Традиционные приемы экономического анализа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционные приемы экономического анализа.



Абсолютные и относительные показатели. Абсолютные показатели выражаются в стоимостных, натуральных и трудовых показателях (рублях, тоннах, метрах штуках, часах днях и т.п.), относительные – в коэффициентах, процентах, индексах. Коэффициенты определяются как частное от деления двух абсолютных показателей одинакового измерения, например, коэффициент фондоотдачи равен отношению выручки от продаж за период (т.руб.) к средней стоимости основных производственных фондов (т.руб.). В зависимости от характера вводимых в расчет абсолютных показателей относительные показатели могут быть также удельными и структурными показателями.

Удельные показатели определяются как частное от деления двух абсолютных показателей различного измерения, например, средняя выработка на единицу среднесписочной численности персонала равна отношению объема продукции (т. руб.) к среднесписочной численности персонала за период (человек).

Структурные показатели определяются как частное от деления структурного компонента на всю совокупность, например, удельный вес оборотных активов в общей стоимости активов организации, %.

Средние величины. Определяются на основе массовых, качественно однородных данных. Они дают обобщенную характеристику изучаемым процесса и явлениям.

Например, средняя заработная плата рабочих используется для обобщающей характеристики уровня оплаты труда изучаемой совокупности рабочих. В экономическом анализе используются разные типы средних величин (простые и взвешенные среднеарифметические, среднегармонические, среднегеометрические, среднеквадратические и т.д.), методика расчета которых детально рассматривается в общей теории статистики.

Ряды динамики. Изучение динамики показателей – это значит оценка изменения показателей во времени. Для этого исчисляют абсолютное отклонение, темп роста и прироста.

Сводка и группировка. Исследование экономических показателей по определенным признакам раскрывает содержание средних итоговых показателей и влияние отдельных единиц на них. Группировки бывают типологические, которые служат для выделения отдельных типов явлений и процессов (например, группировка рабочих по стажу, возрасту, образованию), структурные, которые дают возможность изучить структуру определенных явлений по определенным признакам (например, группировка продукции по сортам), аналитические, включающие предыдущие признаки.

Сравнения с конкурентами, с нормативами, в динамике. Чтобы результаты сравнения обеспечили объективные выводы, необходимо сравниваемые показатели привести к сопоставимости. К основным способам приведения показателей к сопоставимости относятся следующие [26]:

1) устранение влияния изменения цен. Для этого сравниваемые показатели выражаются в одинаковых ценах. Например, объемы продаж за два года берутся в ценах второго года;

2) устранение влияния различий в объеме и ассортименте продукции при сопоставлении качественных показателей. Это достигается путем пересчета последних на одинаковый объем и ассортимент продукции;

3) приведение сравниваемых показателей к единой методике их исчисления. Инструкции, регламентирующие методику исчисления отдельных показателей, систематически меняются. В этих случаях для обеспечения сопоставимости показатели, исчисленные до изменения методики, пересчитываются по методике отчетного периода;

4) тождественность периодов времени, за которые производится сравнение.

Основные виды сравнений:

- сравнение отчетных показателей с плановыми – позволяет осуществить контроль и оценку выполнения планов;

- сравнение отчетных показателей с показателями предшествующих периодов – проводятся для исследования динамики закономерностей и темпов развития субъектов хозяйствования;

- с данными лучших предприятий – для выявления возможностей и резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Элиминирование. В ходе экономического анализа необходимо выявлять не только количество факторов, влияющих на результативный показатель, но и определять размер влияния каждого из них на изменение результата.

Балансовые увязки. Между многими показателями хозяйственной деятельности предприятия существует балансовая зависимость и взаимная обусловленность. Например, балансовая зависимость между наличием материальных ресурсов, трудовых и финансовых ресурсов и их использованием, между хозяйственными средствами (активами) и источниками их формирования (пассивы). Используя эту зависимость, в экономическом анализе производят балансовую увязку показателей. Для этого обычно составляют специальные балансы. Например, для увязки объема товарооборота с товарными ресурсами составляют и изучают товарный баланс.

Экономико - математические методы анализа:

Методы элементарной математики. Используются в обычных экономических расчетах при обосновании планов, проектов, учете затрат на производство и т.д.

Методы математического анализа (дифференцирование, интегрирование, и т.д.)

Методы математической статистики и теории вероятностей (изучение одномерных и многомерных статистических совокупностей) применяются в тех случаях, когда изменение анализируемого показателя можно представить как случайный процесс. Используются для прогнозирования.

Методы математического программирования ( оптимизация, линейное, квадратичное и нелинейное программирование, и т.д.) служат основным средством плановых расчетов.

