Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Основы теории и управления финансами↑ Стр 1 из 38Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Алмосов Александр Павлович Учебное пособие «Финансы» Волгоград, 2010 Содержание
Введение
Глава 1. Основы теории и управления финансами Тема 1. Сущность и функции финансов 1.1. Социально-экономическая сущность финансов и финансовых отношений 1.2. Функции финансов 1.3. Финансовая система Российской Федерации Тема 2. Управление централизованными и децентрализованными финансами 2.1. Понятие, объекты и субъекты управления централизованными финансами 2.2. Структура управления централизованными финансами в Российской Федерации 2.3. Управление централизованными финансами в ведущих зарубежных странах 2.4. Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления предприятием Тема 3. Финансовая политика 3.1. Содержание и значение финансовой политики государства, принципы ее формирования 3.2. Направления государственной финансовой политики 3.3. Финансовый механизм и его использование в реализации государственной финансовой политики Тема 4. Основные направления государственного регулирования социально-экономических процессов в стране 4.1. Понятие и субъекты государственного регулирования социально-экономических процессов в стране 4.2. Формы и методы государственного финансового регулирования 4.3. Основные объекты государственного финансового регулирования Тема 5. Финансовое прогнозирование и планирование 5.1. Содержание и значение финансового прогнозирования 5.2. Методы расчета финансовых показателей 5.3. Содержание и задачи финансового планирования 5.4. Виды финансовых планов 5.5. Этапы и методы финансового планирования Тема 6. Организация и проведение финансового контроля 6.1. Сущность, задачи, функции и принципы финансового контроля 6.2. Виды и методы финансового контроля 6.3. Система государственного финансового контроля 6.4. Организация негосударственного финансового контроля
Глава 2. Финансы хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств Тема 7. Финансы коммерческих организаций 7.1. Сущность и принципы функционирования финансов коммерческих организаций 7.2. Формирование финансовых ресурсов коммерческих организаций 7.3. Понятие и структура активов коммерческих организаций 7.4. Финансовые механизмы управления формированием и распределением прибыли коммерческой организации Тема 8. Финансы организаций малого бизнеса 8.1. Классификация, критерии принадлежности и особенности функционирования предприятий малого бизнеса 8.2. Налогообложение предпринимателей и организаций 8.3. Государственная политика в области малого бизнеса Тема 9. Финансы некоммерческих организаций 9.1. Характеристика некоммерческих организаций 9.2. Формирование финансовых ресурсов некоммерческих организаций 9.3. Финансовое планирование в коммерческих организациях Тема 10. Финансы домашних хозяйств 10.1. Сущность и функции финансов домохозяйств в финансовой системе 10.2. Финансовые ресурсы домохозяйств 10.3. Доходы и расходы домохозяйств 10.4. Государственное регулирование доходов домохозяйств 10.5. Денежные сбережения и цели домохозяйств 10.6. Неоклассическая и институциональная экономические теории и поведение домохозяйств Тема 11. Экономическая сущность и классификация страхования 11.1. Экономическая категория и природа страхования 11.2. Функции страхования 11.3. Заключение договора страхования 11.4. Отрасли и виды страхования Тема 12. Экономические основы функционирования страховых компаний 12.1. Доходы, расходы и прибыль страховщиков 12.2. Тарифная политика страховых компаний 12.3. Образование и размещение страховых резервов
Тема 14. Бюджетный процесс 14.1. Понятие бюджетного процесса и его задачи 14.2. Составление проекта бюджета 14.3. Принятие федерального бюджета 14.4. Исполнение бюджета Введение
Финансовая система играет ключевую роль в социально-экономическом развитии любой страны. Происходящие в России экономические перемены требуют адекватных изменений в области финансовых отношений, которые охватывают бюджетную систему, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования и денежные отношения. Регулирующая роль финансов является неразрывной частью экономических отношений в государстве, наиважнейшим инструментом реализации его политики. Поэтому роль дисциплины «Финансы» трудно переоценить. Данная дисциплина охватывает широкий спектр вопросов связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, образуемых в результате создания национального продукта. Целью настоящего учебного пособия является формирование у студентов устойчивых представлений о функционировании финансовой системы государства и практических умений в применении этих знаний в своей работе. В учебном пособии рассмотрены важнейшие темы, касающиеся системы финансовых отношений – сущность и понятие финансов, управление ими на государственном и корпоративном уровнях, организация финансового планирования и контроля, страховая деятельность и международные финансовые отношения. Особое внимание в данной работе было уделено проблемам управления государственными и муниципальными финансами, особенностям функционирования бюджетной системы, стадиям бюджетного процесса и принципам функционирования государственных внебюджетных фондов. Для закрепления пройденного теоретического материала к каждой теме предлагаются вопросы и задания к обсуждению, а также список дополнительной литературы. Функции финансов
