Глава 5. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции



5.1. Управление себестоимостью: цели и содержание

5.2. Анализ динамики и структуры расходов организации

5.3. Факторный анализ себестоимости продаж

5.4. Анализ поведения затрат и взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли.

5.5.Факторный анализ изменения порога рентабельности и запаса финансовой прочности (зоны безопасности) организации.

5.6. Формирование управленческих решений на базе маржинального анализа

5.7. Анализ и оценка влияния себестоимости на величину прибыли от продаж

5.1. Управление себестоимостью: цели и содержание

Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования.

Необходимость управления затратами следует рассматривать как один из компонентов рыночной экономики, объективно вытекающий из основной идеи рынка – идеи свободной конкуренции. Основная цель анализа затрат на производство и себестоимости продукции – это создание информационной базы для формирования управленческих решений. Управление себестоимостью представляет собой процесс формирования затрат на производство и себестоимости как всего объема, так и единицы продукции, а также процесс определения продажных цен и, следовательно, рентабельности продукции.

Элементами системы управления себестоимостью являются:

· прогнозирование;

· планирование;

· нормирование затрат;

· учет фактических затрат и калькулирование себестоимости продукции;

· анализ и контроль затрат;

· регулирование (принятие управленческих решений).

Прогнозирование – это расчет величины достигаемого в перспективе уровня затрат с целью определения путей развития производства и повышения его эффективности.

Планирование – это расчет величины затрат на более короткий период времени с учетом организационного и технического уровней производства. При планировании осуществляются экономическое обоснование принимаемых решений о производстве новых изделий, о снятии с производства устаревших изделий, а также расчеты экономической эффективности мероприятий, связанные с внедрением новой техники.

Нормирование – это определение оптимального размера затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для производства запланированных к выпуску готовых изделий, для выполнения работ и оказания услуг.

Учет фактически произведенных затрат и калькулирование себестоимости продукции осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по учету затрат и калькулированию себестоимости продукции, действующими в данной отрасли или подотрасли национальной экономики. Калькулирование представляет собой систему экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов продукции, работ, услуг. Конечным результатом калькулирования является составление калькуляции, которая в зависимости от целей бывает плановой (сметной) и фактической.

Анализ и контроль затрат – это исследование поведения условно-переменных и условно-постоянных затрат в связи с изменениями объемов производства и продаж продукции; выявление факторов, влияющих на величину затрат; определение резервов возможного снижения издержек производства.

Регулирование – это принятие управленческих решений по совершенствованию процесса управления себестоимостью на основе контроля и анализа затрат. Экономический анализ является не только отдельной функцией управления, но и одновременно инструментом решения управленческих задач в рамках других функций, таких как планирование, учет, регулирование.

Цели управления себестоимостью: выявление возможной экономии всех видов затрат, определение резервов снижения себестоимости конкретных изделий для повышения их конкурентоспособности на рынках сбыта. В условиях жесткой конкуренции возрастает роль себестоимости как основного фактора образования прибыли.

Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования – самими предприятиями, так как связаны с технологическими процессами производства продукции.

Себестоимость продукции, работ, услуг является качественным показателем, в котором концентрировано отражается эффективность производственной, финансовой и хозяйственной деятельности организации. Правильность формирования себестоимости продукции, работ, услуг имеет три последствия [26]:

· бухгалтерское, предполагающее составление бухгалтерской отчетности;

· налоговое, связанное с правильным исчислением налоговых обязательств организации;

· управленческое, обеспечивающее организации создание объективной информационной базы для оптимального управления издержками.

Задачами анализа и управления затратами и себестоимостью являются:

- оценка динамики по важнейшим показателям себестоимости;

- определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых (сметных);

- анализ себестоимости отдельных видов продукции;

- выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции;

- нормирование затрат (определение оптимального размера затрат, необходимых для производства запланированной к выпуску продукции, выполнения работ, оказания услуг);

- обеспечение инвестиционной привлекательности организации с целью диверсификации производства.

Для проведения анализа себестоимости продукции и затрат на производство используются следующие источники информации:

1. Бухгалтерская отчетность (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»), материалы пояснительной записки к годовому отчету.

2. Статистическая отчетность (форма № 5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия», форма № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» и др.)

3. Бизнес-план и расчеты к нему, сметы затрат, расчеты цен и т.п.

4. Калькуляции себестоимости отдельных изделий (плановые, отчетные, нормативные).

5. Данные аналитического учета к бухгалтерским счетам производственных затрат (20,23,25,26,28,29) к счету 90 «Продажи», а также другие регистры и документы бухгалтерского учета, в том числе материалы инвентаризации.

6. Различная внеучетная информация (приказ по учетной политике, материалы договоров с покупателями продукции и поставщиками товарно-материальных ценностей и др.)

Большое значение для правильной организации анализа затрат на предприятии имеет их классификация [24].

С точки зрения теории затраты подразделяют на основные и накладные. Основные затраты- это расходы на производственные ресурсы (оборудование, основные и вспомогательные ресурсы, труд основных рабочих). Накладные – это расходы по управлению предприятием (оплата руководства, топливо и энергия не для технологических нужд и т.д.)

В финансовом учете применяется классификация затрат по периоду списания их по отношению к продаже: определяют себестоимость проданной продукции за период и расходы за полный период, которые могут не иметь связи с продажей данного периода, а содержатся в остатках незавершенного производства, в товарах, оставшихся на конец периода на складах предприятия.

