Общая характеристика доходов бюджета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика доходов бюджета



 

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и нало­говым законодательством РФ и поступают в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного само­управления. Доходы бюджетов включают:

- налоговые и неналоговые виды доходов;

- безвозмездные поступления.

К налоговым доходамотносятся предусмотренные нало­говым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассро­чек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствую­щего бюджета.

В состав неналоговых доходоввключаются доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, а также средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной от­ветственности;

К безвозмездным поступлениям относятся безвозмездные поступления от нерезидентов, других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственных (муниципальных), негосударственных и наднациональных организаций.

Помимо деления доходов на налоговые и неналоговые, в отдельную группу выделяют нефтегазовые и ненефтегазовые доходы.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья;

- вывозных таможенных пошлин на нефть, газ и товары, выработанные из нефти.

Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда.

 

15.2. Доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов

 

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:

- налогов на прибыль организаций, на добавленную стоимость, на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, водного налога, единого социального налога;

- акцизов на спирт и спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, легковые автомобили и мотоциклы;

- сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируют­ся за счет:

- доходов от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации;

- части прибыли унитарных предприятий;

- сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- таможенных пошлин и таможенных сборов;

- платы за использование лесов, водными объектами, негативное воздействие на окружающую среду;

- прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей - по нормативам, установленным федеральными законами.

Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации включают в свой состав:

- налог на имущество организаций, на игорный бизнес и транспортный в полном объеме;

- налоги на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, на добычу полезных ископаемых, единого сельскохозяйственного налога в части установленной Бюджетным кодексом РФ (100 процентов от части, подлежащей перечислению в региональный бюджет и 70 процентов соответственно);

- сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов, животного мира (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 80 процентов;

- за государственную регистрацию общественных объединений и региональных отделений политических партий, средств массовой информации;

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации за счет:

- доходов от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации;

- части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации;

- платы за негативное воздействие на окружающую среду, за использование лесов, за пользование водными объектами;

- разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и из бюджета субъекта РФ.

Состав налоговых доходов местных бюджетов устанавливается Бюджет­ным кодексом РФ для бюджетов поселений (ст. 61 БК РФ), бюджетов муниципальных районов (ст. 61.1 БК РФ), бюджетов городских округов ст. 61.2 БК РФ). Бюджеты муниципальных образований, в целом, включают в свой состав:

- налоговые доходы от местных налогов (земельного налога и налога на имущество
физических лиц);

- налоговые доходы от федеральных налогов и сборов (налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога, государственной пошлины за совершение нотариальных действий).

Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются за счет части прибыли муниципальных уни­тарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

 

Общие положения о расходах бюджетов

 

Расходы бюджета – это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета. В более широком смысле - это система денежных отношений, связанная с экономико-правовым регулированием процесса перераспределения денежных средств, необ­ходимых для выполнения расходных обязательств органов власти всех уровней.

А. Вагнер был первым среди экономистов, кто предложил тео­рию, объясняющую рост государственного сектора и государственных расходов в экономике. Его закон постулирует положительную зависи­мость доли госрасходов от общего экономического роста. А. Вагнер считал, что по мере трансформации традиционного общества в общество индустриального типа происходит значительный сдвиг от произ­водства в домашнем хозяйстве к производству в государственном сек­торе. Многие блага и услуги, традиционно производившиеся на уровне домохозяйства, - образование, медицинская помощь, уход за детьми, престарелыми и инвалидами, - теперь обеспечиваются государством. Рост государственного сектора объясняется с позиций роста спроса на общественные блага.

А. Пикок и Дж. Вайзман выдвинули теорию эффекта замещения. Они первыми провели анализ динамики госрасходов во времени и об­наружили интересную закономерность. В кризисные для общества годы (в частности, в годы войны) государственные расходы, как и следовало ожидать, повышаются, но по окончании кризиса остаются, по крайней мере, на том же уровне. А. Пикок и Дж. Вайзман объясняют это явление с позиций политической теории государственных расходов. С одной стороны, действует правительство, которое всегда стремится потратить больше, а с другой - избиратели, которые в массе своей не любят платить налоги. Правительство вынуждено до некоторой степени считаться с мнением избирателей, если хочет «оставаться на своем месте». Поэтому оно не должно устанавливать налоги выше некоторого уровня, который готово принять общество. Это в конечном счете и есть ограничитель государственных расходов. В годы войны, голода или других катаклизмов требуются более значительные государственные расходы, чем в мирное время. Однако в этом случае, как показывает практика, избиратели готовы принять болee высокие ставки налогообложения («затянуть пояса»). В результате на время кризиса государственные расходы заметно возрастают, замещая частные расходы, которые, наоборот, сокращаются. В структуре госрасходов также происходят изменения: военные расходы частично замещают гражданские, так что общий рост госрасходов оказывается ниже, чем рост собственно военных расходов. Это явление А. Пикок и Дж. Вайзман и назвали эффектом замещения.