Эвристические методы (экспертные оценки и т.д.);

Экономико-математическое моделирование

Важным способом изучения и оценки результатов деятельности организаций является экономико-математическое моделирование. Экономико-математическое моделирование позволяет определить количественное выражение взаимосвязей между результативным показателем и факторами, влияющими на его изменение. Данная взаимосвязь представляется в виде экономико-математической модели.

К основным видам математических моделей, используемых в экономическом анализе, относятся аддитивные, мультипликативные, кратные и смешанные (комбинированные) [23]:

- аддитивные модели (модели сложения)

n

Y= ∑xi = x + x2 + …….+ x n

j=1

например: S = A + M + U

где А - амортизация;

М - материалы;

U - оплата труда с начислениями;

S - себестоимость продукции

 

- мультипликативные модели (модели произведения)

n

Y= Πxi = x * x2 * …….* x n

j=1

например: N = λR * R

 

где N - продукция

λ R - производительность труда

R - численность персонала

- кратные модели (модели деления)

 

Y = x1 / x2

 

например: k p = P р / N

 

где k p - рентабельность продаж

P - прибыль

N - выручка от продаж

 

 

- комбинированные (смешанные) модели,

 

Y = x / (z + v)

 

Например: рентабельность активов:

Р / К = Р / F + Е

где Р - прибыль;

К - капитал;

F - основные средства

Е - оборотные средства

 

Методы детерминированного факторного анализа.

Факторный анализ – методика изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Детерминированный факторный анализ – методика исследования факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер. К методам детерминированного факторного анализа относятся: индексный, метод цепных подстановок, метод абсолютных разниц, интегральный

Индексный метод определения влияния факторов на результативный показатель. Сущность индексного метода факторного анализа состоит в следующем: 1. Определяются индекс результативного показателя и индексы факторов. 2. Устанавливается схема взаимосвязи индекса результативного показателя с индексами факторов. 3. Составляется алгоритм расчетов влияния факторов на изменение результативного показателя. Применение этого метода рассмотрим на конкретном примере.

Символом (0) будем снабжать показатели, относящиеся к прошлому(базовому периоду). Символом (1) будем снабжать показатели, относящиеся к текущему (отчетному) периоду. В принятых обозначениях изменение объема выпуска продукции за рассматриваемый период (от базового до отчетного) может быть выражено как результат влияния двух факторов изменения производительности труда при производстве продукции каждого вида и изменения численности работающих, занимающихся выпуском продукции соответствующего вида, что выражается соотношением

∑ λ1 R1∑ λ0 R1∑ λ1 R1

∑ λ0 R0 = ∑ λ0 R0 x ∑ λ0 R1

 

IN = IR x I λ

Здесь IR – индекс (влияние) численности работающих, отражающий влияние на изменения выручки роста численности работающих:

∑ λ0 R1

IR=∑ λ0 R0

 

I λ – индекс (влияние) производительности труда, отражающий влияние на изменение выручки от продаж роста производительности труда работающих:

∑ λ1 R1

I λ =∑ λ0 R1

 

Разница числителя и знаменателя дает абсолютное влияние факторов.

При расчетах абсолютного влияния применяются общие правила.

Правило 1. При определении влияния количественного фактора его приращение умножается на величину базового качественного фактора.

Правило 2. При определении влияния качественного фактора его приращение умножается на отчетное значение количественного фактора.

Таким образом, определение влияния факторов – численности работающих и их производительности на изменение объема продукции с помощью индексного метода можно вычислить на основе следующих уравнений:

 

N = R * λ R

∆N = ∆NλR + ∆NR

∆NR = ∆R * λ0R

∆NλR = ∆λ R * R 1

 

 

Интегральный метод. Интегральный метод факторного анализа применяется в тех случаях, когда результативный показатель может быть представлен как функция от нескольких аргументов. Изменения функции в зависимости от изменения аргументов описываются соответствующими интегральными выражениями. Интегральный метод факторного анализа дает общий подход к решению задач разного типа независимо от количества факторов, входящих в модель, схемы взаимосвязи между ними и порядка расположения факторов в модели. Этот метод позволяет осуществить расчеты влияния факторов на результативный показатель в мультипликативных, кратных и смешанных моделях.

