Разгосударствление и приватизация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разгосударствление и приватизация



Разгосударствление -Важным процессом совершенствования рыночных поворот к рыночной отношений является разгосударствление.

экономике Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики. Оно приспосабливается к рыночным отношениям путем изменения форм своей деятельности.

Современный процесс разгосударствления не равнозначен денационализации (изменение собственности государственных предприятий), а денационализация не сводится к одной приватизации (переход предприятий в частную собственность). Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий. Опыт, накопленный в последние годы развитыми странами, свидетельствует о том, что современный процесс разгосударствления характеризуется деидеологизацией: становится несущественным, какие политические силы его проводят.

Способы разго- Мировой опыт свидетельствует, что хорошо себя заре- сударствления комендовали следующие способы разгосударствления.

1. Либерализация рынков. Государство идет на снижение или отмену барьеров для доступа на рынок новых конкурентов, стимулирует диверсификацию производства и продаж, поощряет малый бизнес через налоговые льготы, снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.

2. Создание смешанных предприятий. Введение льготного налогообложения, особого режима кредитования стимулирует возникновение и расширение сферы деятельности государственно-частных предприятий.

3. Оздоровление государственного сектора. Для государственных предприятий создаются рыночные условия функционирования. С этой целью государство использует меры, направленные на ликвидацию нерыночной обстановки госпредприятий: сокращение бюджетных поступлений, отмена налоговых льгот, отказ от списаний кредитной задолженности и т.д. Все эти меры повышают конкурентоспособность госпредприятий, подготавливая их к разгосударствлению.

4. Приватизация собственности. Совладельцами бывшей государственной собственности могут стать коллективы предприятий, физические лица, банки, акционерные общества, кооперативы, иностранные фирмы и др.

В действительности все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности (при сохранении ведущей роли частной собственности) и совершенствовании механизма рыночной экономики. В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.

Содержание В период существованиясоветской общественно- приватизации политической и социально-экономической системы само слово «приватизация» произносилось едко и принималось как чуждое. Главная догма советского социализма заключать в недопустимости частной, приватной собственности на средства производства предприятия. Так что движение форм собственности шло не в сторону приватизации, а в обратом направлении, к полному господству государственной собственности.

Поворот к рыночной экономике неизбежно должен был внести перемены в структуру форм собственности на экономические объекты. Ведь один из основополагающих принципов рыночных отношений заключен в многообразии и равноправии форм собственности. Отсюда следует, что в условиях рынка частная собственность выступает на равных с государственной и не ограничивается домашним имуществом, предметами обихода, а вправе претендовать на охват орудий и предметов труда, зданий, сооружений, даже земли.

Учитывая, что советизация экономики привела к тому, что свыше 90% предприятий и их производственных фондов оказались государственными, а с учетом колхозов и того больше, переход к рыночным отношениям потребовал разгосударствления экономики, приватизации значительной части государственной собственности, прежде всего, средств производства.

Сам термин «приватизация» означает переход от государственной к негосударственным формам собственности и в этом смысле идентичен слову «разгосударствление». Однако, приватизацию следует понимать как более глубокую трансформацию форм и отношений собственности, за которой стоит не только замена государственной формы собственности, но и вытеснение ее частной формой или формами, близкими к частной, такими, например, как узкоколлективная, акционерная, смешанная.

Иначе говоря, приватизация есть переход к частной собственности или максимальное приближение к ней. Поэтому приватизация распространяет свое действие не только на государственные предприятия, но и на муниципальные предприятия, колхозы, жилищный фон, земельные угодия, частично даже на природные богатства.

Такими образом, необходимость приватизации состоит прежде всего в том, что без нее не может быть рыночной, а следовательно эффективной экономики. Так что главной, определяющей целью приватизации следует считать создание эффективно функционирующих частных, акционерных предприятий и неизбежно сопутствующего им слоя частных собственников.

Мыслится, что приватизация способна поглотить и ликвидировать убыточные, низкорентабельные государственные предприятия. Это стало бы ее колоссальным вкладом на пути вывода российской экономики из кризисного состояния и социального содействия коллективами этих предприятий.

Пределы В своей первой фазе приватизация распространилась

приватизации на государственные и муниципальные предприятия и на жилье. Несомненно, что не избежать приватизации земли, без чего не возможно создать эффективное сельскохозяйственное производство рыночного типа. Что же касается приватизации природных богатств в широком смысле слова, полезных ископаемых, интеллектуальных ценностей, то здесь есть о чем задуматься. Представляется, что многое из этого кладезя богатств должно оставаться в общенародной собственности, в ее государственной форме, но с тем условием, чтобы государственная собственность была действительно народной, общественной, а не собственностью государственных органов.

