Методы расчета финансовых показателей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы расчета финансовых показателей



 

В процессе финансового прогнозирования для расчета финансовых показателей используются такие специфические методы, как математическое моделирование, эконометрическое прогнозирование, экспертные оценки, построение трендов.

Математическое моделирование включает в себя использование модели линейного программирования в процессах принятия оптимальных решений, транспортной модели, сетевой модели и сетевых моделей.

Эконометрическое прогнозирование основано на принципах эко­номической теории и статистики: расчет показателей прогноза осуществляется на основе статистических оценочных коэффициен­тов при одной или нескольких экономических переменных, высту­пающих в качестве прогнозных факторов; позволяет рассмотреть одновременное изменение нескольких переменных, влияющих на показатели финансового прогноза. Эконометрические модели опи­сывают с определенной степенью вероятности динамику показателей в зависимости от изменения факторов, влияющих на финансовые процессы. При построении эконометрических моделей используется математический аппарат регрессионного анализа, который дает коли­чественные оценки усредненных взаимосвязей и пропорций, сло­жившихся в экономике в течение базисного периода. Для получе­ния наиболее надежных результатов экономико-математические методы дополняются экспертными оценками. Среди эконометрических моделей прогнозирования выделяют: модели «ядра» экономической системы; модели экономического поведения, ориентированного на будущие ожидания; модели векторной авторегрессии; регрессионные модели одного уравнения; модели динамической оптимизации. Абсолютное большинство центральных банков создает т.н. модели ядра. Под «ядром» подразумевают такую часть системы, без которой любая выделившаяся подсистема или группа подсистем не может существовать более эффективно, или полностью самостоятельно. Модели «ядра» характеризуют ключевые макроэкономические взаимосвязи «ядра» национальной экономики. Они используются для среднесрочного прогнозирования. Их структура состоит из 30 - 50 стохастических уравнений и 100-200 переменных. В ходе моделирования на долгосрочную перспективу ряд переменных принимается за константу. К постоянным величинам обычно относят занятость, реальный валютный курс и т.д. Затем вводится несколько механизмов, связывающих уравнения кратко- и долгосрочных периодов. Модели ядра нередко не выдают точного прогноза, особенно, если речь идет о краткосрочном периоде. Однако, когда горизонт прогнозирования уточняется, трудно найти лучшую замену моделям ядра. При принятии решений эффективность использования модели ядра зависит, главным образом, от характеристик анализируемых сценариев денежно-кредитной политики. Модели экономического поведения, ориентированного на будущие ожидания часто называют «моделями центральных банков». В анализе ключевое место занимает некая переменная, характеризующая ожидания экономических агентов касательно дальнейшего изменения ситуации. Чаще всего центральной переменной выступает ожидаемая будущая инфляция (или ВВП). Исходя из ожидаемого значения будущей инфляции центральный банк в данный момент времени стремится минимизировать ожидаемые потери общества. Таким образом, поведение как денежных властей, так и частного сектора, определяется прогнозом ключевой переменной. Простейшая модель с ориентацией на будущие ожидания состоит из двух уравнений. В первом уравнении текущая инфляция зависит от прошлой и ожидаемой инфляции, текущего ВВП и случайного шока, влияющего на цены. Во втором уравнении текущий ВВП определяется переменными прошлого и ожидаемого ВВП, ожидаемой инфляции, текущей номинальной процентной ставки и случайного шока, сказывающегося на производстве. Модель векторной авторегрессии (VAR-модели) широко используются приверженцами атеоретического подхода. Первоначально модель использовалась для изучения таких специфически вопросов, как роль различных денежных агрегатов в прогнозировании инфляции и экономического роста. Она представляет собой систему уравнений, в которой значение каждой последующей переменной определяется предыдущими значениями не только этой, но и других переменных. Фактически модель описывает математическое ожидание будущего значения переменной как линейную функцию от текущих и прошлых значений ряда переменных. Например, VAR-модель может содержать три переменные: инфляция, производство и денежная масса. В такой модели текущая инфляция зависит от предыдущих значений переменных инфляции, производства и денежной массы; текущее производство и денежная масса определяются теми же самыми переменными прошлого. В отличие от структурных моделей, VAR-модели не объясняют, почему тот или иной показатель является важным с экономической точки зрения. Регрессионная модель одного уравнения. Типичным примером такой модели для открытой экономики является модель Филипса, учитывающая связи между валютным курсом и условиями внешней торговли (или ценами на ключевые товары). По сравнению с другими моделями регрессионная модель одного уравнения обладает прикладными преимуществами. Во-первых, она имеет простую и понятную структуру. Во-вторых, ее легко использовать в прогнозных расчетах. Модель динамической оптимизации – это модель, которая в противоположность статической модели (характеризующей состояние системы в определенный момент времени) описывает экономику в развитии. Модель является динамической, если как минимум одна ее переменная относится к периоду времени, отличному от времени, к которому отнесены другие переменные. Иными словами, динамическая модель содержит лагированные эндогенные переменные.

