Международной экономической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международной экономической деятельности



Как уже отмечалось, обмен материальными ценностями в той или иной форме осуществлялся на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Торговля между народами и государствами — одна из основных и древнейших сфер международного сотрудничества. Правовое регулирование торговых взаимоотношений государств призвано обеспечить их стабильность, предсказуемость и взаимную выгоду.

В 1947 г. для обеспечения безопасности и предсказуемости международных торговых отношений был подписан уникальный многосторонний договор — Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), вступивший в силу в 1948 г.

В цели Генерального соглашения входили: ликвидация таможенных и других торговых ограничений; устранение всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни и обеспечения полной занятости; повышение реальных доходов и спроса, улучшение использования сырья, содействие росту производства и торговому обмену.

Для достижения этих целей ГАТТ использовались принципы недискриминации и наибольшего благоприятствования; справедливой конкуренции; преференциального режима для развивающихся стран; регионального торгового сотрудничества и др.

Фактически ГАТТ выполняло три функции: 1) воздействовало на государственную торговую политику путем выработки правил мировой торговли; 2) являлось форумом для переговоров по большей либерализации и предсказуемости международных торговых отношений; 3) было средством урегулирования споров.

До 1994 г. в рамках ГАТТ было проведено восемь многосторонних торговых конференций, так называемых “раундов”, с целью дальнейшей либерализации мировой торговли и устранения торговых барьеров. К примеру, в ходе переговоров на “раундах” рассматривались вопросы замораживания таможенных ставок или введения таможенно-тарифных льгот. При этом, если такая льгота предоставлялась одним государством—участником другому, она автоматически и безусловно на основе принципа наибольшего благоприятствования распространялась на все страны—участницы ГАТТ. На заключительном Уругвайском раунде (1986 — 1994 гг.) было принято решение о создании взамен ГАТТ Всемирной торговой организации (ВТО).

Украина сотрудничала с ГАТТ в статусе наблюдателя, ныне стремится стать членом ВТО.

Экспорт и импорт минерального и сельскохозяйственного сырья имеет свою специфику. В связи с этим для регулирования международной торговли определенными видами сырья заключаются многосторонние соглашения: Международное соглашение по натуральному каучуку 1979 г., Международное соглашение по какао 1980 г., Международное соглашение по олову 1981 г., Международное соглашение по кофе 1983 г. Эти соглашения направлены на стабилизацию спроса и предложения на мировом рынке на некоторые виды сырья, удержание рыночных цен в определенных рамках и создание “буферных” запасов сырья.

Государства-экспортеры и государства-импортеры сырья могут создавать международные организации для защиты своих интересов. Широкую известность получила деятельность Организации стран—экспортеров нефти (ОПЕК), объединяющей 12 государств (1996 г.), поставляющих на экспорт нефть в больших количествах. Целями ОПЕК являются обеспечение стабильности цен на мировых нефтяных рынках, координация и унификация своей нефтяной политики, поиск наиболее эффективных средств защиты интересов государств—участников.

Вопросы повышения эффективности и развития взаимовыгодной международной торговли находятся в центре внимания вспомогательных органов Генеральной Ассамблеи ООН — Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), учрежденной в 1964 г., и Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), функционирующей с 1966 г. ЮНКТАД проводит большую работу по проблеме преференций и торговых льгот для развивающихся государств. К достижениям ЮНСИТРАЛ следует отнести подготовку Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г., Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. и др.

В годы холодной войны имело место создание международных органов по ограничению торговли. По инициативе США в 1949 г. был создан Координационный комитет по многостороннему экспортному контролю (КОКОМ) в составе государств—членов НАТО (за исключением Исландии), Японии и Австралии. Цель Комитета — недопущение экспорта так называемых “стратегических товаров” западными странами в социалистические государства. Деятельность КОКОМ носила секретный характер. В 1994 г. Комитет формально прекратил свое существование. Вместе с тем было принято решение о необходимости создания международного органа по контролю за экспортом товаров “двойного” назначения, т. е. таких, которые могут использоваться как в мирных целях, так и для военных нужд.

В настоящее время значительно возросло влияние на международные и внутригосударственные экономические отношения транснациональных корпораций (ТНК). Сегодня треть мировой торговли приходится на внутрифирменную торговлю в рамках ТНК, более двух третей всех платежей за передачу технологии осуществляется ТНК. Многие вопросы развития мировой экономики решают такие корпорации, а не государства[138]. Примерами ТНК являются такие компании, как американская “Проктер энд Гэмбл”, швейцарская “Нестле”, южнокорейская “Дэу” и др. В деятельности ТНК проявляются как позитивные, так и негативные тенденции. В актив ТНК можно записать их постоянную нацеленность добиваться снижения себестоимости продукции и повышения ее качества за счет внедрения самых современных технологий и совершенствования организации труда всех подразделений корпорации. К пассиву следует отнести тенденцию ТНК монополизировать определенные сферы экономических отношений. При этом ТНК подчас используют сомнительные политические и экономические методы. Особенно это касается развивающихся государств, чей экономический потенциал довольно часто не идет ни в какое сравнение с мощью ТНК. Задача состоит в том, чтобы с помощью международных организаций и международного права минимизировать негативную составляющую в деятельности ТНК.

Так, в 1974 г. Экономический и Социальный Совет ООН учредил Центр по ТНК и Комиссию по ТНК. Комиссией был разработан Кодекс поведения ТНК, однако его положения носят рекомендательный характер. В 1975 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 3514 (ХХХ) “Меры против коррупции, практикуемой ТНК и другими корпорациями, их посредниками и другими причастными к делу сторонами”, а в 1980 г. Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой. Данные документы также содержат лишь рекомендации.

Сами же ТНК неустанно работают над повышением их статуса в международных отношениях. На страницах юридической печати выдвигаются предложения о предоставлении ТНК статуса субъектов международного права. Об этом говорилось и в докладе Генерального секретаря ЮНКТАД на IX конференции этого форума в 1996 г. Он, в частности, высказывался о необходимости предоставить корпорациям возможность принимать участие в работе ЮНКТАД.

Следует признать, что международным сообществом проведена определенная работа по регулированию деятельности ТНК, но имеется еще немало и нерешенных проблем.

Такие виды международной экономической деятельности, как сотрудничество в валютно-финансовой сфере, промышленное и научно-техническое сотрудничество, транспортное сообщение, регулируются либо двусторонними соглашениями либо в рамках международных органов и организаций — МБРР, МВФ, ЮНИДО, ИМО, ИКАО, Международной ассоциации железнодорожных конгрессов, Международного союза автомобильного транспорта и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.76.43 (0.005 с.)