Тема 5. Спрос и предложение в механизме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Спрос и предложение в механизме



РЫНКА

 

Спрос-предложение – вечный

маятник рынка

 

§ 1. СПРОС И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

 

Рыночная экономика представляет собой бесконечно повторяющееся проявление спроса и предложения. Проблемы их взаимодействия играют первостепенную роль в понимании законов функционирования товарного производства. Исследования спроса и предложения и сделанные на их основе выводы позволяют прогнозировать динамику изменения ситуации на рынке и управлять сложными экономическими процессами, направляя их в нужное русло.

Понятие Начальное представление о “спросе” имеет каждый человек и спроса выступает оно как потребность в определенных благах. Поэтому можно сказать, что основу спроса образуют те или иные человеческие потребности. Из всей их совокупности можно выделить первичные потребности, связанные с обеспечением самого существования человека, и вторичные потребности, возникновение которых определяется прогрессом общества. Однако градация потребностей на первичные и вторичные весьма условна, и то, что одним кажется роскошью (например, личная библиотека), другим представляется неотъемлемым элементом их существования.

Следует четко различать желание человека что-либо купить и готовность его это сделать исходя из своих платежных возможностей. Поэтому в экономической теории под спросом понимают именно платежеспособный спрос, потребность в товаре, равная величине покупательских средств потребителя.

Закон С чего начинается путь потребителя к желанной вещи, которую спроса он задумал купить? Безусловно, с анализа цен на эту вещь. Будущий покупатель выяснит цены на данный товар в других магазинах, на аналогичный товар, на условия его эксплуатации, если таковые предстоят и т.д. Но безусловно просматривается одно обстоятельство: наиболее притягательным фактором в приобретении товара является цена. Если какая-либо потребность может быть удовлетворена только через оплату соответствующего товара или услуги, то размер этой оплаты (цена) влияет на выбор приобретаемых товаров и величину их приобретения.

Отсюда следует, что величина спроса непосредственно зависит от цены товара - чем дороже товар, тем меньшее его количество может приобрести покупатель, располагающий определенной суммой денег, и, наоборот, чем меньше цена, тем больше он может купить, имея то же количество денежных средств. Эта зависимость может быть представлена в виде таблицы, которую в экономике принято именовать шкалой спроса.

 

ШКАЛА СПРОСА

 

Цена (Р), руб. Спрос (Q). шт.
   
   
   
   

 

Графически данную зависимость можно выразить следующим образом:

 

P Q - количество

10 P - цена

D - спрос

4

 

2

QD

1 2 3 8

 

Рис. 1. Кривая спроса

 

Как следует из графика (рис.1), каждая точка на кривой спроса показывает его величину при определенном уровне цены на данный товар и наглядно демонстрирует, что с ростом цены спрос снижается и наоборот, т.е. между ценой и количеством покупок товара существует обратная (отрицательная) зависимость. Экономисты назвали эту обратную связь законом спроса. Другими словами, чем больше количество товара, которое необходимо продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена. Следовательно, закон спроса можно записать так:

Δ QD 1

Закон спроса = -------, или Δ QD = F --------,

Δ P Δ P

 

где F - функция от цены (Р)

 

Для понимания закона спроса вовсе не безразлично: зависимость “чего” от “чего” имеется в виду - цены от спроса или спроса от цены. Закон спроса - это такая модель экономики, в которой спрос определяется ценой.

Действие закона спроса проявляется через так называемый «эффект дохода» и «эффект замещения». Эффект роста дохода, при неизменном его фактическом уровне, возникает в случае снижения цен на какой-либо товар, в результате чего теперь на ту же сумму покупатель может приобрести больше товара, чем раньше. Сэкономленные в результате снижения цен деньги потребитель не обязательно потратит на покупку подешевевшего товара, он может приобрести и что-нибудь другое, но, как показывает практика, в большинстве случаев люди склонны истратить сумму денег на приобретение именно этого товара.

Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у покупателя появляется возможность приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь оказываются относительно дорогими. Потребители склонны заменять дорогие товары более дешевыми. Эффекты «дохода» и «замещения» совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество товаров по более низкой цене, чем по высокой.

«Величина» Цена -важный, но не единственный фактор, определяющий спроса и спрос на конкретный товар. В связи с этим в экономике

«объем» принято различать два понятия - “величина” спроса и “объем”

спроса спроса.

Величина спроса есть фиксированный определенной ценой размер покупок, графически это выглядит как движение по самой кривой спроса - с уменьшением цен потребитель увеличивает количество покупаемого товара.

