Региональное экономическое сотрудничество и международное право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Региональное экономическое сотрудничество и международное право



Основные организационно-правовые формы экономического сотрудничества на глобальном уровне были рассмотрены в гл. 9. Поэтому представляет интерес изучение проблемы регионального экономического сотрудничества.

ООН. Несмотря на то, что ООН является универсальной международной организацией, она также занимается вопросами регионального экономического сотрудничества.

Под руководством ЭКОСОС функционируют пять региональных комиссий — Экономическая комиссия для Европы (ЭКЕ), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Экономическая комиссия для Африки (ЭКА), Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА). Целями этих комиссий являются содействие экономическому и социальному развитию соответствующих регионов, укрепление и развитие экономических связей как между государствами региона, так и между ними и другими странами мира. Региональные комиссии также изучают экономические и социальные проблемы своих регионов и делают рекомендации правительствам государств—членов и специализированным учреждениям ООН, а также принимают участие в осуществлении проектов развития.

Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ)был создан в 1949 г. как международная экономическая организация социалистических государств, связанных не только взаимными экономическими интересами, но и политико-идеологическим единством, а также схожестью плановой, централизованно-регулируемой экономики. В СЭВ входили Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия. До 1961 г. в работе СЭВ принимала участие Албания. С 1964 г. на основе специального соглашения с СЭВ сотрудничала Югославия. В работе отдельных органов СЭВ принимали участие в качестве наблюдателей представители Анголы, Афганистана, Лаоса, Мозамбика, КНДР, Эфиопии; были заключены также соглашения о сотрудничестве с Финляндией (1973 г.), Ираком, Мексикой (1975 г.), Никарагуа (1983 г.). СЭВ поддерживал контакты более чем с 60 международными экономическими организациями и имел статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

В соответствии с принятым в 1959 г. Уставом СЭВ целями организации являлись: содействие путем объединения и координации усилий государств—членов углублению и совершенствованию сотрудничества и развитию социалистической экономической интеграции, планомерному развитию народного хозяйства, ускорению экономического и научно-технического прогресса, непрерывному росту производительности труда, постепенному сближению и выравниванию уровней экономического развития, неуклонному подъему благосостояния народов государств—членов СЭВ.

Работая над достижением этих позитивных целей, СЭВ не был лишен и существенных недостатков. К ним следует отнести большой удельный вес политики и идеологии в деятельности организации и неповоротливую иерархическую структуру органов СЭВ. Отсюда значительное количество малоэффективных решений, принятых в рамках организации.

Под эгидой СЭВ было создано несколько десятков отраслевых экономических организаций социалистических стран, в их числе Международный инвестиционный банк (МИБ). Данное финансовое учреждение продолжает свою деятельность и сейчас, кредитуя предприятия государств—участников, разумеется, уже без политико-идеологических симпатий.

В связи с распадом социалистического содружества 28 июня 1991 г. в Будапеште на последнем заседании сессии Совета СЭВ было подписан специальный Протокол о расформировании СЭВ.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). После Второй мировой войны западные государства решили на основе многостороннего сотрудничества вдохнуть новую жизнь в развитие своих экономик и в достижение социального благополучия. США, ставшие к этому времени самой богатой державой западного мира, играли лидирующую роль в развитии данного процесса. Этим государством был предложен странам Западной Европы и в конечном счете успешно выполнен “План Маршалла”, названный по имени государственного секретаря США, инициировавшего его. Главной целью плана было преодоление с помощью американских капиталовложений послевоенного развала европейской экономики и предотвращение социальных потрясений. Для реализации плана в 1948 г. были созданы организационно-правовые механизмы: Администрация экономического сотрудничества в США и Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) для разработки заявок на американскую помощь со стороны западноевропейских государств. Советский Союз и так называемые страны “народной демократии” (восточноевропейские государства) в “Плане Маршалла” по политико-идеологическим соображениям не участвовали.

В 1960 г. ОЕЭС основные свои задачи выполнила и ее заменила Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Членами данной организации являются государства Западной Европы, Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Япония.

В структуру ОЭСР входят постоянно действующий Совет, Исполнительный комитет, Секретариат. Организация также имеет более 100 специальных и рабочих органов. В рамках ОЭСР проводится большая научно-исследовательская работа. Решения организации носят преимущественно консультативный и рекомендательный характер.

Цели ОЭСР: согласование общей экономической и торговой политики государств-членов, координация их политики по оказанию помощи развивающимся государствам, содействие развитию мирового экономического обмена на многосторонней недискриминационной основе.

Штаб-квартира ОЭСР расположена в Париже.

В настоящее время одной из эффективных форм координации экономической политики западных государств являются ежегодные встречи глав государств “большой семерки” (G—7) — Великобритании, Италии, Канады, США, Франции, ФРГ и Японии. На этих встречах обсуждаются вопросы, имеющие кардинальное значение для развития международных отношений, при этом особый акцент делается на экономической сфере (оказание финансовой помощи, проблемы погашения долгов, экономические аспекты экологической безопасности и др.). На эти совещания могут приглашаться руководители, министры и эксперты и из других государств, чьи интересы являются предметом обсуждения. В 1997 г. “большая семерка” стала “большой восьмеркой” за счет приема в ее члены России.

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)была образована в 1960 г. после вступления в силу Конвенции, подписанной в Стокгольме в 1959 г.

Членами ЕАСТ являются Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария.

Цели Ассоциации во многом совпадают с целями ЕС, однако без тенденции к созданию союза и наднациональных структур. В 1966 г. в рамках ЕАСТ была создана зона свободной торговли промышленными товарами (без пошлин и количественных ограничений). Торговля товарами сельскохозяйственного происхождения и морепродуктами осуществляется на основе специальных соглашений. Для торговли с третьими странами сохраняются национальные таможенные тарифы. Государства—члены ЕАСТ заключили соглашения о свободной торговле с рядом восточноевропейских государств — Болгарией, Польшей, Румынией, Словакией, Чехией. Аналогичные декларации были подписаны с балтийскими государствами.

