Функции Сущность государственного бюджета реализуется через государственного распределительную (перераспределительную) и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции Сущность государственного бюджета реализуется через государственного распределительную (перераспределительную) и



Бюджета контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использования с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

Особенности государственного бюджета накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера их действия характеризуются определенной спецификой. Так, содержание распределительной функцией бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровнего (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.

Сфера действия распределительной функцииопределяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участник общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части национального богатства.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно – через формирование и использование фонда денежных средств государства – отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может сигнализировать о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. Он формируется на двух уровнях: центральном и местном. Именно бюджет позволяет государству решать те социально-экономические проблемы, которые порождает рынок. Через бюджет происходит перераспределение доходов, произведенных в обществе. Благодаря этому осуществляется финансирование здравоохранения, образования, других социальных программ, обороны, государственного управления, фундаментальной науки.

Средства государственного бюджета расходятся на инвестиции в весьма ограниченных масштабах, поскольку главным источником капитальных вложений в рыночном хозяйстве служат кредиты.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

- перераспределение национального дохода;

- государственное регулирование и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение социальной политики;

- контроль за образованием и использованием центрального фонда денежных средств.

Бюджетная система Организация бюджетной системы и принципы и бюджетное устройство ее построения называются бюджетным устройством. Бюджетная система страны представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов всех уровней (федерального бюджета, бюджетов республик в составе федерации, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований).

В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней

- бюджетов субъектов РФ(региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных фондов;

- местных бюджетов.

Государственная бюджетная система Российской Федерации включает федеральный бюджет, бюджеты 21 республики, входящих в состав РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт - Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и ряд других местных бюджетов. Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Принцип бюджетного устройства в РФ: единство, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность бюджетов, полнота отражения доходов и расходов всех звеньев бюджетной системы, сбалансированность бюджетов, эффективность и экономность использования бюджетных средств, совокупное покрытие расходов бюджетов, гласность, достоверность бюджета, адресность и целевой характер бюджетных средств.

Наиболее сложной проблемой бюджетной системы является бюджетный федерализм, т. е. взаимоотношения федерального бюджета и местных (региональных) бюджетов.

В соответствии с законодательством Российской Федерации доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из:

- закрепленных доходов - поступающих полностью в соответствующие бюджеты;

- регулирующих доходов - средств, передаваемых из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверхзакрепленных доходов для покрытия расходов;

- дотаций - средств, передаваемых из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците;

- субвенций - средств, передаваемых из вышестоящего бюджета нижестоящим на финансирование строго целевых мероприятий;

- кредитных ресурсов - средств, передаваемых на кредитной основе.

Состояние финансовой системы - надежный индикатор состояния национальной экономики в целом. Финансовая система одновременно служит и одним из важнейших регуляторов развития национальной экономики.

Структура Государственный бюджет состоит из двух частей: государственного “доходной” и “расходной”. Основными источниками бюджета доходов государственного бюджета являются:

- налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины);

- неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора экономики, государственной торговли;

- взносы в государственные фонды - социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы.

К методам мобилизации денежных средств можно отнести государственные займы и эмиссию денег, которые преследуют задачу покрытия дефицита государственного бюджета и ведут в конечном счете к усилению инфляции (эмиссия) и увеличению государственного долга (займы).

Структура бюджетных расходов:

- затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели;

- затраты на хозяйственные нужды: капвложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление госпрограмм;

- расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики;

- административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, милиции и т.д.;

- платежи по государственному долгу.

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и экономического регулирования.

Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи. В этом проявляется главная цель бюджетной политики - стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к меняющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, которая неизбежна в рыночных условиях.

В затратах на хозяйственные нужды выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству, так как ни одно государство не может быть заинтересовано в массовом разорении своего крестьянства и фермерства.

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, а также административно-управленческие расходы формируют спрос на потребительские товары и услуги.

Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, на национальную конкурентоспособность на мировых рынках.

Бюджетный Эффективность работы рыночного механизма и дефицит государственного регулирования во многом зависит от того, насколько государству удается уравнять свои доходы и расходы. Разница между ними называется “ бюджетным сальдо”. Если расходы превышают доходы, образуется отрицательное сальдо, или бюджетный дефицит. Он негативно сказывается на экономике, поэтому государство стремится его ликвидировать. Возможны три способа покрытия бюджетного дефицита.

I. Денежная эмиссия. Будучи самым примитивным, он применяется очень редко, т. к. ведет к резкому увеличению инфляции.

II. Регулярные займы правительства в Центральном банке (ЦБ). Однако и это не позволяет избежать инфляции, хотя она протекает несколько медленнее, чем в первом случае.

III. Когда ЦБ отказывает правительству в займах и оно вынуждено одалживать деньги у своих и иностранных граждан, банков, корпораций и т.п., продавая государственные облигации.

Обмен долговых расписок государства на деньги отвлекает их из инвестиционной сферы. В результате инвестиционный спрос удовлетворяется не полностью. Кроме того, при расширении государством предложения своих ценных бумаг их курс снижается. Одновременно растут процентные ставки, что способствует уменьшению спроса на инвестиционные товары. Это отрицательно сказывается на производстве, а следовательно, на товарном предложении. Тем самым возникают условия, способствующие углублению инфляции.