Прежде всего, думается, что не должны приватизироваться объекты общенародного пользования, национального достояния, крупнейшие культурно-исторические ценности, заповедники. Затем идут объекты, преступное использование или разрушение которых криминальными элементами может представить угрозу населению и государству. Далее следуют учреждения, выполняющие общегосударственные функции, которые по своей природе не могут быть частными, негосударственными. Видимо, мы еще не созрели для передачи в частную собственность предприятий энергетики, транспорта, связи, от которых зависит жизнеобеспечение населения.

Конечно, перечисленные признаки носят довольно общий характер и в каждом конкретном случае понадобятся уточнения, внесение определенности. Но на то и есть законодательные, исполнительные правовые органы и службы, существует правительство, президент страны, чтобы решать, что можно и чего нельзя.

Содержание В развитых странах наиболее распространенными форма- и формы ми приватизации государственной собственности являются:

Приватизации

1) продажа предприятий непосредственно в частные руки;

2) выкуп акций государственных предприятий менеджерами;

3) продажа акций работникам предприятия;

4) распространение акций предприятия среди населения;

5) сдача государственных предприятий в аренду и заключение

контракта на управление предприятием.

Продажа государственных предприятий в частные руки осуществляется через аукционы и конкурсные торги. Аукцион дает возможность стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. Аукцион позволяет в короткие сроки и с прибылью для государства провести приватизацию. Недостатки аукционной торговли - ограничение числа вероятных собственников, поскольку только действительно богатые лица могут себе позволить участие в аукционе.

Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства, поэтому волен поступать со своей собственностью, как ему заблагорассудится.

Конкурсные торги позволяют преодолеть недостатки аукционной торговли. Конкурсные торги - это продажа государственной собственности частным лицам в соответствии с требованиями и условиями государства. Однако и конкурсные торги не лишены недостатков - увеличиваются текущие расходы (содержание специальных комиссий), снижаются доходы (более низкая цена приватизации).

Выкуп акций государственного предприятия менеджерами (“управленческие выкупы”) происходит и за наличные средства управляющих, и за счет банковских кредитов, средств пенсионных и страховых фондов. Данная форма приватизации - вид кредитования менеджеров под залог имущества предприятия. “Управленческие выкупы” активизируют предприимчивость менеджеров, которые, становясь наряду с финансовыми институтами, кредитующими сделки, совладельцами предприятия, заинтересованы в повышении его эффективности, улучшении управления.

Продажа акций работникам предприятий как форма приватизации способствует развитию рабочей акционерной собственности. Превращение рабочих в собственников основано либо на налоговых скидках предприятиям, либо на льготных условиях продажи акций рабочим (Программа ЭСОП - Employee Stock ownership plan в США).

Наиболее распространенная форма приватизации - публичная продажаакций населению - ориентируется на сбережения населения. В приватизации могут участвовать и иностранные инвесторы, однако их доля четко определяется законодательством. Участие их в приватизации желательно для интеграции национальной экономики в мировое хозяйство.

Приватизация не всегда предусматривает продажу государственного имущества. Возможны различные варианты образования смешанных (государственно-частных) предприятий. Так, практикуется аренда, когда физические и юридические лица приобретают часть государственного имущества на определенный срок и за определенную плату.

Используется и такая форма, как заключение контракта на управление предприятием. Последние две формы - временные меры для улучшения экономических показателей деятельности государственных предприятий или переходная ступень к полной приватизации.

Опыт В 80-е годы ХХ века приватизация достигла значительных приватизации масштабов. В Великобритании доля валового внутреннего 80-хх годов продукта, производимая государственными предприятиями, упала с 9% в 1979 г. до 3% в 1990 г. В частную собственность передано было 20 из 50 государственных предприятий за 1979-1985 гг., в результате чего число занятых в государственном секторе сократилось с 2 млн. до 700 тыс. человек, составив в 1990 г. 2, 8% занятых.

Во Франции волна приватизации началась с 1986 г. В отличие от Великобритании приватизация здесь охватила прежде всего конкурентные, высокорентабельные отрасли; имела она четко выраженный фискальный характер. Государство продавало свою собственность по значительно более высоким ценам по сравнению с компенсационными платежами при национализации. Французская приватизация привела к росту численности акционеров - собственником акций стал каждый шестой житель страны старше 18 лет.

