Формирование, понятие и источники международного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование, понятие и источники международного



Экономического права

Сколько существует человеческая цивилизация, столько же существуют в той или иной форме торгово-экономические отношения. С появлением государства и права торгово-экономические отношения стали важной сферой правового регулирования. С незапамятных времен международные экономические отношения были важной сферой всего комплекса международных отношений и объектом регулирования международных договоров. Из далекой древности к нам пришел политико-правовой принцип свободы торговых отношений. В V в. византийский мыслитель Иоанн Златоуст указывал, что сам Бог предоставил нам легкость взаимных торговых отношений, чтобы мы взирали на мир как на общее жилище и чтобы каждый, передавая другому свои произведения, мог беспрепятственно получать в изобилии имеющееся у другого.

Основатель науки международного права голландский мыслитель и юрист Гуго Гроций подвел юридическое основание под тезис Иоанна Златоуста. В своем труде “Mare liberum” (“Свободное море”) он подчеркивал, что “никто не вправе препятствовать взаимным торговым отношениям любого народа с любым другим народом”. Исходя из этого, Гроций строил концепцию открытого моря, свободного для всех народов.

Киевская Русь, как известно, имела обширные торговые связи с Византией, скандинавскими государствами, арабским Востоком. Широко известные международные договоры Киевской Руси с Константинополем 863, 874, 907, 944 гг., среди прочих, содержали и торгово-экономические положения.

Принцип jus commercii — право свободы торговли был одним из важнейших идеологических и правовых принципов буржуазных революций. Реализация этого принципа способствовала глобализации торгово-экономических отношений и превращению Земли к началу ХХ в. в единый мировой рынок. Международно-правовое регулирование капиталистических торгово-экономических отношений вызвало появление новых специальных принципов, институтов и норм: “равных возможностей”, “капитуляций”, “открытых дверей”, “консульской юрисдикции”, “наиболее благоприятствуемой нации”, “национального режима”, “недискриминации” и др. Некоторые из них в силу специфики своего появления и противоречивого характера прекратили существование, другие же продолжают функционировать[136].

Научно-техническая революция середины нынешнего столетия значительно интенсифицировала международные торгово-экономические связи. Международные организации, и прежде всего ООН, служат координационными центрами в области международных экономических отношений. По Уставу ООН одной из ее целей является развитие международного сотрудничества в решении проблем экономического характера.

В 1947 г. было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) — первый многосторонний торговый договор, имевший целью либерализацию мировой торговли и снятие искусственных барьеров.

Региональное экономическое сотрудничество приобрело невиданный размах. Европейское экономическое сообщество (ныне Евросоюз), Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др. стали влиятельными экономическими и политическими центрами соответствующих регионов Земли. В договорной практике государств регулирование экономических отношений приобрело приоритетное значение.

По мнению профессора Г.М. Вельяминова, к 70-м годам международное экономическое право (МЭП) прочно утвердилось как самостоятельная отрасль международного публичного права.

Международное экономическое право — отрасль международного права, представляющая собой систему принципов и норм, регулирующих международные экономические отношения, складывающиеся между субъектами международного права.

Среди ученых нет единого подхода к проблеме соотношения МЭП и международного частного права (МЧП). Абстрагируясь от деталей и частностей, можно сказать, что МЭП отличается от МЧП прежде всего по субъектному признаку. Субъекты МЭП — это субъекты международного права, субъектами же МЧП являются субъекты внутригосударственного права. Многие юристы разделяют точку зрения, что МЧП — это компонент национальной системы права, состоящий из совокупности норм, регулирующих гражданские, семейные, трудовые, процессуальные отношения с иностранным элементом[137].

Для данной отрасли характерна та же источниковая база, что и для международного права в целом, т. е. международный договор и обычай. Важную роль в развитии МЭП играют рекомендации международных конференций и организаций. Они не являются юридически обязательными и относятся к так называемому “мягкому праву” (“soft law”). Вместе с тем некоторые из таких рекомендательных норм приближаются по своему значению к “твердому праву” (“hard law”). Это относится, например, к принципам, рекомендованным Женевской конференцией ООН по торговле и развитию 1964 г. (“Женевские принципы”), в отношении предоставления развивающимся государствам преференциальных таможенных льгот и нераспространения этих льгот на индустриально развитые страны.

В 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты документы стратегического значения для международных экономических отношений: Хартия экономических прав и обязанностей государств; Декларация о Новом международном экономическом порядке и Программа действий по установлению Нового международного экономического порядка. Они базируются на принципах недискриминации и взаимной выгоды. В 1984 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию “О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях”, а в 1985 и 1987 гг. — резолюции “Международная экономическая безопасность”. Эти акты ООН направлены главным образом на запрещение применения экономической силы в политических целях и на реализацию суверенных прав государств в отношении своих природных ресурсов.

В отличие от решений других международных организаций, решения Европейского Союза, согласно учредительным актам ЕС, могут носить юридически обязательный характер.

В настоящее время основными источниками МЭП являются двусторонние и многосторонние договоры. В течение долгого времени доминирующей формой международного экономического сотрудничества были двусторонние соглашения — так называемые торговые договоры. Однако на современном этапе все большую значимость и распространение получают многосторонние экономические соглашения в рамках АСЕАН, ЕАСТ, ЕС, НАФТА, СНГ и др.

Для МЭП характерно значительное число специфических международных договоров: долгосрочные соглашения о торгово-экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве; соглашения об оказании технической помощи в строительстве промышленных объектов; соглашения о научно-техническом содействии; соглашения о международных валютных расчетах и кредитах; клиринговые соглашения, предусматривающие взаимный зачет поступлений и расходов во встречных торгово-экономических операциях; соглашения о товарообороте; соглашения о свободной торговле, нацеленные на отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, а также взимание внутренних налогов и сборов на уровне, не превышающем того, что установлен для третьих стран.

Широкое распространение получили двусторонние договоры об исключении двойного налогообложения, о взаимном обеспечении благоприятных условий для инвестиционной деятельности, об охране промышленной собственности, о транзите товаров, по таможенным вопросам и т. д.

Постоянно совершенствующиеся формы торгово-экономического сотрудничества государств ведут к совершенствованию и развитию договорно-правовой базы международных экономических отношений, что призвано способствовать росту их эффективности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.006 с.)