Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Метод оценки на основе моделей компетентности.
Похожие статьи вашей тематики
Модели компетентности описывают интеллектуальные и деловые качества работника, его навыки межличностной коммуникации, необходимые для успешной профессиональной деятельности в рамках существующей в организации корпоративной культуры. Разрыв между необходимым и существующим уровнем компетентности становится основанием для разработки индивидуальных планов профессионального развития. Выполнение этих планов, находящее выражение в конкретных результатах профессиональной деятельности, и является предметом оценки и самооценки, а также независимой экспертизы.
Оценка персонала – это определение необходимых деловых качеств и личностных характеристик персонала и соответствие их выполняемой работе.
Виды оценки персонала:
оценка потенциала работника – профессиональные знания, умения, производственный опыт, деловые и нравственные качества, психология личности, здоровье и работоспособность, уровень общей культуры;
оценка индивидуального вклада - позволяет установить качество, сложность и результативность труда конкретного сотрудника и его соответствие занимаемому месту с помощью специальных методик;
аттестация кадров – оценка потенциала и вклада в конечный результат за определенный период с помощью матричной модели.
Важными средствами оценки личности являются наблюдение и исследование. Имея возможность непосредственно наблюдать за человеком, как он ведет себя на работе и в свободное время, «семье, среди друзей и знакомых, в узком кругу и в более многочисленном обществе, можно составить суждение о его личности. Многое может быть установлено только при долгом и тесном общении.
Для оценки персонала предприятия используют несколько способов: анализ анкетных данных, собеседование, конкурсные экзамены, экспертные оценки, тестирование, оценку результатов работы.
Работающих можно условно разделить на четыре группы:
работники, которые решают все поставленные задачи, достигают плановых результатов;
работники, которые большую часть своих обязанностей выполняют добросовестно, но часть не могут выполнить;
работники, которые не могут выполнить качественно большую часть своих обязанностей;
работники, которые в настоящее время организации не нужны.
Национальный институт США по производственной психологии рекомендует «семь пунктов» оценки персонала:
физические характеристики — здоровье, внешний вид, манеры;
образование, опыт;
интеллект — способность быстро схватывать суть проблемы;
способность к физическому труду, устной речи, счету;
интересы—хобби;
диспозиция — лидерство, чувство ответственности, общительность;
личные обстоятельства—как работа влияет на личную жизнь.
Признаки, оценивающие работающего, можно объединить в несколько групп.
1. Общие признаки:
законченное учебное заведение;
полученная специальность;
средний балл за время обучения;
причины увольнения с предшествующего места;
рекомендующие лица.
2. Знания:
уровень общей подготовки;
уровень специальной подготовки;
знание смежных вопросов;
особые знания (языки, работа за границей и др.).
3. Личные качества:
честность;
здоровье, физические возможности;
внешний вид.
4. Способности:
организаторские;
творческие;
сенсорные возможности (реакция, ловкость и др.);
управленческие.
5. Способности к общению:
выразительность речи;
психологическая устойчивость;
гибкость ума.
6. Опыт работы стаж;
должностная карьера;
соответствие должности.
7. Желания, интересы:
личные желания;
желания в работе фирмы;
устремленность в будущее.
В процессе оценки могут иногда случаться психологические ошибки:
ореол — одно положительное или отрицательное качество оцениваемого работника заслоняет остальные;
усреднение — оценщик выставляет оценки в середине диапазона, избегая крайних значений;
снисходительность — происходит общее завышение выставляемых оценок;
притяжение одноименных качеств — более высоко оцениваются качества, присущие самому эксперту;
эффект свежести — завышенное значение последних во времени событий.
Деловая оценка непосредственно связана с повышением эффективности хозяйственной деятельности организации, так как по результатам оценки появляется возможность:
совершенствования расстановки кадров путем реализации планов кадрового резерва;
выявления направленности повышения квалификации сотрудников;
стимулирования трудовой деятельности персонала за счет более полного учета результатов труда в системе материального вознаграждения;
совершенствования форм и методов работы руководителей и специалистов;
формирования положительного отношения к труду, повышения степени удовлетворенности работой.