Сущность финансов проявляется в их ключевых функциях, к которым относят распределительную и контрольную. Распределительная функция финансов является главной, поскольку доминирующая характеристика финансовых отношений - их распределительный характер. Основным объектом распределения является национальный доход. Субъектами распределения выступают государство, юридические и физические лица. Распределение национального дохода с помощью финансов проходит в два этапа. На первом этапе образуются первичные (основные) доходы, которые складываются из трех компонентов: зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; доходы предприятий сферы материального производства и амортизационные отчисления; косвенные налоги. Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее перераспределение национального дохода, которое составляет суть второго этапа распределения. В результате перераспределения образуются вторичные, или производные, доходы. Такие доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода. Последней стадией перераспределения доходов является их реализация. Реализуемые доходы называются конечными. Конечные доходы с учетом сделанных сбережений равны сумме первичных доходов. Контрольная функция финансов определяется их свойством служить средством контроля за процессом стоимостного распределения и перераспределения общественного продукта, формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Эта функция осуществляется: финансовыми подразделениями предприятий; государственными финансовыми и налоговыми органами; кредитно-финансовыми организациями.
Рисунок 1. Структура аппарата управления финансами в Российской Федерации Важнейшее направление деятельности руководящих органов аппарата управления финансами – выработка и осуществление государственной финансовой политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, таможенной, страховой, социальной, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, других сфер инаправлений обеспечения стратегических целей развития страны. Финансовые органы субъектов РФ в отличие от финансовых органов, функционирующих в условиях административно-командной системы управления, непосредственно не подчиняются Министерству финансов Российской Федерации. Тем не менее финансовые органы субъектов Российской Федерации представляют отчет об исполнении бюджета в Министерство финансов Российской Федерации и в координации с ним проводится кадровая работа и работа по информатизации управления финансами. В Волгоградской области можно выделить следующие органы аппарата управления финансами: - Губернатор Волгоградской области (глава Администрации Волгоградской области); - Волгоградская областная дума; - Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области. На муниципальном уровне (в г. Волгограде) управление финансами осуществляется: - Главой администрации г.Волгограда; - Волгоградской городской Думой; - Департаментом финансов г.Волгограда; Финансовые органы муниципальных образований обеспечивают проведение единой государственной финансовой политики и осуществляют общее руководство финансовыми ресурсами на территории муниципального образования; действуют в соответствии с положениями, утвержденными главой администрации соответствующего муниципального образования; возглавляются заведующими (начальниками), назначенными главами администрации муниципальных образований по согласованию с финансовыми органами вышестоящих органов власти.
Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления предприятием Финансовый менеджмент – управление финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов, которое включает в себя операции по их привлечению и рациональному использованию, выработку стратегической финансовой политики, а также методы, инструменты и тактические приемы ее практической реализации. Система целей финансового менеджмента включает в себя: текущие (тактические) и долгосрочные (стратегические) цели. В любом случае они направлены на достижение максимальных финансовых результатов деятельности, приемлемых для собственников (акционеров) предприятия, обеспечения финансовой устойчивости предприятия. К тактическим целям относятся: минимизация расходов и рисков; максимизация прибыли; обеспечение финансовой устойчивости организации. К стратегическим целям относятся: достижение лидерства предприятия на соответствующем рынке товаров и услуг; увеличение рыночной стоимости предприятия. Субъектами финансового менеджмента выступают, в зависимости от размера предприятия, финансовые службы (или финансовые менеджеры). Деятельность субъектов финансового менеджмента осуществляется по трем основным направлениям: 1) разработка финансовой и инвестиционной стратегии предприятия; 2) управление активами предприятий; 3) поиск источников финансовых ресурсов для текущего функционирования и долгосрочного развития (управление пассивами предприятий). Объектами финансового менеджмента являются финансовые ресурсы (собственные и заемные средства предприятий), формирующие финансовые потоки и общий денежный оборот, обеспечивающие воспроизводство конкретного предприятия в направлении, определенном его финансовой политикой.