Структура ЕАСТ: Совет, Комитеты, Секретариат. Местопребывание Секретариата — Женева (Швейцария).

В 1992 г. государствами—членами ЕАСТ и государствами—членами ЕС был подписан Договор об образовании Европейского экономического пространства (ЕЭП). Таким образом, был создан рынок, объединяющий 18 государств с населением около 370 млн. человек. Швейцария в соответствии с итогами референдума (1992 г.) Договор, вступивший в силу в 1994 г., не ратифицировала.

В систему Договора входят двусторонние соглашения между государствами ЕАСТ и ЕС об импорте некоторых сельскохозяйственных продуктов и двусторонние соглашения между ЕС и Исландией и Норвегией о свободной торговле рыбой.

Договор 1992 г. предусматривает: четыре свободы (свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей); сотрудничество в таких областях, как наука, образование, потребительская политика, экологическая политика, социальная политика; правовую систему, обеспечивающую реализацию общих правил и норм.

Сотрудничество государств в рамках ЕС было рассмотрено в гл. 9.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)был образован в 1990 г. в качестве важного института экономического сотрудничества государств в европейском регионе. На 1 января 1998 г. в ЕБРР насчитывалось 58 членов - государства Западной и Восточной Европы (в том числе Украина), арабские государства, США, Израиль, Республика Корея, Япония и ЕС. Уставной капитал Банка — 10 млрд ЭКЮ (12 млрд долл. США). Государства ЕС обладают 51% уставного капитала.

Одна из основных целей ЕБРР — поддержание экономического развития и реконструкции стран Центральной и Восточной Европы, заявивших о своей приверженности демократическим принципам, и содействие их переходу к открытой рыночной экономике и частному предпринимательству.

Банк призван поддерживать преимущественно частный сектор, кредиты для которого должны составлять 60%, а для государственного — 40% всех займов, предоставляемых ЕБРР.

Данные средства предназначаются в основном для строительства и модернизации транспортных систем, средств связи и телекоммуникации. Срок возврата по кредитам до 5 лет, ставка — 15% годовых. К концу 1997 г. ЕБРР одобрил 467 проектов на общую сумму более 15 млрд. долларов в 26 странах, в первую очередь постсоциалистических.

В мае 1998 г. в Киеве прошло ежегодное собрание ЕБРР.

Местопребывания ЕБРР — Лондон.

Экономическое сотрудничество государств СНГ. С самого начала существования Содружества сотрудничество в экономической сфере является одним из приоритетных в деятельности этого образования. В самом Соглашении о создании СНГ немало внимания уделено экономическим вопросам.

В 1993 г. государства СНГ подписали Соглашение о согласовании антимонопольной политики, Договор о проведении согласованной антимонопольной политики и Положение о Межгосударственном совете по антимонопольной политике.

В том же году 9 государств СНГ подписали Договор о создании Экономического союза. Украина и Туркмения вошли в Союз в качестве ассоциированных членов. В Договоре предусматривается поэтапное формирование Союза с целью интеграции экономик государств—членов и создания единого таможенного и валютного пространства.

15 апреля 1994 г. было подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли, имевшее цель запустить в действие механизм Договора об Экономическом союзе.

21 октября 1994 г. на заседании Совета глав государств СНГ было заключено Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза. Данный документ подписали руководители 11 государств СНГ (кроме Туркменистана).

Межгосударственный экономический комитет (МЭК) является постоянно действующим координирующим и исполнительным органом Экономического союза. Он осуществляет контрольные и распорядительные функции в пределах полномочий, делегированных ему государствами—участниками Договора о создании Экономического союза.

В 1994 г. также были подписаны соглашения о создании Платежного союза СНГ и Таможенного союза СНГ. В дальнейшем запланировано создание общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Важным направлением экономического сотрудничества в рамках СНГ является многосторонняя отраслевая координация типа Электроэнергетического совета, Совета по железнодорожному транспорту, Совета по машиностроению, Межправительственного совета по нефти и газу.

В соответствии с Соглашением о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран—участниц СНГ от 15 мая 1992 г. (ст. 5), Соглашением о статусе Экономического суда и Положением об Экономическом суде от 6 июля 1992 г. был образован Экономический суд СНГ. Фактически же Суд появился в 1994 г. Цель создания Суда — обеспечение единообразного применения соглашений государств—участников СНГ и основанных на них экономических обязательств путем разрешения споров.

К 1995 г. в рамках СНГ было уже принято 75 экономических соглашений, и это число неуклонно возрастает. Проблема заключается в том, что многие из них просто не работают. Поэтому руководители Украины и других государств Содружества акцентируют внимание на необходимости радикального повышения эффективности экономического сотрудничества в рамках СНГ и его правового обеспечения. Без позитивного решения этой проблемы Содружество не выдержит испытание временем.

Региональное экономическое сотрудничество может быть также проиллюстрировано такими примерами: Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), созданная Канадой, Мексикой и США в 1992 г.; Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АПЕК); Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН, подробнее см. гл. 9); Афро-азиатская организация экономического сотрудничества (АФРАСЕК), включающая около 50 государств; Карибское сообщество (КАРИКОМ); Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ); “Андская группа”, объединяющая пять государств Южной Америки; Организация экономического сотрудничества (ОЭС), куда входят 10 азиатских государств, включая 6 бывших республик СССР. Эти организации являются межправительственными объединениями и обладают международной правосубъектностью.

 

 

Глава 19. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью [139]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.012 с.)