В то же время существует целый ряд неценовых детерминант, вызывающих изменения в объеме спроса и приводящих к сдвигу положения кривой на графике в сторону увеличения или уменьшения.

К ним относятся следующие.

1. Изменение потребительских вкусов и предпочтений. На вкусы и предпочтения покупателей влияют различные факторы: сложившиеся в обществе традиции, уровень образования и культуры покупателей, усилия производителя в области рекламы, изменение моды, стремление покупателей не отстать от других или, наоборот, желание обособиться, выделиться, проявление различного рода демонстративного потребления. Например, с исчезновением моды на кримплен спрос на него упал почти до нуля.

2. Изменение доходов покупателей. Этот фактор проявляет себя неодинаково по отношению к различным товарам. В случае роста дохода потребителей спрос на одни виды товаров растет, а на другие, наоборот, снижается, т.е. зависит от природы самого товара. К товарам, спрос на которые по мере роста дохода увеличивается, относят так называемые нормальные товары или товары высшей категории; вторая группа товаров образует товары низшей категории, спрос на которые изменяется при изменении доходов в противоположном направлении. Примером товаров низшей категории являются хлеб, картофель, крупы, дешевая одежда низкого качества, поездки на общественном транспорте. Товары высшей категории - мясо, животное масло, модные предметы одежды, автомобили и т.п.

3. Изменение цен на товары-заменители (субституты) и сопряженные товары. Учитывая возможность замещения одних товаров другими, увеличение (уменьшение) цены товара может вызвать рост (снижение) спроса на заменяющий его товар, если даже цена последнего останется прежней. Например, говядина и свинина - это товары заменители. Если цены на свинину возрастут, а на говядину останутся неизменными, покупатели снизят потребление свинины за счет увеличения потребления говядины. Ракетки и теннисные мячи - это сопряженные товары, при снижении цены ракеток их потребление возрастет, но для игры понадобятся мячи, которых станут покупать больше даже по прежней цене.

4. Изменение числа покупателей, а также состава и структуры населения. Количественное увеличение покупателей влечет за собой и рост покупаемых ими для своего потребления товаров, кроме того, если происходят структурные изменения, например, в результате роста рождаемости увеличивается количество детей, произойдет рост спроса на товары детского ассортимента, не связанный с изменением цен. Увеличение же доли пенсионеров в населении повышает спрос на лекарства и услуги помощников по хозяйству.

5. Экономические ожидания в отношении будущего уровня цен и размера своего дохода могут побудить покупателей в настоящий момент увеличить или уменьшить количество покупаемого товара.

6. Экономическая политика государства в области доходов. Государственные субсидии, различного рода пособия, выплачиваемые в денежной форме или распределяемые в виде карточек, оказывают существенное влияние на спрос.

Изложенное по различию в изменении объема спроса и величины спроса можно отразить на графике (рис.2).

P


D

 
 


C

 
 


 

 

QD

 

Рис.2. “Величина” спроса и “объем” спроса

«Исключения» из Закон спроса действует всегда. Хотя в жизни можно закона спроса найти ряд ситуаций, когда кажется, что они являются исключением из правил. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что эти исключения были мнимыми.

1. Повышение цены сопровождается повышением величины спроса. Ожидание еще большего роста цен в будущем делают сегодняшние покупки по возрастающей цене выгодными. Потратить больше сегодня, чтобы многократно сэкономить завтра - таков “смысл первого исключения”, и он полностью укладывается в механизм действия закона спроса.

2. Понижение цены сопровождается понижением величины спроса. Если есть уверенность, что завтра товар будет стоить еще дешевле, то не следует покупать его сегодня, даже если цены на него и снизились.

3. Стабильный спрос на традиционно дорогостоящие изделия. Есть группа товаров, цены на которые устойчиво высоки и практически никогда не снижаются: изделия из золота, меха, земля, недвижимость, антиквариат, картины и т.д. Покупку этих товаров следует рассматривать как выгодное помещение денежных сбережений. А так как цены на них и дальше будут возрастать, то приобретение их и есть та выгода, которую покупатель имеет сегодня, что и соответствует логике закона спроса.

4. Покупка из товаров-субститутов наиболее дорогого. Это явление иногда называют по имени известного американского экономиста и социолога “эффектом Веблена”, что означает покупку товаров особого рода по высоким престижным ценам и тем самым должно свидетельствовать о высоком статусе покупателя. Объясняется это неэкономической мотивацией и не имеет отношения к закону спроса. В данной ситуации покупателем движет либо высокая общественная престижность самого факта покупки исключительно дорогого товара, либо привычка, с которой он не хочет расстаться, либо ожидание через высокую цену товара его хорошего качества.