Вопросы и задания для обсуждения 1. Каковы цели управления финансами? 2. Чем обусловлено участие различных органов исполнительной власти в управлении финансами? 3. Какие государственные институты участвуют в управлении финансами? 4. Какие цели финансового менеджмента вы можете назвать? 5. Чем отличаются стратегические цели финансового менеджмента от тактических?
Список дополнительной литературы: 1. Барулин С.В. Финансы: учебник. – М.: КНОРУС, 2010. – 640 с. 2. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента: в 2 т. – Т.1. – 3-е изд. – Киев: Эльга: Ника-Центра, 2006. – 621 с. 3. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учебник / И.Я. Лукасевич. – М.: Эксмо, 2007. – 768 с. 4. Финансы: учебник / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 640 с. 5. Финансы: учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 462 с.
Тема 3. Финансовая политика
Содержание и значение финансовой политики государства, принципы ее формирования
Финансовая политика является структурным элементом системы управления финансами. От нее зависит эффективность использования финансовых отношений в экономике. Финансовая политика призвана обеспечивать реализацию целей и задач социально-экономической политики государства. Под финансовой политикой понимают систему мер органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов в области формирования, распределения и использования, обеспечивающую реализацию целей и задач в области социально-экономического развития страны, территорий и субъектов хозяйствования. Объектами финансовой политики являются финансовые ресурсы, доходы и расходы государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов. Субъектами финансовой политики выступают органы законодательной и исполнительной власти (в отношении государственной и муниципальной финансовой политики), собственники и органы управления хозяйствующих субъектов (в отношении финансовой политики хозяйствующих субъектов). Концепция финансовой политики – это совокупность основополагающих целей, задач, приоритетов и способов управления финансами, составляющих методологию финансового обеспечения концепции экономической политики государства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов. Концепция финансовой политики, как правило, носит долгосрочный характер, но она в значительной степени зависит от стадии экономического цикла, на которой находится экономика страны (территории, отрасли) и хозяйствующего субъекта. Концепция финансовой политики конкретизируется путем определения финансовых форм и методов ее реализации. По сферам финансовой системы выделяют государственную (муниципальную) и корпоративную финансовую политику. По функциональному признаку финансовая политика государства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов делится на доходную, расходную и контрольную. Они связаны между собой так же, как и функции финансов, но вместе с тем имеют и относительно самостоятельное значение. Доходная финансовая политика представляет собой совокупность мер в области формирования доходов государства, муниципалитетов и хозяйствующих субъектов. Этот тип финансовой политики предполагает методологическое обоснование и создание условий эффективного выполнения финансами функции формирования доходов в экономике. Концепция доходной политики предусматривает оценку и определение направлений развития доходного потенциала субъектов с учетом изменений внешней и внутренней среды. Расходная финансовая политика предполагает разработку концепции, стратегии и тактики использования государственных, муниципальных и частных финансовых ресурсов и доходов. Государственная и частная контрольная финансовая политика направлена на реализацию контрольной функции финансов, на обеспечение условий реализации доходной и расходной политики. Основы финансового контроля и контрольной деятельности подробнее рассмотрены далее. По характеру целей финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия включает в себя крупномасштабные, долговременные цели и задачи финансовой политики, которым подчинены все структурные элементы последней и которые оказывают существенное влияние на развитие страны или хозяйствующего субъекта. Финансовая тактика (государственная и хозяйствующих субъектов) конкретизирует финансовую стратегию и определяет конкретные пути и меры по реализации финансовой политики на определенном этапе. Финансовая тактика, как привило, рассчитана на кратковременный период (не более года).