Для целей управленческого учета могут применяться различные классификации затрат, необходимые для принятия правильных управленческих решений. Так, при калькулировании себестоимости отдельных изделий затраты подразделяют на прямые и косвенные, при обосновании безубыточности продаж – на переменные и постоянные.

Планируются, учитываются и анализируются на предприятиях такие показатели себестоимости:

* затраты по обычным видам деятельности по элементам затрат (материальные затраты, затраты на оплату труда, затраты на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие расходы). По таким расходам составляется смета.

* себестоимость продаж продукции;

* затраты на 1 руб. продукции;

* калькуляции себестоимости отдельных изделий как основа формирования цены.

Основной показатель как в управленческом, так и в финансовом учете – себестоимость продаж. Схема формирования этого показателя выглядит следующим образом:

Sm + Su + Sn = Sпроиз. + Soz - S1z = S пп +S o скл. – S 1 скл. = S р

где Sm - прямые материальные затраты;

Su - прямые расходы по оплате труда с начислениями;

Sн - косвенные общепроизводственные расходы;

Sпроиз. - произведенные расходы;

Soz - незавершенное производство на начало периода;

S1z - незавершенное производство на конец периода;

S п.п. - себестоимость произведенной продукции;

S о скл. - себестоимость запасов продукции на начало периода;

S 1 скл. - себестоимость запасов готовой продукции на конец периода;

S р - себестоимость реализованной продукции (продаж).

 

Перед большинством коммерческих организаций стоит задача увеличения прибыли от продаж. Этой цели можно достичь путем наращивания объемов продаж, за счет повышения цен реализации, а также за счет снижения себестоимости продукции, работ, услуг. Возможности наращивания объемов производства и продаж ограничены конъюнктурой рынка. В этих условиях увеличение прибыли может быть достигнуто лишь за счет снижения себестоимости продукции, работ, услуг.

Резервы снижения себестоимости можно выявить: [26]

· при анализе затрат организации в разрезе экономических элементов;

· при детальном изучении каждого экономического элемента затрат;

· при анализе себестоимости в разрезе калькуляционных статей затрат;

· при анализе калькуляций себестоимости отдельных изделий;

· при анализе исполнения смет общепроизводственных расходов, общехозяйственных расходов, расходов на продажу, представительских расходов, расходов на рекламу и т.д.

Эффективность затрат живого труда в процессе производственной и хозяйственной деятельности снижается из-за различного рода непроизводительных расходов и потерь. Сокращение и предотвращение этих расходов и потерь являются важнейшими резервами снижения себестоимости продукции, работ, услуг.В самостоятельную статью калькуляции себестоимости единицы продукции выделен лишь один вид непроизводительных расходов – потери от брака. Остальные рассредоточены в различных калькуляционных статьях. Поэтому при анализе необходимо выявить непроизводительные расходы и неоправданные перерасходы во всех статьях себестоимости.

Кроме того, по сырью и основным материалам к неиспользованным резервам снижения себестоимости продукции относятся сверхплановые потери от отходов. По статьям «Заработная плата основная производственных рабочих», «Заработная плата дополнитьельная производственных рабочих» при анализе можно выявить так называемые непроизводительные выплаты по фонду заработной платы рабочих: оплата простоев, доплаты за работу в сверхурочное время, доплаты сдельщикам в связи с отклонениями от нормальных условий работы. Кроме того, неиспользованными резервами снижения себестоимости продукции по затратам на оплату труда являются перерасходы по фондам оплаты труда отдельных групп персонала предприятия, вызванные свехнормативной численностью работников данной группы персонала.

Значительные суммы непроизводительных затрат можно найти по группе расходов, связанных с обслуживанием производства и управлением. Например, в составе общепроизводственных расходов могут иметь место следующие виды непроизводительных расходов: потери от простоев; недостачи и потреи от порчи материальных ценностей в цехах; потери от недоиспользования деталей, узлов и технологической оснастки; прочие непроизводительные расходы.

В составе общехозяйственных расходов могут иметь место такие непроизводительные расходы:

· потери от простоев по вине администрации предприятия;

· недостачи и потери от порчи материалов и продукции на заводских складах;

· потери по недостачам, растратам и хищениям в тех случаях, когда ущерб не может быть взыскан с виновных лиц;

· прочие непроизводительные расходы.

Существующий порядок отражения непроизводительных расходов и неоправданных перерасходов в себестоимости продукции нельзя признать удовлетворительным, поскольку непроизводительные расходы и перерасходы скрыты в различных статьях себестоимости. Это затрудняет их поиск, изучение, а также разработку мероприятий по предотвращению непроизводительных расходов и неоправданных перерасходов.

В результате анализа может быть определена общая величина непроизводительных расходов и неоправданных перерасходов по всем статьям себестоимости продукции, работ, услуг. Полученную сумму можно назвать общей величиной неиспользованных резервов снижения себестоимости. Эту величину можно также выразить в процентах к полной себестоимости выпущенной (проданной) продукции, а также в процентах (копейках) на 1 руб. стоимости всего объема выпуска (реализации) продукции. По результатам анализа должны быть намечены мероприятия по предотвращению непроизводительных расходов и налправданных перерасходов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1656; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.49 (0.021 с.)