Влияние табачного дыма на состояние и работоспособность водителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние табачного дыма на состояние и работоспособность водителей



Количество ошибок у курящих водителей больше, чем у некурящих не только при управлении автомобилем. Последнее подтверждается более частым возникновением у них ДТП. Статистические исследования одной из страховых компаний США показали, что курящие водители попадают в аварии в два раза чаще некурящих, поэтому страховые взносы при страховании жизни для курящих водителей были увеличены. По данным российских исследователей, частота нарушений ПДД у курильщиков на 14 % выше, чем у некурящих, а 2,2 % водителей в момент ДТП курили. По данным японских исследователей, курение является причиной 1 - 2 % ДТП, а французские специалисты считают, что эта цифра достигает 5 %. Эти и многие другие данные свидетельствуют, что проблема курения водителей требует к себе большего внимания медиков, психологов и инженеров дорожного движения.

На Руси в XVII в. за хранение и торговлю табаком виновных трижды подвергали пытке (били кнутом на козле), чтобы они указали тех, кто снабжал их запретным зельем. За повторный «привод с табаком» курильщикам рвали ноздри, отрезали носы и ссылали в отдаленные места.

Жестокость наказаний свидетельствовала о понимании огромного ущер­ба, которое курение может нанести человеку и государству. В наше время во многих странах население информируют об отрицательном влиянии курения на здоровье и работоспособность человека через органы печати, по радио и телевидению, запрещается курение в общественных местах и на транспорте, запрещается реклама табачных изделий, рисунки и текст о вреде курения помещаются на пачках сигарет, материально и морально поощряются некурящие работники, им отдают предпочтение при приеме на работу. Все это дает положительный эффект, и все чаще курение становится немодным и непрестижным. В результате многие бросают курить и уменьшается число тех, кто начинает курить. Однако до коренного перелома в решении этой проблемы еще далеко.

Курение же водителей не только угрожает их здоровью, но и неред­ко является причиной ДТП. Во многих странах курение при управлении автомобилем вообще запрещено. По-видимому, такой запрет в настоящее время весьма своевременен и целесообразен. Однако его эффективность будет достаточно высокой только в том случае, если большинство водителей поймут, к каким тяжелым последствиям приводит курение за рулем и сознательно не будут нарушать этого запрета, а еще лучше - расстанутся с этой вредной для них и для общества привычкой. Именно поэтому на автомобильном транспорте особенно необходима широкая, грамотная, убедительная и доходчивая пропаганда против курения вообще и курения водителями за рулем в особенности. В этих целях необходимо использовать все средства массовой информации. Особенно важна эта работа на каждом автотранспортном предприятии. Целесообразно также материальное и моральное поощрение некурящих водителей и водителей, бросающих курить, а также создание отрицательного отношения к этой вредной привычке и к водителям, которые курят при управлении автомобилем.

Контрольные вопросы

1. Почему нарушения Правил дорожного движения в состоянии алкогольного опьянения относятся к наиболее опасным?

2. Как увеличение дозы принятого алкоголя влияет на общественную опасность нетрезвого водителя?

3. Какое влияние оказывает алкоголь на состояние и поведение водителей?

4. Какое содержание алкоголя в крови является допустимым для российских водителей?

5. Что такое алкометры и на чем основано их действие?

6. Какие методы используются для экспертизы алкогольного опьянения водителей?

7. Какие меры применялись и применяются для борьбы с пьянством водителей автомобильного транспорта?

8. Какие виды острых и хронических заболеваний наиболее часто встречаются у водителей?

9. Каковы причины резкого ухудшения самочувствия водителей?

10. Какие действия водителей позволяют не допускать ухудшения их самочувствия?

11. Расскажите об организационных мерах, позволяющих контролировать самочувствие водителей.

12. Как влияют на работоспособность и надежность водителей болезненные состояния и прием лекарственных веществ?

13. Какой вред наносит курение обществу в целом?

14. Расскажите о влиянии курения на точность восприятия и координацию движений.

15. Как связаны курение и ДТП на транспорте?

16. Какое влияние оказывает на надежность водителей курение при управлении автомобилем?

 

Тема 16

Рабочее место и надежность водителей. Гигиена рабочего места водителя

Цель – показать связь между качеством рабочего места водителя и его надежностью.

1. Инженерные требования к микроклимату кабины.

2. Инженерно-психологические требования к сиденью водителя.

3. Инженерно-психологические требования к органам управления автомобилем.

4. Гигиенические требования к чистоте воздуха кабины.

5. Шум, вибрация и мероприятия по снижению их отрицательного влияния на водителя.

1. Инженерные требования к микроклимату кабины

Обитаемость — это окружающая среда, определяющая уровни комфортабельности и эстетичности места труда и отдыха человека. По отношению к водителю это определение также можно считать справедливым, так как для него салон (кабина) служит иногда не только в качестве рабочего места, но и местом обитания (междугородние и международные грузовые и пассажирские маршруты). Показателями обитаемости являются: микроклимат, эргономические свойства, шум и вибрация, загазованность и плавность хода.