Метод экспертных оценок предполагает обобщение и математи­ческую обработку оценок специалистов-экспертов по определенно­му вопросу. Эффективность этого метода зависит от профессиона­лизма и компетентности экспертов. Такое прогнозирование может быть достаточно точным, однако экспертные оценки носят субъективный характер, зависят от «ощущений» эксперта и не всегда под­даются рациональному объяснению. Выделяют две группы методов экспертных оценок: методы индивидуальных и коллективных экспертных оценок. Методы индивидуальных экспертных оценок имеют несколь­ко разновидностей: метод интервью, аналитический метод, ме­тод выборочных обследований, метод анкетирования, метод на­писания сценария и др. При методе интервью осуществляется непосредственный кон­такт эксперта со специалистом, при аналитическом методе проводится логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуа­ции, составляются докладные записки. Метод выборочных обследований дает возможность получать обширную и оперативную информацию об уровне жизни различ­ных групп населения. При методе написания сценария определяется логика процес­са или явления во времени при различных условиях. Под сценарием понимают описание возможной последовательности собы­тий, связывающих настоящее и будущее. Для объективного прогноза необходимо иметь несколько сценариев развития событий (оптимистический, пессимистичес­кий и средний). Средний сценарий является наиболее вероятным или ожидаемым. Методы коллективных экспертных оценок имеют следующие разновидности: метод комиссий, метод Дельфи, метод коллектив­ной генерации идей («мозговая атака»), метод дерева целей и др.

Трендовый метод, предполагающий зависимость некоторых групп доходов и расходов лишь от фактора времени, исходит из постоян­ных темпов изменений (тренд постоянных темпов роста) или по­стоянных абсолютных изменений (линейный временной тренд). Недостатком данного метода является игнорирование экономиче­ских, демографических и других факторов. Статистические наблюдения в социально-экономических исследованиях обычно проводятся регулярно через равные отрезки времени и представляются в виде временных рядов xt, где t = 1, 2,..., п. В качестве инструмента статистического прогнозирования временных рядов служат трендовые регрессионные модели, параметры которых оцениваются по имеющейся статистической базе, а затем основные тенденции (тренды) экстраполируются на заданный интервал времени. Методология статистического прогнозирования предполагает построение и испытание многих моделей для каждого временного ряда, их сравнение на основе статистических критериев и отбор наилучших из них для прогнозирования. При моделировании сезонных явлений в статистических исследованиях различают два типа колебаний: мультипликативные и аддитивные. В мультипликативном случае размах сезонных колебаний изменяется во времени пропорционально уровню тренда и отражается в статистической модели множителем. При аддитивной сезонности предполагается, что амплитуда сезонных отклонений постоянна и не зависит от уровня тренда, а сами колебания представлены в модели слагаемым. Основой большинства методов прогнозирования является экстраполяция, связанная с распространением закономерностей, связей и соотношений, действующих в изучаемом периоде, за его пределы, или – в более широком смысле слова – это получение представлений о будущем на основе информации, относящейся к прошлому и настоящему. Наиболее известны и широко применяются трендовые и адаптивные методы прогнозирования. Среди последних можно выделить такие, как методы авторегрессии, скользящего среднего (Бокса-Дженкинса и адаптивной фильтрации), методы экспоненциального сглаживания (Хольта, Брауна и экспоненциальной средней) и др.

