость среднего уха специальным каналом - евстахиевой трубой - соединена с носоглоткой. При помощи евстахиевой трубы в среднем ухе поддерживается давление, равное атмосферному, что обеспечивает неискаженное колебание барабанной перепонки. Эти колебания передаются в кортиев орган внутреннего уха, который расположен в улитке. Кортиев орган имеет основную мембрану, на которой натянуты тончайшие волокна. Таких волокон около 24 тысяч. Звуковые волны вызывают колебания волокон, возбуждающие окончания слухового нерва. Это возбуждение передается в височную область коры головного мозга и воспринимается как ощущение звука. Согласно теории слуха, волокна широкой частью улитки в области вершины натянуты слабо и воспринимают низкие тона. Короткие и сильно натяну­тые волокна у основания улитки реагируют колебанием на высокие тона. Вестибулярный анализатор принимает участие в восприятии дви­жения и положения тела. Периферическую часть вестибулярного анализатора составляют преддверие и полукружные каналы, которые расположены тоже во внутреннем ухе. Преддверие представляет собой небольшую полость, по обеим сторонам которой находятся улитка и три полукружных канала. Полукружные каналы располагаются в трех взаимно перпендикулярных плоскостях и своими концами открываются в полости преддверия. В этой части каждого канала находятся чувствительные окончания (рецепторы) вестибулярного нерва. При движении или изменении положения тела эти окончания раздражаются перемещением находящейся в канале жидкости, которая называется эндолимфой. Возбуждение передается в кору головного мозга и воспринимается как движение или изменение положения тела в пространстве. Значительное раздражение вестибулярного аппарата происходит при качке на море, болтанке в воздухе и при езде на автомобиле. В результате такого укачивания развивается морская или воздушная болезнь, при которой появляется головная боль, головокружение, общая слабость, потливость, тошнота и рвота. Такое состояние чаще возникает у пассажиров и очень редко у водителей автомобилей.

Мышечно-двигательный анализатор имеет исключительно большое значение в деятельности водителя автомобиля, так как он осуществляет контроль за правильностью и точностью выполняемых движений. В мышцах и суставах имеются чувствительные нервные клетки, которые называются проприорецепторами. При сокращении мышц, изменении положения тела эти клетки посылают в кору головного мозга импульсы, сигнализирующие о сокращении или расслаблении мышц, о малейших изменениях положения любой части тела в пространстве.

Благодаря такой информации можно с закрытыми глазами опреде­лить, в каком положении находятся конечности и корпус. Что касается водителя, то с помощью двигательного анализатора он мгновенно получает информацию о малейшем отклонении автомобиля, а также о положении органов управления. Эта информация имеет огромное значение для своевременных управляющих действий водителя в опасных дорожных ситуациях. Двигательный анализатор играет ведущую роль в образовании новых движений, в формировании и совершенствовании двигательных водительских навыков. Под влиянием профессиональной тренировки повышается возбудимость, а следовательно, и чувствительность двигательного анализатора, что позволяет получать от него все более точную информацию, необходимую для надежного управления автомобилем. Автоматизация двигательных навыков позволяет разгрузить внимание водителя, что очень важно для безопасности дорожного движения.

Кожный анализатор реагирует на болевые, температурные и тактильные раздражители. Тактильные раздражители дают водителю дополнительную информацию об изменении скорости или направления движения автомобиля.

Все анализаторы играют важную роль в деятельности водителя, и нарушение их функций может резко снизить их надежность.

Контрольные вопросы

1. Расскажите о роли анатомии и физиологии человека в инженерной ' психологии.

2. На какие виды делится нервная система человека?

3. Что называется рефлексом?

4. Что такое иррадиация?

5.Расскажите о значении в деятельности водителя зрительного, слухового, вестибулярного, мышечно-двигательного и кожного анализаторов

 

 

Тема 6

Ощущение и восприятие водителя автомобиля

Цель – дать понятие ощущения и восприятия.

1. Психические процессы получения информации.

2. Зрительное восприятие водителя.

3. Восприятие времени.

4. Двигательное восприятие.

5. Восприятие звуков.

6. Иллюзии и галлюцинации.

Восприятие времени

Большое значение для водителя имеет правильная оценка времени. Умение точно оценивать временные интервалы, особенно микроинтервалы, иногда имеет решающее значение в обеспечении безопасности движения при выполнении различных маневров автомобиля на больших скоростях. Это объясняется тем, что с восприятием времени связано определение скорости движения автомобиля. Оценка скорости движения автомобилей, пешеходов и других подвижных объектов лежит в основе динамического глазомера водителя, который является одним из основных элементов, определяющих их мастерство. Неточная оценка временного интервала приводит к излишней поспешности, резким приемам управления и, как следствие, к аварийным ситуациям.