Содержание и значение финансового прогнозирования Финансовое прогнозирование представляет собой деятельность по предвидению и стратегической оценке перспектив развития финансов, объема, состава и структуры поступления финансовых ресурсов и направлений их использования. Цель финансового прогнозирования – оценка предполагаемого объема финансовых ресурсов, определение наиболее предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов хозяйствования, выявление возможных отклонений от принимаемых проектировок. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребности в них, возможные варианты осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку для финансового планирования. Задачами финансового прогнозирования являются: 1. определение источников формирования и объема финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующих субъектов на прогнозируемый период; 2. обоснование направлений использования финансовых ресурсов органами государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующими субъектами на прогнозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов; 3. определение и оценка финансовых последствий принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, субъектами хозяйствования решений. Финансовое прогнозирование ведется путем разработки различных вариантов развития организации, отдельной административно-территориальной единицы, страны в целом, их анализа и обоснования, оценки возможной степени достижения определенных целей в зависимости от характера действий субъектов планирования. Достигается это двумя различными методическими подходами: в рамках первого подхода прогнозирование ведется от настоящего в будущее на основе установленных причинно-следственных связей; при втором подходе прогнозирование заключается в определении будущей цели и ориентиров движения от будущего к настоящему, когда развертываются и исследуются цепь возможных событий и меры, которые необходимо принять для достижения заданного результата в будущем исходя из существующего уровня развития организации, административно-территориальной единицы и страны в целом.
Рисунок 2. Система органов государственного финансового контроля в Российской Федерации
Законодательные (представительные) органы публичной власти осуществляют финансовый контроль как непосредственно (в процессе их законотворческой и управленческой деятельности), так и через создаваемые ими контролирующие органы: Счетную палату Российской Федерации, контрольные палаты и другие специализированные органы Счетная палата РФ создана в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Счетная палата РФ осуществляет контроль использования федеральных средств и имущества, в том числе контроль исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, оценку эффективности и результативности расходования государственных средств, использования федеральной собственности и имущества, оперативный контроль исполнения федерального бюджета, проводит комплексные, ревизии и тематические проверки, экспертизу проектов федерального бюджета, федеральных законов и нормативных актов, обследование бюджетного процесса и т.д. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ создают свои региональные контрольно-счетные органы. Они осуществляют контроль исполнения региональных бюджетов, в том числе контроль законного и эффективного использования средств, использования региональных имущества и собственности и т.д. Контрольное управление Президента РФ (создано соответствующим Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729) выполняет функции контроля (включая проверки) исполнения федеральными органами исполнительной власти и организациями федеральных законов, касающихся полномочий Президента РФ, его указов и распоряжений, а также контроля реализации бюджетных посланий Президента РФ Федеральному Собранию. Однако основным органом государственного финансового контроля федеральной исполнительной власти является Министерство финансов Российской Федерации. Оно разрабатывает и утверждает методологию и методическое обеспечение государственного финансового контроля, включая порядок его организации, осуществления контроля исполнения федерального бюджета, применения мер ответственности за правонарушения в финансово-бюджетной сфере, финансового мониторинга денежных доходов населения и т.д. Минфин России осуществляет общее руководство, координацию и контроль входящих в его структуру Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы страхового надзора, Федерального казначейства. Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные подразделения осуществляют контроль соблюдения налогового законодательства, учет налогоплательщиков и объектов облагаемого имущества, камеральные и выездные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. ФНС разрабатывает и контролирует реализацию налоговой политики, а также осуществляет контроль выполнения плановых налоговых назначений (плана сбора налоговых платежей) и собираемости налогов по стране в целом и через свои территориальные управления. При осуществлении контрольной деятельности налоговые органы ФНС взаимодействуют таможенными органами по налоговым платежам, взимаемым на таможенной границе, и с Федеральной службой по экономическим и налоговым преступлениям МВД России. Последняя осуществляет финансовые и налоговые расследования, а также совместно с налоговыми органами (по их запросу) участвует в проведении налоговых проверок. Основы организации и проведения налогового контроля органами ФНС, а также перечень налоговых правонарушений, налоговых санкций и порядок их применения налоговыми органами установлены в первой части НК РФ. Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям руководствуется нормами уголовного права. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора выполняет функции по надзору и контролю в финансово-бюджетной сфере и в области валютных отношений. Контрольные полномочия этой службы достаточно широки. Она осуществляет проверки и ревизии законности и эффективности использования средств федеральных бюджета, внебюджетных фондов и имущества, надзор за соблюдением законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре органов публичной власти, проводит контроль валютных операций (за исключением операций, проводимых кредитными организациями и валютными биржами) и соблюдения норм валютного регулирования и контроля, формирует единую информационную систему контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, решает другие контрольные задачи. Федеральная служба страхового надзора осуществляет контрольно-надзорную деятельность на рынке страховых услуг. Она проводит контроль соблюдения участниками страхового рынка страхового законодательства, обеспечения страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности, соблюдения установленных норм и правил формирования страховых резервов, структуры активов и т.д. Кроме того, эта федеральная служба обязана осуществлять сбор и анализ отчетности профессиональных участников страхового рынка, обобщать практику страхового надзора и работать над совершенствованием надзорного законодательства в области страхового дела. Важным органом государственного финансового контроля выступает Федеральное казначейство. Оно осуществляет учет бюджетных средств на единых счетах, предварительный и текущий контроль операций по счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, а также коммерческих банков, производящие операции с бюджетными средствами, и других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. В случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств и других нарушений Федеральной казначейство вправе приостановить расходные операции по единым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, требовать соблюдения бюджетного законодательства непосредственно или при взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, включая силовые. Федеральное казначейство производит операции и осуществляет контроль средств не только федерального, но и региональных бюджетов. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств выступают не только контролируемым, но и контролирующим субъектом по отношению к получателям бюджетных средств. В БК РФ установлено, что главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют контроль целевого использования средств, своевременного возврата бюджетных кредитов и предоставления отчетности об использовании бюджетных средств бюджетополучателями. Главные распорядители бюджетных средств выступают инициаторами проведения финансовых проверок подведомственных бюджетных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые непосредственно осуществляются специализированными органами государственного финансового контроля. Банк России осуществляет контроль денежной массы в обращении и банковский надзор. Банк России осуществляет жесткий контроль наличных денег в обращении, а также валютных операций коммерческих банков и валютной биржи. Надзорная деятельность Банка России в отношении коммерческих банков заключается в их государственной регистрации, в выдаче и отзыве лицензий банкам и небанковским кредитным организациям, в контроле соблюдения ими банковского и кредитного законодательства, установленных правил, норм и нормативов, в мониторинге финансовой устойчивости и платежеспособности банков, а также их возможности участия в системе страхования вкладов населения, в контроле незаконной легализации банками денежных доходов юридических и физических лиц, полученных преступным путем, и в других контрольно-надзорных действиях. В случае выявленных нарушений Банк России имеет право лишать коммерческие банки лицензий или приостанавливать их действие. Федеральная служба по финансовому мониторингу занимается надзором за выполнением организациями и физическими лицами законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также отслеживанием крупных единовременных расходов населения с целью противодействия коррупции и терроризму. Мониторингу подлежат крупные банковские операции и покупки граждан, их операции с недвижимостью и другим ценным имуществом на сумму более 600 тыс. руб. Коммерческие банки, риэлторские компании, магазины, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны сообщать и Федеральную службу по финансовому мониторингу данные о названных операциях и сделках. Накопленная службой информация подлежит обработке и анализу. В случае выявления подозрительных сделок материалы по ним могут быть направлены в Федеральную налоговую службу, Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям и в другие государственные силовые структуры. Федеральная таможенная служба наделена функциями проведения таможенного контроля. Последний включает в себя контроль исполнения таможенного законодательства, контроль перемещения товаров, транспортных средств и валюты через таможенную границу РФ, контроль полноты и своевременности уплаты таможенных пошлину налогов и сборов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ (НДС и акцизов). В случае выявления таможенными органами нарушений таможенного и налогового законодательства они правомочны применять таможенные и налоговые санкции, установленные Таможенным и Налоговым кодексами РФ.