Многие экономисты объясняют рост расходов перераспределитель­ной политикой. Они утверждают, что рост государственных расходов происходит в значительной мере за счет увеличения объемов транс­фертных выплат. Собственно, сам размер государственного сектора, если элиминировать фактор растущих цен, остается примерно одина­ковым из года в год, а весь прирост государственных расходов прихо­дится именно на трансферты (выплаты по социальному страхованию и социальной помощи). Расходы на трансфертные выплаты означают просто передачу денежных средств от одних групп населения другим, и в данном процессе государство выступает как организатор-посред­ник, но не производитель. Например, динамика социальных государ­ственных расходов по отношению к ВВП практически во всех странах ЕС имеет тенденцию к повышению.

Идея о влиянии групп интересов на бюджетную политику государства была высказана в работах Дж. Бьюкенена и Дж. Таллока. Сильная группа интересов способна лоббиро­вать определенные решения правительства, которые принесут ей значи­тельную выгоду. Так как расплачивается за это решение все общество (посредством налогов), то для самой группы удовлетворение ее специ­фических потребностей оказывается почти бесплатным, она получает выгоду, а платят другие. Здесь имеет место хорошо известный эффект «безбилетного пассажира».

Следующей теорией, объясняющей рост госрасходов, является теория фискальной иллюзии. Еслиналогоплательщики не ощущают на себе последствий растущих расходов государства, правительству легче финансировать все новые и новые программы. Еще Джон Стю­арт Милль пришел к выводу, что косвенные налоги в этом смысле предпочтительнее прямых. И действительно, во всех странах мира в последние десятилетия наблюдается тенденция роста именно кос­венных налогов: акцизов, налога с продаж, НДС, импортных пошлин и т.п. Социальные отчисления, которые обязан делать работодатель, также не воспринимаются работниками как прямой налог, хотя фак­тически тяжесть его частично несут и они сами. В результате избиратели (налогоплательщики) неправильно оцени­вают предоставляемые им общественные блага. Субъективно воспри­нимаемая цена оказывается ниже реальной, а значит, потребление ис­кажается и спрос на предоставляемые государством блага будет выше, чем в условиях полной информации. Дополнительным фактором ста­новится представление избирателя о том, что его реальный доход воз­растает в результате получения бесплатных общественных благ. Другой способ замаскировать рост госрасходов - бюджетный де­фицит. Рост государственного долга, как внутреннего, так и внешнего, фактически означает, что расплачиваться за сегодняшние программы госрасходов должны будущие поколения налогоплательщиков. Фис­кальная иллюзия, таким образом, позволяет правительству относи­тельно легко находить источники финансирования растущего обще­ственного сектора.

 

15.4. Расходные обязательства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов

 

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ расходные обязатель­ства представляют собой обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юри­дическому лицу, иному субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Инструментом учета расходных обязательств являются реестры расходных обязательств, которые в соответствии с бюджетным законодательством обязаны вести органы государственной власти и местного самоуправления. Реестр расходных обязательств - используе­мый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обус­ловливающих публичные нормативные обязательства и (или) право­вые основания для иных расходных обязательств, с указанием соответ­ствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных право­вых актов, с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения, включенных в реестр обязательств. Бюджетные ассигнования представляют собой предельные объёмы бюджетных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения расходных обязательств. Основными бюджетны­ми ассигнованиями являются бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг и на социальное обеспечение населения.

Расходование средств федерального бюджета происходит по следующим направлениям.

1. Финансирование общегосударственных расходов. Общегосударственные вопросыпредставляют собой совокупность фун­кций, отражающих различные аспекты деятельности органов государ ственного и муниципального управления. Перечень таких функций, подлежащих финансированию за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ, представлен в разделе I функциональной классификации расходов. В соответствии со ст. 21 Бюджетного кодекса РФ к ним относятся: функционирование Президента Российской Федерации; функционирование высшего должностного лица субъекта Рос­сийской Федерации и муниципального образования; функционирование законодательных (представительных) орга­нов государственной власти и представительных органов муни­ципальных образований; функционирование Правительства Российской Федерации, выс­ших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций; функционирование судебной системы; обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов, органов финансового (финансово-бюджетного) надзора; обеспечение проведения выборов и референдумов; международные отношения и международное сотрудничество; государственный материальный резерв; фундаментальные исследования; обслуживание государственного и муниципального долга; резервные фонды; прикладные научные исследования в области общегосударствен­ных вопросов; другие общегосударственные вопросы. Финансирование ряда перечисленных видов деятельности осуще­ствляется за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ в соответствии с разграничением расходных обязательств между уровнями власти. Однако основная доля расходов консолидирован­ного бюджета РФ на финансирование общегосударственных вопро­сов приходится на федеральный бюджет.

