Общие Общие функции государства могут быть сформулированы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие Общие функции государства могут быть сформулированы



функции в следующем виде:

- защита государственного строя;

- предотвращение и устранение социально опасных конфликтов;

- регулирование экономических и других общественных отношений;

- осуществление общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений: социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и другой политики;

- осуществление внешнеполитических функций защиты интересов страны;

- организация обороны страны.

Общественная роль государства неуклонно возрастает в странах с любыми режимами и типами правления, это происходит вместе с усложнением экономической и духовной жизни общества, с ростом форм и направлений политики.

Экономические Экономические функции государства определяются функции потребностями нормального функционирования рыночного хозяйства, что обусловливает необходимость поддержания и усиления рыночного механизма со стороны государства. Современная экономика функционирует в условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, добросовестной конкуренции, саморегулирования – это значительно сузило экономическое вмешательство государства в экономику и обозначило его известные пределы.

Экономические действия государства можно свести к следующим проявлениям:

- выработка экономической политики;

- управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг ограничен важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение, например, ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью, энергетическими системами;

- установление правовых основ рынка и ценовой политики. Сюда относится стимулирование государством предпринимательства и свободного труда, обеспечение равноправия всех форм собственности, правовая защита собственников, принятие мер по пресечению монополизма и недобросовестной конкуренции, охрана прав потребителя;

- проведение эффективной внешней политики.

В современных условиях необходимо выделить следующие экономические функции государства:

1) Социальная функция. Главное ее назначение – обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности в его достижении. В этой функции наиболее ярко выражено общесоциальное начало, которое обеспечивает человеку достойные условия жизни путем гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства, что обеспечивается государственной поддержкой образовательных, воспитательных научных учреждений культуры;

2) Экологическая функция. Она обусловлена обязанностью государства обеспечивать экологическую безопасность граждан. Интенсивная эксплуатация природной среды, вредные последствия различных катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно принимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам экологических бедствий и т.д. В России действует закон об охране окружающей среды;

3) Налогообложение и взимание налогов. Важность этой функции состоит в том, что бюджет страны формируется из различного рода поступлений в виде налогов, сборов, обязательных платежей.

4) Защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. Государство гарантирует всем членам общества и каждому в отдельности судебную помощь, обеспечение свободы, соблюдение интересов. Выполнение данной функции государства проявляется через деятельность правоохранительных органов, органов правосудия, государственной безопасности.

5) Внешние функции государства. Процесс интеграции России в мировое сообщество побудило к признанию гуманистических и общедемократических норм и принципов международных отношений. Россия сотрудничает со всеми другими странами по вопросам прав человека, в решении глобальных мировых проблем.

6) Функция интеграции в мировую экономику. Понимание единства и взаимозависимости современного мира требует установление стабильных отношений между государствами. Кроме того, за всеми экономическими субъектами государства признано право на проведение внешнеэкономической деятельности независимо от форм собственности.

7) Функция обороны. Исполнение государством этой функции сегодня основывается на понимании новых отношений, складывающихся в мире. Функция обороны страны сегодня ограничивается поддержанием необходимого уровня обороноспособности в соответствии с требованиями национальной безопасности России.

 

§ 3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

 

Формы Современное рыночное хозяйство регулируется раз-

государственного личными формами. Однако можно выделить две пре-

регулирования обладающие:

- экономическое воздействие на производственные процессы (косвенное воздействие);

- административное воздействие на экономику (прямое).

Поскольку речь идет о государственном регулировании, разграничение экономических и административных форм носит условный характер. Любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования. Ведь он приводится в действие посредством административного решения и находится под контролем соответствующего государственного органа. С другой стороны, в административных регуляторах есть момент экономического хотя бы потому, что действие косвенно сказывается на поведении участников экономических отношений.

Несмотря на некоторую схожесть, экономические и административные формы государственного регулирования все-таки являются противоположностями. Административные формы существенно снижают свободу выбора, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения ее выпуска. Чем шире действие административных методов регулирования, тем меньше сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.

Экономические формы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на его конъюнктуру и косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров и услуг, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет производителей увеличивать объем предложения.

Методы Государство выполняет свои функции, применяя разно- государственного образные методы воздействия на экономику. Рыночная регулирования система предъявляет достаточно жесткие требования к методам государственного регулирования:

- недопустимы действия государства, разрывающие связи внутри рыночного механизма (директивное планирование, натуральное распределение, административный контроль над ценами). Однако это не означает, что государство снимает с себя ответственность за уровень и динамику цен, воздействуя на них экономическими методами. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства;

- рынок - самонастраивающаяся система и воздействовать на него можно лишь экономическими мерами, что не исключает мер административных;

- государство должно отслеживать результаты применения тех или иных регуляторов и нести ответственность за последствия собственных решений и действий.

Экономическое регулирование со стороны государства достигается многочисленными методами. К ним можно отнести кредитно-денежное и бюджетно-налоговое регулирование. Главными инструментами кредитно-денежной политики являются формирование государством обязательных резервов банков и ставки межбанковского кредита, операции центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг и т.д.

Экономические методы применяются для решения ключевых задач, связанных с поддержанием режима эффективного функционирования и динамичного развития рыночной экономики. К этим задачам относится осуществление структурного регулирования, региональной политики, обеспечение нового качества экономического роста, развитие внешнеполитической деятельности страны.

Административные методы государственного регулирования находят эффективное применение по крайней мере в пяти направлениях.

Первое – прямой контроль государства над монопольными рынками; административное регулирование рынка тех товаров неэластичного спроса, которые отнесены к монополии государства, с применением планирования цен, введением жестких ставок акцизных налогов (например, водка).

Второе – обеспечение экологической безопасности производства.

Третье – разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видов производственной и экономической деятельности, и контроль за их выполнением.

Четвертое – определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения.

Пятое – защита национальных интересов в сфере международных экономических отношений.

Нетрудно заметить, что сфера применения административных регуляторов довольно обширна. В странах с развитыми рыночными отношениями они успешно «работают» на повышение эффективности экономики.

В хозяйственной практике различные методы регулирования (как экономические, так и административные) играют различную роль. Одни являются опорными, т.е. главным средством достижения поставленных целей, другие выступают в качестве своеобразных амортизаторов, которые должны «гасить» негативные эффекты, сопровождающие государственное регулирование экономики.

Целевые Организационной формой использования методов государствен-

методы ного регулирования являются государственные программы. Их составлению предшествуют прогнозы. Экономическим прогнозированием занимается эконометрика. Она оснащена сложным математическим аппаратом и современной электронно-вычислительной техникой.

В программе определяются:

- цель регулирования,

- варианты экономической политики, обеспечивающие достижение цели;

- ресурсное покрытие проектов, их бюджет, системы управления и контроля над реализацией программы;

- критерии выбора оптимального варианта экономической политики. В программу часто включают резервный вариант регулирования на случай внезапных изменений внутренних и внешних условий развития национальной экономики.

Программы могут быть одно- и многоцелевыми, иметь региональный, структурный, национальный и интернациональный характер (например, программа военной реформы). Использование государственных регуляторов придает новое качество рыночной экономике. Она становится регулируемой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.009 с.)