Деловая оценка направлена на решение следующих управленческих проблем:
подбор кадров (оценка квалификации и личностных качеств претендентов);
определение степени соответствия занимаемой должности (аттестация сотрудников, анализ рациональной расстановки кадров, оценка полноты и четкости исполнения должностных обязанностей, оценка сотрудников после прохождения испытательного срока или стажировки);
улучшение использования кадров (определение степени загрузки сотрудников и использования их квалификации, совершенствование организации управленческого труда), выявление вклада сотрудника в результаты труда (организация поощрения и установление меры взыскания);
продвижение сотрудников и выявление необходимости повышения квалификации (прогнозирование продвижения, формирование резерва кадров, отбор сотрудников для выполнения ответственных заданий, выявление направленности и разработка программ повышения квалификации), совершенствование структуры аппарата управления (обоснование численности и структуры кадров по должностям, уточнение должностных инструкций);
совершенствование управления (совершенствование стиля и методов, повышение ответственности и укрупнение взаимосвязи руководителей и подчиненных).
Можно выделить достаточно много методов оценки персонала (табл.4.7.).
Таблица 4.7.
Методы оценки персонала
Название
| Описание
| Результат
|
|
|
| источниковедческий (библиографический)
| Анализ кадровых данных, листок по учету кадров, личные заявления, автобиография, документы об образовании, характеристика
| логические заключения о семье, образовании, карьере, чертах характера
| интервьюирование (собеседование)
| Беседа с работником в режиме «вопрос-ответ» по заранее составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных о человеке
| вопросник с ответами
| анкетирование (самооценка)
| Опрос человека с помощью специальной анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа
| анкета «Вакансия»
| социологический опрос
| Анкетный опрос работников разны категорий, хорошо знающих оцениваемого человека (руководители, коллеги, подчиненные) и построение диаграммы качеств личности
| анкета социологической оценки, диаграмма качеств
| наблюдение
| Наблюдение за оцениваемым работником в неформальной обстановке (на отдыхе, в быту) и в рабочей обстановке методами моментных наблюдений и фотографии рабочего дня
| отчет о наблюдении
| тестирование
| Определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов с последующей их расшифровкой с помощью «ключей»
| психологический портрет
| экспертные оценки
| Формирование группы экспертов, определение совокупности качеств и получение экспертных оценок идеального или реального работника
| модель рабочего места
| критический инцидент
| Создание критической ситуации и наблюдение за поведением человека в процессе ее разрешения (конфликт, принятие сложного решения, поведение в беде, отношение к вину, женщинам и т.д.)
| отчет об инциденте и поведении человека
| деловая игра
| Проведение организационно-деятельной игры, анализ знаний и умений, ранжирование игроков по их ролям («генератор идей», «организатор», «критик», «эксперт», «делопроизводитель» и др.) и оценка способности работы в малой группе
| отчет об игре. Оценки игроков и их ролей
| анализ конкретных ситуаций
| Передача работнику конкретной производственной ситуации с заданием проведения анализа и подготовки предложений по ее разрешению в форме доклада
| доклад с альтернативами решения ситуации
| ранжирование
| Сравнение оцениваемых работников между собой другими методами и расположение по выбранному критерию в порядке убывания или возрастания рангов (мест в группе)
| ранжированный список работников (кандидатов)
| программированный контроль
| Оценка профессиональных знаний и умений, уровня интеллекта, опыта и работоспособности с помощью контрольных вопросов
| карта программированного контроля, оценка знаний и умений
| Продолжение табл. 4.7.