Прогнозы дают возможность рассмотреть различные варианты развития финансов, например, при благоприятных, усредненных и наихудших сценариях развития экономики, субъекта хозяйствова­ния, конъюнктуры рынка и т.п. Финансовые прогнозы могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 3 до 5 лет) и долго­срочными (свыше 5 лет). Финансовое прогнозирование осуществ­ляется на трех уровнях экономики: общегосударственном, террито­риальном, хозяйствующих субъектов.

На общегосударственном уровне производятся расчеты, с помо­щью которых формируются финансовые ресурсы страны, опреде­ляются направления их развития, составляется сводный финансовый баланс государства (баланс финансовых ресурсов государства).

Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех до­ходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составля­ется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыду­щий год в соответствии с прогнозом социально-экономического раз­вития соответствующей территории и является основой для состав­ления проекта бюджета. Финансовое прогнозирование на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований проводится аналогично фи­нансовому прогнозированию на общегосударственном уровне.

Финансовое прогнозирование на уровне хозяйствующих субъектов представляет собой составную часть финансового менеджмента. Оно состоит в разработке путей развития предприятия; определения объ­ема финансовых ресурсов в перспективе, источников их формирова­ния и путей наиболее эффективного использования; формирование финансовой стратегии, обеспечивающей предприятию устойчивое финансовое положение, платежеспособность и кредитоспособность.

 

5.3. Содержание и задачи финансового планирования

Финансовое планирование – целенаправленная деятельность субъектов управления финансами по определению ожидаемых объемов формирования и использования финансовых ресурсов при реализации государственной и корпоративной экономической, социальной и финансовой политики.

Цель финансового планирования - обеспечение финан­совыми ресурсами воспроизводственных процессов на уровнях государства и хозяйствующих субъектов в целях реализации ими своих социально-экономических функций.

К задачам финансового планирования относят:

- определение объема финансовых ресурсов (доходов) по каждому источнику поступлений и в целом на уровне государства и хозяйствующих субъектов;

- определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, а также приоритетов в расходовании средств;

- обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного, эффективного и результативного использования финансовых ресурсов;

- создание условий для укрепления устойчивости бюджетов всех уровней, а также для обеспечения финансовой устойчивости организаций и индивидуальных предпринимателей;

- определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, необходимых для предупреждения и снижения финансовых рисков.

Объектом финансового планирования является финан­совая деятельность хозяйствующих субъектов и государства. Субъектами финансового планирования выступают орга­ны государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели.

 

5.4. Виды финансовых планов

Финансовый план пред­ставляет собой свод системы плановых финансовых показателей в виде баланса, бюджета, сметы, иных документов, в которых отражаются ожидаемые объемы формирования и использования финансовых ресурсов на планируемый период времени. Финансовые планы составляются пре­имущественно в форме баланса доходов и расходов.

Основными финансовыми планами органов государственной вла­сти и местного самоуправления являются бюджеты соответствующих уровней, бюджеты государственных внебюджетных фондов, сводный финансовый баланс страны и среднесрочные финансовые планы субъектов Федерации (муниципальных образований). Для коммерче­ских организаций – баланс доходов и расходов и бюджеты организа­ции, включая налоговый; для некоммерческих организаций – смета доходов и расходов, бюджетная смета.

Государственное и муниципальное финансовое планирование реализуется прежде всего в показателях системы бюджетов органов государственной власти и местного самоуправлении (федеральный, региональный и местный бюджеты). Как финансовый план бюджет составляется в форме баланса (росписи) доходов и расходов на очередной бюджетный год и плановый период (для трехгодичного бюджета). Он утверждается законом (решением) соответствующего законодательного (представительного) органа власти (местного самоуправ­ления). Состав доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регламентируется БК РФ. Все это придает бюд­жету директивный характер, обусловливающий обязательность испол­нения плановых показателей.