Водители с небольшим опытом работы нередко допускают ошибки в восприятии и оценке коротких временных промежутков. Наиболее опасна тенденция к переоценке временных интервалов, когда при объективном недостатке времени водителю кажется, что его вполне достаточно для выполнения маневра. Так, ошибка при обгоне нередко связана с переоценкой микроинтервалов времени и неправильной оценкой скорости движения автомобилей.

На точность восприятия времени влияют индивидуальные особенности человека и его эмоциональное состояние. При хорошем настроении, выполнении интересной работы время летит очень быстро и временные интервалы недооцениваются. И наоборот, при плохом настроении, отрицательных эмоциях время как бы замедляется и временные интервалы переоцениваются. Эти состояния сказываются на точности оценки и микроинтервалов времени.

Водитель должен уметь оценивать время в интервалах от часа до долей секунды. Временные интервалы менее 0,25 секунды человек не воспринимает. Оценка времени — функция тренируемая, и опытные водители более точно оценивают временные интервалы.

Двигательное восприятие

Большое значение в деятельности водителя играет суставно-мышечный, или двигательный анализатор. По значимости его можно поставить на второе место после зрительного анализатора, так как он осуществляет контроль за правильностью и точностью управляющих действий водителя и играет важную роль в формировании двигательных навыков. Двигательный анализатор представлен нервными окончаниями в мышцах, сухожилиях и связках, центростремительными путями и двигательными центрами в области коры головного мозга. Когда человек начинает обучаться вождению автомобиля, все его действия, выражающиеся в нахождении и перемещении органов управления, выполняются сознательно и находятся под зрительным контролем. Однако в дальнейшем этот контроль постепенно передается суставно-мышечному анализатору. В результате, работая с органами управления автомобилем, водитель по степени напряжения мышц и амплитуде движений получает информацию не только о выполненном управляющем действии, но и об изменениях в движении автомобиля. Вырабатывается автоматизированный двигательный навык управления автомобилем. Опытному водителю не нужно думать и сознательно контролировать все свои рабочие движения, они выполняются как бы сами собой. Однако, если водитель допустит ошибку или его действия не будут соответствовать изменившейся обстановке, то благодаря контролю сознания он своевременно заметит и исправит ошибку или неточные действия. Такие автоматизированные навыки особенно необходимы в опасных дорожных ситуациях, когда только мгновенные правильные действия могут предотвратить ДТП. Поэтому значимость для безопасности движения таких навыков водителя, в основе которых лежит функция двигательного анализатора, переоценить невозможно.

Восприятие звуков

Слуховой анализатор позволяет водителю выделять из шумового фона звуковые сигналы, информирующие его об опасности, определять по характеру шума двигателя его неисправности, а по звуку, издаваемому автомобильными шинами, косвенно судить о скорости движения. Определение направления звукового сигнала обеспечивается нормальным функционированием обоих ушей. Если звук справа, то он быстрее воспринимается правым ухом, и наоборот. При глухоте на одно ухо, например правое, звуки с любого направления могут быть восприняты как раздавшиеся слева, что может быть причиной ошибок при управлении автомобилем. Однако опыт показывает, что допуск к работе водителей с пониженным слухом или даже глухих не приводит к росту ДТП. Так, допуск к управлению моторными транспортными средствами людей с пониженным слухом в ГДР показал, что по вине таких водителей происходит одно ДТП на каждые 750 тыс. км пробега, что значительно меньше среднего показателя по стране. В США из 600 глухонемых водителей, управлявших автомобилями в течение двух лет, только один оказался участником ДТП. Более того, из 3000 глухих водителей лишь 0,14 % были виновны в ДТП, а из 3000 здоровых - 4 %. Это объясняется тем, что к управлению автомобилем допускаются лишь те водители с нарушенным слухом, у которых нет никаких других отклонений в состоянии здоровья, а при психологическом обследовании они показали отличные результаты. Кроме того, их предупреждают, что, если по их вине произойдет ДТП, у них немедленно будут изъяты права на управление автомобилем. Огромное желание таких лиц управлять автомобилем, хорошее состояние здоровья, высокий уровень психологических качеств, строгое соблюдение ими Правил дорожного движения, рациональный режим труда и отдыха позволяют им компенсировать недостатки слуха. Это объясняется также и одной закономерностью, которая заключается в том, что взамен утраченных функций у человека развиваются другие, которые могут их компенсировать. Водитель недостатки слуха или даже полную глухоту компенсирует повышенной внимательностью, хорошим самообладанием, высоким уровнем прогнозирования развития дорожной обстановки, оперативными качествами мышления, памяти, скоростью и точностью реакций. И все же допуск лиц с нарушенным слухом к управлению автомобилем разрешается как исключение, а не как правило, так как не каждый может достаточно надежно с точки зрения безопасности компенсировать этот недостаток.