Рисунок 3. Сравнительная оценка свойств облигаций с точки зрения корпорации-эмитента
3. Вексель представляет собой составленное по установленной законом форме безусловное письменное долговое денежное обязательство одной стороны безоговорочно уплатить в определенном месте сумму денег, указанную в векселе, другой стороне – владельцу векселя при наступлении срока выполнения обязательства или по его требованию. Согласно отечественному законодательству в отличие от облигаций вексель не является эмиссионной ценной бумагой, соответственно, не подлежит государственной регистрации и не требует лицензии на проведение операций с ним. Это значительно упрощает использование векселей. 4. Факторинг - это приобретение банком, или фактор-компанией, денежных требований продавца (поставщика, экспортера) к покупателю (импортеру) с выплатой продавцу суммы долга немедленно либо в соответствии с его погашением покупателем. За выполнение этих операций банк (фактор-компания) берет определенные комиссионные. Обычно основная сумма долга выплачивается сразу, а меньшая часть - после погашения векселя покупателем. В результате такой сделки организации, которые работают по вексельным схемам расчетов и в обмен за поставленные партии товаров получают оплату векселями, могут обналичить обязательства своих контрагентов ранее намеченного срока и, тем самым, избежать проблем с оплатой собственных обязательств. 5. Лизинг – трехстороння сделка, в соответствии с которой одна сторона (лизингодатель) по поручению другой стороны (лизингополучателя) обязуется приобрести оборудование у третьей стороны (продавца) и передать его лизингодателю. Преимущества лизинга для организации определяются сразу несколькими факторами: возможностью приобретения необходимого имущества, а, следовательно, обновления производства, полностью в рассрочку за счет привлеченных средств; отсутствием негативного влияния лизинговой сделки на показатели финансовой устойчивости предприятия, поскольку лизинговое оборудование учитывается на забалансовых счетах; возможностью по окончании лизингового договора приобрести оборудование в собственность или заключить новый договор лизинга на более современное оборудование.
Таблица 1. - Классификация прибыли предприятия
Финансовый результат формируется в процессе хозяйственной деятельности организации, это находит отражение в бухгалтерском учете и отчетности. При расчете прибыли ключевыми ее элементами являются доходы и расходы организации. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников. Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на: а) доходы от обычных видов деятельности; б) прочие доходы. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников. Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на: расходы по обычным видам деятельности; прочие расходы. При расчете прибыли в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета выделяют валовую прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистую прибыль. Валовая прибыль рассчитывается как разность между выручкой от продажи продукции и производственной себестоимостью продукции. Валовая прибыль служит для покрытия коммерческих и управленческих расходов. Она больше названных расходов на величину прибыли от продаж. Валовая прибыль носит название брутто-прибыли от реализации продукции. Брутто-прибыль рассчитывается как разность строки 010 и строки 020 формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». В процессе своей деятельности организация несет операционные и внереализационные доходы и расходы, объединенные в настоящее время понятием прочие доходы и расходы. Сюда включаются проценты к получению и к уплате, доходы от участия в других организациях. Сальдо прочих доходов и расходов увеличивает или уменьшает прибыль от продаж и формирует прибыль до налогообложения. После уплаты налога на прибыль у организации остается прибыль от обычной деятельности. В случае возникновения чрезвычайных расходов и доходов эта прибыль корректируется на величину разницы между чрезвычайными доходами и расходами. В результате формируется чистая (нераспределенная) прибыль отчетного периода, за счет которой выплачиваются дивиденды по обыкновенным и привилегированным акциям. Величина прибыли, остающейся в распоряжении коммерческой организации, отражается по строке 190 формы № 2 финансовой отчетности. Важным элементом управления прибылью является проведение анализа безубыточности. Анализ безубыточности или анализ издержек, прибыли и объема производства (CVP-анализ) - это аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и доходам при различных уровнях производства. Практическая ценность анализа безубыточности и целевого планирования прибыли состоит в том, что этот подход позволяет (1) оценить сравнительную прибыльность отдельных видов продукции, что дает основания для выбора оптимального портфеля продукции, (2) установить запас «прочности» предприятия в его текущем состоянии и (3) спланировать объем реализации продукции, который обеспечивает желаемое значение прибыли. В процессе проведения анализа безубыточности в его стандартном (классическом варианте) принимаются следующие допущения: (1) издержки подразделяются на постоянные и переменные; (2) предполагается, что вся произведенная продукция будет продана в течение планового периода времени; (3) в качестве критерия для анализа принимается прибыль до выплаты налогов, т.е. операционная прибыль, а не чистая прибыль. В рамках CVP-анализа используется формат отчета о прибыли, который отличается от традиционного. Для целей планирования в управлении предприятием ис
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.239.189 (0.014 с.) |