Значение свойств личности в обучении водителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение свойств личности в обучении водителя



Иногда интерес к работе, предмету может вначале отсутствовать и появляется только при более глубоком изучении предмета или при приобретении необходимых профессиональных навыков и совершенствовании мастерства. Отсутствие знаний, поверхностное отношение к работе не могут пробудить интереса к ней. И наоборот, глубокое изучение технических особенностей и возможностей автомобиля, методов безопасности управления им в различных дорожных условиях, активное совершенствование профессионального мастерства могут пробудить интерес водителя к его профессиональной деятельности. Для этого инженерам дорожного движения необходимо постоянно вести работу по повышению профессиональных знаний водителей, привлечению их к рационализаторской, изобретательской деятельности, автомобильному спорту, поднимать престиж профессии водителя, что в значительной степени будет способствовать возникновению их интереса к своей работе, а следовательно, и повышению профессионального мастерства.

Для возникновения интереса к той или иной деятельности большое значение имеют способности. Способностями называется совокупность психических свойств личности, которые обеспечивают успешное выполнение какого-либо одного или нескольких видов деятельности. Развиваясь в процессе деятельности, способности оказывают влияние на саму деятельность, повышая ее качество. Различают музыкальные, художественные, математические и многие другие способности. Управлять автомобилем может каждый здоровый человек, но легкость овладения водительскими навыками различна у разных людей. Это зависит и от определенных способностей, наличие которых облегчает, а отсутствие затрудняет приобретение необходимых водителям знаний и обучение их практическому вождению/

Водителям необходимы следующие способности:

1. Быстрое и точное восприятие, что обеспечивается отличным состоянием органов чувств, в особенности зрения, а также мышечно-двигательного чувства, слуха и др.

2. Ловкость, физическая выносливость, хорошая координация движений.

3. Высокая скорость и точность сенсомоторных реакций.

4. Широкое распределение, высокая интенсивность, быстрое переключение и устойчивость внимания.

5. Хорошая сообразительность, инициатива и наблюдательность.

6. Хорошая память, особенно зрительная, а также высокая готовность памяти.

7. Интерес к технике и техническому мышлению, легкость в приобретении технических навыков.

8. Легкость формирования и изменения в дальнейшем двигательных и умственных навыков.

9. Высокая эмоциональная устойчивость, самообладание, дисциплинированность, настойчивость, смелость.

10. Быстрота и точность определения скорости движения в пространстве.

Наличие перечисленных способностей облегчает обучение, а их совершенствование в процессе дальнейшей профессиональной деятельности повышает надежность водителя, а следовательно, и безопасность движения. Необходимо также учитывать, что некоторые неблагоприятные для деятельности водителя психологические качества при правильном индивидуальном обучении, а также активном преодолении их в процессе профессиональной деятельности могут совершенствоваться и компенсироваться другими положительными качествами.

Успешное выполнение какой-либо деятельности не может быть обеспечено лишь одной, отдельной способностью. Оно достигается только сочетанием ряда способностей. Такое сочетание называется одаренностью. Высокая степень одаренности называется талантом. Ни к чему не способных людей нет. Любой человек, настойчиво развивая и совершенствуя имеющиеся у него способности, может добиться успеха в интересующей его деятельности. Каждый здоровый человек в большинстве случаев может научиться надежно и безопасно управлять автомобилем. Только одному для этого потребуется меньшее усилие, а другому большее. Кроме того, последний должен быть особенно внимательным за рулем, так как только этим он может компенсировать недостаток некоторых способностей, необходимых для надежного управления автомобилем. Вместе с тем есть лица, у которых не только отсутствуют водительские способности, но еще и имеются такие отрицательные психологические качества, которые мешают им обеспечивать безопасное управление автомобилем. Для своевременного выявления и отстранения таких лиц от вождения автомобиля во многих странах введен психологический отбор при поступлении на курсы по подготовке водителей автомобилей.

Люди отличаются друг от друга не только по интересам, способно­стям, потребностям, но и по темпераменту. Темпераментом называются психологические особенности личности, характеризующиеся своеобразием протекания психических процессов в коре головного мозга. Древнегреческий врач Гиппократ различал четыре темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Он считал, что темперамент зависит от количественного соотношения жидкостей в организме человека, а именно крови, слизи и желчи. У представителей сангвинического темперамента преобладает кровь (от латинского слова sanguis - кровь), у представителей флегматического - слизь (от греческого слова phlegma - слизь), холерического - желтая желчь (от греческого слова chole - желчь), меланхолического (от греческих слов melanos chole - черная желчь). Учение о темпераментах, созданное античной наукой, представляет лишь исторический интерес.

Названия темпераментов остались до наших дней. Однако их материальной основой, как научно доказал русский физиолог И. П. Павлов, является не «Соотношение крови, слизи и желчи, а сила, подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения в нервных клетках коры головного мозга». Сила нервных процессов - самый важный показатель, который имеет наибольшее жизненное значение. Показателем силы является высокая работоспособность и устойчивость к сильным раздражителям. Это выражается в способности выдерживать большие нервные нагрузки, что проявляется в самообладании в опасных, тяжелых жизненных ситуациях и отсутствии нервных расстройств после них, высокой выносливости в любых экстремальных условиях деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.153 (0.005 с.)