В теории экономического анализа [23] для практического применения разработаны конечные рабочие формулы интегрального метода, что делает этот метод доступным для каждого аналитика. Приведем некоторые из них:

1. Факторная модель типа u = x y:

∆u=∆u x + ∆u y

∆u x=y0∆x + (∆x * ∆y)/2

∆u y=x0∆y + (∆x * ∆y)/2

∆u y=∆u - ∆u x

 

2. Факторная модель типа u = x y z:

∆u=∆u x + ∆u y+ ∆u z

∆u x= 1/2 ∆x (y0z1 + z0x1) + 1/3∆z*∆y*∆x

∆u y= 1/2∆y + (x0 z1 + z0x1) +1/3 ∆z*∆y*∆x

∆u z= 1/2∆z (x0 y1 + y0 х1) + 1/3∆z*∆y*∆x

 

3. Факторная модель типа u = x / у:

∆u=∆u x + ∆u y

 

∆u x= ∆x * l n [ y1]

∆y [y0]

 

∆u y=∆u - ∆u x

 

 

4.Факторная модель типа u=x /(y+z):

∆u=∆u x + ∆u y + ∆u z

 

∆u x= ∆x * ln [ y1 + z1]

∆y + ∆z [y0 +z0]

 

∆u y = ∆u - ∆u x *∆y

∆y + ∆z

 

∆u z= ∆u - ∆u x *∆z

∆y + ∆z

 

В рассматриваемом примере получим:

 

∆N=∆Nλ + ∆NR

∆λ ∆R

∆Nλ = ∆λ R0 + 2

∆λ ∆R

∆NR = ∆R λ0 + 2

 

Метод цепных подстановок.

Данный метод используется при определении влияния факторов на изменение результативного показателя, когда связь между ними строго функциональна.

Суть данного метода заключается в последовательной замене плановой (базисной) величины каждого фактора на величину фактическую, все остальные при этом остаются без изменений. Такая замена называется подстановкой. Каждая подстановка связана с отдельным расчетом. Степень влияния того или иного фактора определяется последовательным вычитанием: из второго расчета вычитается первый, из третьего второй и т.д. В первую очередь выявляется влияние количественных факторов, а затем качественных.

Рассмотрим применение данного метода на конкретном на примере (табл. 1.6.)[22]

Таблица 1.6.

 

Показатели План Факт Изменения (+, -)
  Число станков, шт/ (а)     - 1
  Продолжительность Работы одного станка, час (b)     - 5
  Производительность одного станка в час,шт. (с)     + 1  
  Изготовлено деталей за месяц, шт. (N)     + 1912

Факторная модель имеет следующий вид: N = а b с

Объектом анализа является изменение объема продукции, равное 1912 шт.

Для определения влияния факторов на изменение объема производства продукции выполняются следующие расчеты:

 

1.Все показатели (факторы) плановые: 25 х 187 х 8 = 37 400 шт.

2.Количество станков фактическое, остальные показатели плановые: 24 х 187 х 8 = 35904 шт.

3.Количество станков и продолжительность работы одного станка фактические, производительность станка – плановая: 24 х 182 х 8 = 34 944 шт.

4.Все показатели фактические: 24 х 182 х 9 = 39 312 шт.

Изменение объема продукции за анализируемый период произошло за счет влияния следующих факторов:

· уменьшение количества станков на 1 шт. привело к снижению объема продукции на 1496 шт. (35904 - 37400);

· уменьшение продолжительности работы одного станка на 5 час. привело к снижению объема производства на 960 шт. (34944 - 35904);

· увеличение производительности одного станка на 1 шт. привело к увеличению объема продукции на 4368 шт. (39312 - 34944).

Сумма факторных влияний равна абсолютному отклонению анализируемого показателя:

1 912 = (- 1496) + (- 960) + 4368.

Если бы предприятие использовало весь объем оборудования и не допустило внутрисменных простоев, то объем произведенных деталей за месяц был бы больше на 2 456 шт. (1496 + 960).

Метод абсолютных разниц применяется для расчета влияния факторов на изменение результативного показателя в детерминированном анализе, но только в мультипликативных моделях и моделях смешанного вида. Для нашего примера использование данного способа можно представить следующим образом:

Δ Na = Δ a x b0 x c0

Δ N b = a1 x Δ b x c0

Δ N c = a1 x b1 x Δ c

Методику расчета факторов проведем, используя данные табл. 1.6.:

ΔN a = (-1) х 187 х 8 = -1 496 шт.

ΔN b = 24 х (-5) х 8 = - 960 шт.

ΔN с = 24 х 182 х 1 = 4 368 шт.

Сумма факторных влияний: (-1 496) + (- 960) + 4 368 = 1 912 шт.

 

1.7. Структура бизнес-плана и роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей

В условиях рыночных отношений организации осуществляют планирование свое деятельности посредством системы бизнес-планирования. Бизнес-план - это специальный документ, содержащий все основные характеристики перспектив развития фирмы. Бизнес-план – это средство управления организацией.

Бизнес-план составляется в следующих случаях:

· планирование текущей деятельности;

· создание новой организации;

· осуществление инвестиционных проектов;

· проведение реорганизации предприятия;

· финансовое оздоровление организации;

· реализация отдельных коммерческих проектов;

· эмиссия ценных бумаг и др.

