Пользователи экономической информации коммерческой организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пользователи экономической информации коммерческой организации



Анализ хозяйственной деятельности – это объективно необходимый элемент управления деятельностью предприятия, с помощью которого определяется сущность хозяйственных процессов, оценивается финансовая ситуация, выявляются резервы производства и принимаются решения для планирования и управления.

Внешние и внутренние пользователи информации о деятельности организации являются субъектами анализа.

Внутренние субъекты анализа (пользователи информацией) это – администрация и руководство коммерческой организации, ее персонал, собственники, являющиеся работниками данной организации.

Внешние субъекты анализа - это собственники, поставщики, покупатели, кредиторы, аудиторские фирмы, налоговые органы, консалтинговые компании и т.д.

Цели анализа информации у всех субъектов различные, но главным для всех является возможность получения информации для оценки реального состояния объекта.[23]

Таблица 1.3.

 

Характеристика субъектов анализа информации предприятия

 

№ п/п Субъекты анализа (партнерские группы) Вклад в деятельность предприятия Требования компенсации Интересы и цели анализа информации Объекты анализа и источники информации (формы отчетности)
А Б        
  Собственники Собствен- ный капитал Дивиденды Финансовые результаты, финансовая устойчивость предприятия, размер дивидендов по акциям, направления использования прибыли Финансовые результаты, финансовое положение; ф. №1 «Бухгалтерский баланс», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
  Администрация, руководство Знание производственной деятельности и отраслевых особенностей, владение навыками руководства Оплата труда и премии Все аспекты деятельности фирмы, эффективность ее хозяйственной и финансовой деятельности   Данные внутрихозяйственного учета и отчетности
  Персонал Выполнение работ в соответствии с должностными инструкциями. Зарплата и пакет социальных услуг Возможности увеличения всех форм материального поощрения Финансовые результаты (форма №2)
  Поставщики Поставка материальных ресурсов Договорная цена Финансовая устойчивость и платежеспособность организации Финансовое состояние (формы № 1,2 и 4) Ф.№ 4 «Отчет о движении денежных средств»
  Покупатели, клиенты Покупка продукции, работ и услуг Договорная цена Качество, цены т себестоимость продукции, товаров, условия их производства, хранения, поставки, финансовое положение фирмы То же
  Кредиторы Заемный капитал Проценты Платежеспособность, кредитоспособность, ликвидность фирмы Ликвидность баланса (форма №1)
  Налоговые органы Услуги общества Налоги и другие обязательные платежи в бюджет Объекты налогообложения, платежеспособность фирмы Финансовые результаты (форма №2)

 

 

Каждый субъект анализа изучает информацию, исходя из своих интересов. Все внешние пользователи информации о деятельности предприятия имеют возможности доступа только к финансовой (бухгалтерской) отчетности. Но только администрация и персонал организации могут провести глубокий анализ, который базируется на внутренней информации, создаваемой управленческим учетом.

 

 

Виды экономического анализа

 

В экономической литературе рассматриваются различные классификации видов экономического анализа. Наиболее оптимальна классификация, рассматриваемая по следующим признакам:

1) по функциям управления: предплановый, оперативный, итоговый;

2) по назначению: внутренний (для руководства и/или акционеров) и внешний (налоговых служб, инвесторов и др.);

3) по временному признаку: ретроспективный, текущий, перспективный.

Рассмотрим подробнее некоторые виды экономического анализа.

Оперативный анализ является одним из важнейших видов управленческого экономического анализа. Основные задачи оперативного анализа – обеспечение контроля за ходом выполнения плана и подготовка информации для обеспечения оперативных регулирующих воздействий, а главная отличительная особенность – минимально возможный отрыв по времени от анализируемых явлений. По своей сути оперативный анализ, так же как и итоговый, является последующим, но в отличие от итогового охватывает более короткие промежутки времени. Вопрос о необходимой периодичности проведения оперативного анализа более конкретно решается в зависимости от объекта анализа организации производственных процессов и имеющейся технической базы для аналитической обработки информации.

В отличие от итогового оперативный анализ приближен во времени к моменту совершения хозяйственных операций и основывается на данных первичного учета, непосредственного наблюдения за процессами хозяйственной деятельности. Вследствие этого с его помощью легче вскрывать причины недостатков в работе и определять конкретных виновников, своевременно принимать соответствующие меры. Особенностью оперативного анализа является то, что он осуществляется в системе оперативного управления производством, т.е. до окончания месяца, когда еще отсутствует фактическая информация за отчетный месяц и ежедневные положительные и отрицательные отклонения от норм взаимно не погашены в месячной отчетности.