|
|
| экзамен (зачет, защита)
| Контроль профессиональных знаний и умений, предусматривающих предварительную подготовку оцениваемого по определенной дисциплине (кругу проблем) и выступление перед экзаменационной комиссией
| экзаменационный лист с оценками, бизнес-план
| самоотчет (выступление)
| Письменный отчет или устное выступление руководителя или специалиста перед трудовым коллективом с анализом выполнения плана работы и личных обязательств
| письменный отчет
| комплексная оценка труда
| Определение совокупности оценочных показателей качества, сложности и результативности труда и сравнение их с предыдущим периодом или нормативом с помощью весовых коэффициентов
| таблица оценки труда
| аттестация персонала
| Комплексный метод оценки персонала, использующий другие методы (интервью, анкетирования, наблюдения, тестирования, экспертных оценок и др.) для определения аттестационной комиссией соответствия кандидата вакантной или занимаемой должности, и последующего анализа ответов для определения потенциала человека
| анкета «Аттестация», протокол аттестационной комиссии, приказ директора
|
Рассмотрим несколько методов оценки персонала. В целевых и плановых оценках (формирование состава резерва кадров на выдвижение, аттестация работников аппарата управления и др.), а также в текущих (оперативных) оценках в отечественной и зарубежной практике управления условно различают три группы методов: качественные, количественные и комбинированные.
К группе качественных методов обычно относят методы биографического описания, деловой характеристики, специального устного отзыва, эталона, а также оценки на основе обсуждения (дискуссии). Например, если правильно организовать процедуру оценки и учесть, что характеристика представляет собой совокупность оценок работника со стороны не только администрации, но и различных общественных организаций, то методом деловой характеристики можно получить достаточно объективные результаты.
К количественным методам относят все методы с числовой оценкой уровня качеств работника. Среди них наиболее простыми и эффективными считают метод коэффициентов и бальный.
К группе комбинированных методов относят широко распространенные и разнообразные методы экспертной оценки частоты проявления определенных качеств, специальные тесты и некоторые другие комбинации качественных и количественных методов. Все они строятся на предварительном описании и оценке определенных признаков, с которыми сравниваются фактические качества оцениваемого работника.
Количественные оценки, например деловых и организаторских качеств работника, производятся, как правило, с помощью экспертных оценок. При этом для характеристики кандидата на должность сначала устанавливают (с учетом специфики производства и условий работы) 6—7 критериев. Например:
способность организовывать и планировать труд;
профессиональная компетентность;
сознание ответственности за выполняемую работу;
контактность и коммуникабельность;
способность к нововведениям;
трудолюбие и работоспособность.
По каждому из этих критериев на основе изучения деятельности кандидатов на должность дается соответствующая оценка по избранной, например, пятибалльной шкале (отлично — 5; хорошо — 4; удовлетворительно — 3; не удовлетворительно — 2; плохо — 1).
Оценки по критериям обычно располагают по нарастающему количественному значению. Например, при оценке по критерию «способность организовывать и планировать труд»:
«I» — явно неорганизованный работник и руководитель;
«2» - не умеет организовывать и планировать свой труд и труд подчиненных;
«З» - умеет организовывать трудовой процесс, но не всегда удачно планирует работу;
«4» — умеет хорошо организовывать и планировать свой труд и труд подчиненных;
«5» - умеет создавать и поддерживать четкий порядок в работе на основе эффективного планирования.
По своей значимости в общей оценке кандидата на конкретную должность определенные качества всегда имеют удельный вес, что устанавливается экспертным путем. Для определения общей оценки деловых и организаторских качеств кандидата на управленческую должность составляется специальный оценочный лист. Естественно, чем выше общая оценка по каждой группе качеств, тем более достоин кандидат заместить должность в аппарате управления.