В доходной части бюджета находят отражение налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмез­дные поступления. В расходной части бюджета планируются и утверждаются кон­кретные виды расходов органов государственной власти и местного са­моуправления по следующим направлениям: законотворческая, судеб­ная, правоохранительная и управленческая деятельность; реализация конституционных социальных прав граждан; обеспечение внутренней и внешней безопасности государства и международная деятельность; государственное регулирование экономики и научно-технического про­гресса; формирование государственных (муниципальных) резервов; управление государственным (муниципальным) долгом; прочие на­правления расходования. Состав и структура планируемых доходов и расходов бюджетов различных уровней власти и управления существенно различаются и зависят от распределения доходных и расходных полномочий (во­просов ведения), закрепленных за соответствующим уровнем государ­ственной власти и местного самоуправления действующим бюджетным и налоговым законодательством. Плановые показатели бюджета отра­жают основные параметры федеральной, региональной и муниципаль­ной социально-экономической политики и планов развития страны и ее территорий.

При разработке проектов бюджетов используются плановые па­раметры, заложенные в таких относительно самостоятельных докумен­тах, как долгосрочные целевые программы, федеральная адресная це­левая программа, Инвестиционный фонд РФ и ведомственные целевые программы. Долгосрочные целевые программы разрабатываются и ут­верждаются на федеральном, региональном и местном уровнях соответ­ствующими исполнительными органами публичной власти и финанси­руются за счет средств соответствующих бюджетов. Такая программа содержит технико-экономическое обоснование, прогноз ожидаемых результатов, объемы и источники финансирования, наименование заказчика. На основе федеральной инвестиционной программы осуще­ствляются планирование и финансирование бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства. Инвестиционный фонд РФ – это часть средств федерального бюджета, предназначенная для реали­зации инвестиционных проектов, финансируемых на принципах госу­дарственно-частного партнерства. Разработка, утверждение и реализация ведомственных целевых программ могут осуществляться на всех уровнях публично-правовых образований страны в порядке, установ­ленном соответствующим органом исполнительной власти.

Еще одной разновидностью директивных государственных финан­совых планов является система бюджетов внебюджетных фондов. В России она включает бюджеты ПФР, ФСС России, ФФОМС и ТФОМС. Система государственных внебюджетных фондов призва­на обеспечивать реализацию конституционных прав граждан на пен­сионную и социальную защиту, на охрану здоровья и получение бес­платной медицинской помощи. Бюджеты внебюджетных фондов формируются по доходам и расходам органами их управления и утверж­даются соответствующими органами законодательной власти одновре­менно с принятием закона о федеральном (по территориальным фон­дам – о региональном) бюджете. Бюджеты внебюджетных фондов планируются по следующим доходным статьям: целевые и стра­ховые взносы, бюджетные средства, доходы от размещения временно свободных средств, прочие источники. Направления расходования средств бюджетов внебюджетных фондов имеют строго целевое назна­чение в рамках, определенных законодательством и названием конк­ретного фонда. Показатели, запланированные в бюджетах этих фондов, отража­ют основные параметры финансового обеспечения и реализации госу­дарственной социальной политики в области социальной защиты на­селения.

Сводный финансовый баланс РФ представляет собой документ, в котором отражаются плановые параметры объема и направлений ис­пользования финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики. Этот баланс составляется в целях оценки финансовых ресурсов при разра­ботке прогноза социально-экономического развития страны и проекта федерального бюджета на очередной год и плановый период (два года), а также для оценки влияния финансовой политики на социально-эко­номическое развитие общества.

