ТОП 10:

Классификация международных экономических организаций



Международные экономические организации, осуществляющие регулирование в системе мирового хозяйства, можно классифицировать по двум основным принципам: по организационному принципу и по сфере многостороннего регулирования.

Классификация международных экономических организаций по организационному принципу в качестве основы предполагает участие или неучастие организации в системе ООН, а также принимает во внимание профиль организаций и цели их деятельности. При таком подходе международные экономические организации можно разделить на следующие группы:

• международные экономические организации системы ООН;

• международные экономические организации, не входящие в систему ООН;

• региональные экономические организации.

Классификация международных экономических организаций по сфере многостороннего регулирования предполагает их деление па следующие группы.

• региональные экономические организации в системе регулирования мирового хозяйства;

• международные экономические организации, регулирующие экономическое и промышленное сотрудничество и отрасли мирового хозяйства;

• международные экономические организации в системе регулирования мировой торговли;

• международные и региональные экономические организации, осуществляющие регулирование предпринимательской деятельности;

• международные неправительственные организации и объединения, содействующие развитию международных хозяйственных связей.

Все международные и региональные экономические организации, входящие в перечисленные выше первые четыре категории, являются межправительственными организациями, которые именуются также межгосударственными или многосторонними. Помимо межправительственных организаций в классификацию включены международные неправительственные экономические организации и объединения, содействующие развитию мирохозяйственных связей (рис. 22.1 и 22.2).

Как мы видим, речь идет о множестве международных экономических организаций, вовлеченных в сферу сотрудничества и регулирования как общих, так и отдельных направлений в системе международных экономических отношений.

 

Общая характеристика экономической деятельности международных организаций

Международные экономические организации являются важным инструментом как сотрудничества, так и регулирования многосторонних межгосударственных отношений в сфере торговли и экономики, имеют согласованные цели, свои постоянные органы, а также организационные нормы, в том числе устав, процедуру и порядок принятия решений и др. Методами взаимодействия в международном регулировании считаются резолюции и директивы, разрабатываемые и принимаемые международными организациями, являющиеся обязательными для их членов; многосторонние соглашения, заключаемые на межправительственном уровне; согласования и договоренности, консультации и сотрудничество на региональном уровне и в неправительственных организациях. Сотрудничество и его регулирование нацелены на создание определенных предпосылок, способствующих дальнейшему развитию мирохозяйственных

 

Билет 16

Северо-американская ассоциация свободной торговли (НАФТА)

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза).

В настоящее время НАФТА представляет собой крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и развивающуюся страну. Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов:

· географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик;

· тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием;

· растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США;

· усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята сразу же, остальные снимались постепенно в течение 14 лет. Такое соглашение стало расширенным вариантом торгового соглашения 1989 г. между Канадой и США.

В отличие от Европейского Союза, НАФТА не ставила целью создание межгосударственных административных органов, как не ставила и создание законов, которые бы управляли такой системой. НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права. На сегодняшний день цели НАФТА включают:

· снятие барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участниками соглашения;

· создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;

· привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;

· обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности в Зоне;

· создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;

· установление базы для будущей трехсторонней, региональной и междунардной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения.

 

2) Сущность механизм формы и экономические последствия международного движения капитала

 

Формирование мирового хозяйства на рубеже XIX-XX вв. создало возможность расширения международных экономических отношений, что поставило вопрос о международной мобильности факторов производства. Наиболее подвижным является капитал, хотя, как правило, его движение подвергается более жесткому регламентированию со стороны государства. Мировое движение капитала в современных условиях служит фактором усиления интернационализации производства, увеличения темпов экономического роста и уровня занятости, развития передовых отраслей промышленности и превращает финансовые рынки в важнейший стимул развития мирового хозяйства.

 

Международная миграция капитала — это движение капитала между странами, включающее экспорт, импорт капитала и его функционирование за рубежом.

 

Миграция капитала представляет собой объективный экономический процесс, когда капитал покидает экономику одной страны в целях получения более высокого дохода в другой стране.

Международное движение капитала занимает ведущее место в международных экономических отношениях, оказывает огромное влияние на мировую экономику:

§ способствует росту мировой экономики;

§ углубляет международное разделение труда и международное сотрудничество;

§ увеличивает объемы взаимного товарообмена между странами, в том числе промежуточными товарами, между филиалами международной корпораций, стимулируя развитие мировой торговли.

Основными субъектами мирового рынка капиталов являются частный бизнес, государства, а также международные финансовые организации (Мировой банк, Международный Валютный Фонд).