Образование, стаж работы и возраст работника должны обязательно учитываться при оценке деловых качеств, т. к. образование — это одна из основных качественных характеристик при определении уровня квалификации работника, стаж работы — это количественная мера опыта, а возраст находится во взаимосвязи со стажем работы, данные об образовании кандидата, его стаже и возрасте учитываются путем расчета коэффициента профессиональной перспективности по формуле:
К=Оу.обр.(1 + С /4 – В /18),
|
где: Оу.обр - оценка уровня образования, которая обычно принимается (составляет):
0,15 — для лиц, имеющих незаконченное среднее образование;
0,60 — для лиц со среднем образованием;
0,75 — для лиц со среднетехническим и незаконченным высшим образованием;
1,00 — для лиц с высшим образованием по специальности;
С — стаж работы по специальности (в соответствии с рекомендациями НИИ труда он делится на 4 в связи с тем, что, как установлено, стаж в 4 раза меньше влияет на результативность труда, чем образование);
В — возраст (в соответствии с рекомендациями НИИ труда он делится на 18, т. к. установлено, что влияние возраста на результативность труда в 18 раз меньше, чем влияние образования; при этом за верхний предел возраста для мужчин принимается 55 лет, а для женщин — 50).
На этапе определения общей оценки кандидата на должность величина коэффициента профессиональной перспективности суммируется с общей оценкой по деловым и организаторским качествам. Предпочтение отдается тому кандидату, который в итоге получит наибольшую оценку, притом обязательно с учетом полученных оценок по группам личностных качеств.
Важнейшими условиями применения метода экспертных оценок является обеспечение анонимности выставляемых экспертами оценок и обоснованность подбора состава экспертных комиссий.
Главная опасность при подборе состава экспертов состоит в завышении доли какой-либо подгруппы экспертов, заведомо близкой в своем мнении. Эта опасность заключается не только в односторонности выставляемой оценки, но и в том, что при обработке экспертных мнений все другие оценки потеряют свою значимость. По той же самой причине нежелательно включение в экспертную группу специалистов, авторитет которых резко отличается от среднего авторитета членов комиссии.
Группы экспертов могут использоваться для индивидуальной или групповой оценки. Индивидуальный способ более распространенных и эффективный заключается в том, что каждый эксперт дает оценку анонимно и независимо от других, а затем эти оценки обобщаются. Групповой способ основан на совместной работе экспертов и получении суммарной оценки от всей группы в целом. При таком способе согласование индивидуальных оценок сочетается с последовательным ознакомлением каждого эксперта с оценками остальных. Требование анонимности при таком способе соблюсти сложно, но возможно.
Групповая экспертиза включает следующие обязательные этапы:
разработка программы (выбор формы группового суждения с перечнем вариантов или оценок), рекомендаций, решений; выработка принципов и методов получения группового суждения;
выбор техники опроса или способов выявления индивидуальных мнений;
формирование экспертной группы;
проведение опроса экспертов;
обработка результатов (получение группового суждения);
анализ результатов.
Аттестация кадров – это форма комплексной оценки кадров, по результатам которой принимается решение о дальнейшем служебном росте, перемещении или увольнении персонала.
Этапы аттестации:
подготовительный: подготовка приказа о проведении аттестации, утверждение аттестационной комиссии, подготовка и размножение документации, информирование трудового коллектива о сроках и особенностях аттестации.
формирование состава аттестационной комиссии и его утверждение: директор по персоналу, начальник отдела кадров, руководитель подразделения, юрисконсульт, социальный психолог.
основной этап: организация работы аттестационной комиссии по подразделениям предприятия, оценка индивидуальных вкладов работников, заполнение анкеты «Аттестация», компьютерная обработка результатов.
заключительный этап: подведение итогов аттестации, принятие персональных решений о продвижении, направлении на учебу, перемещении или увольнении.
Основным инструментов аттестации является анкета, которая представляет собой специально разработанный вопросник, включающий перечень определенных качеств и варианты ответа. При этом перечень качеств, которыми должен обладать специалист, зависит от сферы его деятельности и занимаемой должности. Поэтому правильный подбор качеств, их перечень для каждой конкретной должности, а также оценки в баллах рекомендуется устанавливать конкретной экспертной комиссией в организации.