Микроклимат характеризуется совокупностью температуры, влажности и скорости воздуха. Оптимальным температурным режимом считается 17 - 24 °С. Понижение или повышение температуры, особенно на длительный период, сказывается на психофизиологических характеристиках человека, приводит к замедлению реакции, снижению умственной деятельности, к физическому утомлению и, как результат, к снижению производительности и уровня безопасности.

Влажность и скорость воздуха в значительной степени влияют на терморегуляцию организма. При низкой температуре и высокой влажности повышается теплоотдача, и организм подвергается более интенсивному охлажде­нию. При высокой температуре и высокой влажности теплоотдача резко снижается, что ведет к перегреву организма. Порог ощущения движения воздуха человеком составляет около 0,25 м/с. Рекомендуемая скорость воздуха в салоне около 1 м/с.

2. Инженерно-психологические требования к сиденью водителя

Эргономические свойства характеризуют соответствие размеров и формы сиденья и органов управления транспортного средства антропометрическим параметрам человека. В более широком смысле речь идет об оптимальном согласовании человеческого и машинного звеньев в системе «человек — машина». Конструкция сиденья должна способствовать посадке водителя за органами управления, обеспечивающей минимум физических затрат в состоянии постоянной готовности в течение длительного времени. Это достигается определенными соотношениями размеров подушки и спинки сиденья, возможностью их регулирования в вертикальной и горизонтальной плоскостях; изменением угла наклона спинки сиденья; наличием амортизирующих устройств, свойствами материала самого сиденья.

Взаиморасположение и конструкция органов управления обеспечивают необходимые действия водителя с заданной точностью в пределах допустимого времени, а также формирова ние ощущения на кожной поверхности при действии механических стимулов (прикосновения, давления, вибрации). При управлении транспортным средством эти стимулы формируются органами управления: рулевым колесом, педалями тормоза, сцепления, управления подачей топлива, рычагом коробки передач, ручками, тумблерами и пр.

3. Инженерно-психологические требования к органам управления автомобилем

Органы управления (ОУ) передают информацию водителю либо постоянно (рулевое колесо), либо эпизодически (педаль тормоза, переключатель указателей поворота). Они могут быть оценены значимостью тех задач, которые органы управления решают в процессе движения, т. е. в какой мере водитель способен продолжать безопасно управлять транспортным средством в случае отказа в работе данного органа управления.

Основным назначением органов управления является обеспечение, в пределах допустимого времени необходимого действия с заданной точностью. Это назначение достигается конструкторско-технологическими мероприятиями, разработанными с учетом эргономических требований. Специалистами в области инженерной психологии выработаны общие классификационные признаки для различных органов управления:

- характер движения (движения включения, выключения, переключения, вращательные, нажимные и т. д.);

- назначение и характер использования (оперативные, используемые -постоянно, периодически, эпизодически и пр.);

- конструктивное исполнение (кнопки, тумблеры, педали и т. д.).

Независимо от характера и назначения органов управления их проектирование и размещение должны осуществляться с учетом следующих условий:

- экономии движений, т. е. число и траектории движений должны быть сведены к минимуму;

- простоты движений;

- законченности движения, т. е. окончание предыдущего движения должно быть удобным и явиться предпосылкой для последующего движения;

- равномерного распределения нагрузки между руками и ногами;

- оптимальной зоны досягаемости рук и ног человека, т. е. наиболее важные и часто используемые ОУ необходимо размещать в пределах оптимальной зоны, вспомогательные органы управления можно размещать в пределах допустимой или даже минимальной зоны досягаемости;

- стереотипа движений (нажатие — включено, отпускание педали — выключено и пр.);

- исключения случайности включения;

- наличия обратной связи, т. е. увеличение управляющего воздействия на объект управления должно сопровождаться увеличением прилагаемых усилий на органе управления.

Несмотря на кажущуюся простоту классификационных признаков, их реализация в изделиях требует чрезвычайно сложных и кропотливых исследований. Это особенно важно применительно к органам управления транспортных средств, так как ошибка или неэкономичность (затраты времени) при манипуляции органами управления чревата тяжелыми последствиями. Анализ расположения, размеров, форм, характеристик органов управления отечественных автомобилей даже одного семейства показывает значительные расхождения их свойств/

Для снижения вероятности ошибок, возникших в процессе управления транспортным средством, при проектировании органов управления следует использовать следующие принципы:

- функциональности (ОУ), выполняющие близкие функции, следует располагать близко друг от друга);

- значимости (наиболее важные ОУ необходимо располагать в местах, наиболее удобных для пользования);

- очередности пользования (ОУ должны располагаться в последовательности их пользования);

- частоты пользования (ОУ, чаще используемые, располагаются в зоне наибольшей доступности).

4. Гигиенические требования к чистоте воздуха кабины

Загазованность характеризуется уровнем концентрации отработавших газов и паров топлива в кабине автомобиля.

Основными вредными компонентами являются закись углерода: СО, углекислый газ СО2, окиси азота NО, пары бензина. Ввиду отрицательного воздействия на организм человека предельное количество вредных примесей в воздухе кабины нормируется соответствующими международными и отечественными документами.

Цветовая гамма внутри салона автомобиля также оказывает определенное влияние на психику 'водителя, что естественно, сказывается на уровне его работоспособности и безопасности движения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.031 с.)