Иллюзии и галлюцинации

При управлении автомобилем предметы и явления иногда могут восприниматься водителем в неправильном, искаженном виде. Такое неправильное восприятие называется иллюзией. Наиболее часто иллюзии возникают при определении размеров предметов и. направления движения. У сидящего в вагоне человека возникает иллюзия движения поезда, в котором он находится, если трогается рядом стоящий поезд. При отсутствии зрительного контроля за мелькающими в окнах вагона объектами возникает иллюзия движения в обратном направлении. Причины иллюзий различны.

Вдеятельности водителя наиболее часто встречаются иллюзии вследствие контрастности восприятия, иллюзии перспективы, меняющегося рельефа и др. Так, например, водитель, совершая обгон на большой скорости, воспринимает дорогу как более узкую, чем это есть на самом деле. В результате он может непроизвольно отклониться в сторону от осевой линии. Правильное восприятие ширины дороги может быть искажено перспективой поворота, на котором дорога кажется значительно уже, чем в действительности. Если спуск происходит на крутом повороте дороги, то она кажется сужающейся. В результате водитель «прижимает» автомобиль к осевой линии, что создает опасность столкновения с выходящими из-за поворота встречными автомобилями. Нередко круговые повороты дороги воспринимаются как эллипсы, длина кривых водителю кажется уменьшенной, а крутизна поворота увеличенной. Относительно пологие подъемы за длинными спусками воспринимаются как более крутые. При определенном угле освещения сухое асфальтированное покрытие кажется мокрым. Когда головные фары автомобиля освещают дорогу на близком расстоянии, создается впечатление движения по спуску. Скорость крупных объектов (автобусов, автопоездов) кажется меньше, а более мелких (мотоциклов, легковых автомобилей) - больше. По этой причине скорость движущегося электропоезда на переезде кажется меньше действительной и возникает соблазн «проскочить». По окончании процесса торможения в прямолинейном движении центр тяжести тела перемещается против движения и создается впечатление, что автомобиль уходит вперед, т. е. движется ускоренно. По окончании разгона центр тяжести тела перемещается вперед, что воспринимается как торможение. Отмечено, что движение автомобилей с темной окраской (черной или темно-зеленой) кажется более медленным, а расстояние до них больше, чем в действительности. Именно этим объясняется, что автомобили темных цветов значительно чаще попадают в аварии. Автомобили светлых цветов (белого, красного, желтого), хорошо выделяясь на окружающем фоне, воспринимаются как находящиеся ближе и движущиеся с большей скоростью, чем на самом деле. Это заставляет водителей встречных автомобилей быстрее принимать меры предосторожности, что повышает безопасность дорожного движения. Установлено, что на расстоянии 100 м от водителя встречного автомобиля при скорости 70 км/ч автомобили разного цвета воспринимаются различно. Так, черный автомобиль кажется удаленным на 108 м, а его скорость - не более 62 км/ч, автомобиль красного цвета- на 92 м, а скорость - не менее 78 км/ч.

Швейцарские исследователи считают самым безопасным автомобиль, окрашенный в ярко-красный цвет, сотрудники английской полиции - белый, в Америке наиболее безопасным признан оранжево - красный цвет. Датские эксперты установили, что 61,3 % столкновений происходит между автомобилями темных цветов, 32,6 % - темных со светлыми и лишь 6,1 % - светлых со светлыми. Однако вряд ли повысится безопасность дорожного движения, если весь транспортный поток будет состоять из автомобилей белого или красного цвета. Цветовая монотонность будет утомлять водителей и помешает вовремя заметить идущие с большой скоростью специальные автомобили, для быстрого восприятия которых предусмотрена специальная окраска: для милицейских автомобилей - сочетание лимонного цвета с синим, для пожарных — красного с белым, для автомобилей скорой медицинской помощи - белого с красным.

