Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы международного экономического права
Основные принципы международного права распространяются и на сферу международных экономических отношений. Вместе с тем, исходя из особенностей этих отношений, международное сообщество выработало специальные принципы МЭП. Однако, в отличие от основных принципов международного права — jus cogens, принципы МЭП носят не императивный, а конвенционный характер, т. е. они действуют в том случае, если включены в соответствующий договор. Принцип полного суверенитета государств над своими естественными богатствами и ресурсами. В п. 2 ст. 1 Пактов о правах человека установлено, что все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ не может быть лишен принадлежащих ему средств существования. Это же положение подтверждается в п. 1 ст. 2 Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г. В ст. 1 Хартии провозглашено суверенное и неотъемлемое право каждого государства выбирать свою экономическую систему без вмешательства или применения силы или угрозы извне в какой-либо форме. Принцип недискриминации. В его основе лежит предоставление государством на началах взаимности другому государству общих условий, которые не хуже, чем предоставляемые любому третьему государству. Указанный принцип не касается предоставления на законных основаниях льгот и преференций в международной торговле. Назначение данного принципа — не ухудшать для государства-партнера общих условий, действующих в отношении всех других государств. Принцип недискриминации вначале сложился в качестве обычной нормы как следствие принципа суверенного равенства государств. Впоследствии он получил подтверждение в документах ООН, ОБСЕ и многочисленных международных договорах. Принцип взаимной выгоды также вытекает из принципа суверенного равенства государств и означает, что в международных экономических отношениях недопустимы какие-либо кабальные соглашения, основанные на прямом или косвенном принуждении. В соответствии с п. “е” гл. I Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г. эти отношения должны строиться на взаимной и справедливой выгоде. Хельсинский заключительный акт СБСЕ 1975 г. также зафиксировал, что сотрудничество государств в экономической, научной, технической областях должно осуществляться посредством справедливого распределения выгод и обязательств сравнимого объема, при соблюдении двусторонних и многосторонних соглашений.
Принцип наиболее благоприятствуемой нации (режим наибольшего благоприятствования) отличается от принципа недискриминации тем, что в соответствии с ним государство на основе взаимности предоставляет другому государству, его юридическим и физическим лицам столь же благоприятные условия (права, привилегии, льготы, иммунитеты), как и те, что предоставляются или будут предоставлены в будущем любому третьему государству, его юридическим и физическим лицам. Обычно международные торгово-экономические договоры содержат оговорку (клаузулу) о режиме наибольшего благоприятствования. Данная клаузула может относиться ко всей сфере торговли и судоходства договаривающихся сторон или конкретных направлений экономического сотрудничества (таможенные пошлины и сборы, транзит товаров, судебная защита и пр.). Принцип наибольшего благоприятствования, как и принцип недискриминации, направлен на демократизацию международных экономических отношений. Необходимо отметить, что термин “режим наибольшего благоприятствования”, часто используемый в бытовом лексиконе, не соответствует его юридическому значению. Принцип национального режима имеет цель посредством норм международного и внутригосударственного права юридически уравнять иностранных физических и юридических лиц с гражданами и юридическими лицами соответствующего государства по основным видам правоотношений. Чаще всего это относится к гражданской правоспособности иностранных физических и юридических лиц, включая судебную защиту. Преференциальный режим устанавливает, как правило, определенные торговые и таможенные льготы. Данный режим может действовать во взаимоотношениях двух государств-партнеров или группы государств. Хотя преференциальный режим и является отступлением от принципа наибольшего благоприятствования, однако его применение рекомендовано “Женевскими принципами” Конференции ООН по торговле и развитию 1964 г. во внешнеэкономических отношениях развитых государств с развивающимися, а также между развивающимися государствами. В этих случаях использование преференциального режима не рассматривается как нарушение принципа наибольшего благоприятствования.
В ст. 14 Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г. провозглашается необходимость принятия со стороны государств мер, обеспечивающих дополнительные выгоды для международной торговли развивающихся государств. Однако создание преференциального режима для какого-то государства или группы государств в силу применения с их стороны принуждения в какой-либо форме не может признаваться правомерным. Существовавшие ранее такие формы преференциальных режимов, как “равных возможностей”, “открытых дверей”, капитуляций и им подобные, не могут применяться сейчас, поскольку они противоречат основным принципам и нормам современного международного права.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.152.77.92 (0.034 с.) |