Принятые качества располагают в анкете в ранжированный ряд — от более до менее значимого. В соответствии с этим выставляется первая оценка аттестуемому. Она характеризует степень значимости качества. Вторая оценка — это оценка степени проявления этих же качеств аттестуемого по четырем вариантам ответа. Эксперт при этом должен установить, как часто определяемое качество проявляется у аттестуемого по следующей балльной шкале:
если всегда — 1,5 балла;
если в большинстве случаев — 1 балл;
если иногда — 0,5 балла;
если почти никогда — 0 баллов.
При первой оценке ставится знак «+» в графе против качества и его оценки в баллах. При второй оценке ставится знак «+» в графе, соответствующей мнению эксперта.
Обработка результатов оценки аттестуемого осуществляется путем заполнения специального бланка —«Бланк результатов опроса экспертов на аттестуемого». С этой целью знаки «+» из анкет, поставленные экспертами, переносят со знаком «+» в этот бланк. В другом бланке («Бланк расчета средней оценки аттестуемого») по каждому качеству рассчитывается средний балл по формуле:
где: Зср — средний балл оценки качества по степени его функциональной значимости;
З10...З1- оценка экспертом степени качества по десятибалльной шкале;
n10...n1 — количество экспертов, которые присвоили качеству оценку по степени значимости (в баллах);
n — общее количество экспертов.
Одновременно в этом же бланке по каждому из качеств рассчитывается средний балл степени проявления этого качества у аттестуемого по формуле:
где: Пср — средняя оценка степени проявления качества у аттестуемого;
П1,5...П0,5 - степень проявления качества у аттестуемого по оценке экспертов;
n1.5 …n0.5 - количество экспертов, отнесших качество к степени его проявления у аттестуемого к тому или иному баллу оценки;
n - общее количество экспертов.
Затем по каждому качеству определяется средневзвешенный балл по формуле:
К=Зср *Пср,
где: К — качество.
Далее путем суммирования средневзвешенных баллов по всем качествам определяется итоговый балл оценки аттестуемого. Итоговую оценку комиссия сравнивает с эталоном.
Расчет эталона производится следующим образом: сумма баллов по всем 10 качествам (10+9+8+7+6+5+4+3+2+1=55) умножается на 1,5 (коэффициент степени проявления качества, если оно проявляется всегда), или на 1,0 (если оно проявляется в большинстве случаев), или же на 0,5 (если качество присутствует иногда). В итоге получаем следующие результаты:
1. 55*1,5=82,5;
2. 55*1,0==55,0;
3. 55*О,5=27,5.
Таким образом, в первом случае, если оценка работника составляет более 82 баллов, формулируется вывод о его повышении или включении в состав резерва на выдвижение. Во втором случае, если оценка составит от 57 до 82 баллов, делают заключение о соответствии занимаемой должности. В третьем случае, если оценка составляет ниже 27 баллов, фиксируется вывод о том, что работник не соответствует занимаемой должности. При этом весьма ценно и то обстоятельство, что детальный анализ оценок экспертов по качествам может помочь определить для каждого работника конкретные направления совершенствования его деятельности.
В качестве предмета оценки руководителя в различных методиках выступают:
деловые и личностные качества (свойства, черты) руководителей;
характеристики их поведения в различных ситуациях;
качество выполнения управленческих функций;
характеристики применяемых средств руководства;
показатели результатов деятельности возглавляемых коллективов;
результаты организаторской деятельности;
успешность установления и достижения руководителями целей управления конкретными коллективами.