2. Расходы на национальную оборону, обеспечение правоохранительной деятельности и безопасности государства. Расходы на оборону направлены на обеспечение оборонной функции государства. Размер средств, которые направляются на эти цели, зави­сит от экономических возможностей страны, международной и внут­ренней политической обстановки, необходимости технического переоснащения, численности и обеспечения надлежащего уровня жизни личного состава Вооруженных сил.

3. Расходы на национальную экономику. В этом направлении расходов бюджета присутствует целый комплекс отраслей экономики, финансирование которых необходимо в связи с их особой значимостью. В частности, энергетика, транспорт, связь и информатика присутствуют при решении вопросов инфраструктурного развития экономики. Вос­производство минерально-сырьевой базы обеспечивает в долгосрочной перспективе развитие сырьевых отраслей, создает уверенность в реаль­ном поступлении значительных доходов от топливно-сырьевого комп­лекса. Сельское хозяйство и рыболовство решают задачи продоволь­ственной базы. Расходы на космические исследования, прикладные научные исследования и области национальной экономики создают на­учный задел для будущих поколений.

4. Бюджетное финансирование жилищно-коммунального хозяйства. Финансирование ЖКХ в связи со спецификой его функционирова­ния осуществляется прежде всего из бюджетов субъектов РФ. В бли­жайшие годы целевые бюджетные дотации ЖКХ сохранятся. Однако и объем бюджетных расходов, и их структура претерпят существенные изменения. Будет осуществляться переход от бюджетного дотирования к оплате жилищно-коммунальных услуг гражданами в полном объеме при условии обеспечения социальной защиты малоимущих семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.

5. Расходы бюджета на образование. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивается предоставление: дошкольного образования, общего образования и дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях (путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ); начального профессионального и среднего профессионального образования, обеспечивающего подготовку рабочих кадров и специалистов для нужд региональных рынков труда; социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей. К полномочиям органов местного самоуправления отнесен вопрос организации предоставления общедоступного и бесплатного дошколь­ного образования на территории муниципального образования, общего образования (в части расходов на содержание зданий и коммунальных расходов), организации отдыха детей в каникулярное время.

6. Расходы бюджета на культуру, кинематографию и средства массовой информации.

7. Расходы бюджета на здравоохранение. Конкретные обязательства со стороны государства формули­руются в ежегодно утверждаемых Правительством РФ Программах государственных гарантий обеспечения населения бесплатной меди­цинской помощью (ПГГ).В них фиксируется стандартный набор лечеб­ных и профилактических услуг, который в совокупности представля­ет собой объем бесплатной медицинской помощи, являющейся одним из элементов социального стандарта в области здравоохранения, фи­нансируемых за счет как бюджета, так и средств обязательного меди­цинского страхования (ОМС).

8. Расходы бюджета на спорт и физическую культуру. Вопросы физической культуры и спорта, их финансирование на­ходятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

9. Финансовое обеспечение расходов на реализацию социальной политики. Социальная политика представляет собой систему действий органов государственного управления и местного самоуправления, обеспечива­ющих решение ключевой задачи государства - повышение уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет эффективного использования общественных (государственных и муниципальных) финансов.

 

Бюджетная классификация

 

Бюджетная классификация РФ - группировка доходов, расходов и источников финанси­рования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемая для составления, исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоста­вимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает:

- по классификации доходов: 2 группы (налоговые и неналоговые доходы; безвозмезд­ные поступления), которые объединяют соответственно 19 и 6 подгрупп;

- по классификации расходов: 11 разделов, детализированных в общей сумме по 95 подразделам;

- по классификации источников финансирования дефицитов бюджетов: 2 группы (ис­точники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов; источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов), которые объединяют соответственно 6 и 4 под­группы;

- по КОСГУ: 8 групп, детализированных в общей сумме по 42 статьям.

 

Вопросы и задания для обсуждения

1. Какие налоги и сборы признаются законодательством федеральными?

2. Дайте характеристику региональных доходов.

3. Назовите основные формы расходов бюджетов.

4. Обоснуйте и проиллюстрируйте закрепление расходов за различными бюджетными уровнями.

 

Список дополнительной литературы:

1. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. О. Врублевской, М. Романовского. – СПб.: Питер, 2008. – 576 с.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ

3. Гринкевич Л.С. Государственные и муниципальные финансы России: учебное пособие / Л.С. Гринкевич, Н.К. Сагайдачная, В.В. Казаков, Ю.А. Рюмина. – М.:КНОРУС, 2007. – 560 с.

4. Ермасова Н.Б. Бюджетная система РФ: учебник. – М.: Высшее образование, 2009. – 715 с.

5. Финансы: Учеб. для экон. спец. вузов / С.-Петерб. гос. ун-т экон. и фин-ов (СПбГУЭФ); Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2009. – 462 с.

6. Финансы: Учебник / под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 640 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.141.228 (0.042 с.)