Разновидности Покупательский спрос - сложное, многомерное явле-. спроса ние. В зависимости от формы образования различают потенциальный, формирующийся и сложившийся спрос.

Потенциальный - это спрос, который существует в так называемой скрытой форме, не проявляя себя до тех пор, пока на рынке не появится новый, соответствующий данному спросу товар. Он возникает как результат того, что покупатель, по тем или иным причинам, не удовлетворен существующими товарами и ждет появление новых, способных удовлетворить его запросы.

Формирующийся - это складывающийся спрос на новые товары при их появлении на рынке.

Сложившийся, или существующий спрос - это то количество денег, которые потребители хотят и могут истратить на покупку стабильно признанного на рынке товара.

В зависимости от намерений покупателя различают жесткий, альтернативный, импульсивный и ажиотажный спрос.

Жесткий спрос возникает в том случае, когда мы имеем дело с покупателем, приверженном к определенной марке товара, который постоянно покупает товары именно этой марки и не намерен совершать покупку аналогичного товара, но другой марки (сорта, разновидности и т.п.).

Альтернативный спрос имеет место в том случае, если покупатель не имеет четкой приверженности к одному товару и совершает покупку в зависимости от наличия товара в продаже.

Импульсивный спрос возникает в том случае, когда покупатель первоначально не имел намерения купить товар, но под влиянием каких-либо внешних побудительных мотивов, возникших непосредственно в месте продажи товара, совершил покупку. Как свидетельствует практика, в 70% случаев продукты питания приобретают на основе импульсивного спроса.

Ажиотажный спрос является результатом кризисного, неблагополучного состояния экономики (инфляция, дефицит и т.п.), при котором желание покупателя обезопасить себя от неблагоприятной ситуации (рост цен, исчезновение из свободной продажи товара и т.п.) побуждает его делать излишние покупки, не соответствующие его реальным потребностям в товаре.

В зависимости от состояния рынка спрос принято подразделять на негативный, отсутствующий, падающий, колеблющийся, полноценный, чрезмерный, иррациональный.

Отрицательным, или негативным спрос является в том случае, когда покупатель по тем или иным причинам негативно относится к какому-либо товару, в результате чего он отказывается от покупки или даже избегает ее.

Отсутствующий спрос - это результат безразличия покупателя к товару, в этом случае он также не приобретает товара, считая его для себя бесполезным.

Падающий спрос имеет место в том случае, когда по тем или иным причинам у покупателя утрачивается интерес к приобретению товара, который проигрывает в конкурентной борьбе новому, более совершенному.

Колеблющийся спрос связан с особенностями конкретного товара и носит ярко выраженный сезонный характер, с периодическими пиками и спадами объемов продажи.

Полноценный спрос - это наиболее желательная для товаропроизводителя ситуация на рынке, которая возникает в том случае, когда большинство предлагаемых к реализации товаров находят своего покупателя.

Чрезмерный спрос возникает в том случае, когда количество товара, которое стремятся приобрести покупатели, превышает возможности по его производству.

Иррациональный спрос - это спрос на так называемые “вредные” товары, оказывающие отрицательное воздействие на здоровье человека или состояние окружающей среды.

 

§ 2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА. ИЗМЕРЕНИЕ

ЭЛАСТИЧНОСТИ

 

Как мы уже отмечали, величина спроса изменяется с изменением цены. Однако спрос на различные товары по-разному реагирует на подобные изменения - он может как возрасти при падении цены товара, так и остаться почти неизменным. Это зависит от эластичности спроса, т.е. от способности спроса изменяться в зависимости от изменения цены. Мерой такого изменения является коэффициент ценовой эластичности спроса, который показывает, насколько измениться спрос при 1% изменения цены.

Можно выделить различные варианты проявления ценовой эластичности спроса.

В общем случае законность такова: чем более необходимым является потребление данного блага, тем менее эластичен спрос на него. Даже пятидесяти процентный сдвиг в изменении цен на такие товары как хлеб, соль, спички сравнительно слабо повлияет на спрос на них; между тем такое же повышение цены например, на копчености, шоколадные конфеты, осетрину и т.д. заставляет многих сравнительно сократить потребление этих продуктов.

Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменениям цен. Скажем, как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос на нее не изменен.