Мировой рынок капитала является частью мирового финансового рынка и условно делится на два рынка: рынок денег и рынок капитала.

На рынке денег осуществляются сделки по купле-продаже финансовых активов (валют, кредитов, займов, ценных бумаг) срочностью до одного года. Рынок денег призван удовлетворять текущую (краткосрочную) потребность участников рынка в кредитах и займах для закупки товаров и оплаты услуг. Значительную часть сделок на денежном рынке составляют спекулятивные сделки по купле-продаже валют.

Рынок капитала ориентирован на более долгосрочные проекты со сроком осуществления от одного года.

Участниками международного рынка капитала выступают коммерческие банки, небанковские финансовые организации, центральные банки, частные корпорации, государственные органы, а также некоторые частные лица.

Причинами вывоза капитала также могут быть:

§ наличие возможности монополизировать местный рынок принимающей стороны;

§ наличие в странах, принимающих капитал, более дешевого сырья и рабочей силы;

§ стабильная политическая обстановка в стране-реципиенте;

§ более низкие, по сравнению со страной-донором, экологические стандарты;

§ наличие благоприятного «инвестиционного климата» в принимающей стране;

 

Можно выделить следующие последствия миграции капитала для мировой экономики в целом:

§ миграция капитала происходит в поисках наиболее выгодных зон его вложения, что позволяет увеличить темы роста мировой экономики;

§ она стимулирует дальнейшее развитие международного разделения труда и на этой основе процессы международной экономической кооперации;

§ в результате увеличения масштабов деятельности международных корпораций увеличивается товарообмен между странами, стимулируя развитие мировой торговли;

§ взаимное проникновение капитала между странами укпрепляет процессы международного сотрудничеств.

В целом, играя стимулирующую роль в развитии мировой экономики, международное движение капитала имеет различные последствия для
стран — экспортеров и импортеров капитала. Так, например, вывоз капитала за рубеж без адекватного привлечения иностранных инвестиций может привести к замедлению их экономического развития, отрицательно сказаться на уровне занятости и на состоянии платежного баланса. Страны, импортирующие капитал, имеют возможность создать новые рабочие места, получить новые технологии, эффективный менеджмент, а следовательно, ускорить в стране научно-технический прогресс и обеспечить экономический рост, улучшить платежный баланс.

Формы движения капитала

Миграция капитала может осуществляться в форме предпринимательского и ссудного капитала.

Ссудный капитал — денежные средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения ссудного процента от использования капитала за рубежом. Движение ссудного капитала осуществляется в виде международного кредита из государственных или частных источников.

Предпринимательский капитал — денежные средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения прибыли. Движение предпринимательского капитала осуществляется путем зарубежного инвестирования, когда частные лица, государственные предприятия или государство вкладывают средства за рубеж.

По источникам происхождения капитал делится на официальный и частный капитал.

Официальный (государственный) капитал — это средства из государственного бюджета, перемещаемые за границу по решению правительств, а также по решению межправительственных организаций. Он совершает движение в виде займов, ссуд и иностранной помощи.

Частный (негосударственный) капитал- это средства частных компаний, банков и других негосударственных организаций, перемещаемые за границу по решению их руководящих органов и их объединений. Источником данного капитала являются средства частных фирм не связанные с государственным бюджетом. Это могут быть инвестиции в создание зарубежного производства, межбанковские экспортные кредиты. Несмотря на автономность компаний в принятии решений о международном перемещении принадлежащего им капитала, правительство за собой право его контролировать и регулировать.

По цели зарубежного инвестирования капитал делится на прямые инвестиции и портфельные инвестиции:

Прямые иностранные инвестиции — вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения (страна-реципиент) капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала. Имеют место в случае создания за рубежом филиала национальной фирмы или приобретения контрольного пакета акций иностранной компании. ПИИ практически целиком связаны с вывозом частного предпринимательского капитала. Они являются реальными вложениями, осуществляемыми в предприятия, землю, другие капитальные товары.

Портфельные иностранные инвестиции — вложение капитала в иностранные ценные бумаги (сугубо финансовая операция), не дающие инвестору права контроля над объектом инвестирования. Портфельные инвестиции приводят к диверсификации портфеля экономического агента, снижают риск инвестирования. Преимущественно они основаны на частном предпринимательском капитале, хотя и государство выпускает свои и приобретает иностранные ценные бумаги. Портфельные инвестиции представляют собой чисто финансовые активы, выраженные в национальной валюте.

