Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индекс активностей повседневной жизни Катц⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
(по S. Katz и соавт., 1963, 1976; Г.Филленбаум, 1987; D. Wade, 1992) Индекс активностей повседневной жизни Катц - разрабатывался начиная с 1963 г. S. Katz c соавторами. В отличие от многих других эта шкала стала фундаментом для последующих разработок аналогичных тестов многие пункты данного индекса включают обычно и в многоаспектные опросники. Оценка активностей повседневной жизнедеятельности основывается на шести основных видах жизнедеятельности -способности клиента выполнять такие функции, как купание, одевание, посещение туалета, перемещение с кровати и со стула и обратно, контролирование мочеиспускания и дефекации, прием пищи. Авторы опросника считали, что указанные виды жизнедеятельности связаны между собой иерархически, отражая стадии развития навыков у детей. Для реабилитологов эта иерархичность, однако, не имеет принципиального значения. В отличие от других данная шкала не оценивает ходьбу клиента. Индекс независимости в сфере повседневной жизнедеятельности выражается буквами от А до О (англ.) или от - А до Ж (рус.), классификации этих степеней даны после текста шкалы. Буквенное обозначение степеней функциональной зависимости или независимости лишний раз напоминает о том, что шкала не является интервальной. Инструкция по применению Для каждой сферы функционирования, указанной ниже, отметьте подходящее описание. Слово «помощь» означает присмотр, руководство или непосредственную помощь. Знак "*" после номера пункта показывает, что данный уровень функций согласно ниже приведенной классификации расценивается как «независимость». Купание (обтирание губкой, или купание в ванне, или использование душа). 2* - не получает помощи: самостоятельно влезает в ванну и вылезает из нее, если моется в ванне. 1* - получает помощь лишь при мытье одной части тела, например, спины или ноги. 0 - получает помощь при мытье более чем одной части тела (или не моется). Одевание (доставание одежды из шкафов и ящиков, включая нижнее белье и верхнюю одежду, застегивание застежек и подтяжек, если таковые используются). 2* - достает вещи и полностью одевается без помощи. 1* - достает вещи и полностью одевается без помощи, за исключением помощи при завязывании шнурков на ботинках. 0 - получает помощь при доставании одежды, или при одевании, или остается частично или полностью неодетым.
Отправление естественных потребностей (посещение уборной с целью опорожнения мочевого пузыря или кишечника, выполнение после этого необходимых гигиенических процедур и приведение в порядок одежды). 2* - посещает уборную, выполняет после этого необходимые гигиенические процедуры и приводит в порядок одежду без помощи. Может использовать для поддержки костыль (трость) или инвалидное кресло, ночью может пользоваться ночным горшком или судном, опорожняя их утром. 1 - получает помощь при посещении уборной, при выполнении необходимых гигиенических процедур после этого, или при приведении в порядок одежды, или при использовании ночного горшка либо судна. 0 - не посещает уборную для отправления естественных потребностей. Перемещение. 2* - ложится в постель и встает с постели, садится на стул и встает со стула без помощи. Может использовать для поддержки костыль или палку. 1 - ложится в постель и встает с постели, садится на стул и встает со стула с посторонней помощью. 0 - не встает с постели. Способность контролировать мочеиспускание и дефекацию. 2* - полностью и самостоятельно контролирует мочеиспускание и дефекацию. 1 - допускает отдельные «инциденты». 0 - присмотр помогает контролировать мочеиспускание и дефекацию, или используется катетер, или наблюдается недержание мочи/кала. Питание. 2* - принимает пищу самостоятельно. 1* - принимает пищу самостоятельно, за исключением помощи при разрезании мяса или намазывании масла на хлеб. 0 - получает помощь при приеме пищи, или питается частично либо полностью путем интубации, или парентеральное питание. Индекс независимости в повседневной жизни (классификация степеней независимости в сфере повседневной жизнедеятельности) Выделяются семь различных категорий индекса независимости в повседневной жизни. Для каждого конкретного клиента категория определяется на основании установления его "независимости" либо "зависимости" в отношении шести указанных выше функций (купание, одевание, посещение туалета, перемещение, контроль мочеиспускания и дефекации, питание), при этом "независимость" для каждой из функций соответствует тем уровням осуществления данной функции, после номера которых стоит знак"*".
Характеристика функциональных классов по пятибалльной системе В целях унификации подхода к оценке различных параметров в настоящее время используется понятие «функциональный класс» — ФК. ФК может отражать состояние функции (при ИБС он характеризует состояние коронарного кровообращения — хорошее или плохое) или состояние другого физиологического параметра, например, физической работоспособности (высокой или низкой). ФК может использоваться и для оценки критериев жизнедеятельности (С.Л. Гиткина с соавт., 1995). ФК ранжируются по 5-бальной шкале: ФК-0 — нормальное состояние параметра; ФК-1 — легкое (от 1 до 25%); ФК-2 — умеренное (от 26 до 50%); ФК-3 — значительное (от 51 до 75%); ФК-4 — резко выраженное нарушение данного параметра (от 76 до 100%). Характеристика ФК учитывает: · степень нарушения функции (в %); · состояние жизнедеятельности; · социальную адаптацию или дезадаптацию. ФК-0: нет нарушения функций, ограничения жизнедеятельности и социальной недостаточности, больной трудоспособен. ФК-1: а) легкие нарушения функций (не более, чем на 25%), не отражающиеся или влияющие незначительно на жизнедеятельность и не вызывающие социальную недостаточность; б) более выраженные нарушения, которые с помощью медико-технических средств компенсируются полностью или до степени легких нарушений. Это практически здоровый человек, который в зависимости от выполняемой работы, возраста, может быть трудоустроен по линии ВКК. ФК-2: а) умеренное нарушение функций (от 26 до 50%), не компенсирующееся с помощью вспомогательных средств; б) более значительное нарушение, частично компенсирующееся до умеренной степени. Ограничение жизнедеятельности и социальная недостаточность в умеренно выраженной степени. Трудоустройство через ВКК или III группа инвалидности. ФК-3: значительное нарушение функций (от 51 до 75%), не компенсируемое или слабо компенсируемое. Значительное ограничение жизнедеятельности и социальной недостаточности. Чаще инвалиды, II группа. Больной может работать в специально созданных условиях. ФК-4: а) резко выраженное (свыше 75% нарушение функций, не компенсируемое); б) полное (до 100%) нарушение функций. Резко выраженное ограничение жизнедеятельности и социальной недостаточности или полная невозможность самообслуживания и дезинтеграция в обществе. Инвалиды II, чаще I группы, которые нуждаются в постоянной посторонней помощи и уходе. ФК дефекта и ФК нарушений жизнедеятельности совпадают не всегда: парез стопы (ФК-4), а жизнедеятельность страдает незначительно (тоже у парных органов: почка, слух, зрение). В то же время, расстройство сознания или мышления, даже легко выраженное, серьезно влияет на состояние жизнедеятельности сопровождается социальной недостаточностью. Это создает необходимость оценки степени нарушения жизнедеятельности.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.116.183 (0.009 с.) |