Среднесрочный финансовый план субъекта РФ (муниципального образования) разрабатывается ежегодно по установленной форме. Он содержит следующие основные параметры: прогнозируемый общий объем доходов и расходов соответствующего бюджета и консолидиро­ванного бюджета субъекта РФ (муниципального района); объемы бюд­жетных ассигнований в соответствии с классификацией расходов бюд­жетов; распределение в очередном году и плановом периоде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности территорий; нормативы отчислений от налоговых доходов в местные бюджеты; дефицит (профи­цит) бюджета; верхний предел государственного внешнего долга субъекта РФ; объем доходов, расходов и дефицита (профицита) ТФОМС.

Относительно самостоятельное значение в системе публичных финансовых планов имеет баланс денежных доходов и расходов населе­ния, отражающий движение финансовых ресурсов домашних хозяйств (движение денежных средств в наличной и безналичной формах). Он важен для планирования на уровне экономики страны денежного обо­рота, розничного товарооборота, налоговых поступлений и кредитных ресурсов. В отличие от бюджетов баланс доходов и расходов населения не носит директивного характера и является расчетно-аналитическим документом.

Частнохозяйственные финансовые планы имеют своей целью обо­снование индивидуального кругооборота денежных средств конкрет­ного хозяйствующего субъекта – организации или домашнего хозяй­ства (индивидуального предпринимателя). В них планируются доходы и другие поступления финансовых ресурсов, расходы и финансовые результаты деятельности субъекта. Финансовые планы организаций определяются характером деятельности и финансирования последних (коммерческая или некоммерческая деятельность, бюджетные или не­бюджетные способы финансирования), а также организационно-пра­вовой формой и учредительскими документами. Порядок составления и методика исчисления показателей финансовых планов коммерческих организаций и небюджетных некоммерческих организаций устанавли­ваются приказами и распоряжениями руководства этих хозяйствующих субъектов, а финансовых планов бюджетных организаций (учрежде­ний) – нормами БК РФ и других правовых актов.

Финансовые планы коммерческой организации разрабатываются на основе бизнес-плана и других плановых (прогнозных) параметров об­щехозяйственного и общеэкономического характера, отражающих виды деятельности и направления развития организации, включая инвести­ционное, на предстоящий год и более длительный период. При формиро­вании финансовых планов учитывается цель коммерческой деятельно­сти – получение прибыли на основе оптимизации структуры капитала (финансовых ресурсов), обеспечения финансовой устойчивости, инве­стиционной привлекательности организации, эффективности механиз­мов привлечения финансовых ресурсов и их использования.

Коммерческая организация составляет годовой баланс доходов и расходов с поквартальной разбивкой. В нем планируются показате­ли, характеризующие объем и состав финансовых ресурсов организа­ции, а также направления их использования.

Сводный бюджет коммерческой организации представляет собой более развитую форму финансового планирования. Кроме этой функ­ции бюджетирование выполняет также функции управленческого уче­та, оптимизации, координации и контроля финансовых потоков, т.е, оно призвано выполнять весь спектр функций финансового управления. Сводным этот бюджет называется потому, что он представляет собой иерархическую систему частных бюджетов, конкретизирующих пока­затели сводного бюджета. Его составление и исполнение позволяют создать условия для финансового обеспечения и тактической реализа­ции финансовой стратегии организации, установить надлежащий те­кущий и оперативный контроль поступления и расходования денежных средств, своевременно вносить необходимые корректировки в заданные плановые параметры с учетом меняющейся рыночной и внешней среды. Сводный бюджет и входящие в его состав частные бюджеты составля­ются сроком на год, квартал и месяц.

Сводный бюджет компании состоит из трех бюджетов первого уровня – операционного, инвестиционного и финансового. Операционный бюджет фокусируется на моделировании будущих расходов и доходов от текущих операций за бюджетный период. Следовательно, объектом рассмотрения операционного бюджета, является финансовый цикл предприятия. Инвестиционный бюджет рассматривает вопросы обновления и выбытия капитальных активов (основных средств и вложений, долгосрочных финансовых вложений), что составляет основу инвестиционного цикла. Цель финансового бюджета – планирование баланса денежных поступлений и расходов, а в более широком смысле – баланса оборотных средств и текущих обязательств для поддержания финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода.