Исследуя эффективность различных методов развития персонала, фирма McKinsey пришла к парадоксальному выводу, что взрослые сотрудники учатся также, как и дети. Руководители и специалисты желают учиться только тогда, когда требуется осваивать то, что они делать не умеют. Наиболее эффективным методом развития персонала оказалось предоставление новой должности с расширенными обязанностями. В своем профессиональном развитии человек совершает качественный скачок тогда, когда от него требуется выполнения новой, ранее не известной ему работы. Не менее эффективным оказалось изменение не должности, а полная реорганизация подчиненного руководителю подразделения.
На развитие руководителя существенное влияние оказывает работа за рубежом в той же должности, но в окружении другой национальной культуры. Существенными для развития персонала является участие в крупном проекте, который предполагает длительное деловое общение с разными контрагентами.
При разработке программы деловой оценки кадров работу строят в три этапа: определение содержания, выбор методики и установление процедур оценки.
Определение содержания ставит целью установление предмета оценки: личные качества сотрудника, его труд или результаты труда. Методы оценки должны быть направлены на выявление элементов, составляющих содержание оценки, и измерение величин этих элементов с помощью конкретных показателей. Процедура оценки должна учитывать место и частоту проведения оценки; персонал, обеспечивающий ее проведение; период оцениваемой деятельности сотрудника; форму оформления результатов оценки. Основной формой комплексной оценки персонала является аттестация кадров, по результатам которой принимается решение о соответствии занимаемой должности и служебно-профессиональном продвижении. В зависимости от принадлежности персонала к определенной сфере деятельности различают аттестацию государственных (муниципальных) служащих, научно-педагогических работников и аттестацию персонала звеньев управления организацией.
Схема функциональных взаимосвязей проведения при аттестации персонала можно увидеть в табл. 4.8.
Заседание аттестационной комиссии оформляется протоколами на каждого аттестуемого, которые подписываются председателем и секретарем комиссии.
На этапе принятия решений по результатам аттестации формулируется заключение с учетом:
выводов и предложений, изложенных в отзыве руководителя аттестуемого;
оценок деятельности аттестуемого, его деловых, личностных и иных качеств;
мнений каждого члена аттестационной комиссии;
сравнений результатов аттестации с данными предыдущей аттестации;
мнений самого аттестуемого о своей работе и реализации своих потенциальных возможностей.
В заключении даются рекомендации для продвижения аттестуемого в структуре управления организацией, поощрения за достигнутые успехи, об изменении уровня заработной платы, освобождении от занимаемой должности и т.п. Руководитель организации на основании заключения аттестационной комиссии поощряет работников и осуществляет должностные перемещения. Индивидуальные трудовые споры, возможные по результатам аттестации, рассматриваются в соответствии с действующим российским законодательством.
|
Таблица 4.8.
Проведение некоторых работников при аттестации персонала
Наименование функций
| ИСПОЛНИТЕЛИ
| Генеральный
директор
| Менеджер по персоналу
| Руководитель структурного персонала
| Аттестационная комиссия
| 1. Определение целей аттестации
| Р
| У,О
|
|
| 2. Подготовка приказа о проведении аттестации
|
| О
|
|
| 3 Издание приказа о проведении аттестации
| Р
| О
|
|
| 4. Подбор работников для проведения аттестации
|
| у
| О
|
| 5. Подготовка тестов, технических средств тестирования и необходимых бланков
|
| О
|
|
| 6. Формирование аттестационной комиссии
| Р
| О
|
|
| 7. Проведение тестирования и оценки
|
| О
| У
|
| 8 Анализ результатов тестирования и оценки
|
| О
| У
|
| 9. Проведение собеседования с аттестуемым работником
|
| У
| У
| О
| 10. Составление рекомендации но результатам собеседования
|
| У
| У
| О
| 11. Подготовка приказа в соответствии с результатами аттестации
| Р
| У
| У
| О
| 12. Издание приказа по результатам аттестации
| Р
| О
|
|
| Условные обозначения:
Р — принятие решений, издание приказов;
О — организация работы по аттестации и ответственность за ее проведение;
У — участие в аттестации.
|
|