Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип дифференциации и индивидуализации

Поиск

Дифференцированный подход в адаптивном физическом воспита­нии означает объединение детей в относительно однородные группы. Первичную дифференциацию осуществляет медико-психолого-педаго­гическая комиссия, формирующая типологические группы детей, сходные по возрасту, клинике основного дефекта, показателям соматичес­кого развития. Однако физическая подготовленность, двигательный опыт, готовность к обучению, качественные и количественные харак­теристики двигательной деятельности в этих группах (классах) чрезвы­чайно вариативны, поэтому для проведения уроков физического вос­питания нужна более тонкая дифференциация учащихся, которую осу­ществляет учитель физического воспитания.

Индивидуальный подход означает учет особенностей, присущих одному человеку. Эти особенности касаются пола, возраста, телосло­жения, двигательного опыта, свойств характера, темперамента, воле­вых качеств, состояния сохранных функций - двигательных, сенсор­ных, психических, интеллектуальных. Сущность индивидуализации пе­дагогического процесса состоит в том, чтобы, опираясь на конкретные способности и возможности каждого ребенка, создать максимальные условия для его роста. При индивидуальной форме занятий принцип реализуется полностью и зависит от профессиональной компетентнос­ти и методического мастерства учителя.

Одно из направлений реализации принципа - определение индиви­дуальных образовательных маршрутов, ориентированных на уникаль­ность и своеобразие личности во всех ее проявлениях (Л.В. Андреева, 1998). В адаптивном физическом воспитании такой подход предполагает разработку алгоритмов обучения, воспитания, коррекции, развития в целях физкультурного образования личности.

Принцип коррекционно-развивающий направленности педагогическо­го процесса

Выдвинутый Л.С. Выготским в 30-е годы, этот принцип и на сегодня является ведущим в специальной педагогике.

Суть принципа заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на преодоление, сглаживание, вы­равнивание, ослабление физических и психических недостатков детей аномального развития, но и на активное развитие их познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нрав­ственных качеств.

В адаптивной физической культуре коррекционно-развивающие за­дачи направлены на обеспечение полноценного физического развития, повышение двигательной активности, восстановление и совершенство­вание психофизических способностей, профилактику и предупрежде­ние вторичных отклонений (Г.Б. Сергеев, 1995; М.А. Денисова, 1995; Е.М. Мастюкова, 1997; Л.Н. Ростомашвили, 1999).

Практика показывает, что нарушения в развитии приводят в пер­вую очередь к расстройству координации движений (Н.П. Вайзман, 1997; С.Н. Мишарина, 1997; В.А. Ванюшкин, 1999). Устойчивость вертикальной позы, сохранение равновесия и уверенной походки, способность соиз­мерять и регулировать свои действия в пространстве, выполняя их точ­но, свободно, без напряжения и скованности, — вот те свойства, ко­торые необходимы ребенку для нормальной жизнедеятельности. Суще­ственные отставания от здоровых сверстников наблюдаются и в разви­тии физических качеств: силы основных мышечных групп туловища и


конечностей, быстроты движений, выносливости, скоростно-силовых качеств, подвижности в суставах (Е.В. Начинова, 1989; А.А. Дмитриев, 1991; Э.Н. Абилова, 1992). Отставание в физическом развитии может составлять от 1 до 3-х лет.

Именно поэтому в работе с детьми, имеющими стойкие наруше­ния в развитии, коррекционно-развивающая направленность адаптив­ного физического воспитания занимает приоритетное место среди дру­гих принципов и является его сущностной основой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.203 (0.005 с.)