Спрос имеет единичную эластичность, когда 1% изменения цены вызывает 1% роста объема продаж. Коэффициент эластичности равен единице, изменение объема выручки равно нулю. Бесконечно эластичным считается спрос, если имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар. В этом случае коэффициент эластичности равен бесконечности, а спрос реагирует таким образом, что даже незначительное снижение цены способно вызвать его неограниченный рост, а увеличение - привести к его полному падению. Коэффициент эластичности равен нулю в случае совершенно неэластичного, или жесткого спроса, при котором потребители покупают постоянное количество товара независимо от изменения его цены (например, покупка инсулина больных диабетом).

Все сказанное об эластичности спроса можно изобразить графически (рис. 3,4).


 

Рис.3 Эластичность спроса

P 5

4 - бесконечно эластичный спрос

5 - абсолютно жесткий спрос

 

4

 

 

QD

 

Рис.4 Эластичность спроса

 

Ценовая эластичность зависит от множества факторов. В первую очередь, это острота потребности в товаре, определяемая важностью товара для потребителя.

Предметы первой необходимости имеют обычно низкую эластичность. Так, при любых колебаниях цен на пшеницу потребление хлеба почти всегда остается постоянным. Небольшой эластичностью отличается также спрос на предметы роскоши. Текущие цены на такие товары, как драгоценности, путешествия, услуги высококвалифицированных юристов, медиков настолько велики, что спрос на них практически предъявляется только богатыми людьми. Такой спрос малоэластичен по отношению к цене.

Другим важным фактором, влияющим на эластичность спроса, является наличие товаров-субститутов: чем больше у покупателя возможность выбора, другими словами, чем больше товаров-заменителей, тем выше эластичность спроса.

Интересно проявляет себя ценовая эластичность в различном временном интервале. Реакция спроса в ответ на изменение цены, как правило, несколько запаздывает, поэтому в краткосрочном периоде изменения спроса в связи с изменением цен будут менее выражены, чем в долгосрочном. Это связано с тем, что переход на другие товары связан с изменением покупательских привычек, а это всегда требует определенного времени.

В заключение необходимо отметить, что величина спроса часто не совпадает с количеством реально купленного покупателем товара, поскольку спрос зависит только от желаний и возможностей покупателя, и на размер покупок оказывает влияние еще и практическое наличие товара на рынке, т.е. величина предложения, о котором более подробно мы поговорим в следующем параграфе.

 

§ 3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

 

Закон спроса является важнейшим регулятором рыночной экономики. Снижение спроса при росте цен защищает покупателя от произвола производителя и ставит последнего перед необходимостью выбирать самый эффективный режим хозяйствования. Производитель создает товары и предлагает их потрбителю.

Состав пред- Совокупность товаров, выносимых на рынок и предлагаемых ложения кпродаже, образует предложение. Разнообразие предлагаемых к продаже товаров столь велико, что весьма затруднительно осуществить их подробную классификацию.

В общем виде состав предложения может выглядеть следующим образом:

- природные ресурсы, в том числе и частично обработанные предыдущим производством (сырье);

- товары производственного назначения (машины, оборудование и т.д.);

- рабочая сила (наемные работники), заключающие трудовые договоры с работодателями;

-денежный капитал, предназначенный для инвестирования в производство;

- товары потребительского назначения и услуги;

- информация, патенты, лицензии, “ноу-хау”.

Состав предложения не остается постоянным - он меняется под воздействием разнообразных факторов, но при этом производитель, предлагая товар к продаже, непременно решает важный для себя вопрос: достаточно ли эффективно его производство, возместит ли выручка понесенные затраты. Можно сказать, что предложение - это количество товаров и услуг, которое производитель может и считает для себя выгодным произвести при определенном уровне цен на эти товары (услуги).

Закон пред- Поскольку производитель отдает предпочтение тем товарам, ложения которые способны принести наибольшую прибыль, размер предложения зависит как от цены, так и величины спроса. Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени, и оно может выглядеть следующим образом (рис.5):

Рис.5 Шкала предложения

 

Предложение показывает, какое количество товара может быть представлено к продаже по каждой данной цене, при этом все остальные факторы остаются неизменными, и может быть выражена формулой ∆ QS= F (P), где QS - величина предложения (рис.6).