Без оперативного анализа управленческие решения будут приниматься со значительным опозданием, что нередко приводит к перерасходу средств и, следовательно, к невыполнению планов. Главной составляющей оперативного экономического анализа является оперативный анализ себестоимости. Оперативный анализ себестоимости предназначен для формирования системы аналитической информации, составляющей базу для принятия управленческих решений в режиме немедленного реагирования, направленных на совершенствование производственных процессов с целью оптимизации затрат на производство и реализацию продукции. Однако с помощью оперативного анализа нельзя составить полное впечатление о себестоимости выпускаемой продукции. Кроме того, оперативный анализ базируется на оперативной информации, которая не всегда бывает точной. Некоторая неточность данных оперативного учета для повседневного руководства вполне терпима. При подведении итогов работы организации за длительный период должны быть только точные данные, которые получает периодический анализ за месяц, квартал, год.

Ретроспективный анализ предназначен для анализа сложившихся тенденций и экономических проблем организации; при этом принято считать, что как правило, бывает достаточно квартальной отчетности за последний отчетный год и отчетный период текущего года.

Текущий анализ требуется для оценки и выявления причин отклонений отчетных показателей от плановых.

Перспективный анализ необходим для экспертизы планов, их обоснованности и достоверности с позиций текущего состояния и имеющегося потенциала организации.

В соответствии с комплексным походом к разработке целей и задач развития организации к направлениям экономического анализа деятельности организации относятся:

финансовый анализ, как основа экономического анализа – анализ эффективности финансового менеджмента;

производственный – анализ применяемой техники и технологии;

анализ персонала – анализ эффективности управления персоналом организации;

организационный – анализ эффективности организационно-правовой формы и структуры управления.

Успешное проведение аналитической работы зависит от уровня ее организации. Внутренняя аналитическая работа в фирме должна быть организована как цельная и продуманная система. Она должна включать производственный, финансовый, ретроспективный, оперативный и перспективный, комплексный и тематический анализ, а также использование результатов внешнего анализа деятельности других коммерческих организаций-конкурентов, поставщиков, покупателей, заемщиков.

 

1.5. Взаимосвязь управленческого и финансового анализа

Разделение экономического анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в рамках предприятия на финансовый учет и управленческий учет. Поэтому и анализ подразделяют на внешний и внутренний. Такое разделение анализа для самой организации несколько условно, так как внутренний анализ можно рассматривать как детализацию внешнего.

Содержание финансового анализа заключается в глубоком и всестороннем изучении финансового положения организации и факторов его формирования – прибыли, выручки, себестоимости продукции и других показателей, взаимосвязанных с ним.

Финансовый анализ, основывающийся на данных бухгалтерской отчетности, является внешним анализом и обладает следующими особенностями: [23]

- множественность субъектов анализа (пользователей информации);

- разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

- наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;

- ориентация анализа только на публичную отчетность предприятия;

- максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности, составляют:

- анализ абсолютных показателей финансовых результатов;

- анализ показателей рентабельности;

- анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;

- анализ эффективности использования капитала.

В системе внутреннего управленческого анализа есть возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого учета.

Главная цель управленческого анализа заключается в способности повышения эффективности производственной, хозяйственной и финансовой деятельности коммерческой организации и поддержание ее конкурентоспособности. Управленческий анализ связан с изучением первичной информации о ресурсах и такими результативными показателями как объем продукции и себестоимость. Только управляя ими, можно влиять на формирование итоговых показателей деятельности – финансовых результатов. Содержание управленческого анализа раскрывается в решении его основных задач:

· оценка места предприятия на рынке сбыта данного товара;

· определение технико-организационных возможностей предприятия;

· оценка конкурентоспособности продукции, емкости рынка;

· оценка возможностей увеличения объемов производства и продаж продукции за счет более эффективного использования ресурсов;

· прогноз возможных результатов производства и продаж продукции;

· обоснование решений по ассортименту, качеству и новым видам продукции;

· выбор стратегии управления затратами организации;

· формирование политики ценообразования;

· формирование управленческих решений на основе анализа безубыточности.

Особенности управленческого анализа:

- ориентация результатов анализа для руководства предприятия;

- использование всех источников информации;

- отсутствие регламентации анализа со стороны;

- комплексность, изучение всех сторон деятельности предприятия;

- максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны. Вопросы финансового и управленческого анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле реализации показателей бизнес-плана, в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ, услуг, ориентированной на рынок.

 

Экономический анализ
Финансовый анализ
Управленческий анализ
Внешний финансовый анализ
Внутренний финансовый анализ
Внутренний производственный анализ

 

 



Рис.1.1. Взаимосвязь финансового и управленческого анализа

Производственные и хозяйственные процессы (снабжение, производство и сбыт готовой продукции), которые в совокупности составляют производственно-хозяйственную деятельность коммерческой организации, должны иметь конкретное числовое выражение. Количественная и качественная характеристики этих процессов даются с помощью системы аналитических показателей.