Иллюзии следует отличать от галлюцинаций, при которых человек видит предметы, явления, слышит звуки, в действительности отсутст­вующие. Галлюцинации являются результатом болезненного состояния человека. При иллюзиях объект восприятия всегда реально существует, но воспринимается искаженно, ошибочно. У разных людей иллюзия возникают с различной частотой, проявляются в различной форме, с разной степенью выраженности и стойкости. Частота возникновения и выраженность иллюзий зависят от яркости возникающих представлений. Так, некоторым людям стоит только усомниться в правильности восприятия, как возникает иллюзия - искаженное восприятие. Возникновению иллюзий у водителей способствуют отрицательные эмоции (неуверенность, страх, сомнение), ослабление внимания, утомление, сонливость за рулем, состояние алкогольного опьянения, неправильная рабочая поза и др. Основными методами борьбы с иллюзиями являются правильный режим труда и отдыха, знание водителями характера возникающих у них иллюзий и причин их возникновения, выработка прочных навыков управления автомобилем и повышение уверенности в себе, изучение свойств внимания, правильное его распределение и устранение недостатков своего внимания. Для предупреждения иллюзий рекомендуются мероприятия, направленные на снижение влияния монотонных раздражителей, вызывающих сонливость. Так, например, у водителей нередко возникает сонливость при движении на прямых участках дороги большой протяженности. Чтобы исключить возникновение сонливости, рекомендуется при строительстве дорог через каждые 3 км предусматривать кривые участки. Для снижения монотонности движения отдельные участки дороги окрашивают в разные цвета, озеленяют разделительные полосы и т. д . Причиной ошибок водителей может быть неправильная оценка расстояния по горизонтали и вертикали. Исследование ситуаций, когда при движении по горной дороге перед водителем появлялась нависшая слева скала, а справа - крутой обрыв, показало, что водители, проезжая первый раз по этому участку, прижимают автомобиль к обрыву, хотя это опасно. Их действия объясняются тем, что расстояния по вертикали оцениваются менее точно, чем по горизонтали. Опасаясь, что скала заденет крышу автомобиля, водитель берет правее. Однако никто такой ошибки не допускает, проезжая по этому участку дороги второй раз.

Для нескольких миллионов людей, живущих на нашей планете, нет почти никакой разницы между красным, запрещающим сигналом, и зеленым, разрешающим. Это дальтоники - люди с нарушенным цветным зрением. Среди мужчин дальтоники составляют 4 - 6 %, а среди женщин 0,5 %. Однако у большинства этих лиц дефект светоразличения выражен незначительно. Если дальтоники хорошо различают цвета светофора, то при медицинском освидетельствовании они могут быть допущены к управлению автомобилем.

Вероятно, мало кто задумывался над тем, почему для регулирования дорожного движения выбраны зеленый, желтый и красный цвета. Оказывается, такой выбор сделан не случайно. Дело в том, что туман поглощает синие и зеленые лучи, поэтому зеленый цвет в тумане воспринимается как желтый, а желтый как красный. Если водитель и примет ошибочно желтый цвет за красный, а зеленый за желтый, то такие ошибки не создадут опасности для движения транспорта. Кроме того, лучи красного цвета имеют наибольшую длину волны и распространяются с наименьшими потерями. Красный цвет виден очень далеко, поэтому он был избран вначале на железнодорожном транспорте, а затем и на автомобильном как сигнализирующий об опасности или как запрещающий сигнал.

Качество зрительного восприятия зависит также от видимости и обзорности. Видимостью называют возможность различать особенности окружающей обстановки, обусловленные степенью освещенности предметов и прозрачностью воздушной среды. Видимость зависит от времени суток и состояния атмосферы. Она снижается в темное время суток, а также в дождь, снегопад, туман и т. д. Различают дальность и степень видимости. Дальность определяется расстоянием от глаз водителя до объектов на дороге, которые он видит. Степень видимости - это детали дороги и объекты на ней, которые видит водитель.

Обзорность - это пространство, которое видит водитель впереди, позади и по обе стороны дороги. Обзорность - конструктивная особенность автомобиля, зависящая от размеров лобового стекла, зеркал заднего вида, высоты сидения и возможности его регулирования по росту.

В обстановке плотного многорядного движения взгляд водителя перемещается в пределах 40 - 50° влево и вправо и в пределах 20 - 30° вверх, что необходимо для восприятия сигналов светофора. При проезде перекрестка, прохождении поворотов требуется обзорность 80 - 90° в обе стороны, а при обгоне или смене полосы движения - 180°. Обзорность ухудшается при загрязнении стекол, подвешивании сувениров, занавесок на стеклах кабины и салона автомобиля. Это может затрудн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.042 с.)