 

P

10

 

8

4

 

2

QS

5 20 30 40

Рис. 6. Кривая предложения

 

Легко заметить, что и шкала, и кривая предложения показывают прямую связь между ценой и количеством предлагаемого к продаже продукта. С повышением цены соответственно возрастает и величина предложения. Эта специфическая связь получила название закон предложения. Он показывает, что производители готовы произвести и предложить к продаже больше продукции по высокой цене, нежели по низкой. При этом производитель руководствуется не только здравым смыслом. Сумма всех денежных затрат на организацию выпуска товаров или оказание услуги составляют его издержки производства. И очень важно, чтобы выручка от продажи покрывала эти затраты. Если предельная выручка больше предельных затрат, то такое производство имеет право быть.

Величина» Следует различать такие понятия, как “величина” предложе предложения ния и “объем” предложения. Закон предложения отражает и «объем» влияние именно цены на величину предложения и показывает то предложения количество продукта, которое может быть предложено к реализации по каждой данной цене: растет цена - увеличивается предложение. Несколько иначе выглядят изменения в “объеме” предложения. Выраженное графически это изменение предстает как движение самой кривой вправо или влево от исходного уровня, тогда как изменения “величины” предложения проявляется как движение по неизменной кривой предложения (рис.7).

Р

 


B


A

QS

Рис.7. “Величина” предложения и “объем” предложени я

Детерминанты Количество товара, которое производитель готов предложения предложить рынку, может изменяться не только под воздействием цены. На предложение оказывает влияние целая группа неценовых факторов, приводящих к сдвигу кривой предложения в сторону его увеличения или уменьшения. Среди них можно выделить следующие:

1. Цены на ресурсы, из которых изготавливается товар, т.е. изменение издержек производства. Очевидно, что увеличение издержек производства приведет к сдвигу кривой предложения влево, а уменьшение издержек позволит предложить к продаже больше товара, что сдвинет кривую предложения вправо.

2. Уровень технологии, позволяющий при тех же затратах выпускать больше продукции и предлагать ее на рынке.

3. Немаловажную роль в предложении играет государственная политика в области дотаций и налогов. Выделение дотаций производителю позволяет существенно увеличить размеры производства. Усиление же налогового бремени отвлекает из производства значительные средства, уменьшая тем самым его размеры.

4. Изменение цен на взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары: например, снижение цен на видеомагнитофоны вызывает спрос на кассеты к ним, и рынок должен отреагировать на это увеличением их предложения. Снижение же цены на пшеницу может заставить фермера выбрать для предложения на рынке какую-либо другую зерновую культуру, скажем, овес или кукурузу.

5. Изменения числа продавцов. По мере организации новых производств данного вида товаров предложение их на рынке будет увеличиваться, и кривая предложения будет смещаться вправо. Например, увеличение количества фирм, производящих персональные компьютеры, увеличит их предложение на рынке.

6. Экономические ожидания производителя по поводу будущего состояния рынка и своего собственного социально-экономического положения могут повлиять на желание продавца представить свой товар к продаже: ожидание понижения цен в будущем увеличит предложение товара сейчас, и наоборот.

7. Природные катастрофы, войны и другие события подобного рода, приводящие к уменьшению предложения вследствие разрушения производственных мощностей и потери трудовых ресурсов.

Эластичность Предложение, так же, как и спрос, в различной степени предложения реагирует на ценовой импульс. В соответствии с этим различают “эластичное” и “неэластичное” предложение. Предложение является эластичным в том случае, когда размер предложения товаров увеличивается в больших объемах, чем растет цена. При неэластичном предложении реакция производителя на ценовой раздражитель проявляется в меньших масштабах, чем меняется цена.

Бесконечно эластичное предложение означает рост его объема при неизменной цене; абсолютно неэластичное предложение остается неизменным при любом повышении цен.

Графическое изображение эластичности предложения выглядит следующим образом: (рис.8,9)

 

 
 


P 1 2 1- неэластичное предложение

2- единичное предложение

3- эластичное предложение

 

QS

 

Рис. 8. Эластичность предложения

 

P 5

4 - бесконечно эластичное

предложение

5 - абсолютно неэластичное

4 предложение

 

QS

 

Рис. 9. Эластичность предложения

 

Эластичность предложения особенно важно заранее прогнозировать производителям. От результатов прогноза зависит решение - увеличивать или сокращать выпуск определенной продукции. Для продавца привлекательнее неэластичное предложение, так как его положение оказывается более прочным вследствие стабильности цен и сбыта продукции. Это состояние рынка может быть обеспечено либо монопольным положением производителя в выпуске данного вида товара, либо сокращением или полным отсутствием товаров-заменителей.