В экономической литературе встречаются многочисленные классификации экономических показателей и различные схемы их формирования и взаимосвязи. На наш взгляд, наиболее удачной является схема формирования экономических показателей, используемых в качестве базы для проведения комплексного анализа (рис.1.2.), которая представлена в работах А.Д.Шеремета, Р.С. Сайфулина, Е.В. Негашева

 

 
Себестоимость продукции (продаж) S S = A + M + U
 
Технико-организационный уровень и другие условия производства (социальные, природные)
2 Основные средства  
3 Материальные затраты  
4 Персонал предприятия    
 
Продукция
 
Рентабельность капитала (активов)  
 
Финансовое положение
 
Капитал (активы предприятия)
 
Отдача капитала (активов)
 
Себестоимость продукции (продаж)
 
Прибыль от продаж и рентабельно-сть продаж
 
Прибыль (PБ = PР + РОП + РВН) и рентабельность продаж PР = N – S Pр/N; S/N; Pр/S  

 

 


Рис. 1.2.. Схема формирования экономических показателей деятельности предприятия

Система экономических показателей содержит 11 групп показателей. Ее основу составляют показатели технико-организационного уровня производства (группа 1), которые характеризуют уровень технологических процессов, длительность производственного цикла степень концентрации, специализации, комбинирования производства, техническую и энергетическую вооруженность труда, уровень организации производства.

Технические, организационные и другие условия производства прямо влияют на эффективность использования производственных ресурсов6 основных средств (группа 2), материальных затрат (группа 3), персонала предприятия (группа 4).

От эффективности использования производственных ресурсов зависят объем произведенной и проданной продукции,(группа 5), величина затрат на производство и себестоимость продаж продукции (группа 6), величина капитала, направленного на формирование внеоборотных и оборотных средств (группа 7). Сопоставление показателей объема продаж и себестоимости позволяет определить величину прибыли и уровень рентабельности продаж (группа 8). Сопоставив показатели объема продукции и величину капитала, направленного на формирование внеоборотных и оборотных активов, можно определить эффективность использования капитала (отдачу внеоборотных и оборачиваемость оборотных активов (группа 9). Все рассмотренные показатели влияют на величину финансовых результатов, на основании которых рассчитываются показатели рентабельности активов (группа 10). Финансовое состояние организации определяется на основании соотношения активов и источников их формирования (группа 11).

 

1.6. Метод и методика экономического анализа.

Метод – это способ исследования предмета. Всеобщим методом исследования является метод диалектики. Метод экономического анализа – способ познания и исследования экономических явлений, хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Основные принципы метода экономического анализа отражают основные черты диалектики [27].

Единство анализа и синтеза. Для изучения экономического явления или процесса необходимо его разложить на отдельные элементы, детально изучить каждый элемент, выявить его роль и значение внутри единого целого, т.е. провести анализ. Далее следует снова соединить все элементы в соответствии с их ролью и назначением в единое целое, т.е. осуществить синтез. Анализ и синтез – это две стороны единого процесса познания явлений.

Изучение экономических явлений в их взаимосвязи. Все явления экономической жизни не только тесно связаны, но и определенным образом влияют друг на друга. Один и тот же показатель в разных ситуациях может быть, как результативным, так и факторным показателем в зависимости от цели и объекта анализа. Например, прибыль от продаж есть финансовый результат основной деятельности предприятия; в свою очередь прибыль от продаж является фактором роста рентабельности продаж.

Изучение экономических явлений в развитии, в динамике. Хозяйственные процессы постоянно изменяются, поэтому возникает необходимость постоянного сравнения фактических показателей с плановыми, данными предыдущих периодов, с показателями аналогичных предприятий.

Метод экономического анализа имеет три характерные особенности.

Первая особенность метода экономического анализа характеризуется использованием системы показателей для измерения экономических явлений и процессов. Каждое экономическое явление или процесс описывается, как правило, не одним показателем, а комплексом экономических показателей. От того, насколько показатели полно и точно отражают сущность изучаемых явлений, зависят результаты анализа.

Второй особенностью метода экономического анализа является выбор измерителей для оценки анализируемых явлений и процессов. В экономическом анализе используются следующие измерители: физические (натуральные) единицы, трудовые и основные в условиях рыночных отношений – стоимостные. Использование разных измерителей позволяет выявить и оценить влияние различных факторов на изменение анализируемого показателя.

Третья особенность метода экономического анализа – выявление и измерение факторов, их взаимосвязи и влияние на анализируемый показатель. Выявление и измерение факторов проводят с помощью различных приемов и методов.

Методика экономического анализа есть совокупность специальных приемов и способов исследования хозяйственных процессов и их результатов.

Применяемые в экономическом анализе способы и приемы обработки экономической информации условно можно разделить на традиционные и экономико-математические.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 820; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.038 с.)