Финансовые планы некоммерческих организаций (бюджетных уч­реждений, иных некоммерческих организаций) составляются с целью определения объема финансовых ресурсов и направлений их исполь­зования в рамках осуществления этими организациями уставной дея­тельности по представлению социально-культурных, научных, образо­вательных и иных услуг на некоммерческой основе.

Бюджетным организациям (учреждениям) вменяется в обязан­ность составлять бюджетные сметы в порядке, установленном БК РФ. Бюджетная смета представляет собой документ, в котором устанавливаются в соответствии с классификацией расходов бюджета лимиты бюджетных обязательств бюджетной организации. Смета включает расходы бюджетного учреждения, связанные с выполнением его функ­ций в соответствии с уставом (расходы на оплату труда работников; поставок товаров, работ, услуг, на уплату налогов и других обязатель­ных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды), с выделением расходов, финансируемых за счет бюджетных ассигно­ваний и из небюджетных источников.

Бюджетная смета составляется учреждением на основе показате­лей, доведенных до него главным распорядителем или распорядителем бюджетных средств (органом публичной власти, органом управления внебюджетным фондом, бюджетным учреждением, имеющим право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обяза­тельств среди подведомственных бюджетных учреждений). Для состав­ления проекта сметы бюджетные учреждения используют установлен­ные законодательными и нормативными правовыми актами тарифы и цены, нормы и нормативы расходов, хозяйственные договоры и дан­ные о расходах за прошлый год. Показатели проекта годовой сметы разбиваются по кварталам. После принятия закона (решения) о бюд­жете на очередной год происходит уточнение бюджетными учрежде­ниями проектов своих смет с учетом показателей принятого бюджета. Затем уточненные проекты смет утверждаются главными распоряди­телями (распорядителями) или руководителями бюджетных учрежде­ний, имеющими на это право, в качестве директивных финансовых пла­нов бюджетных организаций.

Прочие некоммерческие организации вправе выбирать виды фи­нансовых планов: баланс доходов и расходов или смету доходов и рас­ходов. Избранная форма планирования должна быть установлена в уч­редительских документах организации. Чаще всего финансовые планы в форме сметы доходов и расходов используют общественные и рели­гиозные организации и различные общественные фонды. Финансовые планы таких некоммерческих организаций регламентируются, разра­батываются и утверждаются самими организациями, и в этом их фи­нансовое планирование сближается с планированием коммерческих организаций, хотя цели у них различные.

 

5.5. Этапы и методы финансового планирования

 

Финансовое планирование охва­тывает ряд этапов: 1.анализ выполнения финансового плана за отчетный год и те­кущий год; 2. расчет плановых показателей; 3. составление финансового плана на очередной год и после­дующие два года (плановый период).

На первом этапе финансового планирования применяет­ся метод экономического анализа. Он позволяет определить процент выполнения плановых показателей за отчетный год путем сравне­ния их с фактическими показателями; выявить резервы увеличения доходов; разработать мероприятия по повышению эффективности и результативности использования финансовых ресурсов; рассчитать ожидаемое выполнение плана в текущем году.

В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа:

- горизонтальный анализ (сравнение плановых показателей с фактическими и плановых показателей за текущий год с пла­новыми показателями за отчетный год);

- вертикальный анализ (определение структуры плана, доли от­дельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты);

- трендовый анализ (выявление тенденций изменения динами­ки финансовых показателей путем сравнения плановых или отчетных показателей за ряд лет и на этой основе прогнози­рование показателей на плановый период);

- факторный анализ (выявление влияния отдельных факторов на финансовые показатели).

На втором этапе финансового планирования осуществ­ляется расчет плановых показателей - числовых величин, выра­жающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Они делятся на утверждаемые, т.е. обяза­тельные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий. Расчет показателей базируется на опре­делении условий хозяйствования в плановом периоде и соответст­вующих финансовых задач; предполагает разработку нескольких вариантов показателей финансового плана и выбор оптимального варианта, корректировку финансовых показателей в увязке с пока­зателями других планов и прогнозов.