Приватизация в развитых странах осуществляется в разных формах, используются разные способы продаж, процесс приватизации занимает много лет.

Опыт приватизации в странах Запада показывает, что роль государства в экономике не уменьшается, а государственная собственность сохраняется наряду с другими формами собственности. Государство - субъект одной из форм собственности, гарант прав собственности многообразных субъектов; государство регулирует деятельность всех форм собственности, создает равные условия хозяйствования.

Приватизация - экономическая политика государства, и успех ее определяется четкой правовой основой и гибкостью приватизационных методов.

Опыт приватизации Для определения наиболее целесообразных путей в Восточной Европе разгосударствления собственности имеет смысл обратиться и к опыту постсоциалистических стран в Восточной Европе. В бывшей ГДР и Венгрии использован вариант продажи предприятий по их фактической рыночной стоимости. При покупке государственных предприятий допускалось кредитование: покупатель вносил половину суммы сразу, а другую - в рассрочку из 15% годовых. В Чехословакии, Румынии, Польше и частично в Болгарии использована такая форма, как бесплатное и уравнительное распределение среди взрослого населения купонов, чеков (ваучеров) с последующим обменом на акции приватизируемых предприятий. Сильной стороной этого опыта является социальная приемлемость и быстрота распределения чеков. Слабая сторона - государство не тратит средств, но и поступлений в казну нет; реальное положение приватизируемых предприятий не изменяется, они не получают реальных средств для совершенствования производства.

В Югославии использована такая форма приватизации, как превращение государственных предприятий в закрытые акционерные общества. Акции размещались только среди работников предприятий, в том числе и ушедших на пенсию. Средства от выкупа шли на совершенствование, модернизацию самого предприятия. В “Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год” определены цели приватизации: формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики; повышение эффективности деятельности предприятий; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации; создание конкурентной среды; содействие демонополизации экономики; привлечение иностранных инвестиций.

В основе выбора способов приватизации - размер предприятий. Мелкие предприятия численностью до 200 работников и балансовой стоимостью основных фондов менее 1 млн. руб. на 1 января 1992 г. рекомендовалось выставлять к продаже на аукционах. Предприятия с численностью работников более 1000 или балансовой стоимостью более 50 млн. руб. - целесообразно, по государственной программе, преобразовать в акционерные общества.

В России все граждане имели возможность и право участвовать в приватизации, используя ваучеры. В то же время приватизация должна была максимально заинтересовывать трудовые коллективы в эффективной работе приватизируемых предприятий.

Характерно и то, что значительная часть акций приватизируемых предприятий остается в собственности государства, что превращает их в смешанные. В условиях перехода к рыночным отношениям эти предприятия должны в достаточной степени обладать хозяйственной самостоятельностью - правом определять профиль своего предпринимательства, выбирать поставщиков, покупателей производимой продукции; иметь доступ к финансово-кредитным учреждениям, фондовым биржам и другим институтам рыночной экономики. Работники смешанных предприятий должны принимать участие в управлении предприятием, иметь материальную заинтересованность в повышении эффективности его деятельности.

В условиях современной рыночной экономики приватизация государственной собственности не является самоцелью. Осуществляя приватизацию, государство стремится вместить свою деятельность в очерченные рынком границы, добиваясь высокой эффективности рыночного хозяйства.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы причины государственного вмешательства в рыночную

экономику?

2. Почему при наличии государственного вмешательства современную

рыночную экономику называют смешанной?

3. Что такое “общественные товары”? Кто и за счет каких средств может

обеспечивать ими граждан?

4. Что такое “внешние эффекты”? Объясните их суть.

5. Приведите примеры экономических функций, выполняемых

государством на разных этапах его развития.

6. Какие из перечисленных ниже благ должны получать граждане с

помощью рынка, а какие обеспечиваться государством: а)образование;

б)продукты питания; в)жилье; г)медицинское обслуживание;

д)доставка почты. Обоснуйте свой выбор.

7. Каковы методы государственного регулирования экономики?

8. Перечислите и прокомментируйте основные способы разгосударствления.

9. Перечислите и дайте краткую характеристику различным формам приватизации. Продумайте и сформулируйте плюсы и минусы приватизации. Как вы относитесь к приватизации земли и жилья?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.161 (0.028 с.)