Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личность водителя и безопасность дорожного движения
Зная характер человека, можно предвидеть его поведение и действия в различных жизненных ситуациях. Характер формируется в деятельности человека, в процессе его воспитания и обучения. Ценным всегда считался сильный характер. У человека с сильным характером поведение и поступки независимо от сложившихся обстоятельств обычно соответствуют его взглядам и убеждениям. Слабохарактерность, будучи отрицательным качеством, проявляется в том, что высокие цели и намерения не всегда реализуются. Но сильный характер при эгоистической направленности может вести к антиобщественным поступкам и действиям. Большое влияние на формирование характера оказывает темперамент человека. Легче формировать сильный характер у лиц сангвинического темперамента, в основе которого лежит сильный тип нервной деятельности с высокой подвижностью нервных процессов. Труднее формировать характер у флегматика, протекание нервных процессов которого отличается малой подвижностью. У меланхоликов ввиду слабости нервной системы сформировать сильный характер трудно, а нередко и невозможно. Характер оказывает большое влияние на развитие способностей, так как для этого необходимо большое трудолюбие, умение настойчиво преодолевать трудности, не падать духом, при неудачах и не переоценивать успехи, творчески относиться к труду, умение организовать свою работу. Такие черты характера в ряде случаев дают возможность возместить относительную слабость той или иной способности и преодолеть отрицательные черты темперамента. Темперамент, в свою очередь, влияет на особенности проявления характера. Так, настойчивость у сангвиника и холерика выражается в кипучей деятельности, а у флегматика и меланхолика - в сосредоточенном обдумывании. Первые трудятся энергично, страстно, вторые - методично, не спеша. Важнейшей чертой характера является умение владеть своим темпераментом. Человек с сильным характером может «обуздать», «подавить» некоторые черты своего темперамента. Последнее важно для повышения надежности водителей при наличии у них черт темперамента, которые могут отрицательно влиять на их поведение за рулем автомобиля. Необходимо также учитывать, что водители разного темперамента при одном и том же характере, в одних и тех же дорожных условиях могут вести себя по разному.
Характер человека многогранен, но не представляет собой простую сумму отдельных психических черт. Эти черты находятся в самых различных сочетаниях, а некоторые из них являются ведущими. Ведущие черты характера не только влияют на выбор профессии и выполнение профессиональной деятельности, но и нередко определяют поведение человека. Зная ведущие и наиболее устойчивые черты характера водителя, можно с большой долей вероятности прогнозировать его действия в различных дорожных ситуациях, что должно учитываться при обучении, совершенствовании водительского мастерства, а также подборе водителей для различных видов профессиональной деятельности. Ученые очень большое значение в деятельности водителя придают характеру. По их мнению, характер для деятельности водителя может быть даже важнее, чем та сумма знаний и умений, которые надо иметь, чтобы получить права, позволяющие ему управлять автомобилем. По-видимому, важно и то и другое. Но следует признать, что роль характера в деятельности водителя огромна. Безопасность движения зависит не только от стажа и опыта водителя, но и от его непосредственных действий и их соответствия конкретной дорожной ситуации. А эти действия нередко определяются характером водителя, его моральными и нравственными качествами. Установлено, что водители, часто попадающие в ДТП и нарушающие Правила дорожного движения, более агрессивны, враждебно настроены, замкнуты, безразличны к окружающим, склонны к» необоснованному риску. Установлено также, что водители, систематически нарушающие ПДД, в большинстве своем люди эгоистичные, легкомысленные, с трудом усваивающие не только Правила дорожного движения, но и нормы общественной жизни. Социологическое исследование 10 тыс. ДТП показало, что наименьшее их количество приходится на долю водителей, которые имеют семью и ведут нормальный образ жизни. В отличие от них неженатые водители, нередко ведущие беспорядочный образ жизни, в 1,7 раза чаще являются участниками ДТП. Водители, ведущие аморальный образ жизни, в числе которых оказалось много холостяков, разведенных и лип, злоупотребляющих алкоголем, совершали ДТП в три раза чаще, чем водители, ведущие нормальный образ жизни. Установлена прямая зависимость между морально - нравственным обликом личности водителей и количеством совершаемых ими ДТП. Очевидно, что морально - нравственное воспитание водителей имеет особенно большое значение для повышения безопасности дорожного движения.
Успех любой деятельности зависит от направленности человека, его интересов, способностей, темперамента, характера, морально - нравственных и психофизиологических качеств, совокупность которых определяет его поведение в конкретных жизненных ситуациях. Поведение человека, его действия и поступки являются интегральным выражением всех его психофизиологических и личностных качеств. Отрицательные черты личности затрудняют деятельность водителя, ведут к ошибкам и ДТП. Водители, работающие без аварий, характеризуются не только высокой дисциплинированностью, но и уравновешенностью, рассудительностью, находчивостью, более широкими интересами, высокими нравственными и моральными качествами по сравнению с водителями, допускающими большое количество нарушений. Воспитание этих качеств у водителей должно быть первостепенной задачей руководителей всех учебных и автотранспортных предприятий. Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте личность водителя как продукт социальной среды. 2. Какие черты личности человека являются наиболее существенными? 3. Расскажите о видах темперамента по Гиппократу. 4. На какие группы условно делят черты характера человека?
Тема 13 Профессиональный отбор водителей автомобилей Цель – дать понятия профессионального отбора водителей. 1. Медицинский, образовательный, социальный и психофизиологический отбор. 2. Профориентация, профотбор, профподбор. 3. Профессиональная пригодность. 4. Оценка индивидуальных психофизиологических характеристик водителей. 5. Методы и приборы для оценки индивидуальных психофизиологических характеристик водителей. 1. Медицинский, образовательный, социальный и психофизиологический отбор Большинство ДТП происходит из-за ошибок водителей. Часто допускают ошибки водители со слабой профессиональной подготовленностью, при управлении автомобилем в состоянии пониженной работоспособности в результате приема алкоголя, утомления, болезненного состояния, а также при несоответствии их психофизиологических качеств требованиям водительской деятельности. Особенно снижается надежность водителя, а следовательно, увеличивается вероятность ошибок при сочетании этих неблагоприятных факторов. Мужественный, эмоционально устойчивый водитель, с быстрыми и точными реакциями, хорошими оперативными качествами внимания, мышления и памяти, даже в состоянии сниженной работоспособности, в неожиданно возникшей опасной ситуации будет действовать более адекватно и правильно, чем водитель, не имеющий таких качеств. Установлено, что большинство серьезных ошибок водители совершают из-за неспособности своевременно и правильно отреагировать на неожиданное изменение дорожной обстановки, что нередко определяется их ограниченными психофизиологическими возможностями. Своевременное выявление и отстранение таких лиц от обучения и управления автомобилем является важным фактором в обеспечении безопасности дорожного движения. Решается эта задача методами профессиональной ориентации, профессионального отбора и профессионального подбора.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 862; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.006 с.) |