В практике используются следующие методы расчета показателей финансовых планов: экст­раполяции, нормативный, индексный, программно-целевой.

Метод экстраполяции. Он используется при определении финан­совых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе коррек­тировки достигнутого в отчетном периоде уровня показателей на от­носительно устойчивый темп их роста. Этот метод используется, как правило, для первоначальных прикидок, имеет ряд недостатков:

- не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов;

- не способствует экономному использованию средств, так как планирование осуществляется от достигнутого уровня;

- не учитывает изменения отдельных факторов в плановом пе­риоде по сравнению с отчетным периодом.

Нормативный метод. Суть его состоит в том, что плановые по­казатели рассчитываются на основе установленных прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются ка­чественной основой для финансового планирования с соблюдением режима экономии. Например, в соответствии со ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации с момента введения в действие фе­дерального закона о государственных минимальных социальных стандартах формирование расходов бюджетов всех уровней бюджет­ной системы Российской Федерации должно базироваться на осно­ве минимальных государственных социальных стандартов, нормати­вов финансовых затрат на оказание государственных услуг и еди­ных методологических основ расчета минимальной бюджетной обеспеченности.

Индексный метод. Этот метод предполагает широкое использо­вание системы разнообразных индексов при расчете плановых фи­нансовых показателей. Его использование обусловлено наличием инфляции в рыночной экономике. Применяются индексы физиче­ских объемов, уровни жизни, потребительских цен (инфляция), де­флятор (индекс цен, используемый при пересчете текущих стоимо­стных показателей в постоянные цены), деловой активности, про­изводительности труда и многие другие.

Программно-целевой метод. Он позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-эконо­мического развития в целевом, отраслевом и территориальном ас­пектах. Программы являются средством решения, прежде всего, межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых про­блем. Для программ характерно наличие цели, конкретизируемой в нескольких задачах, сочетание различных источников финансиро­вания ее реализации. Например, федеральная целевая программа рассматривается как увязанный по ресурсам, исполнителям и сро­кам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-кон­структорских, производственных, социально-экономических, орга­низационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих эффек­тивное решение целевых программ в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного разви­тия Российской Федерации.

На третьем этапе финансового планирования составля­ется финансовый план как документ, обязательный для исполнения, который подлежит утверждению уполномоченным органом или долж­ностным лицом.

На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребно­стями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, бизнес-плана, уставных документов; расходы органов го­сударственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций с их доходами; установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получате­лям и т.п. Его применение способствует обеспечению устойчивости бюджетов, формируемых органами государственной власти и мест­ного самоуправления, субъектов хозяйствования.

В рамках третьего этапа финансового планирования в современ­ных условиях широко применяется метод оптимизации плановых ре­шений, сущность которого заключается в разработке нескольких ва­риантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:

- на микроэкономическом уровне (минимум приведенных затрат; максимум приведенной прибыли; минимум времени на обо­рот капитала; максимум дохода (прибыли) на рубль вложен­ного капитала и т.п.);

- на макроэкономическом уровне (максимум доходов бюджета; минимум текущих расходов бюджета; минимум непроцентных расходов бюджета; максимальная эффективность расходов бюджета; максимальный социально-экономический эффект капитальных расходов бюджета и другие).

 

Вопросы и задания для обсуждения

1. В чем состоит роль и значение финансовых прогнозов?

2. Какие методы финансового планирования в настоящее время применяются на практике?

3. В чем состоит различие меду стратегическими и текущими, долгосрочными и краткосрочными финансовыми планами?

 

Список дополнительной литературы:

1. Барулин С.В. Финансы: учебник. – М.: КНОРУС, 2010. – 640 с.

2. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента: в 2 т. – Т.1. – 3-е изд. – Киев: Эльга: Ника-Центра, 2006. – 621 с.

3. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учебник / И.Я. Лукасевич. – М.: Эксмо, 2007. – 768 с.

4. Финансы: учебник / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 640 с.

5. Финансы: учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 462 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.195.23.152 (0.057 с.)