 

В табл. 1.7. представлены основные разделы бизнес-плана текущей деятельности предприятия [ 24 ]

 

Таблица 1.7.

Основные разделы бизнес-плана текущей

Деятельности предприятия

 

№ п/п Название раздела Содержание раздела Задачи анализа и оценки
  Титульный лист    
I Вводная часть (резюме) Название и адрес фирмы. Имена и адреса учредителей. Суть предлагаемого проекта или плана работы. Стоимость проекта. Ссылка на секретность Анализ и оценка объема продаж. Анализ затрат. Оценка риска. Оценка прибыли
II Основная часть    
  Товар (услуга) Описание продукта (услуги): потребительские свойства товара, отличие от товаров конкурентов, степень защищенности патентами, прогноз цены и затрат на производство, организация сервиса Оценка потребительских свойств товара. Анализ товаров конкурентов. Анализ цен и затрат на производство продукции
  Рынок сбыта Положение дел в отрасли. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура. Используемая информация о рынке Оценка положения дел в отрасли. Анализ темпов прироста в отрасли. Анализ потенциальных потребителей. Анализ рыночной конъюнктуры
  Конкуренция Потенциальные конкуренты: оценка объема их продаж, доходов, перспектив внедрения моделей, основных характеристик, уровня качества и дизайна их продукции, политики цен конкурентов Сравнительный анализ (отдельных групп показателей деятельности конкурентов). Анализ цели, стратегии конкурентов. Анализ сильных и слабых сторон деятельности конкурентов
  План маркетинга Цены. Каналы сбыта. Реклама. Прогноз новой продукции. Ценообразование. Ценовые показатели. Смета продаж по товарам Анализ состояния рынка. Анализ циклического изменения цен. Анализ внешних и внутренних факторов. Анализ эффективности рекламы. Анализ сильных и слабых сторон фирмы. Прогноз динамики доходов предприятия на рассматриваемый период
  Производственный план Производственный процесс (его описание). Перечень базовых операций по обработке и сборке. Смета производства в натуральном выражении. Поставка сырья, материалов, комплектующих изделий с полным перечнем условий по (цене, количеству, качеству). Оборудование, здание, сооружения. Персонал предприятия. Затраты на производство продукции   Анализ обеспеченности сырьем и материалами. Анализ персонала предприятия. Анализ показателей использования основных средств. Инновационный аудит фирмы и анализ возможностей внедрения продуктово -технологических инноваций. Анализ затрат на производство продукции. Анализ себестоимости продаж. Определение альтернатив развития предприятия. Анализ выбора инвестиционных решений    
  Организационный план Четкая организационная схема предприятия, распределение обязанностей. Описание системы управления предприятием. Содержание работ создаваемых подразделений, квалификационные требования к специалистам. Источники и способы привлечения специалистов, величина их заработной платы и заработной платы руководства Анализ эффективности управления и определение возможностей внедрения организационно-управленческих инноваций. Анализ ритмичности производства. Выявление и измерение внутрипроизводственных резервов повышения эффективности производства
  Юридический план Форма собственности Правовой статус. Разработка правовых документов, регулирующих деятельность предприятия Экономико-правовой анализ: экономическое обеспечение формы собственности и правового статуса
  Оценка риска и страхование Слабые стороны предприятия. Вероятность появления новых технологий. Альтернативные стратегии. Меры профилактики рисков. Программа страхования и внешнего страхования от рисков Идентификация рисков и оценка возможного ущерба. Построение системы управления рисками
  Финансовый план Прогноз объемов продаж Баланс денежных расходов и поступлений. Таблица доходов и затрат. Сводный баланс активов и пассивов предприятия. Расчет достижения безубыточности продаж Оптимизация налоговых платежей. Прогноз денежных потоков предприятия. Анализ безубыточности. Анализ дефицита наличности на предстоящий период. Выявление внутрихозяйственных резервов укрепления финансового состояния  
  Стратегия финансирования Определение величины и источников получения средств. Обоснование полного возврата средств и получения доходов Анализ финансовых средств по источникам и выбор наилучшей схемы финансирования проекта. Анализ платежеспособности. Анализ периода окупаемости инвестиций с позиции проекта в целом и каждого из его участников
  Приложения Письма. Копии контрактов, лицензии и т.п. Копии документов, из которых взяты исходные данные. Прейскуранты поставщиков.  
       

 

Предваряет разработку бизнес-плана детальный анализ и оценка:

· текущего финансового состояния организации;

· сложившегося производственного потенциала;

· достигнутого положения компании на рынке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.62.103 (0.081 с.)