По сроку вложения выделяют долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный капитал:

Долгосрочный капитал — вложения капитала сроком свыше 5 лет. Все вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных инвестиций обычно являются долгосрочными.

Среднесрочный капитал- вложение капитала сроком от 1 года до 5 лет.

Краткосрочный капитал — вложение капитала сроком до 1 года.

Также выделяют такие формы капитала как нелегальный капитал и внутрифирменный капитал:

Нелегальный капитал — миграция капитала, которая идет в обход национального и международного права (в России незаконные способы экспорта капитала называют бегством или утечкой).

Внутрифирменный капитал — переводимый между филиалами и дочерними фирмами (банками), принадлежащими одной корпорации и расположенными в разных странах.

 

Билет 17

1)Основные факторы влияющие на участие стран в МРТ

 

Факторы, влияющие на участие стран в МРТ:

· 1. Объем внутреннего рынка. Чем у страны более развит внутренний рынок, тем меньше ее участие во внутреннем рынке.

· 2. Уровень развития страны. Чем выше уровень развития страны, тем меньше участие.

· 3. Обеспеченность природными ресурсами. Чем больше, тем меньше участие.

· 4. Удельный вес в структуре экономических отраслей. Чем больше базовых отраслей, тем меньше участие.

Все страны в МРТ ищут свой интерес. Для оценки степени участия страны в МРТ используются следующие показатели:

· - удельный вес экспорта (экспортная квота);

· - удельный вес отрасли в общей стоимости экспорта;

· - темпы роста отраслей экспорта по сравнению с темпом роста всей промышленной страны (коэффициент опережения);

· - импортная квота;

· - внешнеторговая квота;

· - региональная квота (доля экспорта страны в международном регионе в ее валовом экспорте; коэффициент опережения темпами роста экспорта страны в международном регионе над темпами роста валового экспорта; доля экспорта отдельной страны во взаимном экспорте стран региона; темп роста экспорта отдельной страны и темп роста взаимного экспорта групп и стран данного региона).

 

2) Масштабы международных потоков капитала и их распределения в современной мировой экономике

 

В начале XXI в. рейтинги стран — крупнейших экспортеров и импортеров капитала (по накопленным прямым иностранным инвестициям) выглядели следующим образом:

а) страны —экспортеры капитала (США, Великобритания, Япония, Германия, Франция, Нидерланды, Швейцария, Италия, Гонконг, Канада);

б) страны — импортеры капитала (США, Великобритания, Китай, Германия, Франция, Канада, Австралия, Нидерланды, Испания, Бельгия).

Анализ данных по экспорту и импорту прямых иностранных инвестиций свидетельствует о следующих характерных тенденциях в международной миграции капитала. 1.

В «десятку» ведущих стран — экспортеров капитала входят все 7

ведущих промышленно развитых стран мира — «большая семерка» (США, Великобритания, Япония, Германия, Франция, Италия, Канада). 2.

США являются лидером и по экспорту и импорту прямых инвестиций (с превышением экспорта над импортом).

Если в 1980 г. суммарный отток (экспорт) капитала из США более чем в 2,6 раза превышал его приток (импорт), то в результате рейганомики (экономической политики времен президента Р. Рейгана) суммарный объем накопленного притока капитала приблизился к объему оттока, и это положение сохранялось на протяжении 90-х гг. XX в. Приток капитала, вне сомнения, стал одним из факторов стимулирования экономического роста США в период 90-х гг. XX в. 3.

В списке ведущих стран — экспортеров капитала Япония занимает 3-е место, а в «десятке» ведущих стран — импортеров капи- тала она отсутствует (это связано с тем, что на протяжении 90-х гг. Япония ограничивала приток в страну иностранных инвестиций и лишь в 1999 г. она несколько ослабила ограничения). 4.

Хотя оба списка (экспортеров и импортеров капитала) состоят в основном из развитых стран, однако в списке стран — импортеров капитала 3-е место уже в 1999 г. занял Китай, последние 20 лет активно привлекающий иностранные инвестиции. 5.

В «десятку» ведущих стран — экспортеров капитала входят 6 европейских государств (Великобритания, Германия, Франция, Нидерланды, Швейцария, Италия). Кроме Швейцарии, все они являются членами ЕС. В целом же в Западной Европе сконцентрировался мощный экспортный потенциал прямых иностранных инвестиций, причем характерно, что основная их часть перемещается внутри самой Западной Европы (прежде всего в рамках ЕС).

 

Билет 18







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.121.230 (0.01 с.)