Ни один из способов покрытия бюджетного дефицита не обходится без инфляции. На практике предпочтение отдается третьему способу по принципу выбора “наименьшего зла”, поскольку первые два, рано или поздно, приводят к неуправляемой инфляции. Однако, бюджетный дефицит сам по себе не может служить показателем, характеризующим состояние экономики страны, а бездефицитный бюджет еще не означает экономического благополучия. Поскольку макроэкономическое равновесие может достигаться при разном состоянии бюджета, то бюджетный дефицит (до определенных пределов) не опасен. Сегодня многие экономисты исходят из того, что в период спадов вполне допустим весьма значительный дефицит, а небольшой дефицит может существовать и длительное время.Прблемой становится продолжительный и значительный дефицит следствием которого может стать инфляция. Международный Валютный фонд признает допустимым дефицит в пределах 2-3 % В Н П.

В связи с недостаточностью бюджетных ресурсов для решения финансовых проблем страны могут создаваться внебюджетные фонды. В России - это фонд стабилизации, пенсионный фонд и др.

Основные задачи в области политики финансирования дефицита федерального бюджета РФ следующие:

- продолжение курса на его неинфляционное покрытие при последовательном сокращении объема внешних заимствований;

- увеличение доли бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций, других инвесторов;

- координация выпуска федеральных, региональных и муниципальных займов с целью поддержания сбалансированности внутреннего финансового рынка.

Государственный Важной проблемой финансовой стабильности любой долг страны является государственный долг.

Государственный долг это то, что государство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит бюджета. Государственный долг представляет собой сумму бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков.

Государственный долг подразделяется на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от года до пяти лет) и долгосрочный (более пяти лет).

Наиболее тяжелым для экономики страны являются краткосрочные долги. В этом случае приходится выплачивать не только всю сумму долга, но и проценты по нему, которые обычно очень высоки.

В различных странах государственный долг может увеличиваться разными темпами. Для устойчивого денежного обращения необходимо, чтобы сохранялось определенное соотношение между размером государственного долга и объемов валового внутреннего продукта. Считается нормальным соотношение 0,6:1.

С учетом сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг образуется обычно за счет займов, оформленных путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг (ГЦБ).

В России финансирование государственного долга посредством выпуска и продажи государственных ценных бумаг началось в 1993 году, когда впервые были выпущены государственные краткосрочные облигации (ГКО) со сроком погашения 3 месяца. За 1994 – 1998 г. г. объем выручки от их продаж возрос с 10,6 млрд. до 38,7 млрд. деноминированных рублей.

Внутренний долг влияет на денежное обращение страны и состояние экономики в целом.

Внешний государственный долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные экономические организации (международный банк развития и реконструкции, международный валютный фонд и др.). Бремя внешнего долга отличается от бремени внутреннего долга.

Внутренний долг – это отношение между гражданами данной страны, при его возврате нет прямой потери товаров и услуг.

Внешний же долг погашается путем передачи товаров другой стране. Для того, чтобы рассчитаться с внешним долгом, страна должна сократить импорт и увеличивать экспорт товаров, при этом выручка от экспорта идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы роста, снижает уровень жизни.

Если займы за границей делаются для предстоящих потребительских целей, то происходит (как и в случае с внутренним долгом) переложение долгового бремени на потомков, так как погашение этого долга вместе с процентами будет представлять собой вычет из того, что будут производить будущие поколения.

Наконец не надо забывать о том, что как правило, кредитор диктует условия, на которых может быть предоставлен заём.

Внешний долг России составляет около 150 млрд. долл., при этом большая часть долга – это обязательства СССР, принятые на себя Россией. Спецификой внешнего долга России является и то, что Россия выступает крупным международным кредитором. Задолженность других стран России достигает 160 млрд. долл., в том числе просроченная задолженность – 52 млрд. долл.. Ежегодные поступления должны составлять 6-7 млрд. долл., фактически поступления абсолютно мизерны.

Однако нельзя думать, что увеличение государственного долга каким-то образом может привести к банкротству нации. У правительства всегда есть набор средств, чтобы погасить облигации, по которым наступил срок выплат. Оно либо рефинансирует свой долг, то есть продаст новые облигации и использует выручку для выплат держателям погашаемых облигаций, либо повысит налоги, либо напечатает новые деньги.

Тем не менее наличие государственного долга ставит перед страной реальные и потенциальные проблемы.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое финансовая система?

2. Какие функции финансов вы знаете?

3. Почему необходимы республиканский, федеральный и местные бюджеты в рыночной экономике?

4. Перечислите статьи доходов и расходов государственного бюджета. Какие из них являются наиболее важными?

5. Что такое дефицит бюджета? Каковы его причины?

6. Должен ли вызывать беспокойство дефицит бюджета?

7. Можно ли однозначно утверждать, что бездефицитность означает здоровье экономики?

8. Объясните, почему богатая нация менее болезненно перенесет значительный по размерам бюджетный дефицит, чем бедная?

9. Какие виды выплат из госбюджета вы знаете?

10. Какими методами можно сократить дефицит бюджета?

11. Что входит в понятие “государственный долг”? Опасен ли он для

национальной экономики в целом?

12. Каковы негативные последствия государственного долга?

13. Что такое внешний долг? Кто является держателями внешнего долга?

14. Каковы последствия наличия внешнего долга?

15. В чем специфика внешнего долга России?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.034 с.)