Переделка навыков при переучивании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переделка навыков при переучивании



При формировании сложного навыка возможна временная задержка в его развитии. Причинами этого могут быть утомление, понижение интереса к упражнению, снижение активности обучаемого и ослабление внимания.

При обучении различных людей одному и тому же навыку ход упражнений может быть неодинаковым вследствие различных индивидуальных особенностей обучаемых, их различной предшествующей подготовке, неодинакового отношения к упражнениям, а также разных методов обучения

Новые навыки формируются на основании старых, ранее выработанных, причем старые навыки могут облегчать процесс формирования новых или тормозить его. Влияние ранее усвоенных навыков называется переносом. Перенос может быть положительным или отрицательным.

Положительный перенос навыков может быть при наличии тождественных элементов у двух или нескольких навыков.

Отрицательный перенос навыков — это затруднение формирования новых навыков из-за наличия старых. Пример отрицательного переноса навыков — резкое увеличение ДТП в Швеции при переходе на правостороннее движение.

При переводе водителя на автомобиль другого типа или марки необходимо учитывать конструктивные особенности кабины и органов управления, а также динамические характеристики нового автомобиля. Так, рычаги ручного тормоза, переключатели света, стеклоочистителя могут находиться справа или слева от рулевой колонки. Непривычными для водителя могут быть расположение рычагов переключения передач, прикладываемые усилия на органы управления и т.д. Отрицательный перенос навыков при управлении другим автомобилем, особенно в первые дни, может резко отразиться на качестве управления и надежности водителя.

Идиомоторная тренировка

К психологической подготовке относится также и идиомоторная тренировка. Идио - понятие, представление. Идиомоторика - мысленное выполнение действий, которые предстоит проделать на данном отрезке пути в той или иной дорожной обстановке.

Специальными исследованиями установлено, что когда человек мысленно выполняет какие-то движения, в соответствующих двигательных центрах мозга возникают нервные возбуждения, которые вызывают едва уловимые сокращения определенных мышечных групп. Поэтому мысленное повторение определенных приемов и действий по вождению автомобиля приводят к оживлению той системы условно - рефлекторных связей, которая образуется или образовалась при формировании соответствующих двигательных навыков. Именно этот физиологический механизм объясняет, почему детальное умственное повторение движений способствует быстрейшему овладению самыми различными спортивными и профессиональными навыками.

Профессором А.Ц.Пуни установлено, что если во время тренировки выполнение определенного действия сочетается с мысленным еще до начала выполнения его повторением, то процесс приобретения спортивно-технического мастерства идет гораздо быстрее. Проведенные исследования показали, что автоспортсмены с большим опытом, с хорошей спортивно-технической подготовкой мысленно анализируют трассу до мельчайших подробностей, детально оценивают ее с точки зрения времени и пространства, что не наблюдается у малоквалифицированных спортсменов. Высококвалифицированный рабочий, имеющий высокую производительность труда, может детально рассказать весь процесс своих рабочих операций, что недоступно рабочим с низкой квалификацией. Опытный водитель может подробно рассказать о характерных особенностях знакомого ему маршрута и своих действиях на его более сложных участках.

При обучении вождению следует широко использовать метод мысленного выполнения учащимся предстоящего упражнения: последовательность действий в упражнении, их сочетание. Мысленное «проигрывание» учащимся основных движений должно проводиться до занятия, т.е. до того, как учащийся сел на рабочее место тренажера или в автомобиль. Можно рекомендовать в качестве домашнего задания упражнения, имитирующие, например, трогание с места, переключение передач и т.д.

Регулярная идиомоторная тренировка позволяет не только быстрее закреплять двигательные навыки, но и совершенствовать различные способы выполнения деятельности при изменении дорожных условий. Все это может повысить профессиональное мастерство водителя, а следовательно, его надежность. Идиомоторная тренировка может выражаться в детальном продумывании водителем своих действий при движении по новой трассе или при изменении условий на старой, хорошо знакомой дороге, а также действий в различных сложных дорожных ситуациях. Такая тренировка будет особенно действенной, если она будет дополняться соответствующими упражнениями на автомобильных тренажерах и специальных стендах, а также сознательным использованием отработанных способов действий в реальных дорожных условиях.

Аутогенная тренировка

К психологической подготовке водителя относится и аутогенная тренировка, которая заключается в том, что, используя специальные приемы самовнушения, человек может развить способность приводить себя в определенное состояние, которое позволяет снять или значительно снизить нервное напряжение, неуверенность, чувство усталости. Методы аутогенной тренировки находят применение в автомобильном спорте.

Хорошо поставленная психологическая подготовка как в период обучения, так и при совершенствовании водительского мастерства является одним из резервов повышения надежности водителя, а следовательно, и обеспечения безопасности дорожного движения.

При подготовке водителей автомобилей особое внимание необходимо уделить таким дисциплинам, как: Правила дорожного движения, основы безопасности движения и вождение автомобиля и, конечно, из этих трех дисциплин наиболее ответственную роль играет практическое вождение автомобиля. Только в реальных дорожных условиях возможно окончательное формирование и совершенствование водительских навыков, обеспечивающих высокую надежность водителя. Особое значение имеет выработка автоматизма в навыках в сложных дорожных условиях и неожиданно возникающих аварийных ситуациях, так как умение водителя быстро и правильно действовать в таких случаях является важнейшим условием их надежности.

Контрольные вопросы

1. Для чего требуется водителям психологическая подготовка?

2. Что такое навык, и как он формируется?

3. Какие навыки вы знаете?

4. Чем отличается положительный навык от отрицательного?

5. Расскажите об идеомоторной тренировке.
 
 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.88.211.227 (0.005 с.)