 

§ 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Оптимальная Выяснив логику поведения на рынке и покупателей, и

цена производителей товаров, мы можем теперь разобраться в предложения том, как они при столь различающихся мотивах своих решений ухитряются договориться о том, сколько товаров будет производиться и сколько они будут стоить. Верхняя граница цены покупателя определяется теми денежными суммами, которые у него есть. Нижняя граница цены производителя определяется затратами, которые необходимо осуществить для изготовления товара, суммированными с прибылью, на которую он претендует. Так как именно эта цена (цена предложения) определяет спрос, то она и является началом рыночных отношений.

Можно предположить, что коль скоро затраты на производство продукции реализуются в цене предложения, то производителю совершенно безразлична их величина. Однако это совсем не так, иначе на рынке мы бы наблюдали бесконечное множество цен на один и тот же товар. Нельзя не отметить, что на рынке цена аналогичных товаров примерно одинакова. Чем же определяется такое положение? Исключительный мотив поведения продавца на рынке - стремление к максимальной выгоде. И единство цены на один и тот же товар при различных издержках его производства показывает, что использование продавцом своего ресурсного потенциала в данном режиме является для него вполне приемлемым, выгодным, что и делает данную цену предложения “оптимальной”.

Итак, “оптимальная” цена предложения представляет собой совокупность затрат на изготовление продукции, обеспечивающая их возмещение. И коль скоро при значительных различиях индивидуальных затрат продавцы готовы предложить свои товары по одинаковой, “оптимальной” цене, то ее величина и может быть названа выражением общественной оценки действий производителей товаров в оптимальном в данный момент режиме использования имеющихся у них ресурсов.

Альтернативная Всоревновательной борьбе производителей за стоимость установление цены предложения места покупателю нет, хотя он тоже очень заинтересованная сторона. Но пока на рынке господствует производитель, такую экономику можно назвать полурыночной. Пока социалистические страны “бились” в тисках дефицита, на цивилизованном рыночном пространстве произошли удивительные события - на арену вышел покупатель, и именно он стал определять цену, с которой вынужден соглашаться продавец. Это могло произойти благодаря тому, что на рынке покупатель находит любой товар-заменитель и, не отказываясь в принципе от покупки, своими действиями отдает предпочтение товару с устраивающей его ценой. Такая цена получила название «альтернативной стоимости», т.е. это есть цена предложения, назначаемая покупателем. Теперь уже в соответствии с ресурсными возможностями покупателя производитель определяет уровень своих издержек.

Механизм взаимо- Интересы потребителей и производителей, выступающих действия спроса на рынке в качестве покупателей и продавцов, имеют и предложения. противоположную направленность: продавец стремится продать свой товар по более высокой цене, а покупатель, наоборот, - приобрести его по более низкой. На первый взгляд это противоречие непреодолимо. Однако в процессе взаимодействия спроса и предложения, методом “проб и ошибок”, эти разнонаправленные интересы балансируются, приходят в равновесие благодаря действию свободного механизма ценообразования, что приводит к установлению равновесной (рыночной) цены - цены равновесия. При равновесной цене нет ни неудовлетворенных продавцов, ни неудовлетворенных покупателей. Рассмотрим, каким образом осуществляется это взаимодействие.

Первоначально, определяя цену на свой товар, производитель не способен точно предусмотреть, какой ее уровень будет оптимальным, т.е. позволит ему реализовать весь свой товар. Предположим, что он предлагает товар рынку по цене Р 1за единицу (рис.10).

Р

Р1

Излишек

Р0

 

 

Р2

Дефицит

С F D

0 • QD,S

 

 

Рис.10. Взаимодействие спроса и предложения

 

В этом случае, объем предложения будет равен отрезку ОЕ. В то же время, в соответствии с кривой спроса, покупатели изъявят желание купить товар в объеме, который соответствует отрезку ОС, так как данный уровень цен является в их глазах слишком высоким. В результате на рынке образуется невостребованное количество товара, или его излишек, соответствующий разнице отрезков ОЕ и ОС, а точнее отрезку СЕ. В такой ситуации часть производителей оказывается в трудном положении, поскольку они не могут полностью реализовать произведенный ими товар. Для того, чтобы вернуть затраченные на производство средства, они готовы снизить цену предложения. В результате производители начинают движение по кривой предложения в сторону снижения цены, и им навстречу, в соответствии с законом спроса, движется покупатель. Таким образом, в каждой точке графика, расположенной выше точки А, есть постоянное движение - рынок ищет цену, при которой может быть сокращен излишек товара.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.146 с.)